Напоминание

Особенности постановочной работы в детских хореографических коллективах


Автор: Манойло Карина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Белгородская обл., город Валуйки
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности постановочной работы в детских хореографических коллективах
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВОЧНОЙ РАБОТЫ

БАЛЕТМЕЙСТЕРА ПРИ СОЗДАНИИ ДЕТСКИХ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НОМЕРОВ

Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности

балетмейстера с детьми младшего школьного возраста

Детский

хореографический

коллектив

является

одной

из

наиболее

распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого

достаточно

сложна.

Хореография,

как

никакое

другое

искусство,

способствует

гармоническому

развитию

ребенка,

формированию

его

художественного

«я».

Хореография

ненавязчиво,

мудро

воспитывает

и

образовывает.

Она

развивает

чувство

ритма,

пластичность,

координацию,

укрепляет волю, грацию, помогает стать организованным, целеустремленным

человеком,

с

сильным

характером

и

чувством

долга,

способствует

физическому развитию организма, что оказывает положительное влияние на

здоровье детей.

Как правило, руководитель коллектива совмещает задачи нравственного

и художественно-эстетического воспитания детей с работой балетмейстера.

Он ставит танцы, формирует репертуар, проводит репетиции, организует

участие детей в концертах.

Деятельность

руководителя танцевального коллектива характеризуется

многоаспектностью и многофункциональностью:

1)

Организационно - управленческая

(

руководитель-хореограф

выступает

организатором

коллектива

и

конт ролирует

е г о

функционирование);

2)

Балетмейстерская (руководитель коллектива является главным

балетмейстером - постановщиком, за исключением коллективов, в которых

приглашают балетмейстеров);

3)

Репетиторская

(руководитель

хореографического

ансамбля

осуществляет

репетиционный

процесс,

выступая

в

качестве

главного

педагога-репетитора);

4)

Учебно-

воспитательная

(педагогическая,

исполнительская

и

духовно-эстетическая подготовка);

Однако работа в детском хореографическом коллективе имеет свою

специфику, с которой обязательно столкнеться каждый руководитель.

Для детей младшего школьного возраста, прежде всего, характерна

большая активность. Они нуждаются в частых сменах движений, длительные

«статических провизиях» для детей крайне утомительны. В то же время

движения детей еще не организованы, плохо координированы, они не имеют

большой запас двигательных навыков, они нуждаются в его пополнении и

усовершенствовании. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво,

они легко отвлекаются, им трудно на долго сосредоточиваться на одном

задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для

них гораздо ближе, чем абстрактное понятие.

Игра представляет

естественную деятельность детей этого возраста. Их

эмоции яркие открытые и непосредственные. В этом возрасте дети особенно

жизнерадостны и доверчивы.

С

учетом

всех

этих

особенностей

детей,

следует

своеобразно

выстраивать занятия с детьми младшего школьного возраста. Одна из задач

является содействовие физическому развитию детей и совершенствованию

основных двигательных навыков. Именно в этом возрасте важно выработать

у детей устойчивую привычку держаться прямо и стройно, правильно и

свободно двигаться в танцах.

Не менее важной задачей является развитие общей организованности

детей, воспитание навыков социального поведения, содействие организации

дружного детского коллектива.

С учетом этих воспитательных задач, наиболее подходящим для детей

младшего школьного возраста содержанием занятий по хореографии является

изучение

детских,

легких

народных,

массовых

и

бальных

танцев,

ритмические упражнения и гимнастика. Необходимо чередовать виды работ,

учитывая

необходимость

этого

возраста,

в

частой

смене

движения

и

в

сложных для детей статистических положений.

Дети

младшего

школьного

возраст а

отличаются

большой

пластичностью и податливостью. Они с легкостью перенимают то, что им

показывают. Но движения трудные для детей и выполняемые с большим

напряжением, заучиваются механически и никогда не бывают естественными,

свободными, выразительными. Их усвоение осуществляется поверхностно и

непрочно, и дети получают не пользу, а вред от занятий. Профессор Е. Аркин,

исследуя дошкольный возраст, отметил: "Нет ничего проще, чем обучать

ребенка, а это большой соблазн и величайшая опасность для нормального

развития индивидуальности ребенка "

(12,с.7).

