Напоминание

Работа над дикцией и артикуляцией


Автор: Гунько Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель народного вокала
Учебное заведение: МУ ДО "Турочакская ДШИ" Иогачский филиал
Населённый пункт: Республика Алтай Турочакский район с.Иогач
Наименование материала: разработка урока
Тема: Работа над дикцией и артикуляцией
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема урока: Работа над

дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и

музыкальном произведении с

обучающимся ДШИ.

Форма проведения:

индивидуальная

Дисциплина:

народное пение

Год обучения: 7 лет

Тип урока:

комбинированный

Цель: Развить артикуляционный аппарата вокалиста по средствам

отработки правильного произношения слова во время распевания

и исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.

- обучить правильному произношению скороговорок.

-обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном

материале и при исполнении музыкального произведения.

Развивающие:

-развить певческий и артикуляционный аппарата.

-формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с

опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

-воспитать внимательность и добросовестного отношения к труду.

-воспитать осознанный подхода к обучению.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, диалог);

- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и

воспроизведение услышанного учеником);

- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для

ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

- побуждение к самоконтролю;

- проговаривание текста песни «нараспев»;

- поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать

положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

- класс;

- фортепиано;

- нотный текст.

Структура урока:

I.

Организационный момент

II.

Объснение темы

III.

Практическая часть

IV.

Рефлексия

V.

Подведение итогов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Педагог: Тема нашего урока – «: Работа над

дикцией и артикуляцией в

вокальных упражнениях и музыкальном произведении ». Сегодня на уроке мы

будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и

правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы.

Дикция

это чѐткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех

звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и

артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух,

у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему

относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы

Правильная работа артикуляционного аппарта

позволяет сделать звучание

голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а

свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое

нѐбо, гортань опущена.

III. Практическая часть.

1.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней

стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе).

Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не

напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик.

«Надувая шарик» поднимая

руки в верх и сделать глубокий вдох,

затем медленно розводя их в строны, опустить руки, соединяя ладони внизу и

выдувая воздух – «ффф». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием,

как будто нюхаешь душистый цветок». Взяв дыхание, необходима небольшая

задержка дыхания,

как бы установить его внутри себя,

затем очень экономный,

продолжительный выдох.

1.

Артикуляционные упражнения.

Цель: активизировать(разогреть)

артикуляционный аппарат.

Скороговорки: «Из под

топота копыт пыль по полю летит» — на глухое

согласные; «Бык тупогуб тупогубенький бычок».

«Раскажите про

покупки»

Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.

1.2.Распевание :

Цель:

достичь правильного соединение согласных и гласный бук. Отдавая

приоритет слову. Достичь четкой работы кончика языка и минимизировать

работу челюсти.

- мягкая атак звука в позиции «снизу». Плавное соединение гласных.

- «Зелены луга» на дикцию

- «Е-е-е-Ой-да, я-я-я Ай-да» на вокализацию.

2.

Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Ты женись» частушки

скороговорки.

Цель

отработать правильное произношение текста.

а) беседа о структуре

песни

б)

прочитать текст, выделяя опорные слова

(сначала в строчках, потом в куплете

и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при

пении, использовать правильную интонацию.

в) прочитать 2

куплет «нараспев»

протягивать гласные и коротко произносить

согласные.

VI.

Рефлексия.

С какими понятиями и терминами мы познакомились? Что нам дает

проговаривание скороговорок? Что такое артикуляционный аппарат из чего он

сатоит?

VII.

Подведение итогов.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата,

работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом

твоей песни. Познакомились с новыми понятиями.

Формулировка домашнего задания.



В раздел образования