Автор: Сафронова Анастасия Юрьевна
Должность: Преподаватель декоративно-прикладного отделения
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: с.Иогач
Наименование материала: Программа по учебному предмету "Роспись"
Тема: "Роспись"
Раздел: дополнительное образование
ИОГАЧСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУРОЧАКСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Декоративно прикладное творчество»
Вариативная часть
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
В.01. Роспись
Иогач 2018
1
Одобрено: Утверждаю:
Педагогическим советом Директор МУДО
МУДО «Турочакская ДШИ»
«Турочакская ДШИ» _____________/О.Ю.Душкина
Дата рассмотрения Дата утверждения
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства «Декоративно
прикладное творчество».
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства «Декоративно
прикладное творчество» разработана на основе Федеральных
государственных требований к минимуму содержания, структуре и
условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного
искусства «Декоративно прикладное творчество» (далее ФГТ)
2
Содержание
№
Наименование раздела
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7
3.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
8
4.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
14
5.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
14
6.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
16
7.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
17
3
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально
– педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся
является первостепенной задачей современной образовательной системы и
представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся:
помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает
новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не
только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать
формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого
творца.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для
многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их
внутренний мир, позволят с пользой провести время
Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания
технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому
воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу
ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы,
техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно
смело назвать творческой.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы донести до ребят секреты
изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей
развития того или иного направления художественных промыслов, подарить
радость творчества, научить работать. Преподаватель должен раскрыть
способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им
интерес к народному искусству.
Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а
система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости
народное искусство интересно не только с точки зрения художественной,
но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической.
Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного
искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства
для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что
в них специфично преломляются выразительные средства других видов
изобразительного искусства -живописи, графики, скульптуры,
архитектуры.
4
Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными
предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности
эстетического в искусстве и действительности, о становлении
современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-
выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с
другими видами искусства.
Учебный предмет «Роспись» реализуется при 7(8) - летнем сроке обучения
реализуется с 1 по 3 класс.
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Роспись» является художественно- эстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретённых им в процессе
освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и
теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одарённых
детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению расписных
работ, в том числе:
знаний свойств древесины, их возможностей и эстетических качеств;
знаний разнообразных техник росписи;
умений видеть и передавать цветовые отношения;
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения росписи по дереву;
- формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Роспись по дереву» и проведение консультаций
рекомендуется
осуществлять
в
форме
мелкогрупповых
занятий
(численностью от 4 до 10 человек).
Продолжительность уроков - 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
5
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
• практический;
• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного
творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями
основной
и
дополнительной
учебной
и
учебно-методической
литературой
Занятия проводятся в классах, должны иметься в наличие необходимые
материалы и инструменты.
6
2 ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ УЧЕБНЫМ
ПЛАНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО
ВРЕМЕНИ.
Вид
учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
Всего
часов
КЛАССЫ
1
2
3
полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные
занятия (в часах)
15
17
15
18
15
18
98
Самостоятельная
работа (в часах)
15
17
15
18
15
18
98
Максимальная
учебная
нагрузка
(в часах)
30
34
30
36
30
36
196
Вид
промежуточной
аттестации
зачет
зачет
зачет
При реализации программы «Роспись» с нормативным сроком обучения
8 лет общая трудоемкость учебного предмета «Роспись по дереву» в старших
классах с 4-8, составляет 330 часов (в том числе, 165 аудиторных часов, 165
часов самостоятельной работы)
3.Учебно - тематический план
7
№
Наименование
раздела, темы
Вид
учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максимальн
ая учебная
нагрузка
Самостоятел
ьная работа
Аудиторные
занятия
196
98
98
Раздел №1 Вводный урок
1.1
Вводный урок.
Беседа о росписи
урок
2
1
1
1.2
Изучение простых
Типовых композиций
урок
4
2
2
1.3
Знакомство с
традиционными видами
росписи
урок
4
2
2
РАЗДЕЛ 2. Знакомство с хохломской росписью
2.1
История
возникновения
хохломской росписи
урок
2
1
1
2.2
Отработка приёмов
хохломской росписи
урок
18
9
9
2.3
Создание эскизов
работ с
применением
хохломской
росписью
урок
18
9
9
Раздел 3.Работа с деревянными игрушками
3.1
История деревянной
игрушки.
Традиции росписи
деревянной игрушки
урок
2
1
1
3.2.
