Напоминание

Задачи технического плана в процессе обучения игре на аккордеоне


Автор: Ибрагимова Елена Борисовна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МОАУ ДОД Детская школа искусств
Населённый пункт: пгт. Новобурейский, Амурской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Задачи технического плана в процессе обучения игре на аккордеоне
Раздел: дополнительное образование





Назад




Задачи технического плана в процессе обучения игре на аккордеоне

Развитие технических навыков на практике неотделимо от всей системы

обучения, но эта сторона работы чрезвычайно широка и многогранна.

Нередки случаи недостаточной в техническом отношении подготовки

учащихся и наличия тех или иных дефектов. Поэтому разносторонность

обучения по специальности предусматривает постоянную работу над

техникой. На каком же материале строится техническое развитие учащихся?

Уже в начальных классах обучение в репертуаре ученика появляются пьесы

подвижного характера. Постепенно их скромные поначалу технические

задачи становятся сложнее, а некоторые пьесы уже ставят целью

определённого технического навыка. Но, как ни привлекательна мысль -

использовать в занятиях только художественную литературу,- нельзя

миновать изучения специального инструктивного материала, в первую

очередь этюдов. Параллельно в работе будут и гаммы, арпеджио, аккорды,

различные упражнения. Недопустимо превращение художественных

произведений в объекты для своего рода технического тренажа, ясно, что эта

работа над техническими навыками не может вестись оторвано от

музыкального восприятия и осмысливания и не должна превращаться в

механическую муштру. Поэтому при игре тех же этюдов должно ставить не

только технические задачи, но и художественные, музыкальные.

Существенная и весьма общая задача педагога - должным образом направить

развитие двигательных навыков учащегося, необходимо иметь налаженный (в

соответствии с возрастом) аппарат и посадку учащегося и если и не

обеспечивающий в данный момент большой беглости, то позволяющий идти

к этой цели в будущем.

Самое большое место в работе над техническим развитием учащегося

занимает область мелкой, или так называемой пальцевой техники. Мелкая

техника - основа будущего технического мастерства учащихся. Разумеется,

ею техническая работа не ограничивается: существует ещё техника

исполнения двойных нот, октавная, аккордовая, но начинать приходится не с

них, а именно с работы над мелкой техникой. Таким началом служит этюд со

звуковой последовательностью, изложенной мелкими длительностями. В

исполнении сочетаются ведения звуковой линии, требующей обычно

довольно быстрого темпа, с большой ясностью «произнесения» каждого

звука. Свободная рука и кисть должны удобно для себя и гибко вести

мелодическую линию при обязательной самостоятельности пальцев и

точности прикосновения их к клавишам. Занимаясь с малоподготовленными

учениками, педагог ином раз хочет добиться быстрого темпа, не обращая при

этом внимания на то, каким путём он достигается. И вот иллюзия техничного

исполнения создаётся при толчках кистью на каждый палец. Это приводит к

плохому качеству звука, одновременно препятствуя развитию беглости в

узком смысле слова, так как темп при этом может быть ограниченным. Не

будет вырабатываться и необходимая точность ощущения в концах пальцев,

их устойчивость, сила. Надо, чтобы ученик понял и почувствовал, как у него

зазвучит инструмент, если пальцы будут брать клавиши спокойно, устойчиво,

без липших движений руки и кисти,- бесспорно, участвующих в процессе

игры, но не пытающихся подменять активность пальцев. Учащийся должен

отличать звук на устойчивом пальце (опёртый) - от звука небрежным, вялым,

толчковым пальцем. Звуковая точность будет достигнута в случае, если

пальцы ученика будут брать клавиши с достаточной опорой.

Несмотря на точность каждого звука, подобную линию в этюде, вариации,

пассаже нельзя представить себе как ряд отдельно сыгранных звуков. Между

ними обязательна взаимосвязь, объединение общим движением кисти и руки.

При коротких последовательностях оно обычно незаметно, но всегда

ощущается внутренне, как бы спокоен ни был темп. Только эта

направленность обеспечит плавность и целостность звучания. В медленном

темпе кисть вместе с пальцами должна чутко реагировать на все повороты

мелодического рисунка, ощущать его изгибы, но, не подчёркивая их

лишними движениями. Следует помнить, что эта общая непрерывность и

гибкость движения требуют свободы не только кисти, но и мышц плеча,

предплечья. Только «пальцевая» игра при изоляции или недостаточном

использовании мышц верхних частей руки и плеча привела бы к скованности

аппарата. По-разном надо подходить педагогу к своим наказам ученику и к

игре своего ученика с его недочётами двигательного порядка. Нужно особо

направленное внимание, чтобы, наблюдая, анализируя, видеть причины этих

недостатков, руководить развитием техники учащегося. Нужен подбор и

соответствующего репертуара, который позволил бы разносторонне развивать

двигательные навыки. После разбора этюда учащийся должен ясно

представлять себе его форму, знать, на использовании каких видов техники

основан этюд, как часто меняется в нем рисунок, какова мелодическая

структура отдельных последовательностей. Только тогда можно учить, т.е.

