Автор: Коробкина Алена Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ Восточно-Европейский лицей
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Сценарий праздника "День лицеиста"
Тема: Посвящение в лицеисты
Раздел: дополнительное образование
Посвящение в лицеисты
Действующие лица
Лицеисты – 5 человек
Руслан
Полина
Никита
Таня
Назар
А.С.Пушкин
Державин
А.И. Галич
Девочка из параллельного мира
Учитель -
Модельер -
+ массовка.(5-6 человек)
В зале высвечена сцена. Занавес закрыт. Звучит начало романса М.И. Глинки «Я помню
чудное мгновение», и занавес медленно открывается. Музыка резко сменяется, и на сцену
выбегают ученики 5 класса.
Песня «Мы маленькие дети» из «Приключений Электроника»
После
исполнения
входят Руслан,
Полина
и
Никита.
На
заднем
плане
лишние
пятиклассники
уходят,
происходит
смена
декораций.
Устанавливается
стол,
девочки
начинают
что-то
рисовать.
В
другом
углу
сцены
дети
репетируют
движения.
Идет
подготовка ко Дню Лицеиста. У Руслана в руках листы сценария.
Никита таскает
передвижную доску из угла в угол.
Руслан: Стоп! Стоп, стоп. Это что еще за речи? «Хочу покинуть парту»! Гулять они хотят!
А учиться кто будет? Товарищи, настоящие лицеисты так не рассуждают!
Полина: Руслан! Ну, хоть одна веселая песня должна быть? У нас зрители в зале уснут!
Это же день Посвящения в Лицеисты, а не прием в императорском дворце!
Руслан: Должна быть. Но не такая! Что это за текст? Чему учит сие произведение?
Никита: Куда ставить-то?
Руслан: (Никите) Погоди.
(Ксюше) Вот придет на праздник директор, приготовится
наслаждаться искусством, а мы ему про лень и праздность будем петь?!
Полина: Тогда давайте другую песню выучим. Делов-то!
Назар: Ты только скажи нам, какую.
Руслан: (призадумывается) да вот хотя бы:
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
Полина: Ты б еще «Боже, Царя храни» предложил!
Никита: Куда ставить-то?!
Полина:
(Никите)
Да
погоди!
(Руслану)
Действительно.
Не
нравится
наша
песня
предложи другую. А не можешь, так и не критикуй!
Руслан: (бросает на стол листы со сценарием) Все! Мне это надоело! У нас не день
лицеиста, а балаган какой-то получается уличный! Вчера шестой класс в каких-то клоунов
переоделся.
Еле
разогнал!
Теперь
вы
со
своей
антипропагандой!
Директор
поручил
подготовку праздника мне! Мне! А меня никто слушать не желает!
Полина: (скептически) Руслан, ты «Карнавальную ночь» смотрел?
Руслан: Ну, смотрел.
Полина: Вот ты – Огурцов!
Никита: КУДА СТАВИТЬ-ТО?!!
Все: Да погоди ты!!!
Свет мигает. Раздается грохот. Все пригибаются и визжат. Посреди сцены появляется
Девочка из параллельного мира. В руках у нее странный предмет для перемещения во
времени. Из-под парты робко выглядывают ученики. Никита роняет доску.
Ксюша:
П…
про…
прошу
прощения.
Опять
датчик
перемещения
заклинило!
Не
подскажете, какой нынче год?
Назар: Две тысячи восемнадцатый…
Ксюша: (оглядываясь) Да?... странно. Куда же меня забросило?
Полина: Подождите, что значит «забросило»? Вы кто?
Ксюша: Я? Ксюша. Ученица девятнадцатой школы. А вы?
Руслан: А мы – ученики Восточно-Европейского лицея.
Ксюша: Нет… точно датчик заклинило. Слова какие-то странные… Что такое «лицей»?
Все переглядываются.
Таня: Ну, лицей. Есть школы, а есть лицеи. Мы даже ко Дню Лицеиста готовим концерт.
Вот смотрите.
Рисующие показывают плакат. Никита поднимает доску.
Ксюша: Никогда такого слова не слышала. А почему ваша школа так называется – лицей?
Назар: В далеком 1811 году в России открылся Императорский Царскосельский лицей, и
первыми его учениками были Пушкин, Пущин, Дельвиг, Малиновский, Кюхельбекер…
Вот оттуда и пошло название. Это все знают.
