Напоминание

«Люблю природу русскую. Зима»


Автор: Молодцова Ирина Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №48
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Литературное чтение 2 класс. Конспект урока.
Тема: «Люблю природу русскую. Зима»
Раздел: начальное образование





Назад




МАОУ СОШ №48 г. Тюмень

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме: «Люблю природу русскую. Зима»

(УМК «Школа России»)

Автор: Молодцова И.М.

учитель начальных классов

высшей категории

2020г

Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме.

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навыки чтения: осознанность,

выразительность, формировать умение работать с текстом, умение ставить

проблемные вопросы.

Развивающие: учить анализировать, выделять смысловые единицы,

строить предположения и собственные высказывания, развивать критическое

мышление, самостоятельно планировать свою работу.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; прививать

любовь к окружающему.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- развиваем умения выказывать своё отношение , выражать свои эмоции;-

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

-

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности

Регулятивные УУД:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в печатном учебном материале;

-ориентироваться

в

своей

системе

знаний

(определять

границы

знания/незнания);

-

находить

ответы

на

вопросы

в

тексте,

иллюстрациях,

используя

свой

жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка.

Приёмы ТРКМЧП: корзина идей, чтение с остановками, синквейн.

Оборудование: презентация «Времена года» (у автора), компьютер, экран,

рабочие тетради по литературному чтению.

Ход урока.

1.

Организационный момент, настрой на работу. Дети произносят хором

стихотворение.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем – старательно»

- Сядет тот, кто ответит на мой вопрос.

Самое тёплое время года?

Самое холодное время года?

Самое дождливое время года?

А какое сейчас время года?

Назовите месяцы этого времени года.

2. Актуализация знаний. Слайд 1, 2

- Начинаем наш урок. Ребята, прослушайте стихотворение. О каком времени

года в нем рассказывается?

С неба падают снежинки, словно белые пушинки,

Покрывая все кругом мягким бархатным ковром.

Солнце полно светлой ласки, все блестит, как в дивной сказке,

Пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным. (Зима)

-Сегодня мы будем говорить с вами о зиме На уроке мы постараемся открыть

новые тайны природы. Пусть этот урок принесёт вам новые знания, хорошее

настроение, хорошие оценки.

(Накануне проведения урока ребята побывали на экскурсии в зимнем парке. В

морозный день погода была чудесная. Ярко светило солнце. Особое впечатление

на ребят произвёл снег, который сверкал и искрился под лучами зимнего солнца.

А

з а с н е ж е н н ы е

д е р е в ь я

р е б я т а

н а з в а л и

с к а з о ч н ы м и .

Дети дома выразили свои впечатления от экскурсии в рисунках).

-Сегодня в нашем классе появилась выставка рисунков, которая называется

«Люблю природу русскую. Зима». Художники картин – ученики нашего класса.

Они

рассказали

нам

о

своих

впечатлениях

от

экскурсии

в

зимний

парк.

Рисунки все разные, но на многих из них мы видим деревья, одетые в снежный

наряд. Почему? Попросим художников рассказать о своих картинах.

- Ребята, а почему у вас появилось желание нарисовать картину?

2.1. Слушаются рассказы детей.

Варианты ответов, прозвучавшие на уроке:

- Мне очень понравился зимний парк.

- Я часто гуляю в парке, но раньше не обращал внимания на такие красивые

деревья. Мне хотелось, чтобы люди смотрели вокруг и обращали внимание на

красоту природы.

- Раньше, когда я рисовала зиму, картины у меня были неяркие. А в парке я

увидела, что зима – это яркое время года. Мне захотелось это показать.

- Мне очень понравились зимние деревья, они были как сказочные, как будто

их драгоценными камнями осыпали. Я хотел эту красоту сохранить в своём

рисунке.

- Я хотел показать, как красиво зимой!

Делается вывод. Художников поразила красота зимней природы. Своё

восхищение, удивление они отразили в своих работах с помощью красок.

-А чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

Дети высказывают свои мнения, выбирают лучшую работу.

-Похлопайте друг другу – поблагодарите за хорошо выполненную работу.

А теперь откройте учебники и прочитайте название раздела, с которым мы

сегодня заканчиваем работать.

(Он называется «Люблю природу русскую. Зима»)

- Что вы заметили? (Раздел называется так же как и наша выставка)

- О чём читали в этом разделе?

3. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые изучали в разделе

«Люблю природу русскую. Зима». Потренируем внимание, память. А помогут

нам в этом задания, которые я для вас приготовила. Каждый из вас сейчас

получит листочек с тестом, прочитает и выполнит задания на нём. Если что-то

непонятно, где можете получить помощь?

Итак, всем удачи.

3.1. Работа в тетрадях по литературному чтению. Тест.

1.Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения

Есенин «Светло-пушистая снежинка белая…»

Михалков «Дело было в январе…»

Барто «Чародейкою зимою…»

Тютчев «Зимним холодом пахнуло…»

Бунин «Берёза»

Бальмонт «Новогодняя быль

2. Перечисли, какие литературные жанры встретились нам в этом

разделе.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Сравни два небольших текста. Какой из них ты назвал бы

стихотворением?

- Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата.

-Улицей гуляет дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берёз.

4. В каком стихотворении ты встречал эти слова: аукает, стелется,

глубокою, баюкает, далёкую? Подбери к ним рифму, используя следующие

выражения: мохнатый лес, поёт зима, ковром шелковым, плывут в страну.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

5.

Прочитай отрывок из произведения, напиши автора и название.

«Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали

дожди, зимой засыпало снегом».

«А ему всё жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет.

Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю,

погоди у меня теперь!»

«Утром кот принёс на лапах первый снег…».

3.2. Взаимопроверка.

Ребята вы очень хорошо справились с работой. Молодцы!

