Напоминание

"Мамины песенки"


Автор: Жукова Марина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО «Элитовская ДШИ»
Населённый пункт: Омская область Москаденский район с. Элита
Наименование материала: методическая разработка открытого занятия
Тема: "Мамины песенки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

Москаленского муниципального района Омской области

«Элитовская детская школа искусств»

Конспект занятия по предмету

«НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Тема: «МАМИНЫ ПЕСЕНКИ»

Подготовила преподаватель

Элитовской детской школы искусств

Жукова Марина Васильевна

Элита 2020 г.

1

Тема: «МАМИНЫ ПЕСЕНКИ»

Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.

Задачи:

выявить особенности жанра колыбельной песни;

сравнить композиторскую и народную колыбельную песню;

попробовать понять, как колыбельные песни влияют на состояние

людей.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, в парах.

Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.

Оборудование: запись с колыбельными песнями, раздаточный материал,

видеозапись мультипликационного фильма, мультимедийная приставка.

2

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать рассуждать,

Можем мы урок начать?

Начало занятия проигрывается мелодия колыбельной

М.В.: здравствуйте ребята! … (Здравствуйте!)

С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Предмет, который мы с вами изучаем называется Народное муз. творчество.

Вспомните, как народное творчество будет на английском языке? (фольклор)

Фольклор или “народная мудрость”, “народное знание”.

Как вы понимаете эти три ключевых слова:

НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСВО

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя, не

записывалось передавалось из уст в уста. созданных неизвестными авторами

и сохранённых народом на многие поколения с помощью устной передачи от

одного человека к другому.

Музыкальное - ??

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

Давайте вспомним жанры музыкального фольклора вы уже знаете?

(дети перечисляют.)

слайд 1 (с названиями музыкальных жанров.)

3

Первые фольклорные музыкальные произведения мы слышим от бабушки и

мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение передаются в

народе эти песни.

II. Постановка цели и задач, мотивация.

День уходит навсегда,

Закрываем мы глаза,

И тогда приходит он,

Интересный добрый ... сон.

М.В.: Ребята, под мелодию какой песни началось сегодня наше занятие?

Какое настроение, характер у этой песни?

Кто из вас хочет спеть колыбельную песню?

Исполните эту песню мягко, нежно, напевно.

(Исполняется колыбельная песня, укачивая куклу.)

Сели прямо. Прочитайте слова на слайде.

СПАЛЬНЯ, СЛАДКИЙ СОН…

МАМА, ПЕСНЯ…

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС…

М.В: Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня.

слайд 2 «Колыбельные песни»

М.В.: вот об этом жанре музыкального фольклора, которые звучали раньше и

продолжают звучать сегодня мы поговорим на нашем занятии.

Ребята, что бы вы хотели узнать о колыбельных песнях?

Как появились колыбельные песни?

С какой целью сочинялись?

Какие особенности есть у колыбельных песен?

В чем их таинство?

4

III. Изучение нового материала.

слайд 3 БАЙКА, ИГРА, ПОГРЕМУШКА.

М.В.: прочитайте слова на слайде.

Колыбельные в народе зовут байками. Как вы думаете от каких слов

произошло слово байкаюшки?

Это название произошло от глагола “баять”, баять и байкать

– значит говорить, беседовать, рассказывать.

Баить ребенка, байкать, баюкать – значит, припевая укачивать, усыплять.

слайд 4

М.В.: у вас у каждого на столах лежат листочки с заданиями.

Прочитайте 1 вопрос.

Выберите правильный ответ, обсудив в паре. Итак

Ответ 1 группы детей.

Кто мог быть создателем колыбельных песен?

М.В.: Колыбельные в древности создавали матери, качая своих малышей

в особых кроватках - колыбельках.

Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать»,

«качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки,

бабушки припевали разные припевы.

слайд 5

М.В.: Давайте рассмотри колыбельку. В ней лежит перинка, набитая чаще

всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка,

одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков.

На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка

от света и мух.

слайд 6 Посмотрите на современную колыбель, сравним их. Сильно ли они

отличаются?

5

М.В.: А сейчас я хотела бы услышать Ответ 2 группы детей.

С какой целью исполняли колыбельные песни?

слайд 7

М.В.: издавна на Руси, появившемуся на свет младенцу, было принято

петь колыбельные. Наши предки были уверены, что воспитание

начинается с колыбельных песен. Главные мотивы колыбельных песен

пожелание сна, здоровья, хорошей жизни. Считалось, что колыбельная

обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные

вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть

хлеба, зерна ячменя, ржи.

Колыбельную исполняли, чтобы оберегать ребенка, позже – просто убаюкивать.

М.В.: вот настала очередь держать Ответ 3 группы детей.

Как исполнялись колыбельные песни?

М.В.: Колыбельная песня исполняется нежно, негромко, певуче.

Ее мотив однообразный, монотонный, но добрый, успокаивающий, чтобы

малыши хорошо засыпали. Колыбельные песни пелись в старину без

музыкального сопровождения,

Кому из вас пели колыбельные песни?

Очень хорошо, потому что колыбельная, является “оберегом”, защитой для

малышей. Колыбельная песня, как мы узнали, исполняется с

нежностью и лаской.

Как вы думаете, мамы в других странах поют колыбельные своим детям?

Мамы всего мира поют своим любимым детям колыбельные.

Для малыша не важен текст песни, он воспринимает звуки и интонацию.

Мамин голос помогает малышам успокоиться. И вот такие успокаивающие

плавные напевы стали называться колыбельными.

Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песен маленький

человечек начинает познавать окружающий его мир.

6

1. Знакомство с народной колыбельной песней.

