Напоминание

"Знаки препинания"


Автор: Лапсуй Олеся Сомтеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с.Газ-Сале, Тазовского района, ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: Урок русского языка 4 класса
Тема: "Знаки препинания"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по русскому языку для 4 класса на тему:

«Знаки препинания»

Цели:

- повторить типы предложений по цели высказывания, интонации;

- отрабатывать умение ставить знаки препинания в конце предложений;

- развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

1.Организационный момент.

- На доске заранее подготовлена запись.

К

доске

выходят

5

учеников

и

с

помощью

линии

соединяют

загадку

с

изображением знака препинания.

- Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Как вы думаете, почему на доске записаны именно такие предложения?

2. Проверка домашнего задания.

- Какие предложения по цели высказывания вы знаете? (Повествовательные,

восклицательные, побудительные).

- Прочитайте последнее предложение из домашнего задания, упр. 5 стр. 4 – 5.

Какое оно по интонации? (Невосклицательное).

-

Прочитайте

это

же

предложение

с

восклицательной

интонацией. (Ему

больше 800 лет!)

- Прочитайте это предложение как вопросительное. (Ему больше 800 лет?)

-

Почему

слово

«столица

вы

написали

гласную

«о»? (Слово

«стол»

в

древности обозначало «престол». На престолах восседали князья, а позднее

цари. Города, где были царские и княжеские столы – престолы (троны),

стали стольным городами, а позднее столицами).

3. Чистописание.

а) Алфавит продолжит наш

Буква «Л» - лесной шалаш. (В. Степанов)

- Кто сегодня на «Минутке чистописания» будет гостьей? (Заглавная Л и

строчная л).

Но вначале помассируем пальчики.

б) – Погрейте ладони! (потирание ладошек).

- Погрейте каждый пальчик! (потираем каждый пальчик).

- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями).

- «Готовим тесто» (одну ладонь кладем на парту и раскатываем по ней ручку).

в) Письмо в тетради.

г) Работа со скороговоркой.

Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово

ладони то размыкаются, то образуя цветок, то вновь смыкаются.

4. Работа по теме урока.

а) На доске заранее написан текст.

КАК ХОРОШО ЗА ГОРОДОМ НА ПОЛЯХ ЗОЛОТИТСЯ РОЖЬ КТО ЭТО

РАСХАЖИВАЕТ ПО ЛУГУ ЭТО АИСТ

- Ребята, определите границы предложений.

Дети читают каждое предложение в отдельности.

- Сколько в этом тексте предложений? (4 предложения)

- Докажите, что здесь 4 предложения? (1 – каждое предложение выражает

законченную мысль; 2 – слова связаны по смыслу; 3 – в предложении чем-то

говорится.)

- Как при чтении передать конец предложения? (Понизить голос, сделать

паузу).

-

Как

на

письме

обозначить

начало

предложения? (Первое

слово

в

предложении

пишем

с

заглавной

буквы,

в

конце

ставим

точку,

восклицательный или вопросительный знаки.)

-

Какие

это

предложения

по

цели

высказывания?

Почему

это

трудно

определить? (Нет знаков препинания.)

- Найдите в тексте повествовательные предложения, прочитайте. (На полях

золотится рожь. Это аист.)

- Найдите предложение повествовательное с восклицательной интонацией

(Как хорошо за городом!)

- Найдите вопросительное предложение (Кто это?)

- Запишите эти предложения.

б) Учащиеся знакомятся с выводом на стр. 6.

в) Инсценировка.

У участников инсценировки нагрудные плакаты, на которых изображены знаки препинания:

.

?

!

Ведущий: У последней точки на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак Восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно молчит.

Восклицательный знак: Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ведущий:

Притащился

кривой

Вопросительный

знак.

Задает

он

всем

вопросы:

Вопросительный знак: Кто? Кого? Откуда? Как?

Ведущий: Тут сказало Многоточие, еле глазками ворочая…

Многоточие: Если вам угодно знать, я важней, чем прочие:

Там, где нечего сказать, ставят многоточие.

Ведущий: Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак: То есть как?

Ведущий: Восклицательный знак возмутился…

Восклицательный знак: Вот так-так!

Ведущий: И сказала Точка, Точка-одиночка…

Точка: Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас!

Ведущий: Но права ли Точка, Точка-одиночка?

Что вы скажете в ответ? Всех важнее точка?

Все артисты: Нет! Знаки всякие важны, знаки всякие нужны!

5. Физкультминутка.

Мы тоже можем так.

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево раз! Направо раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла.

Мы тоже можем так. (Руки – в стороны, плавно

поднимают и опускают руки.)

Пастух в лесу трубит в рожок –

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так. (Приседают на корточки, поднимают

руки к голове, вытягивают указательные пальцы, как уши зайца и прыгают.)

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух ногах

Мы тоже можем так. (Изображают движение медведя,

с покачиванием влево-вправо.)

Теперь пора и отдохнуть,

Устали как-никак.

Поесть, попить и снова в путь.

Мы тоже можем так.

(Разливают чай, пьют, маршируют.)

6. Словарно-орфографическая работа.

а) Сейчас я зачитаю текст. Сосчитайте, сколько в нем предложений.

В походе.

В воскресенье мы пойдем в поход. Кто из ребят принесет котелок?

Надо не забывать спички! Без спичек мы не сможем развести костер. Мы

будем спать в палатках? Так это интересно? Приятно ночью сидеть у

костра.

- Сколько предложений в тексте? (7 предложений.)

- Какие знаки препинаний вы поставите в конце каждого предложения?

Учитель

читает

отдельно

каждое

предложение,

учащиеся

называют

знак

препинания.

- Какие слова с непроверяемой безударной гласной встретились в тексте?

Учитель записывает эти слова на доске.

ВОСКРЕСЕНЬЕ, КОТЕЛОК, КОСТЕР, ПАЛАТКА, ИНТЕРЕСНО.

б) Запись данного текста под диктовку.

7. Домашнее задание.

Упражнение 7, стр. 6.

8. Итог урока. Рефлексия.

На доске висит плакат, на котором записаны предложения, допускающие

различную интонацию при чтении:

К НАМ ПРИЕХАЛ ЦИРК

ЗАВТРА В ШКОЛЕ ПРАЗДНИК

СНЕГ ПОШЕЛ

В конце предложений сделаны прорези для вставки карточек со знаками

препинания.

Учитель

ставит

поочередно

в

конце

каждого

предложения

восклицательный,

вопросительный

знак

и

точку,

предлагая

сначала

отдельным ученикам, а затем всему классу прочитать это предложение с

разной интонацией.



В раздел образования