При

выборе

танцевального

репертуара

следует

также

учитывать

интересы

и склонности

детей этого возраста. Танец не должен выглядеть

фальшиво.

Язык

танца

для

детских

произведений,

безусловно,

зависит

от

возможностей и способностей учащихся, поэтому с точки зрения количества

движений и их технических трудностей, они ограничены. Однако это не

исключает

необходимости

создания

качественного

богатства

движений,

сочетающих

естественный

импульс

движений

с

условно

танцевальным

языком.

При

постановке

танца

не

следует

следовать

линии

наименьшего

сопротивления

и

выбирать

просто

легкодоступные

движения

для

детям.

Следует учитывать стиль, характер произведения, сочетания которого могут

включать в себя определенные элементы классического танца, что может

быть

использовано

из

народных,

современных

танцев,

обоснованные

в

формируемом

образе

наиболее

доступные

движения

танца:

шаг,

бег,

па

польки, па вальса, па

шассе, па балансе и другие, связанные с визуальными и

выразительными движениями сочетаниями различных линий и поворотов

корпуса.

Специфика

танцевального

языка

остоит

в

том,

что,

подобно

лейтмотиву,может

повторяться,

варьироваться,

видоизменяться.

Поэтому

следует

создавать

н е

просто

движения,

а

их

динамическую картину

(по

аналогии

с

картиной

звуков

в

музыке).

В

связи

с

этим,

задачами

балетмейстера является постоянное обогащение знаний в области своего

искусства и

музыки, с одной стороны, и возрастной психологии учащихся, с

другой.

Создавая игровые ситуации, в работе с детьми младшего школьного

возраста, на репетициях, а таже при исполнении танцев, не минуем залог

детского сотворчества. В игре они изучают язык сценического танца. Сама

условность танцевального языка воспринимается детьми как игра, в которой

есть

правила.

Детям

предоставляется

возможность

назвать

качества

танцевального

образа

по

линии

образности,

выразительности

и

формы.

Содержание образа в сочетании с его условной формой вызывает ощущение

действительности

в

комплексности

и

постепенно

становится

таким

же

естественным, как сочетание слова и звука в песне. Вот дальнейшие шаги,

по

углублению

и

расширению

представлений

детей

о

танце

и

пути

тех

составляющих,

из

которых

он

состоит.

Актерская

и

музыкальная

выразительность,

логика

танцевального

движения

-

его

органичности,

сочетающаяся

с

эстетическими

правилами

классических

движений,

народного и бального танца.

Исходя

из

неоднозначности

танцевального

образа,

дети

развивают

многообразие духовных качеств, так как сфера человеческих переживаний,

отраженная в искусстве, а также их осознание, достоверное, как и логические

сведения,

раскрываемые

наукой.

Через

искусство

хореографии,

через

эмоциональное

волнение,

дети

открывают

для

себя

красоту

жизни.

Реальность для них приобретает новую форму в искусстве танца в виде

чувственной информации, построенной на чувстве движения, и имеет цель

развивать творческий потенциал личности.

В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам важность

каждого

движения,

то,

как

оно

выполняется.

Ученик

должен

знать,

что

выполнение

определенных

движений

это

не

просто

"прихоть"

преподавателя, а целенаправленное выполнение заданий учебной работы.

Нужно

объяснять

им,

что

в

искусстве

танца

нет

"потолка",

что

каждое

танцевальное движение, фрагмент можно проработать и совершенствовать

бесконечно.

Но, как бы, ни важно было техническое совершенство танца

- это не

должно быть самоцелью, но в процессе обучения танца нельзя превращать в

механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что

овладение тем или иным навыком должно быть художественно-творческим.

Тогда,

занимаясь

хореографией,

младший

школьник

не

просто

выучит

определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии вы

освоите

уникальный

выразительный

язык

танцевального

искусства,

вы

освоите танец, который тесно связзан с музыкой и пластикой.

Музыка

и танец неразрывно связаны. Музыка содержит и характер

любого танцевального произведения. Обучая искусству танца, необходимо

одновременно

вести

и

музыкальное

образование:

научиться

понимать

и

слушать музыку, органично сочетать движение и музыку.

