Автор: Жукова Марина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО «Элитовская ДШИ»
Населённый пункт: Омская область Москаленский район с. Элита
Наименование материала: методическая разработка открытого занятия
Тема: "Русские народные музыкальные инструменты"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Москаленского муниципального района Омской области
«Элитовская детская школа искусств»
Конспект занятия по предмету
«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Тема: «Русские народные инструменты»
Подготовила преподаватель
Элитовской детской школы искусств
Жукова Марина Васильевна
Элита 2020 г.
Тема: «Русские народные инструменты»
1
Цель: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами
(свистулька, балалайка, гармошка, трещотки, деревянные ложки),
исследовать их звукоизвлечение.
Задачи:
1. Содействовать знакомству обучающихся с русскими народными
инструментами, развитию интереса к музыкальному творчеству русского
народа на примере звучания музыкальных инструментов, русских народных
песен.
2. Содействовать развитию творческих способностей, фантазии.
3. Содействовать воспитанию уважения к народным традициям и культуре
русского народа, любви к родному краю.
Методы:
1. исследование
2. импровизации;
3. музыкального обобщения;
4. размышления о музыке.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование:
рисунок дерева и яблоки 10 красных, желтых, зеленых.
Каждый готовит частушку на тему:
Презентация русских народных инструментов;
раздаточный материал:
конверты со словами1-й РУССКИЕ; 2-й: НАРОДНЫЕ; 3-й:
ИНСТРУМЕНТЫ.
музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, баян, свистулька, балалайка,
трещотки, ложки.
Музыкальный материал: русские народные песни «Катюша», «Вальс», «Ах,
вы, сени»;
Ход занятия
2
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие. Начало урока под мелодию русской народной песни «Во
саду ли в огороде»
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную и
удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.
Вслушайтесь:
Весь мир поёт –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт,
Мир её волшебен!
Как вы думаете, что это за страна? (Музыкальная) Правильно!
Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты.
Как мы её назовём?
(В ней живут музыкальные инструменты, значит, она
называется «Инструментальная»).
Но что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем, правильно сложив
буквы, которые находятся в конвертах у вас на столах.
II. Постановка цели и задач
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с буквами.
1-я группа: РУССКИЕ; 2-я группа: НАРОДНЫЕ;
3-я группа: ИНСТРУМЕНТЫ. Дети складывают из букв слова.
Ребята, давайте прочитаем, какие же инструменты живут в этой музыкальной
стране. (Дети читают)
Молодцы! Значит, какая же цель нашего путешествия?
(Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами, их звучанием)
3
Правильно! Да на сегодняшнем занятии мы продолжим знакомиться с
русскими народными инструментами, с их звучанием, а также с
музыкальным творчеством русского народа.
III. Актуализация знаний
Скажите, ребята, а как можно другими словами сказать - народное
творчество? (Это фольклор)
Какие жанры относят к фольклору?
Перечислите (Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни)
А какие народные песни знаете вы? (ответы)
Похвала……
Ну что ж, тогда пора отправляться нам в путь, чтобы продолжить знакомство
с музыкальными инструментами русского народа.
Цель и задачи нашего путешествия ясны.
Но перед тем, как отправиться в путь, я хочу вас предупредить, что в это
путешествие приглашаются все, кто хочет и любит петь, плясать, играть на
музыкальных инструментах. Путешествовать мы будем на поезде. Вы
готовы? Ну что ж тогда в путь! Наш поезд отправляется (Сигнал
колокольчика.)
IV. Изучение нового материала
Итак, 1-я остановка. Как она называется? (дети читают)
Правильно! «Свистулькино»
Ребята, как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь
познакомимся? (Со свистулькой)
Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент. Как вы думаете, из
чего сделана свистульки? (Из глины)
4
Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и действительно
русский народ изготовлял его из глины. А пение, какой птички напоминает
звучание свистульки? (ответы детей)
Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка.
Птица — наиболее распространённая форма свистульки — птица
символизировала собой народное представление о счастье. На Руси много
веков назад свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же
время имели ритуальное и обрядовое значение. С языческих времен
свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь,
в непогоду — тепло и лучи солнца.
Этот обряд так и назывался – «свистопляска».
А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке?
(при помощи воздуха).
Ребята, а вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке любую свою
мелодию? Хорошо!
Тогда вам первое задание: наиграть, или, как говорят в народе, насвистать на
свистульке любую мелодию. (дети выполняют задание)
Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие.
(Сигнал колокольчика) Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке,
название которой давайте дружно прочитаем(дети читают) «Жалейкино».
Ребята, а какой инструмент на этой остановке хочет с нами встретиться, как
вы думаете? (ответ детей)
Этот инструмент называется – жалейка.
