Автор: Лапсуй Олеся Сомтеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с.Газ-Сале, Тазовского района, ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: Урок-игра математики для 2 класса
Тема: по теме "Деление на равные части"
Раздел: начальное образование
Урок-игра математики для 2 класса
по теме «Деление на равные части»
Цели:
- продолжить ознакомление с действием деления помощью решения задач
«на равные части»;
- закрепить вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100,
расширить знания о действии умножения;
-
формировать
конструкторско-практическую
деятельность,
продолжить
развитие геометрических представлений и математического воображения;
- закрепить знания о внешних признаках различных групп животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети рассказывают о своей подготовке к уроку, с каким настроение
начинают работу.
II. Устный счет.
- Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну Чудес, но для этого нам
нужен поезд.
1) – Игра «Составь поезд» (ответы на решение примера укажут на номер
вагонов).
19 – 18 =
11 – 9 =
15 – 13 =
12 – 8 =
47 – 42 =
2 х 3 =
57 – 50 =
4 х 2 =
37 – 28 =
100 – 90 =
- Сколько всего вагонов? (10)
Итак, поезд составлен из десяти вагонов, он готов отправиться в путь, но у
нас
нет
билетов.
Их
мы
получим
в
том
случае,
если
решим
несколько
примеров.
2) Игра-соревнование «Решил - передай товарищу»
(На
столе
учителя
лежат
листочки
с
заданием
обращенные
написанной
стороной вниз. Ученик берет листочек и дает ответ на решенный пример.
Затем берет следующий листочек и передает другому ученику и т.д.)
- Мы подъехали к первой станции где нас встречает говорящий попугай
Гоша. К какой группе животных он относится? (Это птица).
Учитель показывает небольшое видео про попугая. После беседы учитель
выключает видео, иначе дети будут отвлекаться.
- Перечислите признаки попугая как птицы.
(Красочные перья, хвост, клюв, крылья, которыми он громко хлопает, две
конечности с цепкими когтями, ими он удерживается на жерди, глаза по
бокам головы, которая относительно всего тела – мала.)
- Гоше интересно узнать сумеете ли вы расставить в приведенных примерах
нужные знаки.
3) Игра «Плюс или минус»
36 + 4 - 8 = 32
72 + 6 - 40 = 38
63 + 7 - 23 = 93
58 - 5 - 8 = 45
-
Молодцы, справились с таким трудным заданием, и попугай прощается с
нами.
- Вот следующая станция. Кто нас встречает?
(Показывается видео про медвежонка)
- Нас давно ждет медвежонок. К какой группе животных мы его отнесем?
(Это зверь, или млекопитающее.)
- Почему его так называют?
(Все млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком).
- Какие у медвежонка признаки?
(Он открыт шерстью, на голове есть уши, глаза смотрят вперед, рот с
губами, четыре ноги, короткий хвост.)
- Где живут медведи? (В лесу?)
- У медвежонка – горе, он никак не может справиться с домашним заданием, которое ему задали
в лесной школе. Давайте поможем.
86 – 43 =
6 х 2 =
3 х 2 =
36 + 4 =
2 х 5 =
2 х 7 =
98 – 50 =
2 х 2 =
4 х 6 =
24 + 42 =
9 х 2 =
3 х 8 =
- А вы правильно поступили, решив медвежонку примеры? А как надо было
поступить? (Объяснить ход выполнения и вместе решать примеры и задачи.)
- Вот еще одна встреча. (На показываются изображения Дуремара и кота
Базилио.)
- Герои какой сказки изображены здесь? (Золотой ключик, или Приключения
Буратино.)
- Кто автор этого произведения? (Алексей Николаевич Толстой.)
- Итак, Дуремар попал в затруднительное положение. Кот Базилио вручил
ему за пиявки 10 сольдо. Что обозначает слово сольдо? (Это монета.)