Оригинальные ритмические упражнения сводятся к прохлопыванию

долей такта, затем усложняются, изменяя ритмический рисунок хлопков.

Выполняя ритмичные движения, можно добавить элемент игры, где девочки

чередуются с мальчиками, первая линия со второй и т.д. Затем к хлопкам

добавляются движения: притопы, повороты корпусом, движения рук, головы,

плеч. Как правило, все элементы ритмических упражнений объединяются в

небольшие

танцевально-ритмические

этюды.

Детям

очень

нравится,

особенно если добавить элементы игры и соревнования.

Творческое

развитие детей на уроках ритмики наблюдается в процессе

выполнения движений под музыку. Одни высоко подпрыгивают, пытаясь

"поймать бабочку", другие тихо "крадутся по траве". Одни смотрят на него с

интересом, другие "с чувством выполненного долга" его отпускают.

По

словам

Давыдова

В.В.:

«Работа

учеников

на

уроках

ритмики

наполнена

различными

видами

деятельности.

Дети

слушают

музыку,

выполняют движения под музыку или ритм. Им

нужно воплотить свои

фантазии в реальный образ танца, имитировать движения животных или

создать образ персонажа в танце. Все это от урока к уроку представлено в

движении от простого к сложному. Детское воображение не имеет границ. В

быстрой, подвижной мелодии они видят и зверушек, и детский смех, и людей

бегущих

на

работу,

и

т.д.

Станцевать

свое

настроение

или

настроение

музыки.

Импровизируя,

дети

стараются

двигаться

в

соответствии

с

характером музыки».

Как показывает практика работы с младшими школьниками, с учетом

возрастных психологических особенностей, позволяет выделить основной

накцент

в

работе

педагога:

внимание

сенсорному

воспитанию,

развитию

музыкальности,

танцевальной

координации

движений,

умение

ориентироваться

в

пространстве,

формирование

первоначальных

танцевальных навыков. Один из важных факторов работы на начальном этапе

обучения

использование

минимума

танцевальных

элементов

при

максимальной возможности их сочетания. Длительное изучение, проработка

небольшого

количество

материала

(движений)

дает

возможность

его

качественного

усвоения,

что

в

будущем

станет

прочным

фундаментом

знаний.

Разнообразие

сочетаний

танцевальных

движений

создает

впечатление новизны и развивает творческую фантазию у детей.

Таким образом, целью разработки уроков для младших школьников

является

развитие

познавательного,

физического,

художественно-

эстетического потенциала личности, формирование творческой активности,

воображения, речи в процессе обучения уроков ритмики.

Задачи:

I.

Обучающие:

-

Формирование представлений об окружающем мире;

-

Знакомство с культурным разнообразием разных народов;

-

Научить учащихся работать с дополнительной литературой;

-

Расширение кругозора учеников.

II.

Воспитательные:

-

Воспитание эстетического вкуса

(умения видеть красоту движения в

танце);

-

Воспитать чувство общности;

-

Воспитание нравственных качеств;

-

Воспитание уважения к традициям и культуре других народов.

III.

Развивающие:

-

Формирование

движенческих

навыков,

развитие

чувства

ритма,

умения слушать музыку и отражать движения персонажа музыки;

-

Формировать общее физическое развитие обучающихся;

-

Развивать творческое воображение ребенка, совершенствовать навыки

творческого самовыражения;

-

Развитие связной речи младших школьников.

Девиз урока

- "Движение

-

это жизнь, творчество и созидание".

Основными принципами работы являются:

-

Ориентация на потребность ребенка чувствовать и выражать свои

эмоции через танец;

-

Реализация потребности ребенка в движении;

-

Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.

Следование этим принципам определяет особенности образовательного

процесса:

-

Организация

занятий

преимущественно

в

игрой

форме

(нестандартные занятия). Речь идет не о применении игры как средства

разрядки в классе, а

о том, чтобы весь урок был пронизан началом игры;

- У

детей младшего школьного возраста мышление и восприятие носят

преимущественноспецифический образный характер. Поэтому танец должен

ассоциироваться

не

только

с

музыкой,

но

и

с

художественным

словом,

рисунком, пантомимой;

- Организация творческой деятельности практически на каждом уроке в

сочетании с физической и умственной работой, в ходе которой дети могли бы

выразить свои впечатления, чувства, настроения, отношение к чему-либо, а

также применять полученные на уроках знания;

-

Общение педагога с ребенком должно осуществляться с позиции

"Личность-личность".

