Автор: Чернышева Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ д. Угор
Населённый пункт: дер. Угор, Верхошижемский район, Кировская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по литературному чтению
Тема: В музее сказок Пушкина
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Угор
Верхошижемского района Кировской области
Внеклассное занятие
по литературному чтению
«В музее сказок Пушкина»
Составитель:
Чернышева Екатерина Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ ООШ д. Угор
2019
Цели:
1.
Через литературные стихотворные сказки А.С. Пушкина прививать любовь к
чтению произведений поэта.
2.
Развивать логическое мышление и способность к творчеству
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- определять тему, главную мысль мероприятия и обосновывать своё мнение;
- угадывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;
- формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;
РегулятивныеУУД:
- планировать учебное сотрудничество;
Коммуникативные УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового
общения.
Ход занятия.
Сценка (показывают заранее подготовленные ученики)
Внук. -Бабушка, расскажите мне сказку.
Бабушка. -А какую хочешь сказку, внучек?
Внук. -Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка. -Есть сказки волшебные. Они могут все. Превратить лебедя в
девицу, лягушку – в царевну, молодца в комара, а за одну ночь построить серебряный
дворец.
Внук. -А есть еще сказки про зверей.
Бабушка. -Правильно, но в них нет волшебных превращений.
Внук. -Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый,
лиса хитрая, волк злой.
Бабушка. -А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Внук. -Бабушка, а почему А. С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек –
добрым молодцам урок».
Бабушка. - «Сказка – ложь» оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас
добру и справедливости. Учит понимать чужую беду.
Внук. - Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Бабушка. -Внимание, ребята, сегодня мы отправляемся в музей Пушкинских сказок.
Ребята, поднимите руку, кто из вас был в музее? ( работа с толковым словарём)
1.Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для
обозрения чего-нибудь (памятников искусства, предметов техники, научных
коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т. п.)
Бабушка. Как и любое здание, музей закрывается на замок, а открыть его можно,
разгадав кроссворд.
1
2
3
4
5
6
1.Кто звал Балду тятей? (попёнок).
2.Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в царстве Салтана?
(Буян).
3. Кто сторожил царство царя Додона? (петушок)
4.В кого превратился злой Чародей, чтобы погубить царевну Лебедь? (коршун).
5.Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в «Сказке о царе Салтане…»?
(пир).
6.Ветхое жильё старика и старухи. (землянка).
Ведущий: Итак, музей открыт! Заходим в первый зал, который называется
Волшебный уголок. В этом зале вам предстоит вспомнить, какие чудеса происходят в
сказках Пушкина.
1. В какой сказке говорится о чуде чудном? Вспомните, что это за чудо? («Сказка о
царе Салтане…»)
2. В кого превращался князь Гвидон и с какой целью? (Чтобы навестить отца, первый
раз превратился в комара, второй раз-в муху, в третий раз-в шмеля).
3. В какой сказке яблоко явилось причиной смерти? («Сказка о мертвой царевне»)
4. С каким неодушевлённым предметом разговаривала царица из вышеуказанной
сказки? (Зеркало)
Ведущий: Переходим во второй зал – Картинная галерея
1). Посмотрите на доску. Здесь висят иллюстрации, изображающие фрагменты из
сказок. Я показываю рисунок, а вы называете сказку.
А) корабль («Сказка о царе Салтане…»)
Б) старик («Сказка о рыбаке и рыбке»)
В) шатер («Сказка о золотом петушке»)
Г) рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Д) зеркальце («Сказка о мертвой царевне»)
2) А ещё в этом зале мы должны поместить портреты героев пушкинских сказок.
(Дети рисуют рисунки, которые вывешиваются на заранее подготовленное место)
Ведущий: Из Картинной галереи мы переходим в Морской зал. Посмотрим, какие
вопросы нас ожидают в этом зале.
1. Из какой сказки эти слова: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»?
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. Каким становилось море в «Сказке о рыбаке и рыбке» по мере требований старухи?
(учащиеся должны расставить таблички с описанием моря по порядку море слегка
разыгралось; помутилося синее море; не спокойно синее море; почернело синее
море; на море чёрная буря)
3. Где жили бесы из «Сказки о попе и о работнике его Балде» (в море)
Ведущий: Молодцы, ребята. Открываем дверь в последний зал – Поэтический.
Определите, из какой сказки эти слова (читают заранее подготовленные учащиеся)
1) Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу! («Сказка о царе Салтане…»)
2) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Работника не слишком дорогого? («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4) Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме Бога одного. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
5) Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке»)
Ведущий: Благодарю вас, ребята! Я убедилась в том, что вы читаете и знаете сказки
А.С. Пушкина. А кто ещё не познакомился с его сказками, обязательно сходит в
библиотеку и возьмёт книги.
Это Пушкин. Это чудо
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Литература.
1.
Интернет – сайты.
2.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
3.
А.С. Пушкин «Сказки»