(рассматривание рисунка, на котором изображена жалейка)
Как вы думаете, почему её так назвали?
5
(потому что она звучит жалостливо)
Да, её так назвали потому, что когда играют на жалейке, то слышится что-то
тоскливое, печальное, звук резкий, но жалостливый. На жалейке лучше
играть на свежем воздухе. Жалейку русский народ изготавливал из
натурального коровьего рога и дерева, на этом инструменте играли пастухи.
А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в жалейке?
(в неё надо подуть)
Правильно!
Значит, к какой группе инструментов относится жалейка? (к духовой)
А вот как звучит жалейка, да не одна, а несколько, мы сейчас и услышим. В
исполнении белорусского ансамбля «Жалейка»
послушайте «Пастуший наигрыш».
Ну что ж, спасибо жалейке. А мы продолжаем наше путешествие.
(Сигнал колокольчика) Название 3-ей остановки вы узнаете, отгадав мою
загадку:
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша… (балалайка)
Правильно! Балалайка. Название «балалайка», иногда встречающееся в
форме «балабайка» – народное, вероятно, данное инструменту в подражание
бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на
народном наречии — значит болтать, пустозвонить.
Так как же называется эта остановка? «Балалайкино»
Ребята вспомните, к какой группе инструментов относится балалайка?
6
(у неё струны, поэтому относится к струнной)
О балалайке мы с вами разговаривали на прошлых уроках, где вам было дано
домашнее задание! Выучить частушку.
Под звучание балалайки дети исполняют частушки!
Спасибо за частушки!
И давайте продолжим путешествие. (Сигнал колокольчика)
Ребята, на этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой
послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился. (звучит
гармонь) Какой инструмент дал нам о себе знать? (гармонь) Правильно!
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная!
Заиграет, только тронь.
Как зовут её? .... (гармонь)
Молодцы! Так как мы назовём нашу 4-ю остановку: («Гармошкино»)
Да, можно назвать, а можно «Гармошкино»,
Сейчас я предлагаю Дауберт Виктории примерить на себя роль
преподавателя! Вика вам расскажет интересные факты про ГАРМОНЬ!
Слушание рассказа о гармошке.
Под музыку любимой гармошки пела душа русского человека. И сегодня мы
не забываем традиции наших предков, поэтому давайте споём песню,
которую вы разучили на уроке фольклорный ансамбль под Тульскую гармонь,
(дети поют «Катюша»)
7
Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна
остановка. (Сигнал колокольчика)
Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит! Ребята, вы
не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь?
(Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные)
Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударново».
Вот – бубен. Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука.
Деревянный обруч, затянутый, с одной стороны, кожей; в отверстиях обруча
парами свободно прикреплены металлические пластинки. Бубен известен
восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко он применялся
в ратном деле и у скоморохов.
А вот это трещотки. Трещотка – русский народный ударный инструмент;
ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных
на ремешок.
Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете.
Это…? (деревянные ложки).
Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и
колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой
езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более
чист и ярок по тембру.
Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему.
А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (оркестр)
Ребята, а как вы думаете, что такое оркестр? (ответы детей)
Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных
музыкальных инструментах.
Ах, бубен, гармошка, трещотки,
8
Да деревянные ложки!
Поиграем на них, ребята, немножко!
(под аккомпанемент гармошки, балалайки и шумовых инструментов
исполняется русская народная песня «Ах, вы сени»)
Молодцы! Ну и – снова в путь!
Следующая остановка – самая любимая у всех ребят!
А называется она…? (ответы детей)
Правильно!
Это остановка «Отдыхайкино».
Вот мы с вами здесь и отдохнём! (физминутка)
V. Проверка усвоения нового материала
Итак, друзья, в какую страну мы сегодня совершили путешествие?
Что нового мы узнали в путешествии?
А с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось?
VI. Рефлексия (на доске прикреплено дерево)
Ребята, как вы думаете, что не хвастает на этой яблони? (яблок).
А цвет яблок, которые вы развесите на дерево будет зависеть от того, как вы
оцениваете свою работу на уроке.
Красный – занятие был интересное, я справился со всеми заданиями.
Жёлтый- занятие было интересное, но я не со всем справился
Зелёный – мне было скучно, я ничего не выполнил.
(дети развешивают яблоки на дерево)
9
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.
РАССКАЗ о ГАРМОНИ.
ГАРМОНЬ считается одним из самых первых музыкальных инструментов.
Официально считается, что такой, казалось бы, русский инструмент был
изобретён не в нашей стране.
