Напоминание

Креативность - один из элементов инновационной, профессиональной деятельности педагога-хореографа


Автор: Селиванова Лариса Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г.Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Креативность - один из элементов инновационной, профессиональной деятельности педагога-хореографа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр развития творчества»

Тема: Креативность - один из элементов инновационной, профессиональной

деятельности педагога-хореографа.

Составил: Селиванова Лариса Петровна

педагог дополнительного образования

г.Черногорск,2020

Креативность - один из элементов инновационной, профессиональной

деятельности педагога-хореографа.

Педагог – это ключевая фигура системы образования. Развитием его профессионализма,

нравственной культуры и проявления креативности определяются любые успехи, как в

сфере образования, так и в развитии общества в целом. Между тем, как отмечается в

«Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.»

профессиональное образование учителей еще не способно в должной мере решить

проблему кадрового голода, обусловленного новыми требованиями к уровню

квалификации педагогических работников. Повышение профессионализма педагогов

признается важнейшим приоритетом российской государственной политики.

Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных

знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность–это являющийся основным источником дохода вид

трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических

знаний и практических навыков.

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к

педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также

стремление к новому, творческому осмыслению своей работы.

Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога:

1. Самообразование:

самостоятельное изучение методической литературы;

работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах;

Посредством самообразования, используя Интернет-ресурсы, методические

журналы, сборники, монографии – учитель имеет возможность повышать свой

профессиональный уровень и общечеловеческую культуру.

2. Курсовая подготовка:

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов

и приемов;

системная подготовка и/ или переподготовка;

посещение проблемных семинаров и вебинаров;

Курсовая подготовка формирует это направление, их можно представить как курсы

повышения квалификации, стажировку и, при необходимости, переподготовку. И

только при условии высокой компетентности педагогических работников самые

замечательные идеи и начинания в образовании могут быть проиграны из-за

отсутствия профессионализма педагога. Профессиональный рост педагога

осуществляется в различных формах обучения: очные, заочные, дистанционные

курсы, вебинары, самообразование.

3. Обобщение и распространение опыта:

конкурсы / проекты (очные, дистанционные)

обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в

педагогических конкурсах, мастер-классах.

К данному направлению следует отнести участие в профессиональных конкурсах, что в

свою очередь способствует повышению профессионального уровня педагогов. Чаще всего

педагогу необходимо внедрить инновации в образовательный процесс и провести анализ

своей педагогической деятельности. Можно рассматривать как распространение опыта.

Обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее

трудоемких и сложных направлений в методической работе школы, так как является

комплексом мероприятий, объемным по содержанию, обеспечивающим преемственность

инновационного педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.

Педагог может применять любой из путей развития или же их комбинирование, в

зависимости от уровня своего профессионализма.

Мотивом самообразования может быть успешность, профессиональное признание,

карьерный рост. Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если

педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной

компетентности.

Из выше сказанного следует, что формирование профессиональной компетентности –

процесс цикличный, требующий постоянного стремления к совершенствованию,

приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности,

профессиональному развитию. Профессиональная компетентность педагога зависит от

различных свойств личности. Основным ее источником являются обучение и

приобретенный опыт.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством,

которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение

учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым

действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти

характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к

педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства

педагогического творчества.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании.

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-

либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является

понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» - это целенаправленная

педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического

опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью

достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой

педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации

педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это

социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного

потенциала педагога.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать -

сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая

работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий

эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых

технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты,

умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога

являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск,

успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества,

снимать инновационные барьеры.

Иновационные методы и технологии в хореографии.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников,

формирования у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и

достижение ими высокого творческого результата используются различные методы

работы. Различают традиционные и инновационные методы обучения.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению

истории становления и развития искусства танца, изучение основ музыкального движения,

танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, постановка

танца, отработка движений. Инновационные методы включают в себя следующие

компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и

диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы

развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания

коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания

художественной среды средствами хореографии.

Комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций включает в себя: -

визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с

новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотром образцовых

танцевальных коллективов);

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом

возрастных особенностей детей);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной

комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной

памяти; на практических занятиях использую видеосъемку);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий

для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также

дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Внедрение в учебный процесс интегрированных занятий, индивидуальных занятий с

элементами импровизации является отличительной чертой современной педагогической

практики. В процессе обучения возникла необходимость дополнить интегрированные

занятия элементами импровизации. Это позволило обучающимся не только реализовать

себя в различных видах деятельности, но и создавать «лично», выступить в роли

«новатора» в любом виде искусств.

Наиболее часто используемые технологии:

1. Технологию обучения в сотрудничестве. Данная технология позволяет организовать

обучение воспитанников в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях

хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии

включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае

занимающиеся разбиваются на группы. Группам дается определенное задание, например,

самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения

нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы

может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда

придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды,

ведется обсуждение, указывают на недочеты. В педагогической деятельности использую

следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и

достижения высокого творческого результата: - индивидуальная форма (работа с

солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не

усвоивших пройденный материал, отстающими детьми). -групповая форма (группы

формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа

может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо

танца или этюда); 3 - коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано

несколько возрастных групп);

2. Игровые технологии применяется, так как в составе обучающихся составляют дети

младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста, ведущей

деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваю в форме

танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для

разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством

намеченной педагогом цели. На занятиях использую различные подвижные игры. Среди

них:

- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);

- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры,

народности);

- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).

- прием «Этюдная композиция» (исполнение этюда на заданную тему)

-игра «Картина» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу)

Профессиональные качества детей, такие как, выворотность, гибкость, растяжка,

воспитываются в условиях игры. Мышечные ощущения у обучающихся закрепляются,

легче усваиваются детьми и не вызывают сложности.

