Автор: Лапсуй Олеся Сомтеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с.Газ-Сале, Тазовского района, ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: Урок литературного чтения для 2 класса
Тема: "З. Александрова. "Капель"
Раздел: начальное образование
Урок по литературному чтению для 2 класса
по теме «З. Александрова «Капель»»
Цели:
- развивать технику чтения;
- учить детей находить рифму;
- систематизировать знания детей о весне, ее признаках, явлениях через
поэтические образы;
- продолжить развитие умений наблюдать за изменениями в жизни живых
природных объектов;
- воспитывать любовь к поэзии, бережное отношение к природе.
Оборудование:
картина
«Грачи
прилетели»
А.К.
Саврасова,
музыкальное
произведение «Времена года» П.И. Чайковского, презентация «Весна».
Ход урока
I. Вводная беседа.
Подготовка к восприятию стихотворения.
- Какое время года наступило?
- Кто из вас весну и почему?
- Какое настроение вам приносит весна?
- Какие стихотворения о весне вы знаете?
(Читают
два
–
три
стихотворения.
Дети
объясняют,
почему
они
выбрали эти стихи.)
II. Работа с репродукцией картины.
На
доске
вывешена
репродукция
картины
«Грачи
прилетели»
А.К.
Саврасова.
- Какое настроение вызывает эта картина? (Радость, веселье, прилетели
птицы, принесли весну.)
- Какие краски использовал художник? (Неяркие, глухие.)
- Почему они такие? (Только начинает пробуждаться весна, еще слабо
светит солнце.)
- А теперь послушаем музыкальное произведение «Времена года» П.И.
Чайковского. Какую весну он изобразил и на каком инструменте она звучит?
(Звонкая, солнечная, яркая. Звучит фортепиано.)
- Что вы представили, слушая музыку П.И. Чайковского? (Солнечные
лучи играют на «зеркалах» луж появляются первые цветущие растения,
тают сосульки, звенит капель.)
Учителю нужно постановкой вопросов подвести детей к высказыванию
о капели, чтобы перейти к чтению стихотворения.
III. Первичное чтение.
Сейчас
послушайте
стихотворение
о
признаках
весны,
которые
З.Александрова сумела изобразить в поэтической форме. (Учитель читает.)
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла весна.
Идет апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна
По снегу капельки стучат
«Подснежник, хватит спать!»
А шубка белок и зайчат
С утра мокры опять.
Жемчужинки летают вниз:
«А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг
Под елкой хрупкий наст.
Но все же март, а не апрель…
Чуть солнышко зайдет,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лед.
-
Какой
образ
весны
создала
поэтесса? (Образ
ранней,
только
начинающейся весны.)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Радостное.)
-
П.И
Чайковский
создал
образ
весны
с
помощью
мелодий,
А.К.
Саврасов – с помощью красок, а З.Александрова – словами.
IV. Вторичное чтение и анализ стихотворения.
- Прочитайте стихотворения про себя. (Дети читают.)
-
Чтобы
прочувствовать
все,
что
поразило
автора,
будем
читать
по
строфам.
- Читаем первую строфу. Какая картина представляется вам? (В лесу
начинается весна, тат снег, согреваются деревья.)
- Назовите из стихотворения признаки неживой природы (Солнышко,
капель.)
- Какие представители живой природы названы поэтессой? (Ель, лес,
сосна.)
-
Дайте
определение
лесу. (Лес
-
это
природное
сообщество
с
преобладанием древесных растений.)
- Подтвердите это определение. (Автор приводит примеры деревьев –
ель и сосна.)
- К какой группе деревьев мы их отнесем? (Хвойные деревья.)
- Какое у них еще название? (Вечнозеленые.)
- Что еще мы отметим из прочитанной строфы? (Время года – ранняя
весна т.к. называется месяц – апрель.)
- Читаем вторую строфу. Находим те же признаки, как в предыдущей
строфе (Неживая природа – снег, капельки; живая природа - подснежник,
булка, зайчата.)
- Посмотрите на слайд, что вы видите? (Пролеска сибирская, тюльпан
дубравный, хохлатка Галлера, гусиный лук желтый, ветреница лютиковая,
крокус
и
другие
луковичные,
выращиваемые
на
участке
многолетние
первоцветы.)
-
Почему
они
так
называются? (Они вырастают сразу, как только
растает снег, и быстро зацветают.)
- К какой группе животных относятся белка и зайчик? (Это звери.)
-
Какой
признак
показала
З.Александрова (Шубки – это шерстный
покров.)
- Почему они мокрые (Потому что с деревьев капает вода.)
- Читаем третью строфу. О каких жемчужинках в ней сказано? (Это
капельки растаявшего снега.)
- Что такое наст? (Ледяная корка на снегу.)
- Почему он хрупок и в дырках? (Подтаял на солнце и брызги воды,
падая, пробиваю отверстия.)
- Прочитаем последнюю строфу. Изменилось ли настроение, и каким оно
становится? (Слегка грустное, потому оттепель в марте, а это значит, что
весна только начинается, солнышко плохо греет и ночью будет мороз.)
- Как будем читать эту строфу? (Немного тише, с паузой, медленнее, с
легкой грустью)
-
Есть
ли
в
описании
природные
объекты? (Неживая
природа
–
солнышко, капель, лед.)
V. Выразительное чтение.
- Прочитаем это стихотворение выразительно, показывая разнообразие в
настроении по строфам.
- Какую картину нарисовали бы вы, какие краски можно использовать
(обсуждают.)
- Очень интересные у вас получились бы картины, поэтому дома вы
изобразите свое настроение от прочитанного произведения.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Отмечаются
ответы
учащихся,
комментируется
их
ч т е н и е
стихотворения.
VII. Домашнее задание.