4. Работа над произведением.

- Сегодня мы с вами познакомимся произведением К.Д.Ушинского «Четыре

желания».

4.1. Приём «Корзина идей».

- Как вы думаете, о чём этот рассказ?

- О каких желаниях может идти речь в рассказе? Запишите свои идеи в

тетрадях.

- Обсудите со своим соседом вашу информацию. Работа в парах.

- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)

4.2.Стадия осмысления. Приём «Чтение с остановками».

Текст рассказа К.Ушинского « Четыре желания» читает учитель.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей

реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё время зима была!

- Запиши своё желание в мою записную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Остановка:

4.3. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- Как звали мальчика? (Митя)

- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках).

- Каким он был зимой? (Веселым и румяным).

- Какое желание высказал мальчик отцу?

(Он хотел, чтобы всегда была зима.)

-Куда записали его желание? (В записную книжку).

- Какие ещё желания мог записать Митя в записную книжку?

- Как вы думаете, а что будет дальше?

4.4.Чтение второй части рассказа.

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта

весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

4.5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

- За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)

- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

-Куда Митя записал свое желание?

(Митя записал желание в записную книжку.)

- Чем может закончиться этот рассказ? Придумайте конец рассказа.

4.6. Чтение третьей части. Дети читают самостоятельно.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день

веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом

сене, а вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не

было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

4.7. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в

душистом сене.)

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы

лету конца не было!)

- Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

4.8. Чтение четвертой части. Дети читают самостоятельно.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и

желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех

времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он, то

же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

- Какое время года наступило? (Осень.)

- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень — лучше всех времен года!)

- Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он,

то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

5. Словарная работа. Работа с толковым словарём.

Объясните значение следующих слов. Переведите на родной язык:

румяный – красный

желание -…

пёстрый - …

сенокос - …

- Было ли в тексте для вас что- то не понятно.

6. Физкультминутка.

- А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

7. Продолжение работы над рассказом.

Давайте вернёмся к вашим предположениям.

-Совпали ли ваши предположения с желаниями Мити?

8. Проверка понимания текста:

- О чём говорится в тексте?

- Что понравилось делать Мите зимой на улице?

- Куда посоветовал Мите записывать свои желания папа?

- Когда мальчик с удовольствием бегал по лугу за пёстрыми бабочками?

- Что собирал в саду герой рассказа?

- Почему желаний у Мити было только четыре?

- Почему Мите понравились все времена года?

- Какая была главная мысль текста? Эту мысль запишем в тетрадях.

Давайте поможем Мите, решить, какое время года самое лучшее?

(Каждое время года по-своему хорошо)

- Какое любимое время года у вас?

9. Работа с загадками (в группах). Деление на группы.

Детям предлагается выбрать жетон из бочонка. Жетоны красного, зеленого,

жёлтого и синего цвета. Дети выбирают цвет и таким образом делятся на

четыре группы, а загадка написана на карточке того же цвета, что и жетон.

9.1. Просмотр презентации «Времена года».

- Давайте побываем в гостях у разных времён года.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воде и под водой –

всюду кипит жизнь.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около

нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться.

Природа хороша во все времена года!

Сошлись как-то вместе четыре волшебника - живописца: Зима, Весна, Лето и

Осень.

9.2. Загадки на карточках, при проверке на слайде.

«Зима».

Снег на полях,

лёд на реках,

вьюга гуляет.

Когда это бывает?

- Правильно, зимой.

- Кому нравится зима?

- Почему?

«Весна».

Тает снежок,

ожил лужок,

день прибывает.

Когда это бывает?

Дети рассказывают о весне.

«Лето» – аналогичная работа.

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? Летом.

«Осень»

Пусты поля,

Мокнет земля

Дождь поливает.

Когда это бывает? Осенью.

- Как вы думаете, какое время года самое важное?

Вывод: Все времена года нужны и важны!

10. Стадия рефлексии. Каждая группа составляет о своём времени года.

« Синквейн».

Заканчивая разговор о временах года, я предлагаю вам написать синквейн.

Синквейн- это стихотворение- миниатюра из 5 строк, которое имеет

определённое строение.

1 строка - тема синквейна (1 имя существительное в начальной

форме).

2 строка - характерные признаки предмета (2 прилагательных).

3 строка - характерные действия или состояния предмета (3 глагола).

4 строка - что автор думает? (фраза из 4 слов).

5 строка –новое звучание темы(синоним) (имя существительное в

начальной форме).

Пример «Синквейна»:

Зима

Снежная, студёная.

Щиплет, румянит, веселит.

Радость для всех детей.

Мороз.

11. Итог урока:

- Ребята у вас получились очень красивые стихи о временах года. А я для вас

тоже составила стихотворение, но записала его на полосках бумаги. Когда шла

на урок, ветер вырвал у меня из рук полоски и разметал по земле. Помогите

собрать стих. (Полоски раздаются группам).

Игра «Живые слова» (моделирование стихотворения)

Вдоль по улице метёт. (4)

Уж ты зимушка - зима, (1)

Ветер воет, ветер вьёт, (3)

Ты с морозами пришла, (2)

Дети выстраиваются у доски и читают стихотворение.

- Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо вы сегодня поработали! Спасибо вам

за работу!

- Что вы сегодня нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Какие трудности встретились?

- Что бы вы ещё хотели узнать? На ваши вопросы мы постараемся ответить на

следующем уроке.

12. Домашнее задание.

- Дома найдите и прочитайте разнее произведения о временах года.

Используемая литература:

1.

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Часть 1, 2 класс. – Москва:

Просвещение, 2012.

2.

Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное

чтение. – Москва: ВАКО, 2012.

3.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - Москва:

Просвещение, 1976.



В раздел образования