Автор: Гунько Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель народного вокала
Учебное заведение: МУ ДО "Турочакская ДШИ" Иогачский филиал
Населённый пункт: Республика Алтай Турочакский район с.Иогач
Наименование материала: разработка урока
Тема: Работа над дикцией и артикуляцией
Раздел: дополнительное образование
Тема урока: Работа над
дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и
музыкальном произведении с
обучающимся ДШИ.
Форма проведения:
индивидуальная
Дисциплина:
народное пение
Год обучения: 7 лет
Тип урока:
комбинированный
Цель: Развить артикуляционный аппарата вокалиста по средствам
отработки правильного произношения слова во время распевания
и исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.
- обучить правильному произношению скороговорок.
-обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном
материале и при исполнении музыкального произведения.
Развивающие:
-развить певческий и артикуляционный аппарата.
-формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с
опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
-воспитать внимательность и добросовестного отношения к труду.
-воспитать осознанный подхода к обучению.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (рассказ, объяснение, диалог);
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и
воспроизведение услышанного учеником);
- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для
ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
- побуждение к самоконтролю;
- проговаривание текста песни «нараспев»;
- поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать
положительные эмоции.
Оборудование и материалы:
- класс;
- фортепиано;
- нотный текст.
Структура урока:
I.
Организационный момент
II.
Объснение темы
III.
Практическая часть
IV.
Рефлексия
V.
Подведение итогов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Педагог: Тема нашего урока – «: Работа над
дикцией и артикуляцией в
вокальных упражнениях и музыкальном произведении ». Сегодня на уроке мы
будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и
правильным произношением слов при исполнении песни.
II. Объяснение темы.
Дикция
–
это чѐткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех
звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и
артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух,
у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему
относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы
Правильная работа артикуляционного аппарта
позволяет сделать звучание
голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а
свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое
нѐбо, гортань опущена.
III. Практическая часть.
1.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней
стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе).
Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не
напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик.
«Надувая шарик» поднимая
руки в верх и сделать глубокий вдох,
затем медленно розводя их в строны, опустить руки, соединяя ладони внизу и
выдувая воздух – «ффф». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием,
как будто нюхаешь душистый цветок». Взяв дыхание, необходима небольшая
задержка дыхания,
как бы установить его внутри себя,
затем очень экономный,
продолжительный выдох.
1.
Артикуляционные упражнения.
Цель: активизировать(разогреть)
артикуляционный аппарат.
Скороговорки: «Из под
топота копыт пыль по полю летит» — на глухое
согласные; «Бык тупогуб тупогубенький бычок».
«Раскажите про
покупки»
Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
1.2.Распевание :
Цель:
достичь правильного соединение согласных и гласный бук. Отдавая
приоритет слову. Достичь четкой работы кончика языка и минимизировать
работу челюсти.
- мягкая атак звука в позиции «снизу». Плавное соединение гласных.
- «Зелены луга» на дикцию
- «Е-е-е-Ой-да, я-я-я Ай-да» на вокализацию.
2.
Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Ты женись» частушки
скороговорки.
Цель
–
отработать правильное произношение текста.
а) беседа о структуре
песни
б)
прочитать текст, выделяя опорные слова
(сначала в строчках, потом в куплете
и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при
пении, использовать правильную интонацию.
в) прочитать 2
куплет «нараспев»
—
протягивать гласные и коротко произносить
согласные.
VI.
Рефлексия.
С какими понятиями и терминами мы познакомились? Что нам дает
проговаривание скороговорок? Что такое артикуляционный аппарат из чего он
сатоит?
VII.
Подведение итогов.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата,
работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом
твоей песни. Познакомились с новыми понятиями.
Формулировка домашнего задания.