Напоминание

ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО КЛАССУ «БАРДОВСКАЯ ГИТАРА»


Автор: Логунов Дмитрий Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Кантилена"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО КЛАССУ «БАРДОВСКАЯ ГИТАРА»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Логунов Дмитрий Сергеевич,

преподаватель Детской школы искусств «Кантилена» с хоровым отделением,

г. Новосибирск

ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО

КЛАССУ «БАРДОВСКАЯ ГИТАРА»

В настоящее время все учреждения дополнительного образования ищут

пути

привлечения

детей

к

занятиям

тем

или

иным

видом

искусств:

исполнительские

отделения

вводят

предметы

электронных

инструментов,

хореографические – современные танцы, вокальные – эстрадно-джазовые

основы.

Наша школа приняла решение ввести предмет «бардовская гитара». И

этот предмет вызывает большой интерес со стороны учеников.

Цель: Овладение учащимися комплексом основных исполнительских

умений и навыков в классе бардовской гитары.

Задачи:

1.

Показать формы и методы работы в классе бардовская гитара.

2.

Сформировать у учащихся первоначальные навыки игры в ансамбле.

3.

Продолжить развитие у детей двигательных и слуховых ощущений,

единого метроритмического мышления

4.

Стимулировать творческую активность учащихся

5.

Способствовать

воспитанию

слушательской

и

исполнительской

культуры

учащихся,

развитию

аналитических

способностей

в

области музыкального мышления.

Самым древним искусством является пение. Более того известно, что

пение – это самое первое искусство. И практически все люди любят петь.

Особенно популярным видом пения в последние столетия является пение под

гитару. Ведь на гитаре можно выучить всего несколько аккордов и, даже не

зная основ музыкальной теории, играть петь любимые песни под свой же

аккомпанемент. Авторская песня — песенный жанр, возникший в середине

XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются

совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя.

Этот жанр

имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая,

студенческая.

Все

эти

названия

говорят

о

самобытном,

неординарном

музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение.

Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси.

Это

древние

слагатели

былин,

певцы-дружинники,

украинские

лирники.

Авторская песня в России имеет особый смысл, так как на протяжении

многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово, а не

музыка. Недаром при определении сущности авторской песни Б.Окуджава

сказал, что это «поэзия под гитару», а В.Высоцкий говорил, что это – поэты,

которые исполняют свои стихи под музыку.

Статьи

середины

50-х

гг.

были

очень

критичны

по

отношению

к

данному движению: авторская песня обвинялась в непрофессионализме, ее

называли «самодельщиной», считали, что этому жанру «дальше костра и

студенческого общежития выходить не стоит». Однако, песни, сочиненные в

стройотрядах,

в

геологоразведочных

экспедициях

и

в

к ру г у

единомышленников,

с

появлением

магнитофона

стали

быст ро

распространяться по всей стране и становились народными.

Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает

мир. Это может быть размышление о добре и зле, о смысле жизни, о любви и

дружбе. Выступление барда перед публикой – это не просто концерт, это

всегда душевный, искренний разговор со слушателями. Авторы- исполнители

хотят, чтобы мы увидели и поняли мир их глазами.

В истории авторской песни есть одно печальное событие, которое как

бы стало новой точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент пятого

курса Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин ушел со

своими друзьями в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Именно

здесь он открыл свой полюс мужества. Проходя маршрут, ребята заметили,

как

недалеко

от

них

перевернулась

моторная

лодка

с

детьми.

Валерка

бросился в ледяную воду их спасать, но выплыть не смог. Его искали больше

2

месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь институт. Он был душой

компании, сам писал песни, пел песни других авторов. «Надо сохранить его

песни

и

память

о

нем»,

-

решили

друзья.

И

тогда

через

год

родился

фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль является главным

экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще

начинает свой творческий путь.

В настоящее время многие хотят научиться играть и петь на гитаре. А

если

это

интересно

детям,

то

почему

бы

не

ввести

этот

предмет

в

музыкальных школах?

Предмет «Бардовская гитара» был введен в детской школе искусств

«Кантилена» два года назад. Так как школа работает по модели сетевого

взаимодействия

с

средними

образовательными

учреждениями,

в

данный

момент насчитывается 5 групп, занимающихся данным предметом в пяти

базах МБОУ СОШ. В группах находятся дети с разным уровнем подготовки:

как дети, занимающиеся по полноценной программе школы искусств, так и

дети, которые никогда не занимались музыкой. Группы формируются по 10-

15 человек.

Коллективное музицирование, помимо основных учебных задач класса,

выполняет

функцию

мобильной

«концертной

деятельности»,

то

есть

различные тематические выступления на базах общеобразовательных школ.

Форма отчета: концертное выступление в рамках бардовского вечера, в

котором

исполняются

10-15

произведений.

В

обучении,

ансамблевое

музицирование, в данном случае это бардовская гитара, не менее важно, чем

сольное, хотя во многом и отличается.

Ансамбль активно развивает музыкальные способности, гармоническое

и полифоническое слышание, метроритмическую стабильность. Не остается

в стороне и техника, так как в работе очень часто приходится обращать

внимание на точность игровых движений, например, единство штриха, что

бы было все симметрично и точно.

В

задачи

преподавателя

входит

развитие

у

учащихся

ансамблевых

навыков:

синхронность,

что

является

основным

показателем

хорошего

3

ансамбля,

баланс

звучности,

единую

культуру

звукоизвлечения,

динамическое разнообразие.

Ансамблевая

игра

значительно

расширяет

музыкальный

кругозор

учащихся, развивает, необходимые музыканту, такие как:

умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера,

общее звучание всей музыкальной ткани пьесы;

активизирует фантазию и творческое начало;

заостряет ощущение звукового колорита;

повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, так

как совместное исполнительство требует свободного владения текстом;

прививает учащимся чувство товарищества.

На

занятиях

преподаватель

воспитывает

в

учениках

чувство

ответственности за качество освоения материала, за достижение точности в

темпе, ритме, штрихах и динамике. Все это способствует созданию единства

и

целостности

музыкально-художественного

образа

исполняемого

произведения. На уроках очень важно чувствовать партнера во время игры,

уметь слышать и помогать друг другу.

Урок всегда начинается с разминки, с упражнений на растяжку пальцев

и технику исполнения. Это важный этап урока, так же, как и на вокале, где

рекомендуют начинать урок с комплекса распевок. На занятиях с группой

очень

важно

уделять

каждому

ребенку

внимание,

замечать

и

устранять

ошибки, которые делает ученик, потому что на фоне общего звучания трудно

услышать или увидеть их. Например, группа выучила аккорд Am (ля минор),

преподаватель рассказал и показал детям на каких ладах, какой аппликатурой

и в каком порядке нужно зажимать аккорд. Один из учеников меня не понял,

испугался

переспросить

и

промолчал.

В

таких

случаях

преподаватель

у

каждого ученика спрашивает: «Все ли тебе понятно?», и еще раз проверяет

лично каждого.

Часто преподаватель применяет прием «Учитель-ученик». Такой прием

помогает учащимся уже на первых уроках почувствовать себя равноправным

музыкантом,

даже

исполняя

обычное

упражнение

на

растяжку

пальцев,

потому что уже в начальных упражнениях на гитаре закладываются нужные

навыки для группового музицирования.

4

Коллективное

музицирование

даёт

возможность

реализоваться

даже

самому

слабому

учащемуся.

В

процессе

занятий,

у

учеников

начинает

получаться

играть

аккорды,

бой,

перебор,

он

начинает

чувствовать

ответственность за себя и коллектив, начинает слушать не только себя, а еще

и остальных.

5



В раздел образования