Ксюша: (в полном недоумении) А кто такой Пушкин?
Никита роняет доску. Все подскакивают. Немая сцена.
Назар: Ну, Пушкин…
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
Нет?
Я помню чудное мгновение,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты!…
Что, совсем никаких ассоциаций?
Ксюша мотает головой. Никита поднимает доску.
Руслан: Уважаемая, вы что, не знаете, кто такой Пушкин? Вы с какой луны свалились,
простите?
Ксюша:
(расстроенно)
Я
не
с
луны.
Видимо,
датчик
пространственно-временного
континиума заклинило, и я переместилась в какую-то параллельную ветку вселенского
пространства. Мне всего-то нужно было сделать доклад по истории, и я решила слетать на
несколько лет в прошлое, а вышло вот что…
Таня: Так вы – из параллельного мира? Круто!
Руслан:
(скептически)
Да,
видимо,
в
параллельной
вселенной
не
знают,
кто
такой
Пушкин. Очень мило.
Полина: (мечтательно) Ой, хоть бы глазком посмотреть, как у вас там все устроено!
(трогает пальчиком прибор для перемещения)
Ксюша: Я могу вам показать. Мы ненадолго возвратимся в мой мир, а потом я перенесу
вас обратно.
Руслан: А этот ваш датчик снова не заклинит? А то я совершенно не хочу оставаться в
мире, где нет мэтров русской литературы. И где не знают что такое «лицей»!
Никита: Я извиняюсь. Куда, ставить-то!
Полина: Да поставь уже куда-нибудь!
Ксюша: Сейчас я его починю… (стучит прибор об пол)
Назар: Мда… вселенная параллельная, а методы починки все те же…
Мигает свет. Звучит нарастающий гул.
Ксюша: Датчик работает исправно. До пространственного скачка остается несколько
секунд. Ну что, летим?
Таня: Летим!
Никита: (хватает доску) Меня подождите!
Занавес. Смена декораций. По проходу между рядами ходят странно одетые девочки 10-2
класса. Возле сцены сидят Модельер в еще более странном наряде и Учитель. Учитель
пребывает в состоянии вежливого шока. Звучит музыка из «Модного приговора». Во
время дефиле на сцене за занавесом готовится сцена для номера «Урок литературы».
Номер. Дефиле. Школьные формы будущего.
Модельер: Номер 12 очень хороша!
Учитель: Да.
Модельер: Хотя и номер 9 тоже неплохо…
Учитель: Да.
Модельер: А вы посмотрите на номер 4! Может сюда ещё добавить перьев, а сзади –
шлейф с серебряными звездами! И еще…
Учитель: (потеряв терпение) Нет! Все не то! Ну что это? Что это такое, я вас спрашиваю!
Мы же должны разработать форму для школы! Школы, понимаете?! А это что?
Модельер: (растеряно) но… вы же сказали, поскромнее, цвета чтобы не яркие были…
Тут появляются путешественники. Учитель бросается к Полине и Руслану, чуть не плача.
Учитель: Вот! Вот то, что нам нужно! Посмотрите, посмотрите на этих ребят! Вот так
должен выглядеть школьник, а не вот это все!
Модельер: (возмущенно) Ну знаете! Художника может обидеть каждый, не каждый может
творить! Пойдемте, девочки! Нас здесь не ценят.
Модельер и девочки уходят.
Ксюша: Здравствуйте, Архелия Юлиановна!
Учитель: Здравствуй, Ксюша. Кто это с тобой?
Ксюша: Это … (мнется) это для доклада по истории. Ребята по обмену из галактики М87.
Можно я покажу им нашу школу?
Учитель: А, ну да. Конечно. (уходит)
Назар: Из Галактики М87?
Ксюша: Да. В прошлом году ребята уже прилетали к нам на звездолете. Так что в этом нет
ничего удивительного.
Руслан: Действительно…
Ксюша: Идем.
Со
сцены
доносится
смех
и
следом
звонок.
Ребята
поднимаются
на
сцену.
Занавес
открывается.
Номер. Школа параллельной вселенной.
Действующие лица:
1. Учитель
2. Иванова
3. Петрова
4. Сидоров
5. Скворцов
Сцена оформлена как классный кабинет: 2 парты, стулья, проектор, доска (экран)
Учитель: Класс! Здравствуйте, садитесь! Сдаем свои флэшки с домашним заданием.
