Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными
Автор: Судакова Галина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Тулинская СОШ Населённый пункт: ст. Тулюшка Наименование материала: конспект урока Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными Раздел: начальное образование
Учитель
Судакова Галина Александровна
Тема
Правописание слов с парными звонкими и глухими
согласнымив корне слова.
Планируемые
образовательные
результаты :
предметные:обобщить
ЗУН
о
проверки
слов
с
парными согласными в корне слова; совершенствовать
умения
распознавать
и
обнаруживать
орфограммы
слабых
позиций
и
проверять
их;
научить
применять
полученные
знания
на
практике
на
основе
выработки
алгоритма действий при обозначении согласных звуков
буквами;
метапредметные:развивать
умение
анализировать,
обобщать,
формулировать
вывод,
систематизировать
учебный
материал;
обогащать
словарный
запас
учащихся,
развивать
речь;
находить
способы
решения
проблем творческого и поискового характера; развивать
умение контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей,
определять
наиболее эффективные способы достижения результатов;
личностные:воспитывать
навыки
сотрудничества,
уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и
личной
ответственности,
навыки
самопроверки,
взаимопроверки.
Методы и формы
обучения
словесный, наглядный практический; фронтальная,
индивидуальная, групповая
Образовательные
ресурсы:
Русский язык 3 класс. Поурочные разработки по
русскому языку к УМК «Школа России», Москва.
Тип урока:
урок – обобщение знаний
Оборудование:
сигнальные карточки, карточки для групповой работы и
работы в парах; карточки с разноуровневыми заданиями;
I. Организационный
момент.
- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим
и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг
другу и нашим гостям.
II. Актуализация
1)
Фронтальная работа.
знаний.
На доске вы видите вопросы. Выберите вопросы, на
которые можете ответить
-
Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим)
-Чем мы обозначаем звуки?
- Что такое буква? (Букву мы видим и пишем)
- Какие парные согласные по глухости – звонкости
звуки вы знаете?
[б ], [ в ], [г], [д], [з], [ж],
[п], [ф], [к], [т], [с], [ш].
- Когда парный согласный звук нуждается в
проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед
согласным в корне, т. е. в середине слова)
- Какие способы проверки парных согласных в корне
слова вы знаете? (Путём изменения формы слова,
подбором родственного слова так, чтобы после парного
согласного стоял гласный звук или звуки)
[н ], [м ], [ л ], [ р ], [в ].
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего
урока? (Правописание слов с парными глухими и
звонкими согласными)
- Мы будем работать по алгоритму написания
парных согласных в корне слова: Давайте вспомним
алгоритм, который лежит в ваших подсказках.
1. Читаем слово.
2. Находим парный согласный.
3. Рассуждаем, вспоминаем правило.
4. Подбираем проверочное слово.
Послушайте стихотворение , которое прочитает … и
скажите, почему именно это стихотворение прозвучало
Чтение стихотворения.
Вот уж осень улетела
И примчалась зима,
Как на крыльях прилетела
Невидимкой вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появились узоры.
На стеклах дивной красоты,
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает, мелькает, вьется.
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.
Почему прозвучало это стихотворение?
Конечно, потому что на улице зима, поэтому все
наши задания будут связаны с этим прекрасным
временем года.
2)Орфографическая минутка
На доске вы видите слова на зимнюю тему, почему
взяты именно эти слова?
Конечно, они из стихотворения.
Распределите их в два столбика.
сне.., кре..кий, моро.., гла..кий, лё.., сколь..кий.
- На какую орфограмму записаны слова?
- По какому признаку разделили слова в группы?
(Существительные, прилагательные; парный согласный
на конце слова и в середине)
(Взаимопроверка, обмен тетрадями, проверить,
карандашом сделать пометки на полях)
- Как проверяли слова I группы? (Путём изменения
формы слова)
- Как проверяли слова II группы? (Путём подбора
родственных слов)
ӀӀӀ.Работа по теме
урока.
1)
Грамматическая игра
- Приготовьте сигнальные карточки. Покажите
нужную букву:
шубка шапка
варежка салазки заморозки
клюшка прорубь
- Каким правилом пользовались при обозначении
буквой парного по звонкости - глухости? (Опрос
правила)
2)
Практическая работа. (Работа в группах)
А сейчас вы в группах должны записать слова,
связанные с зимой, по заданию, которое записано
на карточке №1
Карточка № 1
Выписать слова с парными согласными по группам
(Коллективное выполнение работы. Самопроверка.)
Дополните вашими словами.
Ӏ˅Физкультминутка
Давайте немного отдохнем и отправимся на
прогулку.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Поочерёдно руками
в воздухе)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на
месте.)
Ну, а мы идем, идем
И к себе приходим в дом. (Сесть за
парты.)
˅Закрепление
изученного.
1)
Коррекционная работа. (Работа в парах.)
- Я хочу попросить вас помочь мне. Один
невнимательный мальчик при написании диктанта
допустил много ошибок. Исправьте их. Работать будете
в парах
Карточка № 2
Ночью ударил сильный морос. Он сковал
летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало
дупкам и берёскам.
- Какие ошибки вы исправили?
- Как объяснить их?
- Как проработать ошибку на парную
согласную?
- Записать слово, подобрать проверочное; на это
правило записать ещё 2 – 3 слова.
Запишите эти слова в тетрадь и рядом напишите
проверочное.
2)Итоговый тест
.
˅ӀПодведение итогов.
- Чему вас научил этот урок?
- За что вы могли бы себя похвалить?
˅ӀӀДомашнее задание.
1)
Упражнение 221, стр. 116 по заданию.
2)
Записать 10 слов с изученной орфограммой,
проверить их.
3)
Написать мини – сочинение, включая слова с
парной согласной.
VӀӀӀ.
Рефлексия.
Если вы устали и у вас по теме много вопросов -
опустите голову на руки.
Если вы справились с заданиями, но испытывали
затруднения, положите руки полочкой.
Если вы справились со всеми заданиями и уверены в
себе, поаппладируйте.