Напоминание

"Андерсен. Пятеро из одного стручка"


Автор: Домнина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования" г. Певек
Населённый пункт: ЧАО г. Певек
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Андерсен. Пятеро из одного стручка"
Раздел: начальное образование





Назад





Урок литературного чтения во 2 классе

Тема:
Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Цели:
1. Создание условий для обучения детей вдумчивому чтению посредством приёмов технологии РКМЧП; 2. Развитие навыков культуры учебного труда (навыки работы с художественным и энциклопедическим текстом). Развитие кругозора ; 3. Привлечение внимания к творчеству Х.К. Андерсена , пробуждение интереса к книге, воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:

Для учителя:
Портрет Х.К. Андерсен, Слова для фазы вызова:  Солдатик, нора мыши, танцовщица, злой тролль, ласточка, эльф, болото, картонный замок. • Стручок, горошина, путешествие, надежда, счастье. Карточки для кластера (книголюб, любил театр, сказочник, путешественник, мечтатель (учиться, путешествовать, быть актёром, петь на сцене, танцевать, читать стихи), ?. Раздаточный материал: • Текст «Пятеро из одного стручка » (15 экз.), • Текст энциклопедической статьи (30 экз.); • Листы для рисования; • Конверты для парной работы со словами для фазы вызова
Для учащихся:
фломастеры, цветные карандаши.
ХОД УРОКА:
- Улыбнитесь! Скажите друг другу на ушко доброе слово. - У вас хорошее настроение? - Тогда начнем урок. I.
ВЫЗОВ
На доске слова:
солдатик,

нора мыши,

танцовщица,

злой тролль,

ласточка,

эльф,

болото,

картонный замок.

- Разбейте слова на две группы и по этим группам попробуйте назвать два произведения. (Сказки: Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка). - Что общего у этих произведений? (это сказки, автор – Х.К. Андерсен). Действительно, автор этих сказок Х.К. Андерсен (
портрет
). - Что вы знаете об Андерсене?
КЛАСТЕР
(сказочник) - Как думаете, что будем делать на уроке? - Что бы лучше понять произведение, надо много знать о человеке, который его создал, и я предлагаю вам изучить статью об Андерсене из энциклопедического словаря (приём ИНСЕРТ, чтение с пометками)
«+» -знаю

«V» - новое
В небольшой стране Дании в семье сапожника и прачки родился Ханс Кристиан Андерсен. Ханс не хотел быть сапожником, как его отец, он мечтал учиться и путешествовать. Мальчик был книголюбом и мечтателем, а ещё ему нравился театр. Вы думаете, Андерсен мечтал стать сказочником или писателем? Нет. Он хотел стать актёром, хотел петь на сцене, танцевать, читать стихи. Но это ему не удалось. Тогда он стал писать, но его пьесы и стихи никому не нравились. И только когда он написал первую сказку, мечта его сбылась, он стал знаменитым. Андерсен много путешествовал, узнавал мир, знакомился со многими людьми.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К КЛАСТЕРУ
- Что в статье было знакомым? - Что нового узнали об Андерсене? (Путешественник, книголюб, любил театр, мечтатель (учиться, путешествовать, быть актёром, петь на сцене, танцевать, читать стихи).
Слово об Андерсене:
Кто-то из писателей сказал, что сказки делаются из того вещества, из которого состоят сны. Ханс Кристиан Андерсен умел превращать сны в удивительные сказки. А ещё он серьёзно уверял, что нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь. Как вы понимаете это выражение? - Для чего проведём сегодняшний урок? - Действительно, на сегодняшнем уроке мы встретимся с одной из сказок замечательного сказочника и попытаемся догадаться, придумал ли сюжет сказки сам Андерсен, или его подсказала ему сама жизнь (внести в кластер знак ?). - Произведение, с которым будем сегодня работать, связано со словами:
стручок