История, традиции
народной игрушки
урок
2
1
1
3.3
Роспись деревянных
игрушек
урок
12
6
6
64
32
32
Второй год обучения
8
Раздел 4.Знакомство с Полховским Майданом
4.1
История, традиции,
художественные
особенности
Полховской росписи
по дереву
урок
6
3
3
4.2
Художественные
приёмы росписи
урок
14
7
7
Раздел 5.Знакомство с филимоновской росписью
5.1
История, традиции,
художественные
особенности
филимоновской
росписи
урок
6
3
3
5.2
Художественные
приёмы и освоение
филимоновской
росписи
урок
20
10
10
5.3
Создание копий
росписи на картоне
урок
20
10
10
66
33
33
Третий год обучения
Раздел 6.Знакомство с росписью «гжель».
6.1
История росписи
гжель.
урок
2
1
1
6.2
Художественные
особенности данной
росписи, отработка
элементов.
урок
6
3
3
6.2
Творческая работа по
росписи гжель
урок
8
4
4
Раздел 7.Знакомство с Бобрецкой росписью.
9
7.1
История создания
Бобрецкой росписи
урок
2
1
1
7.2
Художественные
особенности и
нюансы Бобрецкой
росписи. Освоение
техники по росписи
урок
8
4
4
7.3
Творческая работа по
Бобрецкой росписи.
урок
8
4
4
Раздел 8. Мезенская роспись по дереву
8.1
Знакомство с
мезенской росписью.
урок
2
1
1
8.2
Художественные
особенности
росписи, отработка
элементов.
урок
6
3
3
8.3
Творческая работа
в материале.
урок
8
4
4
Раздел 9. Знакомство с городецкой росписью
9.1
История, традиции,
художественные
особенности
Городецкой росписи
урок
2
1
1
9.2
Художественные
приёмы Городецкой
росписи
урок
6
3
3
9.3
Создание творческих
работ
урок
8
4
4
66
33
33
Тематическое планирование
Первый год обучения
Раздел1. Вводный урок
10
Тема 1.1.Знакомство с произведениями народных художественных промыслов
на территории России.
История, традиции, художественные особенности росписи по дереву
Просмотр видео материала
Тема 1.2.Изучение построения простых типовых композиции по росписи
Построение композиции с полосой, квадратом и др.
Самостоятельная работа: Упражнения по росписи
Раздел 2.Знакомство с хохломской росписью
Тема 2.1. История возникновения хохломской росписи
Традиции и художественные приёмы
Тема 2.2.Создание хохломской росписи
Создание эскизов работ с применением хохломской росписью
Разработка композиции, навыки составления композиции
Тема 2.3.Отработка приёмов хохломской росписи
Самостоятельная работа: Закрепление приёмов работы с кистью.
Упражнения по росписи
Раздел 3.Росписные деревянные игрушки
Тема 3.1.История деревянной игрушки.
Традиции росписи деревянной игрушки
Эскизы росписи игрушки на бумаге
Самостоятельная работа: Придумать и нарисовать свою игрушку
Второй год обучения
Раздел 4.Знакомство с Полховским Майданом
Тема 4.1.История, традиции, художественные особенности полховской
росписи
Просмотр таблиц и видео материала
Тема 4.2. Художественные приёмы росписи
Отработка приёмов росписи
Прорисовка узоров: «Листья и веточки», «Ягоды и бутоны», «Цветочки».
Копирование узоров
Создание эскизов на картоне
Роспись нарисованного изделия
Самостоятельная работа: Упражнения (с кистью) по росписи
11
Раздел 5. Знакомство с филимоновской росписью
Тема 5.1. История, традиции, художественные особенности филимоновской
росписи
Просмотр таблиц и видео материала
Тема5.2. Художественные приёмы и освоение филимоновской росписи
Прорисовка деталей росписи
Составление композиции с узорами филимоновской росписи
Отработка приёмов росписи
Самостоятельная работа: Упражнение по росписи
Тема 5.3.Создание копий росписи на картоне
Копирование деталей росписи
Копирование готовой небольшой композиции
Создание своей композиции.
Самостоятельная работа: Упражнения по росписи.
Третий год обучения
Раздел 6. Знакомство с росписью «Гжель»
Тема 6.1. История росписи «Гжель»
История и традиции росписи
Просмотр видео материала и таблиц
Тема 6.2.Художественные особенности росписи «Гжель»
Технические приёмы росписи
Самостоятельная работа: Упражнения по росписи
Тема 6.3 Творческая работа по росписи «гжель»
Проработка мазка, подмалёвок, подбор красок.
Копирование деталей росписи на картоне.