Теперь включайте все свой Bluetooth – ловите ваши сочинения. Петрова, у тебя снова вся
домашняя работа была заражена вирусами...Из Интернета опять скачивала?
Петрова: Нет, Марьиванна. (Поворачиваясь к Сидорову, шепотом) Ну я тебе покажу, у
тебя че, антивирус не работает?
Учитель: Тишина!
Сидоров: Да мы сочинения обсуждаем...
Учитель: А у тебя, Сидоров, сочинение всего-то на 600 килобайт! Ты что, забыл норму?
Сходи на перемене в кабинет в русского языка, там, на стенде, все подробно расписано!
МЕГАБАЙТ – не меньше!
(Сидоров вздохнул, виновато повесил голову).
Сидоров: Да у меня Word Office че-то глючит!
Учитель: Ты до сих пор его не обновил?
Сидоров: Нет, у меня пока 2027 года версия...
Иванова:
Хочешь, я тебе 2030-ую завтра скину?
Сидоров: По рукам!
Учитель: Потише! Итак, ваши оценки в электронный журнал я загружу в конце урока. А
ваши родители пусть сегодня зайдут на школьный сайт и поставят свою электронную
подпись в конце веб-страницы в том, что ознакомлены с вашими «двойками».
Иванова: Ой, а у нас Интернет не работает дома уже 3 дня.
Учитель: Не обманывай, Иванов, я вчера с твоей мамой по Skype уже беседовала о твоём
поведении, и это мне не приснилось.
Ну, что же, класс, открываем свои ноутбуки, гаджеты, планшеты, выставляем
число, набираем тему урока: «Поэты серебряного века».
(В это время Сидоров достаёт незаметно от учителя книгу, кладет на колени под партой и
начинает ее листать).
Скворцов: Марьиванн, я дома забыл свой планшет...
Учитель: А голову ты не забыл? Ну, пиши в своём смартфоне, на худой конец, а дома не
забудь все переписать на компьютер.
Сидоров, убери посторонние вещи с урока. (Сидоров не слышит, и продолжает читать
книгу. К нему подходит учитель). Я сказала, убери книжку в сумку, дома будешь читать! В
школу
ничего
на
бумажных
носителях
приносить
нельзя!
(Указывает
на
знак
«Перечеркнутая книга», висящий в классе).
Иванова
(к
Сидорову): Ты
еще
додумайся
тетрадку
с
ручкой
притащить,
чтоб
к
директору вызвали!
Учитель: Скворцов, возьми пульт-карандаш – пиши на Интердоске, можно с места.
(Диктует медленно) «МЫ ПОПАДАЕМ В МАГАЗИН ПРИ ПОМОЩИ ТЕЛЕПОРТАЦИИ,
А БАБУШКА ПРЕДПОЧИТАЕТ СВОЙ ЛЕТАЮЩИЙ НАНОТУРБОЦИКЛ».
Записал? Задание: найди устаревшее слово.
Скворцов: Это слово бабушка? (В классе смех)
Учитель: 0 баллов! Правильный ответ: НАНОТУРБОЦИКЛ. Садись, Скорцов-Скворцов
Скворцов: (Садясь на место) Странно, ведь бабушка у нас тоже вроде устарела…
Учитель: На дом было задано учить стихи серебряного века. Кто желает? Петрова!
Петрова выходит, читает пафосно и с выражением:
Ярче солнца блестит фантастический цвет.
Валиком красил дизайнер Ахмед!
Выхлопной трубой дурманит,
Все в космическом тумане!
Лада Седан! Баклажан!
Лада Седан! Баклажан!
Как луч от звезды Альдебаран.
Сквозь гиперпространство лечу в Тёплый Стан.
Купил диплом таксиста, шестьсот рублей - не триста.
Везу тебя, как министра! Ну, или как минимум, зам. министра!
Лада Седан! Баклажан!
Лада Седан! Горный Вулкан!
Учитель: Молодец. Пять!
Сидоров: А я ещё знаю, можно прочитать?
Сидоров выходит на середину сцены.
Голуби летят над нашей зоной…
Учитель: Стоп! Нет, Сидоров, это стихотворение золотого века, а не серебряного!