двигательно «прилаживаться» к той или иной технической формуле, находить

нужное и удобное для себя движение и ощущение и потом их закреплять. Как

правило, в этюдах приходится обращать особое внимание на аппликатуру.

Учащиеся иной раз довольно долго не понимают насколько важно освоиться

с ней. Следует разъяснять, что автоматизация движений вообще возможна

лишь при употреблении постоянной аппликатуры. Если учащийся достаточно

подготовлен, надо давать ему возможность самостоятельно её подбирать.

Зажатость руки легче всего снять при помощи игры легато, причём следует

исключить даже подвижные темпы. Мелодическая линия этюда исполняется

обязательно связно, полным, густым звуком. Следует подбирать этюды,

построенные на арпеджио, мелодической фигурации. Указанный способ

позволяет расслабить мышцу кисти и отдельных пальцев в промежутке

между залигованными нотами. Процесс такой перестройки и освобождения

кисти от скованности обычно бывает длительным, требующим

систематического труда. Другая крайность - несобранность и вялость руки и

пальцев, уточнения звучания. Основным материалом для укрепления

пальцев, уточнения звучания послужат этюды на мелкую технику, полезны

небольшие и неутомительные для рук этюды на двойные ноты,

способствующие развитию точности звучания. Если же вялость пальцев и

кисти сочетается с толканием рукой клавиш, то стоят две задачи: убрать

лишнюю тряску и научить вести звуковую линию, вторая - уточнить

звучание. Задача педагога - следить, чтобы уточнение звучания и большая

крепость концов пальцев сочетались с направляющими движениями кисти, с

её гибкостью, свободой кисти и руки и общей плавностью звучания.

Октавная и аккордовая фактура чрезвычайно распространена. Если учащийся

не владеет крупной техникой, ему будет недоступна большая часть

музыкальной литературы, вряд ли удастся достигнуть «эмоционального»

разворота ученика. Основное, за чем приходится следить при исполнении

аккордов - свобода мышц плеча и предплечья, устойчивость пальцев,

берущих аккорд, их глубокое погружение в клавиатуру, ощущение опоры.

Необходимо, чтобы ученик умел взять не один-два аккорда, а исполнить

аккордовую последовательность, «слушая вперёд», воспринимая смысл

музыкальной фразы, и, несмотря на отсутствие формального легато, вести

аккордовую линию. Важно, чтобы были слышны все звуки аккорда. Этот

вопрос обычно встаёт в старших классах, когда появляются сложные

аккордовые произведения. В начале для обеспечения свободы руки и кисти

можно допустить игру несобранной кистью и пальцами. Позже, когда он

почувствует, что сыграть их несложно можно слегка «собрать» пальцы с

опорой на 1 и 5 пальцы. Кисть должна оставаться свободной, независимо от

того, кистевым приёмом, легко по звучанию или с опорой на пальцы.

В старших классах стоит задача овладения техники двойных нот. Должна

быть растяжка достаточная между пальцами и уровень развития на мелкую

технику. В основе работы двойными нотами легато должно находиться

ведение мелодической линии. Полезно поучить каждый голос в отдельности

(нужной аппликатурой) наибольшую трудность доставляют сексты легато.

Этюды на двойные ноты особенно полезно играть не только для овладения

соответствующими навыками игры, но и для выработки чёткости звучания,

крепости пальцев. Выбор этюдов определяется конкретными задачами в

области развития техники, стоящими на данном этапе обучения. Педагог

учитывает как возможности ученика, так целесообразность изучения каждого

намеченного этюда, а именно, перспективу работы в этом направлении. Не

следует упускать из виду взаимосвязь этюдов и художественного репертуара

учащегося.

На определённом этапе занятий необходимо освоить многочисленные виды

гамм и арпеджио, эта работа при её систематичности также может много дать

для развития пальцевой беглости, кроме того, элементы гамм, арпеджио,

аккордов можно использовать как «заготовки» для этюдов и пьес. Изучение

гамм и арпеджио проводится в соответствии с программой музыкальных

школ, и постепенно становятся одной из форм самостоятельной работы

учащегося. Педагог должен умело сочетать их с художественными

произведениями, ставящие серьёзные для учащегося технические, а на более

высоком уровне подготовки - и виртуозные цели.



В раздел образования