3. Информационные технологии Данные технологии используются для обеспечения

материально-технического оснащения. Деятельность танцевального коллектива

предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников.

Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным

техническим требованиям используются компьютерные технологии. Применение

компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения; - производить монтаж,

компоновку музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;

-средство подготовки выступлений - поддерживать контакты с коллегами и осуществлять

деловое общение.

Компьютер даёт возможность воспитанникам:

- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета;

-использовать, как источник учебной информации.

Успех детей в хореографическом коллективе зависит от креативности преподавателя,

который обладает профессиональными знаниями, и умело применяет их в учебно-

тренировочной работе. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики

работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных

недочетов, встречающихся в практике. Внедрение этих инноваций в программу позволяет:

Повысить качество обучения

Расширить рамки образовательных результатов

Исполнение хореографических номеров сделать более качественными

Улучшить процесс самостоятельной творческой деятельности ребенка

В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и

насыщеннее по содержанию.

Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что

способствует достижению высоких творческих результатов. Хочется надеяться, что

совместными усилиями представителей всех уровней дополнительного образования в

сфере образования инновационный опыт, накопленный педагогами, будет успешно изучен,

обобщен, эффективно внедрен в образовательную практику.

Для того чтобы определить условия эффективного применения креативной

деятельности педагога, необходимо дать следующие понятия:

Креативность – относительно независимый фактор одаренности, творческих

возможностей человека, которые могут проявляться в отдельных видах деятельности

(мышлении, общении) и характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны.

Высокие показатели креативности у детей и взрослых увеличивают вероятность

творческих достижений при высокой мотивации и овладении необходимыми знаниями,

умениями и навыками в соответствующих видах деятельности.

Понятие креативность толкуется также как уровень творческой одаренности, способности

к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности.

Креативный (от латинского creation – созидание, [со] творение) – творческий,

созидательный, новаторский.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической

деятельностью, достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний,

определенного опыта, гибких умений, навыков и творческого подхода, обеспечивающих ей

успешность. Достижение Мастерства педагогического обуславливается наличием у

педагога комплекса профессиональных знаний, широкого кругозора, сформированного

педагогического сознания, профессионально значимых личностных качеств и большого

опыта работы.

Креативная компетенция - это умение учителя выводить деятельность на творческий,

исследовательский уровень.

Высокообразованные педагоги, обладающие креативной компетентностью, нужны

любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов,

конкурентоспособных на мировом рынке.

Педагогическое творчество осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия с

детьми, что требует от педагога умения вызывать творческое самочувствие у самого себя и

у детей, как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического

общения и т.п. Все эти профессиональные особенности творческого процесса педагога

оказывают существенное влияние на содержание его деятельности.

Необходимо понимать воспитанника как личность в педагогическом процессе, необходим

глубоко индивидуальный подход к человеку как объекту и субъекту воспитания. Чем

глубже учитель познает личность ребенка, тем эффективнее его педагогическое влияние,

тем лучше чувствует себя ребенок в педагогическом процессе. В этом случае школьник

становится соавтором воспитательного процесса, который творит учитель.

Творчество невозможно без сознания учителем собственной творческой

индивидуальности.

Творчество может возникнуть только при условии профессионально-личностной

мотивации.

А эта мотивация рождается и поддерживается захватившей педагога идеей. Своя,

личностно-опосредованная творческая идея рождается на основе знания теории, на основе

собственной практики, на основе опыта коллег и собственного социального бытия. А раз

педагогическая идея у педагога есть, то неизбежно начинается поиск путей ее

осуществления. Но они могут быть найдены только в русле творческой педагогики.

Творчески работающий учитель отличается и тем, что, используя методические

разработки и рекомендации, аккумулируя опыт коллег, он не просто «приживляет» их на

своей педагогической почве, а, пропуская через магический кристалл своего творчества,

делает для себя этот опыт как бы заново обретенным.

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в

воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся:

-нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания,

методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); -педагогический такт;

способность к сочувствию, сопереживанию; -артистизм; -развитое чувство юмора;

-умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;- создание

проблемных ситуаций;- умение возбуждать вопросы детей; -поощрение воспитателем

детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего

воспитателя.

Исходя из определения креативности, показанного выше, возникает проблема

имплантировать в сознание современного педагога необходимость применения в

педагогической действительности моделей креативного подхода к воспитанию и

обучению.

Что же такое, креативность в деятельности педагога? Это процесс, начинающийся от

усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и

опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта.

А в заключении хочется привести слова Ильева В.А.: «Если творческие уроки, которые

ставит учитель, действительно являются делом его жизни, его призванием, если его влечет

творческое общение с учениками, увлекает формирование человеческих душ, если он

чувствует, что он только так может проявить себя как гражданин и педагог, то ученики ему

поверят и будут творить с ним до самозабвения».

Список литературы

1.

Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.:

«Норинт», 2006.

2.

Бунимович Н.Т., Жаркова Г.Г., Корнилова Т.М. и др. сост., общ. ред. Макаренко В.А.

– М.: Республика, 2000.

3.

Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации

замысла школьного урока. – М.: 1993.

4.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика,

1990.

5.

Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия,

векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.

6.

Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: КНОРУС,

2006.

7.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004.

8.

Фёдорова С.Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика 2006, №2.

9.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010.

10. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. – М.: Советская энциклопедия, 1996. –

879 с.

11. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. //

Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

12. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика.

– 2001. – №10. – С. 56-61.

13.

Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в

хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им.

Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

14.

Тарасенко Т.В. Импровизация - необходимый творческий процесс в

становлении личности танцора /Международная научно-теоретическая

конференция «Ауезовские чтерия - 3». Шымкент, 2004. – Стр. 97-99.

15.

Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической

школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с. 8. Хореографическое искусство.

Справочник. - М.: Искусство. - 2005. с ил.



В раздел образования