Таня: Дааа… вот это стихи…
Руслан: (не выдерживает) Люди! Что с вами стало?! Где красота стихотворного текста?
Где
полет
фантазии,
облаченной
в
строфы
и
рифмы,
где
совершенство
созвучий
и
мудрость, заложенная меж строк? Что? Что с вами случилось? Почему не осталось в
душах ваших прекрасного, чистого, живого СЛОВА!?...
Номер. Мелодекламация на музыку «Сладкая Греза» П.И. Чайковский.
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя!
Немая сцена. Все мечтательно вздыхают.
Учитель: (утираясь платочком) Что это были за строки? Откуда такие чудесные стихи?
Руслан: Александр Сергеевич Пушкин написал их в 15 лет. И именно с них начался его
творческий путь, а потом и его – бессмертие.
Учитель: Но кто такой этот Пушкин?
Все ученики: Да, кто?
Назар: (успокаивает Степу) Так. Дыши.
Полина: Кажется, я поняла, что нужно сделать. (выхватывает доску у Никиты) Дай сюда,
я зарисую схему! (рисует и рассказывает) Допустим эта линия – время. Вот эта точка –
ваша ветка пространства. Нам нужно вернуть Пушкина! Если в вашем мире не знают
Александра Сергеевича, значит, что-то произошло в прошлом (рисует другую точку и
стрелочку к ней), какое-то событие, которое не позволило ему раскрыть свой поэтический
талант, и мир не узнал его поэзии!
Таня: Нам нужно слетать в прошлое, и узнать, что случилось!
Назар: Ксюша, крути скорее свою машину! Мы летим в прошлое.
Занавес. Смена декораций. Внизу сцены «Унисон» поет песню из кинофильма «Гусарская
баллада». В это время со сцены убираются стулья и парты.
Номер. «Унисон» «Давным-давно».
Открывается занавес. По периметру сцены стоят стулья.
Номер. Менуэт 5 класс на музыку Моцарта. Симфония №40.
Входят Державин, члены экзаменационной комиссии, слушатели и лицеисты. А также
наши путешественники. На экране проектора картина И. Репина.
Назар: Вы думаете о том же, о чем и я?
Таня: Да. Это тот самый экзамен в Царскосельском лицее, где Пушкин читал свое
стихотворение.
Державин сидит за столом, утомившись, безо всякого интереса смотрит на происходящее,
подперев голову рукой.
А.И. Галич: Вызывается следующий лицеист. Александр Пушкин.
Выходит Пушкин, страшно волнуясь, однако, сохраняя достоинство, и читает свои стихи.
Державин
ерзает
на
стуле.
Ему
явно
неудобно.
Он
морщится
и
вздыхает.
Пушкин
полностью поглощен своим творением и не замечает телодвижения Державина.
Пушкин:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..
Державин: Нет, так совершенно не годится! (лезет под стол, что-то там поправляет)
По
залу
проносится
удивленный
вздох.
Все
потрясены
тем,
что
Державин
отверг
стихотворение Пушкина. Пушкин в расстроенных чувствах убегает со сцены.
Державин: (замечая, что чтеца перед ним уже нет) А где же ваш ученик, Александр
Иванович?
Галич разводит руками. Руслану делается дурно. Полина отбирает веер и машет у него
перед лицом.
Назар: Кажется, я понял! Гавриил Романович, позволите?
Назар вытряхивает из ботинка Державина камень, который мешал ему все это время.
Назар: Так удобнее?
Державин: Благодарю… но кто вы, молодой человек?
Таня: (перебивает) Так вот что произошло! Александр Сергеевич разуверился в своих
силах, разволновался и не смог выступить на экзамене. И исчезла русская литература, а
вместе с ней не стало лицеев. Катастрофа!
Полина: Нужно срочно найти Пушкина, скорее!
Никита ставит доску и убегает за Пушкиным.
Назар: Гавриил Романович, Александр Сергеевич просто разволновался сильно. Такое
случается. Прошу, послушайте его еще раз.
Державин: (в страшном изумлении, в зал) Иль чудится мне это?!
Прибегает Никита с Пушкиным, отряхивает его от какой-то пыли. Пушкин в расстройстве.
Пушкин: Но Гавриил Романович ясно дал понять, что мои стихи ему неприятны!