Создатель ГАРМОНИ – немецкий мастер на все руки Христиан
БУшман. В начале девятнадцатого века он обнародовал задумку и
прослыл популярным в своих кругах конструктором. Но ГАРМОНИКА
надолго в Германии не задержалась. Этот инструмент был распространён на
территорию других государств, в том числе и в РОССИЮ.
ГАРМОНЬ, гармошка так называют инструмент только в России. В других
странах используют обобщённое название – ГАРМОНИКА
ГАРМОШКА — это язычково - клавишный пневматический
инструмент. По сравнению с баяном гармонь имеет меньшие размеры,
меньшее количество октав, в ГАРМОНЯХ может быть только одна
тональность- мажорная и минорная.
Вопрос от М. В.:
Как же устроена гармонь? Как появляются такие прекрасные звуки?
Звук разной высоты издает тонкий металлический язычок, обдуваемый
воздухом из мехов. У ГАРМОШКИ две клавиатуры, которые расположены на
правом и левом полу корпусах. На правой играют мелодию, а левая
предназначена для аккомпанемента. Между полукорпусами находится
меховая камера, для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам
инструмента.
10
Русская ГАРМОНЬ – по-настоящему уникальный во всех отношениях
инструмент. Его музыка, например, может звучать сольно и создавать
атмосферу народного гуляния и праздника. Также «выступление» гармошки
возможно и в составе большого оркестра
Лучшими гармонями считаются любительские самодельные с
подписью мастера. Стоимость такой ГАРМОНИ несколько сот тысяч рублей,
у гармонистов считается купить такую ГАРМОШКУ – это как купить
мерседес. Только вот машина дешевеет, с каждым годом, а гармонь только
дорожает.
Есть великое множество разновидностей ГАМОШЕК и это заслуга
народных умельцев, которые были в каждой губернии великой РОССИИ.
Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек : «Если в
Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там,
куда привозили гармоники, появлялись мастера».
М.В.- Рассмотрите слайд: сравните представленные ГАРМОНИ!
В старинном городе Ливны Орловской области, ладят ЛИВЕНСКУЮ
ГАРМОНЬ – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники.
Основное отличие «Ливенки» – различное звучание при раздвижении и
собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной
сложности. Кроме того, гармошка обладает самыми широкими мехами.
Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление
в танец.
Саратовская гармоника — разновидность гармони, имеющей
колокольчики. Саратовскую гармонику, стали изготавливать в 60-х годах XIX
века. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к
1866 году.
А спустя 10 лет начиная с 1887 г. в городе Шуя начали создаваться
музыкальные инструменты ручной работы. Главное достоинство ШУЙСКОЙ
11
ГАРМОНИ, по мнению ценителей, – придуманный местными мастерами
особый строй голосов, что делает звучание этих гармошек неповторимым и
легко узнаваемым: он гораздо мягче и мелодичнее, чем у других российских
гармоней. В Шуе такая настройка называется «настройкой в розлив».
Гармошка очень быстро стала исконно русским народным
инструментом. Ее звучный голос пришелся по душе русскому народу,
простота обучения игре на ней, и самое главное, небольшая цена и маленькие
для того времени размеры гармошки были по карману простым людям.
В труднейшие годы войны, в самых экстремальных условиях гармонь,
русская песня включала в человеке потаенные силы, будоражила кровь и
помогала начисто погасить чувство страха. Ветераны вспоминают, что всю
войну только на песнях, на частушках и выжили. А какие частушки
исполняли под гармонь, какие пляски танцевали? Это и «Барыня», и
«Цыганочка», «Русского»! А легендарная «Катюша» подымала раненых
бойцов в бой!
12
Приложение 2
Чтобы струночки звучали -
Это вам не трали-вали.
Чтобы музыку играть,
Нужно ноты изучать!
Фа диез и соль мажор
Удивился весь наш двор!
Что за странные слова
Даже кругом голова
Им ответила "Друзья
В «Музыкалке» учусь я".
Балалаечка играет
Балалаечка поет
Балалайке сделать ножки
Балалаечка пойдет.
Все кадриль, танцуют, пляшут
И платочками все машут
Ну а мне не до того
Ансамбль, хор, сольфеджио!
Балалаечка на ленте
А гармошка на ремне
Балалаечка к подруге
А гармошечка ко мне.
Не горюй ты мой дружок
Дам я тебе пирожок
И еще я дам скакалку
Чтоб скакал ты в "Музыкалку".
«Музыкалку» я люблю
Гаммы все там пропою.
Все узнаю, все сумею.
Трудности преодолею.
Как на праздник поутру
В «Музыкалку» я хожу
До ре ми фа соль ля си
Непрерывно я твержу.
13