горошина

- Как думаете, о чём будет произведение?
II



. ОСМЫСЛЕНИЕ
- Действительно, сказка будет о путешествии маленьких горошин по свету. Стратегия «Чтение с остановками» с использованием техники вопросов. В стручке сидело пять горошинок; они были зелены, и стручок зелёный, - вот они и решили, что весь мир тоже зелёный, и решили правильно. Горошинки всё росли да росли и всё больше и больше размышляли, сидя в стручке, - чем бы заняться! «Неужели я всегда так и буду сидеть здесь? – думала каждая. От долгого сидения ведь и затвердеть можно! Я чувствую, что там за стенкой что-то есть!» - Можете ли вы назвать героев сказки? - Сколько их было? - Где они жили? Что являлось их домом? - Горошины. Какие они? Какие качества их характера вы могли бы назвать? - Как думаете, будет дальше? Но вдруг они услышали треск: кто-то сорвал стручок и сунул его в карман своей куртки, уже набитый стручками. - Ну, сейчас нас выпустят на волю! – закричали горошинки и стали ждать. - Хотела бы я знать, кому из нас пятерых повезёт больше всего, - проговорила самая маленькая горошинка. – Ну да скоро это выяснится. - Крак! – стручок лопнул, и все пять горошинок выкатились на яркий свет. - Что произошло со стручком? - Кто мог выпустить горошинки из стручка? - Узнали ли горошины, что находится за стенкой их дома? - Как думаете, окончилось ли на этом путешествие горошин и познание ими мира ? Маленький мальчик держал их на раскрытой ладони и говорил, что они годятся для его ружьеца. Он тот час же зарядил ружьецо горошиной и выстрелил. - Я лечу теперь в широкий мир! Поймай теперь меня, если сможешь! – пискнула горошина и скрылась из глаз. - А я, - сказала вторая, полечу прямо на солнце; солнце – это как раз такой стручок, какой мне нужен! – И тут же исчезла. Две другие горошины проговорили: - Где бы мы ни очутились, будем там спать; куда-нибудь да попадём! – И хотя они скатились на землю, ружья всё-таки не миновали. – Ну, мы улетаем дальше всех! – крикнули они. - Будь что будет! – сказала последняя горошинка, улетая. - Кто же выпустил горошины из стручка?
надежда

