Автор: Волкова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся на уроках музыкальной литературы в старших классах ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Проектная деятельность учащихся на уроках музыкальной литературы
в старших классах ДМШ и ДШИ.
Волкова Татьяна Борисовна( преподаватель теоретических дисциплин МБУ
ДО «ДШИ с. Покровское» НР РО)
В нашей школе экзамен по музыкальной литературе состоит из двух этапов:
викторины и защиты реферата, доклада или электронной презентации. С
развитием интернета, который стал неотъемлемой частью учебного процесса,
доклады и рефераты перестали быть творческой формой работы. Часто
учащиеся сдавали некачественно сделанные рефераты большого объёма :
взятые из интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже
форматировались учащимися. При устном изложении такого реферата они
неуверенно пересказывали, запинались, путались, в результате реферат был
подготовлен напрасно. Слабел интерес учащихся к такому роду работы и,
соответственно, снижалась оценка.
Начиная с 2012 года и я, и мои выпускники отдаем предпочтение
электронным презентациям, которые по сути своей являются учебными
проектами.
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему
приемов и способов овладения определенными практическими или
теоретическими знаниями, видами деятельности. Если мы говорим о методе
проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Занимаясь проектной деятельностью на уроках музыкальной литературы, я все
чаще наблюдаю интересный эффект: из неуверенного, не умеющего держаться
перед публикой ученика, проектант превращается в человека с более высокой
самооценкой, гордого собой и своей работой. В данном случае переоценить
значение проектной деятельности для развития личности ребенка невозможно:
это действительно работа с огромным потенциалом.
Как известно, умение осуществлять деятельность по выполнению
учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:
- анализ личного опыта;
- формулирование цели и задач;
- планирование деятельности;
- поиск информации, её анализ и преобразование;
- применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных
задач;
- устную защиту готового проекта.
М е т о д
п р о е к т о в предполагает
такую
технологию
организации
образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные
проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности
учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться
созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются
функции
участников
процесса.
Учитель
–
консультирует,
мотивирует,
наблюдает. Ученик – выбирает (принимает решения), оценивает.
С самого начала работы с электронными презентациями я не ограничивала
учащихся в выборе тем. Во-первых, мир музыки огромен, и
нельзя замыкать его рамками школьной программы по музыкальной литературе.
Во-вторых, работая над интересующей его темой, учащийся с наибольшей
полнотой может раскрыть свой творческий потенциал. Многолетний опыт
работы убедил меня в правильности такой точки зрения.
Выпускники 2012 года были первыми, кто вместо привычных докладов
сами предложили сделать презентации. Андрей и Ирина Жуковы (ныне
студенты Ростовской государственной консерватории) сделали биографические
презентации Ф. Листа и Р. Шумана, произведения которых они играли на
выпускном экзамене по специальности. Лизунова Елена предложила другой тип
презентации – создание видеоряда к музыке. Лена выбрала Хроматическую
фантазию и фугу И.С. Баха. Это произведение, надо отметить, не входит в курс
музыкальной литературы в ДМШ, выбор ученицы был совершенно
самостоятельным. Работа над этой презентацией оказалась разнообразной и
сложной в творческом плане. Вместе с ученицей нам пришлось, внимательно
вслушиваясь в музыку, определить образный строй видеоряда. В результате
фантазия была трактована нами как суровая холодная зима. Фотографии были
подобраны максимально статичные. Фуга (в соответствии с латинским
значением слова « бежать, течь») – это таяние снегов, освобождение рек от
льда, постепенное расширение водного пространства от первых весенних
ручьев до величественных океанских просторов. В 2014 г. Гусев А. сделал
подобную презентацию на тему « Первый концерт для фортепиано с оркестром
П.И. Чайковского». Работа, на мой взгляд, получилась очень удачная, т.к. с
помощью фотографий удалось подчеркнуть патриотическую идею, глубокую
любовь к Родине, пронизывающую это произведение.
Не скрою, что обсуждая с выпускниками темы будущих работ, я преследую
определенную практическую цель - создание электронного архива
дополнительного материала, который можно использовать в качестве
дидактического и информационного пособия на уроках музыкальной
литературы. И тем приятнее, когда интересы и увлечения учащихся совпадали с
учебными задачами. Так, А.-М. Бут (выпуск 2014 г.) создала целый цикл
презентаций, в который вошли краткая биография П.И. Чайковского и три
презентации, посвященные балетам композитора. Очень интересной
получилась серия презентаций выпускников 2015 г. о западных рок- группах.
Учащиеся работали с большим увлечением, на защите говорили свободно,
демонстрируя прекрасное владение материалом. В итоге в электронном архиве
школы теперь есть хорошая подборка презентаций о рок-музыке конца ХХ века.
70-летию Победы посвящена презентация Гусевой В. (выпуск 2015 г.).
Ценность этой работы, с моей точки зрения, состоит в сочетании истории и
современности. Историческая значимость Седьмой симфонии Д.Д.
Шостаковича показана в первой части презентации. Современность и, к
сожалению, актуальность этого произведения – это исполнение «эпизода
нашествия» оркестром под управлением Гергиева на развалинах Цхинвала в
августе 2008 г.
Таким образом, наиболее востребованными типами презентаций на сегодня
стали биографическая (композитор или творческий коллектив), музыкально-
художественная и музыковедческая (конкретные произведения и история их
создания).
Есть, конечно, и не очень удачные презентации. Тем не менее, я оцениваю
их достаточно высоко, т.к. работа с информацией, с компьютерной программой,
художественной компоновкой презентации – это одновременно и творческий
процесс, и демонстрация знаний учащегося в сфере проектной деятельности,
подразумевающей владение целым комплексом навыков и умений.
Подводя итог многолетней работы с электронными презентациями, можно
уверенно констатировать, что именно данный вид учебно-проектной
деятельности учащихся в настоящее время является наиболее интересной и
современной формой устного экзамена по музыкальной литературе в ДМШ и
ДШИ, т.к. во-первых, позволяет сформировать у учащихся навыки
исследовательской деятельности, во-вторых, активизирует творческий
потенциал как учеников, так и педагогов, включая их в современное
пространство информационного общества.В процессе работы над электронной
презентацией учащиеся овладевают такими умениями и навыками как:
-видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;
-ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и
разбивать ее на тактические шаги, планировать свою работу;
-оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время;
-добывать информацию, критически оценивать ее;
-выполнив работу, оценивать ее результат, сравнивать его с тем, что было
заявлено в качестве цели работы;
-видеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
-развитию адекватной самооценки, формированию позитивной концепции
личности ;
-развитию коммуникативной и информационной компетентности;
-развитию терпения, внимания, наблюдательности, воображения, приобщению
к кропотливому труду, направленному на воплощение творческого замысла.
От учителя, в свою очередь, требуется так организовать обучение, чтобы
выявить имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавить
то, чего не хватает. О методе проектов надо говорить как об учении через
деятельность. Только личная заинтересованность ученика в получении
результата, положительная мотивация решения проблемы и практическая
значимость проекта могут поддержать его самостоятельность и
целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать
возникающие трудности и проблемы .