Условия, необходимые для эффективного проведения урока: личное

общение педагога с ребенком; наличие специально оборудованного кабинета;

широкое использование технических средств обучения (видео, аудиотехника).

«Основная цель занятий ритмики не только дать детям знания, умения,

навыки, но создать условия для свободного владения ими, использования их в

ситуациях творчества, то есть развивать и повышать уровень творчества

детей, используя различные формы взаимодействия, в частности систему

творческих заданий – Антропова Л.В.».

Каждый урок должен быть традиционным по своей структуре. Однако

содержание

занятий

дожно

включать

систему

развивающих

заданий

для

творческого развития детей на основе элементов: композиции, исполнения,

импровизации на уроках ритмики с проведением бесед, докладов, рисунков

выявленных образов. Урок ритмики следует проводить один раз в неделю.

Участие детей на уроке оценивается на основе правильно озвученных

мнений; проявление активности протяжении на протяжении всего урока;

уверенность в интерпретации художественно-танцевальных образов; уровень

увлеченности различными формами хореографической деятельности.

В

структуру

урока

ритмики

необходимо

включить

"развивающие

пятиминутки",

которые

нацелены

на

творческое

развитие.

Таким

образом,

уроки

ритмики

нацелены

на

творческое

развитие

младших

школьников

в

условиях

свободной

инициативы,

чувственных

размышлений и художественного начала.

Также проявление ученика в творческой работе не только на занятиях,

но и дома. Домашние задания следует давать с расчетом способствовать

возникновению интереса к урокам ритмики

с учетом потребностей детей в

выражении

своих

впечатлений

в

различных

формах

творчества:

стихах,

рисунках, рассказах и танце.

Музыкально-ритмическое занятия на уроах ритмики представляют, где

есть место для синтеза искусств, а так же игры и драматургии.

Специфика создания и постановки детского хореографического номера

Танцы

один

из

любимых

и

популярных

видов

искусства

предоставляет

широкие

возможности

в

физическом,

эстетическом

и

этическом воспитания детей. При создании репертуара для детей основными

критериями

являются

содержание

танца,

его

соответствие

современным

задачам

эстетического

воспитания

и

возрастным

особенностям

детей.

Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальной культуре

других

народов,

гуманные

нравственные

чувства,

присущие

русской

хореографической

школе.

Знакомство

с

элементами

классического,

народного,

историко-бытового

современного

танца

и

приобретение

в

процессе

занятий

специальных

навыков

и

умений

развить

у

учеников

художественный

вкус,

привнести

в

них

благородство

и

изящество

исполнения, сформировать культуру.

Чтобы

освоить

танцевальную

науку,

необходимо

выучить

азбуку

классического

танца

это

придаст

исполнительской

культуре,

которая

немыслима без какого - либо танца. Народный танец является одним из

средств

национального,

просвятительского

и

патриотического

воспитания

школьников. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей

положительные эмоции, чувтсво радости бытия, обогащает танцевальный

опыт разнообразными ритмами и пластикой.

Особый

интерес

для

детей

представляет

работа

над

сюжетными

танцами, темы которых близки и понятны детям, темы которых близки и

понятны детямзаимствованы из окружающей действительности или из сказок

окружающего

мира.

Особое

место

занимают

танцы-игры,

танцы

с

предметами. И чем органичнее танец связан со знакомой детской игрой, тем

теплее

он

во спринимается

зрителями.Тематиче ские

танцы

и

хореографические

сюиты являются неотъемлемой частью репертуара.

1.

Народно-сценический танец – требует от постановщика глубокого

знания

фольклора,

преобладающих

тем

и

сюжетов,

манеры

исполнения,

композиционных особенностей.

2.

Сюжетный

танец.

Используются

сюжетш

школьной,

дворовой

тематики, а также народные сказки и былины.

3.

Танцы

из

детских

балетных

спектаклей

и

опер

для

более

подготовленных коллективов.

