Напоминание

«Концепт Родина в когнитивном сознании людей разных возрастных групп (по данным ассоциативного эксперимента)»


Автор: Ермакова Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: «Концепт Родина в когнитивном сознании людей разных возрастных групп (по данным ассоциативного эксперимента)»
Раздел: начальное образование





Назад




«Концепт Родина в когнитивном сознании людей разных возрастных групп

(по данным ассоциативного эксперимента)».

В настоящее время проблема изучения концептов вызывает интерес у

многих ученых, поскольку предоставляет возможность установить различные

способы понимания окружающей человека действительности и выявить на

основе

исследований

наиболее

важные

ценности

для

определенного

национального сообщества.

Объектом исследования в данной работе является базовый концепт

национальной

концептосферы

Родина,

а

предметом

структура

и

смысловое

наполнение

концепта

Ро д и н а по

данным

ассоциативного

эксперимента.

Целью представленного исследования является анализ формирования

и динамики развития концепта в сознании детей школьного возраста, а также

исследование

уже

сформировавшегося

концепта

Родина

у

взрослых

респондентов (от 21 года до 76 лет).

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие

задачи:

1.

Определить

базовый

понятийный

аппарат

лингвокогнитивного

исследования.

2.

Выявить когнитивные признаки концепта Родина по данным словарей.

3.

Провести цепочечный

ассоциативный эксперимент и сформировать

массив полученных реакций.

4.

Определить

на

основе

результатов

ассоциативного

эксперимента

структурно-смысловую

организацию

изучаемого

концепта

в

когнитивном

сознании информантов разных возрастных групп.

Материалом

для

исследования

п о с л у ж и л и

с л е д у ю щ и е

лексикографические источники: «Этимологический словарь русского языка»

М. Фасмера и толковые словари различных авторов: В.И. Даля, С.И. Ожегова,

Д.Н. Ушакова, А.П. Евгеньевой, С.А. Кузнецова, Д.В. Дмитриева. А также

423

анкеты

информантов,

содержащие

результаты

проведенного

ассоциативного

эксперимента

среди

школьников

начального,

общего

и

среднего образования, а также респондентов различного рода деятельности в

возрасте от 21 до 76 лет. Всего получено 2010 реакций

на слово-стимул

Родина,

которые

были

подвергнуты

последующей

когнитивной

интерпретации.

Далее представим результаты нашего исследования.

В результате проведенного анализа были получены модели 4 концептов,

входящих в концептосферы людей разного возраста. Несмотря на вполне

объяснимые различия в их содержании и структуре можно выделить группы

когнитивных

признаков,

входящих

во

все

проанализированные

концепты

Родина. Так, группа Россия включает в себя номинации страны России и

малой родины респондентов: Русь, страна, Москва, государство, отечество,

Нижний Новгород, Польша, СССР, РФ. Группа, объединяющая когнитивные

признаки, связанные с домом и семьей, имеет следующее содержание: дом,

родные, родители, семья, друзья, мать, род, жильё, квартира, родня, папа,

мама,

сестра,

брат,

бабушка. Группа географическая

среда

обитания

включает в себя репрезентации природно-ландшафтных признаков. Группа

безопасность была также выделена в исследуемом материале. К ней можно

отнести такие когнитивные признаки, как защита, храбрая, сила, победа,

Родина-Мать, отвага, солдат. Обучающиеся младшего школьного возраста

реагировали

на

стимул Родина

реакциями,

выраженными

именами

прилагательными,

обозначающими

качества

их

родины: любимая,

милая,

родная, хорошая, дорогая, красивая, теплая, единственная, лучшая. Однако,

школьники старшей ступени обучения актуализировали такие ассоциации,

к а к гордость,

долг,

честь,

верность,

ответственность,

достоинство,

уважение,

преданность.

Исходным

являлось

положение

о

том,

что

формирование

концепта Родина

в

сознании

школьников

происходит

на

протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. Группа

когнитивных

признаков личностные

чувства

объективирует

чувства

радости

(тепло,

счастье,

уют)

и

любви.

Следует

отметить,

что

у

выпускников

школы

были

получены

негативные

реакции,

но

они

были

единичны: бесполезность, неуважение. Следствием трепетного отношения к

дому является актуализация группы дом/семья:

родина - это тот же дом,

только общее его понимание. Испытуемые также отмечают наличие символов

у России - Родины - флаг и столицу, гимн и герб, а особенно, язык. Россия в

сознании

школьников

-

правовое

государство,

которое

гарантирует

определенные социальные блага. Объединяющим фактором для населения

России - Родины, безусловно, является наличие единого языка. Реакций,

связанных

с

религиозными

понятиями

и

традициями,

вероисповеданием

было

представлено

очень

мало: вера,

Пасха,

божественная,

благодать.

Возможно, данное явление связано с разной национальной принадлежностью

испытуемых и, следовательно, разным вероисповеданием.

На

основе

анализа

данных,

полученных

в

ходе

ассоциативного

эксперимента

можно

сделать выводы о том, что

концепт Родина в зоне

дальней

периферии

отличается

у

опрошенных

респондентов

разных

возрастов: концепт, сформированный на основе опроса школьников, в зоне

дальней

периферии

содержит

когнитивные

признаки

с

положительной

эмоциональной окраской (классная, добрая, божественная, нас защищает,

храбрая,

любимая

родина,

просторная,

светлая,

труженица,

горжусь

и

т.д.). У взрослых респондентов зона включает когнитивные признаки уже с

отрицательной окраской (страдание, несчастная, униженная, больная, стыд,

ложь и т.д.).

Перспективы

данного

исследования

связаны

с

проведением

углубленного

изучения

концепта Родина

в

современной

национальной

концептосфере,

а

также

более

подробного

сопоставительного

анализа

ассоциаций, полученных на слово-стимул Родина внутри выделенных групп

(между параллелями классов начальной, средней и старшей школы).



В раздел образования