Автор: Полякова Анна Витальевна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Необходимые условия для успешного выступления ученика на сцене
Раздел: дополнительное образование
Полякова А.В., преподаватель, концертмейстер
МБУДО «Зареченская детская школа искусств» г. Тула
Необходимые условия для успешного выступления ученика на сцене
Концертное выступление на сцене – очень важный и ответственный
момент для каждого исполнителя. Как же может концертмейстер помочь в
такой
ситуации
справиться
с
волнением
и
переживанием
за
успешность
выступления? Успех публичного выступления зависит не только от качества
работы над произведениями, но и от психологической подготовки учащегося
к общению со слушателями. Сценическое волнение, перерождающееся в
панику, испытывают многие исполнители. В такой момент игра лишается
управления,
подводит
память,
движения
зажимаются,
и
даже
отлично
выученное произведение исполняется не лучшим образом. Удовольствия от
такой игры нет, а результат – жестокая психологическая травма, вплоть до
нежелания
заниматься
музыкой
дальше.
Концертмейстер
может
помочь
справиться с таким волнением. Причиной противоречия между желанием
музыканта хорошо исполнить произведение и невозможностью сделать это
является высокая личная тревожность.
Почему же возникает детская тревожность, эмоциональный «срыв» при
выступлении на сцене?
Корень зла лежит в особенностях взаимоотношений между учеником,
родителями,
преподавателем,
концертмейстером.
Нередко
родители
предъявляют завышенные требования к ребенку. Преподаватель не всегда
дает достаточную установку на успех, выражая сомнения в выученности
исполняемой
программы,
подбирает
сложный
в
техническом
и
художественном плане репертуар.
Играют роль и личные особенности педагога и родителей. Важна и
надежность концертмейстера, уверенность в нем ученика, слаженность и
выраженность ансамбля с ним. Чем выше удовлетворенность ученика своим
обучением
музыке,
тем
сильнее
его
возможность
реализовать
себя
в
музыкально-исполнительской
деятельности
и,
соответственно,
тем
ниже
будет его тревожность. Умение чувствовать настроение ученика, поддержать
его при подготовке к концерту и непосредственно перед ним, помогают
снизить волнение ученика. Таким образом, улучшение качества исполнения
на концертном или конкурсном выступлении возможно лишь в комплексе:
ученик – родитель – преподаватель - концертмейстер.
Порой недостаточный контроль со стороны родителей или попросту их
безразличное отношение к музыкальным занятиям подростка, также создают
моменты тревожности. Пробудить у ученика подлинный интерес к музыке,
повысить эффективность занятий возможно только если и дома, и на уроке
царит дух любви и взаимного уважения уважение.
Одной из распространенных причин волнения является страх перед
неудачей. Опытный концертмейстер может снять неконтролируемое волнение
и нервное напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время
самого
выступления.
Лучшее
средство
для
этого
-
сама
музыка:
особо
выразительная игра, повышенный тонус исполнения передаются партнеру и
помогают ему обрести уверенность, психологическую, а затем и мышечную
свободу.
Острота сценического волнения тесно связана и с возрастом учащихся.
Так, дети младшего возраста, как правило, с удовольствием играют при
посторонних. Становясь подростками, они начинают испытывать страх перед
публичными выступлениями, у них появляется чувство ответственности и
растет взыскательность к себе. Первые волнения проявляются в возрасте 10-
11 лет. «Концертное волнение» довольно определенно выявляется к 14-15
годам, примерно к переходному возрасту. Для педагога чрезвычайно важно
помочь ребенку справиться с неуверенностью в себе. Действенным способом,
является
установка
ученика
на
умение
сконцентрироваться
на
самом
исполняемом произведении. Преподавателю и концертмейстеру необходимо,
прежде
всего,
помочь
раскрыть
в
ученике
увлеченность
творческими,
художественными
задачами,
непреодолимое
стремление
к
воплощению
исполнительского замысла композитора, что является основным побудителем
творческого
вдохновения
и
средством
преодоления
эстрадного
волнения.
Необходимо
сконцентрировать
внимание
ученика
на
«художественной
задаче»,
«забыть»
про
слушателей,
играть
«для
себя»,
погрузиться
в
исполняемую музыку. Таким образом, приобретается целостность и единство
осознания формы произведений.
Общение
с
учениками
и
коллегами
в
музыкальной
атмосфере
на
конкурсах – это всегда волнительно. Отражение эмоций своих учеников,
совместное
волнение,
установка
на
исполнение
общих
задач
–
важное
условие
установления
нужных
контактов.
Особенно
это
продуктивно
в
ситуациях
успеха,
ведь
известно,
что
люди,
а
тем
более
дети,
склонны
неосознанно испытывать чувство признательности к тем, кто хотя бы раз
присутствовал
при
их
успехе,
сопереживал
им
в
минуты
триумфа.
Как
считают
психологи,
успех
нужно
закреплять.
Нужно
чаще
давать
возможность ученикам демонстрировать свои умения, свои достижения в
выбранном
деле.
Для
этого
следует
использовать
любую
возможность
исполнять
выученные
произведения
в
детских
садах,
школах,
на
родительских
собраниях,
тематических
концертах,
не
говоря
уже
об
аттестационных мероприятиях.
Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам.
Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и
особого призвания. В процессе работы над музыкальным произведением и
его концертного или экзаменационного исполнения солист и концертмейстер
представляют
собой
целостное,
неделимое
музыкально
единство.
Работа
концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе
детских
школ
искусств
неоспоримо
велика,
а
владение
в
совершенстве
«комплексом
концертмейстера»
повышает
востребованность
пианиста
в
разных сферах музыкальной деятельности.
© Полякова А.В., 2020