- Сколько пиявок должен продать Дуремар, если одна стоит 2 сольдо? (Пять
пиявок, так в 10 входят пять 2).
- Кто такая пиявка? (Это животное, которое живет в водоеме и хорошо
присасывается к телу.)
- Итак, мы повторили то, что изучали на прошлых уроках.
III. Постановка учебной задачи, работа над новым материалом.
1) Решим задачу, для этого отправляемся в лес. (Учитель показывает видео,
по которому ведется беседа.)
- Что здесь изображено? (Различные деревья, под которыми растут грибы.
На ветках сидят белки.)
- Какие грибы и сколько изображено? (Подберезовики, их 8 штук.)
- Сколько белок мы видим? (Их всего четыре, они так спрятались, что
трудно найти.)
- Назовите признаки, по которым вы определили белку. (Пушистый мех,
длинный хвост, на мордочке два глаза, нос, рот, усы, по бокам мордочки –
уши, четыре ноги.)
-
К
какой
группе
по
названным
признакам
она
относится? (Это
млекопитающее или зверь.)
-
Какова
наша
задача? (Раздать
все
грибы
белочкам,
но
обязательно
поровну).
- Что это значит? (У всех должно быть одинаковое число грибов.)
-
Ребята,
с
чего
начнем? (Сначала возьмем столько грибов, чтобы дать
каждой белочке по одному.)
- Сколько отдали? (Четыре).
- Что надо сделать с оставшимися грибами? (Возьмем оставшиеся грибы,
чтобы дать по одному.)
- По сколько получила каждая белочка? (По два)
Решение задачи: 8 : 4 = 2 (г.) Ответ: каждая белочка получила 2 гриба.
- Что мы сделали в этих двух задачах? (Мы раздали, разложили, разделили
поровну.)
- А что узнали в каждой из задач? ( Надо узнать, сколько получится в
каждой из равных частей.)
- Каким действием решаются такие задачи? (Делением.)
2) Практическая работа.
- Я хочу узнать, хотите ли вы научиться делить поровну? (Конечно, хотим).
-
Возьмите
6
кружочков
и
разложите
их
на
две
равные
части.
Сколько
кружочков в каждой части? (По три кружочка.)
- Какое действие выполняли? (Деление поровну.)
IV. Конструирование
- Возьмите 15 палочек, выложите солнышко, затем из этих палочек постройте
треугольники. Сколько их получилось? Из скольких палочек их строили?
Можно ли сказать, что все треугольники одинаковые? (Пять треугольников,
каждый построен из трех палочек. Можно сказать, что они равные.)
- С помощью какого действия получили ответ? (Деления на равные части.)
-
Встречается
ли
в
практической
жизни
деление
на
равные
части?
(Обсуждаются ситуации из жизни детей дома, в школе, на улице.)
V. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
а) Бабушка испекла 10 пирожков с капустой и разложила их на 5 тарелок
поровну. Сколько пирожков лежало на каждой тарелке? Запишите решение и
ответ.
(10 : 5 = 2 (п.) Ответ: на каждой тарелке лежало по два пирожка.)
Б) Три мальчика купили 15 яблок и разделили поровну между собой. Сколько
яблок получил каждый мальчик?
(15 : 3 = 5 (я.) Ответ: каждый мальчик получил по 5 яблок.)
2. Решение примеров по вариантам.
1 вариант
(28 + 3) + 12 =
2 вариант
(46 + 8) – 16 =
3 вариант
67 – (9 + 17) =
4 + 9 =
71 – 37 =
8 х 2 =
4 х 3 =
70 – 3 =
22 + 59 =
9 х 2 =
3 х 8 =
58 – 6 =
83 – 54 =
6 х 2 =
7 х 3 =
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чему учились сегодня на уроке?
С каким настроением вы работали?
О каких животных мы беседовали?
Каких героев и из какой сказки вспомнили?
Каким получился урок?
VII. Обсуждение домашнего задания.