Напоминание

Проектная деятельность учащихся на уроках музыкальной литературы в старших классах ДМШ и ДШИ


Автор: Волкова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ с. Покровское" НР РО
Населённый пункт: с. Покровское, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность учащихся на уроках музыкальной литературы в старших классах ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проектная деятельность учащихся на уроках музыкальной литературы

в старших классах ДМШ и ДШИ.

Волкова Татьяна Борисовна( преподаватель теоретических дисциплин МБУ

ДО «ДШИ с. Покровское» НР РО)

В нашей школе экзамен по музыкальной литературе состоит из двух этапов:

викторины и защиты реферата, доклада или электронной презентации. С

развитием интернета, который стал неотъемлемой частью учебного процесса,

доклады и рефераты перестали быть творческой формой работы. Часто

учащиеся сдавали некачественно сделанные рефераты большого объёма :

взятые из интернета, сканированные материалы, которые не всегда даже

форматировались учащимися. При устном изложении такого реферата они

неуверенно пересказывали, запинались, путались, в результате реферат был

подготовлен напрасно. Слабел интерес учащихся к такому роду работы и,

соответственно, снижалась оценка.

Начиная с 2012 года и я, и мои выпускники отдаем предпочтение

электронным презентациям, которые по сути своей являются учебными

проектами.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему

приемов и способов овладения определенными практическими или

теоретическими знаниями, видами деятельности. Если мы говорим о методе

проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели

через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна

завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Занимаясь проектной деятельностью на уроках музыкальной литературы, я все

чаще наблюдаю интересный эффект: из неуверенного, не умеющего держаться

перед публикой ученика, проектант превращается в человека с более высокой

самооценкой, гордого собой и своей работой. В данном случае переоценить

значение проектной деятельности для развития личности ребенка невозможно:

это действительно работа с огромным потенциалом.

Как известно, умение осуществлять деятельность по выполнению

учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:

- анализ личного опыта;

- формулирование цели и задач;

- планирование деятельности;

- поиск информации, её анализ и преобразование;

- применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных

задач;

- устную защиту готового проекта.

М е т о д

п р о е к т о в предполагает

такую

технологию

организации

образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные

проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности

учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться

созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются

функции

участников

процесса.

Учитель

консультирует,

мотивирует,

наблюдает. Ученик – выбирает (принимает решения), оценивает.

С самого начала работы с электронными презентациями я не ограничивала

учащихся в выборе тем. Во-первых, мир музыки огромен, и

нельзя замыкать его рамками школьной программы по музыкальной литературе.

Во-вторых, работая над интересующей его темой, учащийся с наибольшей

полнотой может раскрыть свой творческий потенциал. Многолетний опыт

работы убедил меня в правильности такой точки зрения.

Выпускники 2012 года были первыми, кто вместо привычных докладов

сами предложили сделать презентации. Андрей и Ирина Жуковы (ныне

студенты Ростовской государственной консерватории) сделали биографические

презентации Ф. Листа и Р. Шумана, произведения которых они играли на

выпускном экзамене по специальности. Лизунова Елена предложила другой тип

презентации – создание видеоряда к музыке. Лена выбрала Хроматическую

фантазию и фугу И.С. Баха. Это произведение, надо отметить, не входит в курс

музыкальной литературы в ДМШ, выбор ученицы был совершенно

самостоятельным. Работа над этой презентацией оказалась разнообразной и

сложной в творческом плане. Вместе с ученицей нам пришлось, внимательно

вслушиваясь в музыку, определить образный строй видеоряда. В результате

фантазия была трактована нами как суровая холодная зима. Фотографии были

подобраны максимально статичные. Фуга (в соответствии с латинским

значением слова « бежать, течь») – это таяние снегов, освобождение рек от

льда, постепенное расширение водного пространства от первых весенних

ручьев до величественных океанских просторов. В 2014 г. Гусев А. сделал

подобную презентацию на тему « Первый концерт для фортепиано с оркестром

П.И. Чайковского». Работа, на мой взгляд, получилась очень удачная, т.к. с

помощью фотографий удалось подчеркнуть патриотическую идею, глубокую

любовь к Родине, пронизывающую это произведение.

Не скрою, что обсуждая с выпускниками темы будущих работ, я преследую

определенную практическую цель - создание электронного архива

дополнительного материала, который можно использовать в качестве

дидактического и информационного пособия на уроках музыкальной

литературы. И тем приятнее, когда интересы и увлечения учащихся совпадали с

учебными задачами. Так, А.-М. Бут (выпуск 2014 г.) создала целый цикл

презентаций, в который вошли краткая биография П.И. Чайковского и три

презентации, посвященные балетам композитора. Очень интересной

получилась серия презентаций выпускников 2015 г. о западных рок- группах.

Учащиеся работали с большим увлечением, на защите говорили свободно,

демонстрируя прекрасное владение материалом. В итоге в электронном архиве

школы теперь есть хорошая подборка презентаций о рок-музыке конца ХХ века.

70-летию Победы посвящена презентация Гусевой В. (выпуск 2015 г.).

Ценность этой работы, с моей точки зрения, состоит в сочетании истории и

современности. Историческая значимость Седьмой симфонии Д.Д.

Шостаковича показана в первой части презентации. Современность и, к

сожалению, актуальность этого произведения – это исполнение «эпизода

нашествия» оркестром под управлением Гергиева на развалинах Цхинвала в

августе 2008 г.

Таким образом, наиболее востребованными типами презентаций на сегодня

стали биографическая (композитор или творческий коллектив), музыкально-

художественная и музыковедческая (конкретные произведения и история их

создания).

Есть, конечно, и не очень удачные презентации. Тем не менее, я оцениваю

их достаточно высоко, т.к. работа с информацией, с компьютерной программой,

художественной компоновкой презентации – это одновременно и творческий

процесс, и демонстрация знаний учащегося в сфере проектной деятельности,

подразумевающей владение целым комплексом навыков и умений.

Подводя итог многолетней работы с электронными презентациями, можно

уверенно констатировать, что именно данный вид учебно-проектной

деятельности учащихся в настоящее время является наиболее интересной и

современной формой устного экзамена по музыкальной литературе в ДМШ и

ДШИ, т.к. во-первых, позволяет сформировать у учащихся навыки

исследовательской деятельности, во-вторых, активизирует творческий

потенциал как учеников, так и педагогов, включая их в современное

пространство информационного общества.В процессе работы над электронной

презентацией учащиеся овладевают такими умениями и навыками как:

-видеть проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности;

-ставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и

разбивать ее на тактические шаги, планировать свою работу;

-оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время;

-добывать информацию, критически оценивать ее;

-выполнив работу, оценивать ее результат, сравнивать его с тем, что было

заявлено в качестве цели работы;

-видеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

-развитию адекватной самооценки, формированию позитивной концепции

личности ;

-развитию коммуникативной и информационной компетентности;

-развитию терпения, внимания, наблюдательности, воображения, приобщению

к кропотливому труду, направленному на воплощение творческого замысла.

От учителя, в свою очередь, требуется так организовать обучение, чтобы

выявить имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавить

то, чего не хватает. О методе проектов надо говорить как об учении через

деятельность. Только личная заинтересованность ученика в получении

результата, положительная мотивация решения проблемы и практическая

значимость проекта могут поддержать его самостоятельность и

целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать

возникающие трудности и проблемы .



В раздел образования