Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника как средство развития связной речи детей.
Раздел: начальное образование
Мнемотехника как средство развития связной речи детей.
Проблемы в речевом развитии сегодня становятся все более актуальными. Это связано с
тем,
что
в
современном
обществе
живое
общение
заменяется
компьютерным.
Часто
родители
мало
общаются
со
своими
детьми,
что
приводит
к
речевым
трудностям.
Существует несколько способов и приемов, которые позволяют развить речь. Один из них
— мнемотехника. Мнемотехника для развития речи детей с умственной отсталостью
является наиболее распространенным способом.
Мнемотехника в переводе с греческого— искусство запоминания, технология развития
памяти.
Это
система
методов
и
приёмов,
обеспечивающая
успешное
и
эффективное
запоминание информации.
Идея: на
каждое
слово
или
словосочетание
придумывается
картинка
и
весь
текст
зарисовывается
схематично.
Любой
рассказ,
сказку,
пословицу,
стихотворение
можно
«записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок
воспроизводит
полученную
информацию.
Схемы
служат
зрительным
планом,
помогающим
ребенку
воссоздать
услышенное.
Такие
карточки
схемы-
опоры
очень
эффективно используют логопеды.
Задачи мнемотехники:
Формирование приёмов запоминания.
Развитие наблюдательности и внимания.
Формирование и развитие элементов творческого мышления.
Обучение
дошкольников
умениям
устанавливать
ситуативные
связи
между предметами.
Развивать языковые способности дошкольников
Формирование коммуникативных умений.
Формирование связной речи.
Мнемотехникой
и
кинезиологией
(наукой
о
развитии
головного
мозга
через
определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители,
занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении
пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц,
поговорок и стихотворений наизусть.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету».
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную
информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
О с у щ е с т в л я е т с я
п е р е к о д и р о в а н и е
и н ф о р м а ц и и ,
т о
е с т ь
преобразование из абстрактных символов в образы.
После
перекодирования
осуществляется
повторение
стихотворения,
скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1.
Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2.
Преобразование образов в символы.
3.
Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4.
Развитие мелкой моторики.
Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике
является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:
дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и
объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас.
Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне.
Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать
таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
показать малышу картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка
переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
разгадывание кроссвордов;
разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем
он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и
говорит, какой картинки не хватает.
Результаты проводимой работы
- у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
- появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появится интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выйдет на более высокий уровень;
дети преодолеют робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать,
используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как
связная
речь
является
важным
показателем
умственных
способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.