При

постановочной

работе

очень

важно

учитывать

возрастные

особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2)

средняя.

При

постановке

работы

очень

важно

учитывать

возрастные

особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2)

средняя, 3) старшая.

Физическая

нагрузка

зависит

от

развития

опорно-двигательного

аппарата

(например,

у

младшей

группы

мягкие

кости),интенсивность

и

продолжительность

от

возраста

и

степени

подготовки

учащихся

(хореографическое училище, детский коллектив во дворце культуры, кружок

в школе).

Основу

репертуара

для

детей

должны

составлять

танцы

игрового

характера, отражающие их основные интересы, инсценировки детских песен,

сказок,

представления

школьной

тематики,

а

также

народные

танцы,

основанные на простых танцевальных элементах и простых композициях.

Большое внимание следует уделить обучению народным танцев, а также

танцам на основе на спортивных движениях (танцы с лентами, мячами,

обручами,). Также стоит обратить внимание на бальные танцы(6 с.27).

Необходимо

пробудить

неподдельный

интерес

к

занятиям

детей,

прилечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, только поставив

перед

ним

четкие

долгосрочные

цели.

Постановочная

работа

в

этом

отношении очень продуктивна. Дети любят ее, относятся к ней с большим

интересом,

активно

в

нее

включаются,

непринужденно

фантазируют,

вообщем, работают с огромным увлечением и отдачей.

Чтобы

поставить

танец

д л я

дошколят,

необходимо

учитывать

возрастные

и

психологические

особенности

маленьких

артистов.1

Первым

шагом

к

постановке

детского

танца

является

обучение

детей

ритмике

(Но

мы

помним,

что

предметом

ритмики

являются

музыка

и

движение!),

тем

самым

развиваем

крупную

моторику,

координацию,

мышечную

память,

чувство

ритма,

ориентацию

в

пространстве.

Физиологи

уже

давно

доказали,

что

движение

тесно

взаимодействует

с

памятью,

речью,

обучением,

эмоциями

и

стимулирует

мозг.

Детский

танец

помогает

развивать

фантазию

ребенка,

его

способность

к

импровизации.

Музыкально-

ритмическое

воспитание

является

важной

частью

процесса

формирования

гармоничной

личности,

делает

детей

открытыми,

общительными.

Ритмика

позволит

ребенку

почувствовать

сильную

долю,

останавливаться

в о

время

паузы

и

понимать,

когда

оканчивается

музыкальный

этюд.

Когда

речь

заходит

о

танце

в

детском

саду,

первым

делом

возникает

вопрос,

что

танцевать,

если

у

вас

еще

нет

достаточного

опыта

в

постановке,

т о

самым

верным

вариантом

будет

взять

описание

танца

у

опытного

педагога

и

по

нему

работать.

Все-

таки

здесь

хорошо

срабатывает

известный

закон:

«Копируй

мастера,

пока

не

научишься!».2

Подбираем

музыку

и

просчитываем

её.

Отмечаем

акценты.

Наиболее

выигрышно

у

детей

смотрятся

танцы

с

хорошей,

быстрой

и

зажигательной

музыкой,

но

и

под

плавную

музыку

надо

учиться

танцевать,

но,

в

основном

это

старший

дошкольный

возраст.

Музыку

лучше

подбирать

известную.

Прежде

чем

учить

танец,

даём

детям

самим

подвигаться

под

эту

музыку.

Перед

первой

репетицией

проведите

занятие

в

форме

игры,

на

котором

попросите

маленьких

артистов

рассказать

о

том,

что

они

представляют

после

прослушивания

музыки.

Также

можно

предложить

детям

пофантазировать

и

придумать

ритмичные

движения.

В

первых

-

это

развивает

творческое

начало,

а

во

вторых

вы

можете

подглядеть

в

этот

момент

у

детей

несколько

удачных

движений

и

вставить

их

в

свой

номер.

Любое

танцевальное

произведение

необходимо

композиционно

выстроить.

Не

ставьте

слишком

длинный

танец

это

не

под

силу

детям

дошкольного

возраста.

«Мы можем видеть хореографические произведения, которые сделаны

«под музыку», т.

