Автор: Ермакова Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Концепт Родина в когнитивном сознании людей разных возрастных групп (по данным ассоциативного эксперимента)»
Раздел: начальное образование
«Концепт Родина в когнитивном сознании людей разных возрастных групп
(по данным ассоциативного эксперимента)».
В настоящее время проблема изучения концептов вызывает интерес у
многих ученых, поскольку предоставляет возможность установить различные
способы понимания окружающей человека действительности и выявить на
основе
исследований
наиболее
важные
ценности
для
определенного
национального сообщества.
Объектом исследования в данной работе является базовый концепт
национальной
концептосферы
Родина,
а
предметом
–
структура
и
смысловое
наполнение
концепта
Ро д и н а по
данным
ассоциативного
эксперимента.
Целью представленного исследования является анализ формирования
и динамики развития концепта в сознании детей школьного возраста, а также
исследование
уже
сформировавшегося
концепта
Родина
у
взрослых
респондентов (от 21 года до 76 лет).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие
задачи:
1.
Определить
базовый
понятийный
аппарат
лингвокогнитивного
исследования.
2.
Выявить когнитивные признаки концепта Родина по данным словарей.
3.
Провести цепочечный
ассоциативный эксперимент и сформировать
массив полученных реакций.
4.
Определить
на
основе
результатов
ассоциативного
эксперимента
структурно-смысловую
организацию
изучаемого
концепта
в
когнитивном
сознании информантов разных возрастных групп.
Материалом
для
исследования
п о с л у ж и л и
с л е д у ю щ и е
лексикографические источники: «Этимологический словарь русского языка»
М. Фасмера и толковые словари различных авторов: В.И. Даля, С.И. Ожегова,
Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой, С.А. Кузнецова, Д.В. Дмитриева. А также
423
анкеты
информантов,
содержащие
результаты
проведенного
ассоциативного
эксперимента
среди
школьников
начального,
общего
и
среднего образования, а также респондентов различного рода деятельности в
возрасте от 21 до 76 лет. Всего получено 2010 реакций
на слово-стимул
Родина,
которые
были
подвергнуты
последующей
когнитивной
интерпретации.
Далее представим результаты нашего исследования.
В результате проведенного анализа были получены модели 4 концептов,
входящих в концептосферы людей разного возраста. Несмотря на вполне
объяснимые различия в их содержании и структуре можно выделить группы
когнитивных
признаков,
входящих
во
все
проанализированные
концепты
Родина. Так, группа Россия включает в себя номинации страны России и
малой родины респондентов: Русь, страна, Москва, государство, отечество,
Нижний Новгород, Польша, СССР, РФ. Группа, объединяющая когнитивные
признаки, связанные с домом и семьей, имеет следующее содержание: дом,
родные, родители, семья, друзья, мать, род, жильё, квартира, родня, папа,
мама,
сестра,
брат,
бабушка. Группа географическая
среда
обитания
включает в себя репрезентации природно-ландшафтных признаков. Группа
безопасность была также выделена в исследуемом материале. К ней можно
отнести такие когнитивные признаки, как защита, храбрая, сила, победа,
Родина-Мать, отвага, солдат. Обучающиеся младшего школьного возраста
реагировали
на
стимул Родина
реакциями,
выраженными
именами
прилагательными,
обозначающими
качества
их
родины: любимая,
милая,
родная, хорошая, дорогая, красивая, теплая, единственная, лучшая. Однако,
школьники старшей ступени обучения актуализировали такие ассоциации,
к а к гордость,
долг,
честь,
верность,
ответственность,
достоинство,
уважение,
преданность.
Исходным
являлось
положение
о
том,
что
формирование
концепта Родина
в
сознании
школьников
происходит
на
протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. Группа
когнитивных
признаков личностные
чувства
объективирует
чувства
радости
(тепло,
счастье,
уют)
и
любви.
Следует
отметить,
что
у
выпускников
школы
были
получены
негативные
реакции,
но
они
были
единичны: бесполезность, неуважение. Следствием трепетного отношения к
дому является актуализация группы дом/семья:
родина - это тот же дом,
только общее его понимание. Испытуемые также отмечают наличие символов
у России - Родины - флаг и столицу, гимн и герб, а особенно, язык. Россия в
сознании
школьников
-
правовое
государство,
которое
гарантирует
определенные социальные блага. Объединяющим фактором для населения
России - Родины, безусловно, является наличие единого языка. Реакций,
связанных
с
религиозными
понятиями
и
традициями,
вероисповеданием
было
представлено
очень
мало: вера,
Пасха,
божественная,
благодать.
Возможно, данное явление связано с разной национальной принадлежностью
испытуемых и, следовательно, разным вероисповеданием.
На
основе
анализа
данных,
полученных
в
ходе
ассоциативного
эксперимента
можно
сделать выводы о том, что
концепт Родина в зоне
дальней
периферии
отличается
у
опрошенных
респондентов
разных
возрастов: концепт, сформированный на основе опроса школьников, в зоне
дальней
периферии
содержит
когнитивные
признаки
с
положительной
эмоциональной окраской (классная, добрая, божественная, нас защищает,
храбрая,
любимая
родина,
просторная,
светлая,
труженица,
горжусь
и
т.д.). У взрослых респондентов зона включает когнитивные признаки уже с
отрицательной окраской (страдание, несчастная, униженная, больная, стыд,
ложь и т.д.).
Перспективы
данного
исследования
связаны
с
проведением
углубленного
изучения
концепта Родина
в
современной
национальной
концептосфере,
а
также
более
подробного
сопоставительного
анализа
ассоциаций, полученных на слово-стимул Родина внутри выделенных групп
(между параллелями классов начальной, средней и старшей школы).