М.В.: Народные колыбельные песни приобщают к родному языку, к родным

мелодиям, знакомят с традиционными образами, которые встречаются в

песнях и сказках.

Прослушайте народную колыбельную и скажите, как звучит мамина песня?

Каков характер песни, как звучит мелодия?

(нежная, ласковая, мягкая, тихая, убаюкивающая)

Темп? (медленный, умеренный, быстрый)

Ритм? (ровный, прерывистый)

Динамика? (Тихо, громко, не очень громко)

К кому обращается мама, чтобы уберечь и защитить своего ребенка?

коту.)

А почему в гости к малышам вместе с колыбельной песней приходит Кот?

Почему он – частый гость колыбельных песенок? (Ответы детей).

Правильно! Кот - котишка – плутишка днем любит спать. спит – песни поет,

мурлычет, убаюкивает сам себя. В давние времена прежде, чем положить

малыша в колыбель, клали в нее кошечку или котика, чтобы они могли

передать свою привычку – мирно спать – младенцу. Обряд забыли, а котик

остался самым любимым персонажем колыбельных песенок.

Персонажами колыбельных песен были и другие животные.

Продолжим наше занятие и приступим к выполнению второго задание

Итак…Прочитайте текст песни под цифрой 2.

О ком говорится в этом тексте?

Представьте себе, что вы композиторы, попробуйте спеть колыбельную.

Какая у вас будет мелодия по характеру?

(Трое – четверо детей исполняют свои песни.)

7

Физ. минутка

2. Знакомство с композиторской колыбельной песней.

М.В.: ну ребята, мы познакомились с народными колыбельными песнями.

Эти песни пели бабушки, а теперь поют ваши мамы.

Ребята, как вы думаете, создаются ли колыбельные в наши дни?

Любая мама, мама - волчица, мама- медведица, для своего малыша поет

убаюкивающую песню, укладывая его спать.

А какую вы знаете колыбельную мамы медведицы?

Из какого она мультфильма «Умка». слайд 8

Когда наступает вечер, стихает вьюга и на берегу становится тихо, тогда

белая медведица начинает петь для своего маленького непослушного

медвежонка песню.

Как мама медведица поет колыбельную Умке?

(Мягко, певуче, спокойно, протяжно, напевно)

Давайте попробуем ее исполнить эту песню в характере. (Работа над

песней.)

Подберем сопровождение к этой песни на треугольнике.

Какой у него звук? (звонкий, хрустальный, сверкающий)

Попробуем передать нашим аккомпанементом, как зажигаются на небе

звезды.

Какие вы колыбельные песни знаете? (ответы)

Послушайте любимую всеми детьми песню и скажите изменились ли

колыбельные в наши дни?

Просмотр видеофильма «Спокойной ночи, малыши» («Спят усталые

игрушки»)

Изменились ли колыбельные со временем? - Да.

В народных песнях мелодия простая и слова и поют без аккомпанемента,

а в композиторских более сложные слова и мелодия.

А что осталось прежним? (мягкий, нежный, напевный, ласковый характер

звучания. Медленный темп. Ровный ритм, Динамика?)

8

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют

малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и

будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам,

бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает,

погружаясь в мир сновидений.

На Востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных

песен».

Объясните почему?

IV. Рефлексия

Как появились колыбельные песни? От какого слова?

Как колыбельные песни влияют на состояние людей?

(Успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний

мир человека.)

А почему это происходит? (Их поет мама с теплотой и любовью, заботой и

нежностью.)

слайд 9

Выберете из предложенных пословиц ту, которая подходит к нашему уроку,

посоветовавшись в группах.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Хлеб питает тело человека – а колыбель душу.

V. Итог урока.

М.В.: Ребята ответьте только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?

(Всем людям, независимо от возраста, так как они настраивают на добрые

дела, вселяют в наши сердца добро, несут в себе чувство защищенности,

спокойствия и согласия с собой и со всем миром, в этом и состоит таинство

колыбельной песни.)

9

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок к колыбельной песни и подписать словами из песни.

Оцените себя ребята: закрасьте кружок, в ваших листочках

Красный – занятие был интересное, я справился со всеми заданиями.

Жёлтый- занятие было интересное, но я не со всем справился

Зелёный – мне было скучно, я ничего не выполнил.

Выставление оценок

М.В.: спасибо всем за урок. Молодцы!!!

10

Характерные черты русской колыбельной песни. Употребление большого

количества слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: гуленьки,

собаченька: Один Ленечка не спит Он в окошечко глядит. Много мягких

согласных: Ай люли, люли, люли Прилетели к Вале гули.

ДОМАШНЕЕ ВОЛШЕБСТВО Колыбельные песни наполнены любовью. Они

спокойные и добрые, похожие на сказку.

Старинные колыбельные песни Приобщение к родным мелодиям Описание

богатой

счастливой

жизни

Прогнозы

на

будущее

Призыв

небесных

покровителей Описание опасностей Выражение чувств и переживаний

Спокойная

Добрая

Приветливая

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Мягкая

Плавная

Гладкая

Напевная

Протяжная

11

Хороводная

для характеристики музыки

Торжественная

Праздничная

Бодрая

Важная

Маршевая

Четкая

Отчетливая

Гордая

Могучая

Победная

Прозрачная

Веселая

Радостная

Игривая

Задорная

Звонкая

Озорная

Шутливая

Бойкая

Смешная

Забавная

Резвая

Прыгучая

Скачущая

Солнечная

Сверкающая

Танцевальная

Плясовая

Улыбающаяся

Частушки

Заклички

Духовные стихи

Хороводы

Колядки

Колыбельные

12



В раздел образования