Никита: Да нет! Это он не вам сказал. Это он просто…
Пушкин: Он назвал мои строки никуда не годными… Я не буду выступать!
Никита: (в зал) Меня всего-то попросили отнести в зал доску! (к Пушкину) Санек, ты
даже не представляешь, что будет, если ты сейчас не выйдешь на сцену. Мы лишимся
праздника, а Степу хватит сердечный удар!
Пушкин: Но почему? Кто вы такие?!
Никита: Не важно, кто мы! Важно, кто ты! Ты – великий поэт, у тебя все получится.
Сейчас ты выйдешь на эту сцену, прочтешь Державину «Воспоминания в Царском селе», и
даже если ему не понравится, ты не опустишь руки, не разуверишься в собственных
силах! Те резкие слова были направлены вовсе не в твой адрес. Вперед! Удивляй! Читай
свои бессмертные стихи!
Пушкин, преисполнившись уверенности, поднимается на сцену.
Галич: Александр Пушкин… Лицеист.
Все подаются вперед.
Номер. Мелодекламация на музыку С.В. Рахманинова «Вокализ» симфоническая версия.
Пушкин:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Плывет — и бледными лучами
Предметы осветила вкруг.
Аллеи древних лип открылись пред очами,
Проглянули и холм и луг;
Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод;
Царицей средь полей лилея горделива
В роскошной красоте цветет.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы Росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельской сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Увы! промчалися те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!...
Все присутствующие: Прекрасно, великолепно!
Державин:
Господа,
да
это
истинная
поэзия!
Я
не
умер!
Вот
кто
заменит
меня!
(прослезился)
Галич: Я бы желал, однако же, образовать Александра в прозе…
Державин: Оставьте его поэтом.
Ксюша: (внезапно вздрагивает и начинает читать стихи)
Мороз и солнце! День чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
Ой, что это со мной?
…Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнутый негой взоры
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Да откуда я это знаю?!
Полина: Твое будущее поменялось! Теперь я уверена, что в твоем мире все хорошо!
Назар: И теперь у вас появятся лицеи.
Руслан: И вы будете изучать высокую литературу!
Ксюша: Мне уже не терпится возвратиться и посмотреть, как все изменилось!
Таня: Тогда в путь!
Свет гаснет. Занавес закрывается. На сцене возвращаются декорации классной комнаты.
Номер. Орлова Соня. Романс.
Занавес открывается.
Руслан: Как хорошо, что мы снова в нашем мире и в нашем родном лицее…
Полина: Да. Вот это было приключение! Рассказать – не поверят!
Таня: А что если нам написать сценарий и показать все, что с нами произошло, на
лицейской сцене в День посвящения?
Назар: Точно! Руслан, ты как, одобряешь?
Руслан: Я не прочь!
Никита: Всем стоять! Я забыл доску!
Все замирают, потом смеются. На сцену выходят все участники праздника, выстраиваются
полукругом.
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Назар: Если бы мы были поэтами, мы бы написали такие же прекрасные строки про наш
лицей!
Полина: Ведь мы гордимся, что мы – не просто школьники, мы – лицеисты!
Таня: За нашими плечами в далеком прошлом стоят великие люди. Мы обязаны сохранить
высокое звание нашего лицея.
Руслан: Мы собрались сегодня в этом зале для посвящения новых учеников в лицеисты!
Я
попрошу
встать
всех,
кто
пришел
в
наш
лицей
в
этом
году
и
после
каждого
четверостишия громко, четко и дружно произнести: клянусь! Готовы?
Пушкин:
Тернист и труден путь познанья,
Но где ни окажусь,
Лицей и лицеиста званье
Не запятнать – Клянусь!!!
В труде, в ученье - повсеместно,
Все то, за что возьмусь,
Мной будет выполнено честно
И грамотно – Клянусь!!!!
Пусть быстро пролетят года,
Я в наш лицей вернусь:
Он домом был мои всегда
И будет им – Клянусь!!!
А если станет тяжелей –
Назад я оглянусь,
И в жизнь мечты лицейских дней
Я воплотить Клянусь!!!
Прошу
садиться.
Слово
предоставляется
директору
Восточно-Европейского
лицея
Овсеневу Роману Руслановичу!
Слово директора. Подарки.
Гимн Лицея
Роли исполняли:…