е. хореограф равномерно распределяет танцевальный текст

под

музыкальные

фразы

и

ритм,

используя

опять

же

равномерно

расположенные паузы, акценты или остановки. На профессиональном сленге

балетмейстеры называют такие постановки «решенные квадратно-гнездовым

способом» - Фоменко И.М.»

Более интересны хореографические номера, созданные «в

музыку», т.

е. хореограф через движения и их композицию абсолютно точно передает

мелодическую структуру произведения, лексический танцевальный материал

опирается на мелодическую линию, каждая хореографическая фраза точно

соответсвует музыкальной фразе.

«Важно

постановку

детского

танца,

в

отличие

от

взрослого,нужно

всегда начинать с начала

первого музыкального эпизода. Дети должны

иметь четкое представление о том, как движения следуют друг за другом.

Определить части в танце.- Пуртова Т.В.»

Условно,

постановку

танца

можно

разделить

на

3

этапа:

движения,

рисунок,

связки.

И

первое

что

прорабатывается

с

детьми,

это

движения,

но

сразу

сильно

не

закапывайтесь

на

этом

этапе.

Ваша

задача

познакомить

детей

с

движениями

для

того,

чтобы

разучить

танец

полностью.

Каждое

движение

обязательно

должно

иметь

свое

название

словами

и

руками.

Название

словами

вам

поможет

подсказывать

на

начальном

этапе

разучивания,

а

название

руками

поможет

подсказать

на

последующих

этапах,

и

даже

на

празднике.

По

времени

исполнения

движения

в

танце

делятся:

- унисон-все

участники

танца

исполняют

движения

одновременно;

-

канон

-

одно

и

то

же

движение

или

связка

исполняются

с

опозданием

на

некоторое

количество

тактов;

-

диалог

-

исполнители

по

очереди

исполняют

свои

движения

или

связки;

-

контрапункт

-

одновременное

исполнение

разной

лексики.

После

знакомства

с

основными

движениями

танца,

переходим

к

разучиванию

рисунка.

Сразу

поговорим

про

разметку.

Детям

младшего

дошкольного

возраста

легче

ориентироваться

в

пространстве,

если

на

полу

есть

разметка.

К

рисунку

танца

присоединяем

движения

и

связки,

и

прогоняем

этот

черновой

вариант

много

раз,

пока

не

увидите,

что

дети

знают

что-за

чем.

Особое

внимание

уделяем

переходам

от

одной

части

к

другой

и

переходам

между

рисунками.

А

дальше

делаете

то

-

же

самое

и

параллельно

работаете

над

отдельными

кусками,

в

конце

каждого

занятия

прогоняете

танец

полностью.

Это

те

основные

моменты,

на

которые

стоит

обратить

внимание,

если

вы

собираетесь

разучивать

танец

в

детском

саду,

но

так

-

же

необходимо

помнить,

при

кажущейся

нам

простоте

движений,

детям

они

даются

с

трудом,

поскольку

их

мозг

еще

развивается,

и

только

начинает

накапливать

информацию.

Важной

частью

танцевального

номера

является

подбор

костюмов.

Костюм

должен

соответствовать

тематике

танца,

быть

удобным

для

исполнителя.

Все

детали

детского

костюма

должны

быть

тщательно

продуманы,

так

как

в

движении

может

что-то

оторваться

или

расстегнуться,

что

может

привести

к

непредвиденным

ситуациям.

Детям

нравятся

яркие

костюмы.

Они

легче

входят

в

«роль»

и

исполнение

танца

приобретает

законченный

вид.

Работать

с

детьми

значит

отдавать

ребенку

свой

жизненный

и

духовный опыт каждый час,каждый день, из года в год, формируя личность

нашего общества – человека развитого всесторонне и гармонично.

Хореографы всегда должны осознавать свой творческий долг, помогать

в

сложном

процессе

формирования

красивой,

всесторонне

развитой

личности.

Балетмейстер –

непростая профессия. Балетмейстер, работающий с

детьми, - профессия, вдвойне сложная. Ведь помимо обычных трудностей,

которые всегда сопровождают композицию танца, помимо учебных задач,

педагог

должен

умело

разбираться

в

возрастных

особенностях

своих

артистов.



В раздел образования