Создание своей композиции
Самостоятельная работа: Создание композиции для росписи «Зимние узоры»
Раздел 7. Знакомство с Бобрецкой росписью
Тема 7.1 История создания Бобрецкой росписи
История, традиции росписи
Просмотр иллюстрированного материала
Тема 7.2. Художественные особенности и нюансы Бобрецкой росписи
Выявление закономерности и нюансов в данной росписи
12
Тема 7.3.Освоение техники по Бобрецкой росписи
Отработка приёмов росписи на картоне
Подготовка деревянного изделия к росписи.
Нанесение рисунка на шкатулку.
Роспись шкатулки.
Самостоятельная работа: Создание композиции «Сказочный цветок»
Раздел 8. Мезенская роспись по дереву
Тема 8.1. Знакомство с мезенской росписью
История, традиции мезенской росписи
Просмотр видео материалов
Тема 8.2.Художественные особенности росписи
Художественные приёмы мезенской росписи
Отработка приёмов росписи (спираль, стихийка, звёздочки и т. д.)
Прорисовка узоров: «геометрические полосы», «орнамент в квадрате»,
«уточка», « конь».
Тема 8.3.Твоческая работа в материале
Создание эскиза для блюда
Роспись на блюде
Самостоятельная работа: Упражнения по росписи. Создание композиции для
росписи на прялке.
Раздел 9. Знакомство с городецкой росписью
Тема 9.1. История, традиции, художественные особенности Городецкой
росписи
Традиции росписи и история
Тема 9.2. Художественные приёмы Городецкой росписи
Упражнения в исполнении элементов Городецкой росписи
Отработка круговых движении для овладения рисования осевых цветных
пятен (подмалёвка)
Освоение метода «прикладывания» кисти.
Упражнение по нанесению «оживки»
Тема 9.3. Создание творческих работ
Выполнение композиции «Цветочная роспись» с мотивами «Конь», «Птица»
Самостоятельная работа: создание композиции «Лесная поляна»
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате обучения учащиеся:
1.Должны знать:
13
-правильное сопоставление цветов и тонов гуашью при росписи
-особенности графической и мазковой росписи
-технику рисунка лица, птиц, цветов, а также различных сложных деталей,
дополняющих рисунок.
-принципы и законы построения орнамента
-основы декоративной композиции
2.Должны уметь:
-делать эскиз матрешки (вид спереди и сзади)
-делать художественные узоры северодвинской графической росписи
-рисовать гуашью по дереву
-покрывать лаком разрисованные изделия
-варьировать народный орнамент
-создавать художественный образ
- создавать визуальный образ знак
-использовать фон и форму предмета
- ритмически организовывать композицию на объёме
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без
осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно
14
через
контроль
осуществляется
проверочная,
воспитательная
и
корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Роспись по дереву»
являются
текущая
и
промежуточная
аттестации.
Текущая
аттестация
проводится
с
целью
контроля
качества
освоения
конкретной
темы
или
раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям
в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем,
оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
• зачет - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени
по полугодиям в виде дифференцированных зачетов в форме просмотров
работ
обучающихся
преподавателями.
Экзамены
проводятся
в
форме
творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий
в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются
оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично» предполагает:
• самостоятельный выбор формата;
• правильную компоновку изображения в листе;
• последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
•
умелое
использование
выразительных
особенностей
применяемого
графического материала;
• владение линией, штрихом, тоном;
• умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
• умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
• творческий подход.
Оценка 4 «хорошо» допускает:
• некоторую неточность в компоновке;
• небольшие недочеты в конструктивном построении;
•
незначительные
нарушения
в
последовательности
работы
тоном,
как
следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
• некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:
• грубые ошибки в компоновке;
• неумение самостоятельно вести рисунок;
• неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки
в построении и тональном решении рисунка;
15
• однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;
• незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится при комплексе недостатков,
являющихся следствием нерегулярных занятий, невыполнении программы
учебного предмета;
«зачет» (без оценки) – отражает достаточный уровень подготовки на
данном этапе обучения;
«не аттестован» (без оценки) – недостаточное для оценки количество и
качество выполненного за определенный период обучения материала или его
отсутствие.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может
быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно
оценить работу учащегося.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Роспись» проходит в форме
практических занятий, которые совмещаются с теоретическими. Выполнение
каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов
аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений
мастеров росписи в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится
показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение
содержания
каждой
задачи
и
практических
приемов
ее
решения,
что
обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах
отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя -
направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении росписи по
дереву,
несомненно,
является
проведение
преподавателем
мастер-классов,
которые
дают
возможность
обучающимся
увидеть
результат,
к
которому
нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих
задач,
которые
сообщаются
преподавателем
перед
началом
выполнения
задания.
Поэтому
степень
законченности
работы
будет
определяться
степенью решения поставленных задач.
16
По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только
отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к
выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает
наличие
в
методическом
обеспечении
дополнительных
заданий
и
упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному
освоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо
обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Декоративно-прикладное
творчество
представляет
значительную
ценность
для
эстетического
воспитания
детей.
Программа
по
декоративно-
прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной
культуры
в
процессе
комплексного
преподавания
искусства
с
целью
формирования
эстетический
знаний,
пробуждения
эстетиче ской
восприимчивости
и
закрепления
их
в
творческом
опыте
учащихся.
Программы
по
этому
виду
искусства
направлена
на
сохранение
живого
наследия
народа,
она
рассматривает
его
как
часть
современной
жизни,
предмет
специального
изучения.
Использование
приемов
и
методов
дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет
педагогу
полнее
учитывать
индивидуальные
возможности
и
личностные
особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и
р а з в и т и и
т в о рч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
м л а д ш и х
ш ко л ь н и ко в .
Применяются такие средства дифференциации
а) разработка заданий различной трудности и объема
б) разная мера помощи учителя учащимся при выполнении учебных заданий
в) вариативность темпа освоения учебного материала
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания
7.Список литературы
1. Абульханова - Славская К.А.. Деятельность и психология личности. –
М, 1999.
2. Азаров Ю.Ю. Мастерство воспитателя. – М.: Просвещение, 1998.
17
3. Азбука народных промыслов. 1 - 4 классы: дополнительный материал к
урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А.
Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Алексахин Н.Н. Проектирование цветовых гармоний в дизайне и
декоративно-прикладном искусстве.: Учебное пособие для студентов,
2005
5. Алиев Ю.Б., Дмитриева А.А., Старобинский С.Л. Основы эстетического
воспитания. – М.: Просвещение, 1997.
6. Алфѐров Л.Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.
Серия «Учебный курс». – Ростов н/Д: Феникс, 2001
7. Божович Л.И. Личность и еѐ развитие в детском возрасте. М., 1995.
8. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приѐмы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1991.
10. Гете И.В. К учению о цвете// Психология цвета. – М.: Валкер, 1996.
11. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Неменский Б.М. Программы
общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и
художественный труд: 1-9 кл : С краткими методическими
рекомендациями / Под руководством и редакцией Б.М. Неменского . – М.
: Просвещение, 2004.
12. Додонов Б.И. Эмоции как ценность, М., 1989.Кандинский В. О духовном
в искусстве// Психология цвета. – М.: Валкер, 1996
13. Журналы «Народное творчество».
14. Золотарѐва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика
социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия
развития: 2004
18
15. Изобразительное искусство. 4-8 классы. В мире красок народного
творчества: уроки, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Е.С. Туманова,
Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
16. Лихачѐв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.:
Просвещение, 1989.
17. Махмутова Х.И. Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1996.
18. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками.
П развития, 2007.
19. Мищенкова Л.В. Калейдоскоп творческих дел для начальной школы. –
Ярославль: Академия развития, 2005.
20. Народные традиции в художественной обработке дерева. Методически
разработки для учащихся младшего и школьного возраста по
эстетическому воспитанию средствами народной культуры. Под ред.
д.п.н., профессора МГОУ Ломова С.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2006.
21. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 кл. (Т.Я
Шпикалова, Н.М. Сокольникова). – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2002.
22. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-
9кл./Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.
23. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак.ин-тов. - 3-е изд., доп.и
перераб. – М.: АГАР,2000
24. Русская матрѐшка. – М.: Мозаика, 1995.
25. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. - 2-е изд., испр. – М.:
Айрис-пресс, 2005.
26. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народны
19
художественных промыслов. – М.: Валдос, 2005.
27. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. – М.: «Культура и традиции», 2006
28. Чуянов С. Городецкие праздники. Н.Н.: Арника, 1995.
29. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного
рисования. – М.: Просвещение, 1990.
Список литературы, рекомендуемой детям
1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М., 1991.
2. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – СПб.: ООО Фиамант, 1999
3. Котляр Э. Дарума и Ванька-Встанька. – М., 1991.
4. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие – М.:
Гумманитар. изд. центр ВАЛДОС, 2006.
5. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.: Мозаика – синтез, 2002.
6. Перепѐлкина Г.П. Искусство смотреть и видеть: кн. Для внеклас. чтени
– М.: Просвещение, 1982.
7. Подарки своими руками / Автор сост. Смирнова Л.Н. – М.:Вече, 2002.
8. Юрина Н. Я познаю мир. Игрушки. – М.: Аст, 1999. опулярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль: Академия
20