путешествие

счастье

-Зачем они понадобились ему? Как он собирался их использовать? - А как вообще используют горох? - Как отнеслись горошины к тому, что им предстоит продолжить путешествие? - Увидели ли вы у каждой из горошин какие-нибудь новые черты характера? Ружьё выстрелило, горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под чердачным окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой земле рос мох. - Будь что будет! – повторила она. В маленькой чердачной комнатке жила бедная женщина, которая днём уходила топить печи в чужих домах, пилить дрова и вообще делать всякую чёрную работу. Женщина была и сильная, и прилежная, а всё- таки жила в бедности. Дома, в тесной каморке, лежала её единственная дочка-подросток, тоненькая и тщедушная, которая болела вот уже целый год. Она весь день терпеливо и тихо лежала в кровати, пока мать ходила на заработки. - С какими новыми героями сказки мы знакомимся в этом отрывке? - Что вы узнали об этой семье? - Как понимаете выражение «чёрная работа»? - Дочка-подросток. Что это означает? - Какой была дочь женщины? Что значит тщедушная? - Как думаете, что будет дальше? Настала весна. Однажды ранним утром, когда мать собиралась на работу, а солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь крошечное окошко, больная девочка посмотрела на него и воскликнула: - Что это такое зелёное виднеется за стеклом? Оно колышется на ветру. Мать подошла к окошку и, приоткрыв его, сказала: - Э, да здесь какое-то растеньице выросло; это горох выпустил свои зелёные листочки. И как он попал сюда в щель? Вот тебе и садик, любуйся на него. Кровать переставили ближе к окну, чтобы больная девочка могла лучше видеть гороховый росточек, а мать ушла на работу. - Откуда на окошке комнатки появилось зелёное растение? - Какие эмоции, чувства вызвало у девочки появление ростка? - А как отнеслась к этому её мама? - Как думаете, что будет дальше? Подружится ли девочка с ростком гороха? И вот вечером девочка сказала: - Мама, мне кажется я выздоравливаю… Сегодня солнце светило мне так ласково. Смотри, как хорошо прижился горошек. Мне тоже будет хорошо на солнышке, я поправлюсь. - Лишь бы тебе стало лучше! – отозвалась мать, хотя сама не верила в это. Она подставила палочку к зелёному ростку, чтобы его не сломал ветер, - ведь это горошек подбодрил её девочку. Крепко привязав бечёвку к подоконнику, она другой конец прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелёк гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг бечёвки. И горошек вился и с каждым днём всё заметнее рос. - Гляди-ка, да он скоро зацветёт! – сказала однажды утром мать, и сама стала уже надеяться и верить, что её больная девочка поправится. Женщине показалось, что за последнее время дочка её повеселела; она нередко сама приподнималась на постели утром и сидела, глядя сияющими глазами на свой маленький садик, в котором рос один-единственный стебелёк гороха. Неделю спустя больная впервые встала с постели на целый час. Она блаженствовала, греясь на солнышке. Окно было раскрыто, а за окном пышно распустился светло- розовый цветок горошка. Девочка наклонилась и очень осторожно поцеловала тонкие лепестки. Этот день был для неё настоящим праздником. - Подружилась ли больная девочка с ростком?
- Изменилось ли её состояние? - Как вы думаете, поправится ли больная девочка? - Какие чувства возникли у девочки по отношению к ростку? - Изменилось ли отношение матери к ростку? Как? Что чувствует она? - Физминутка. Давайте покажем какой маленькой была горошина сначала, как она росла, тянулась к солнышку, как распустился красивый цветок. - Как вы думаете, а что стало с другими горошинами? Хотите узнать? Ну а что стало с другими горошинами? Та, что полетела в широкий мир и кричала: «Поймай меня, если сможешь!», очутилась сначала в кровельном жёлобе, а потом попала в голубиный зоб. Обе горошины- сони залетели туда же и были съедены голубями, а значит, всё-таки принесли немалую пользу. А четвёртая, которая хотела полететь на солнце, упала в жёлоб и не одну неделю провалялась там в затхлой воде, отчего вся распухла. - Ну и раздобрела же я! – сказала горошина. – Скоро лопну, чего, мне кажется, ещё ни одна горошина не сумела и не сумеет добиться. Я самая замечательная из всех пяти горошинок в нашем стручке! А возле чердачного окошка перед цветком горошка стояла юная девушка, и её глаза сияли, на щеках горел здоровый румянец. - Как сложилась жизнь у других горошин? - Какие из них, по мнению автора, принесли пользу? - Найдите в тексте, как говорит о себе горошина, которая хотела полететь к солнцу. Почему она считает себя самой замечательной горошиной в своём стручке? - А вы согласны с мнением этой горошины? Почему? - Как думаете, кому из пяти горошинок повезло больше всех? Почему?
III. РЕФЛЕКСИЯ
- Понравилась ли вам эта сказочная история? - Оправдались ли наши прогнозы? - Кто из горошин запомнился вам больше всего? Почему? - Могут ли в жизни горошины обладать характером? - А кто в жизни имеет характер? - А у всех ли одинаковые характеры? - Какие характеры были у горошин? - Как вы думаете, мог ли Андерсен подсмотреть характеры в жизни у людей и представить в образе горошин? - Могла ли такая история произойти на самом деле? - До чтения сказки мы задавались вопросом: придумал ли сюжет сказки сам Андерсен, или его подсказала ему сама жизнь. Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? - Давайте вернёмся к нашим словам из начала урока. Сказка связана со словами НАДЕЖДА, СЧАСТЬЕ. Но этих слов в сказке мы не встретили, может я ошиблась? Давайте попытаемся найти, в каких моментах сказки они спрятались. - Как бы вы могли назвать произведение? - Андерсен назвал свою сказку «Пятеро из одного стручка». Почему у неё такое название?
Творческое задание или домашнее задание
- Я поняла, что вам очень понравилась история. - А какой вы представляете себе героиню сказки?
- Я предлагаю вам нарисовать её на своих листочках и подарить рисунок, тому, кому сейчас нужна помощь, поддержка, у кого просто плохое настроение или не ладятся дела. Может быть ваша горошина сможет подарить людям радость, счастье и надежду.
Самостоятельная работа

Итог:
- Счастье… Именно этого я и хотела бы вам пожелать при встрече с новыми литературными произведениями. Мне было приятно работать с вами на уроке. Благодарю вас за поддержку и сотрудничество. Спасибо!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники