Напоминание

Необходимые условия для успешного выступления ученика на сцене


Автор: Полякова Анна Витальевна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Необходимые условия для успешного выступления ученика на сцене
Раздел: дополнительное образование





Назад




Полякова А.В., преподаватель, концертмейстер

МБУДО «Зареченская детская школа искусств» г. Тула

Необходимые условия для успешного выступления ученика на сцене

Концертное выступление на сцене – очень важный и ответственный

момент для каждого исполнителя. Как же может концертмейстер помочь в

такой

ситуации

справиться

с

волнением

и

переживанием

за

успешность

выступления? Успех публичного выступления зависит не только от качества

работы над произведениями, но и от психологической подготовки учащегося

к общению со слушателями. Сценическое волнение, перерождающееся в

панику, испытывают многие исполнители. В такой момент игра лишается

управления,

подводит

память,

движения

зажимаются,

и

даже

отлично

выученное произведение исполняется не лучшим образом. Удовольствия от

такой игры нет, а результат – жестокая психологическая травма, вплоть до

нежелания

заниматься

музыкой

дальше.

Концертмейстер

может

помочь

справиться с таким волнением. Причиной противоречия между желанием

музыканта хорошо исполнить произведение и невозможностью сделать это

является высокая личная тревожность.

Почему же возникает детская тревожность, эмоциональный «срыв» при

выступлении на сцене?

Корень зла лежит в особенностях взаимоотношений между учеником,

родителями,

преподавателем,

концертмейстером.

Нередко

родители

предъявляют завышенные требования к ребенку. Преподаватель не всегда

дает достаточную установку на успех, выражая сомнения в выученности

исполняемой

программы,

подбирает

сложный

в

техническом

и

художественном плане репертуар.

Играют роль и личные особенности педагога и родителей. Важна и

надежность концертмейстера, уверенность в нем ученика, слаженность и

выраженность ансамбля с ним. Чем выше удовлетворенность ученика своим

обучением

музыке,

тем

сильнее

его

возможность

реализовать

себя

в

музыкально-исполнительской

деятельности

и,

соответственно,

тем

ниже

будет его тревожность. Умение чувствовать настроение ученика, поддержать

его при подготовке к концерту и непосредственно перед ним, помогают

снизить волнение ученика. Таким образом, улучшение качества исполнения

на концертном или конкурсном выступлении возможно лишь в комплексе:

ученик – родитель – преподаватель - концертмейстер.

Порой недостаточный контроль со стороны родителей или попросту их

безразличное отношение к музыкальным занятиям подростка, также создают

моменты тревожности. Пробудить у ученика подлинный интерес к музыке,

повысить эффективность занятий возможно только если и дома, и на уроке

царит дух любви и взаимного уважения уважение.

Одной из распространенных причин волнения является страх перед

неудачей. Опытный концертмейстер может снять неконтролируемое волнение

и нервное напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время

самого

выступления.

Лучшее

средство

для

этого

-

сама

музыка:

особо

выразительная игра, повышенный тонус исполнения передаются партнеру и

помогают ему обрести уверенность, психологическую, а затем и мышечную

свободу.

Острота сценического волнения тесно связана и с возрастом учащихся.

Так, дети младшего возраста, как правило, с удовольствием играют при

посторонних. Становясь подростками, они начинают испытывать страх перед

публичными выступлениями, у них появляется чувство ответственности и

растет взыскательность к себе. Первые волнения проявляются в возрасте 10-

11 лет. «Концертное волнение» довольно определенно выявляется к 14-15

годам, примерно к переходному возрасту. Для педагога чрезвычайно важно

помочь ребенку справиться с неуверенностью в себе. Действенным способом,

является

установка

ученика

на

умение

сконцентрироваться

на

самом

исполняемом произведении. Преподавателю и концертмейстеру необходимо,

прежде

всего,

помочь

раскрыть

в

ученике

увлеченность

творческими,

художественными

задачами,

непреодолимое

стремление

к

воплощению

исполнительского замысла композитора, что является основным побудителем

творческого

вдохновения

и

средством

преодоления

эстрадного

волнения.

Необходимо

сконцентрировать

внимание

ученика

на

«художественной

задаче»,

«забыть»

про

слушателей,

играть

«для

себя»,

погрузиться

в

исполняемую музыку. Таким образом, приобретается целостность и единство

осознания формы произведений.

Общение

с

учениками

и

коллегами

в

музыкальной

атмосфере

на

конкурсах – это всегда волнительно. Отражение эмоций своих учеников,

совместное

волнение,

установка

на

исполнение

общих

задач

важное

условие

установления

нужных

контактов.

Особенно

это

продуктивно

в

ситуациях

успеха,

ведь

известно,

что

люди,

а

тем

более

дети,

склонны

неосознанно испытывать чувство признательности к тем, кто хотя бы раз

присутствовал

при

их

успехе,

сопереживал

им

в

минуты

триумфа.

Как

считают

психологи,

успех

нужно

закреплять.

Нужно

чаще

давать

возможность ученикам демонстрировать свои умения, свои достижения в

выбранном

деле.

Для

этого

следует

использовать

любую

возможность

исполнять

выученные

произведения

в

детских

садах,

школах,

на

родительских

собраниях,

тематических

концертах,

не

говоря

уже

об

аттестационных мероприятиях.

Концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам.

Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и

особого призвания. В процессе работы над музыкальным произведением и

его концертного или экзаменационного исполнения солист и концертмейстер

представляют

собой

целостное,

неделимое

музыкально

единство.

Работа

концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе

детских

школ

искусств

неоспоримо

велика,

а

владение

в

совершенстве

«комплексом

концертмейстера»

повышает

востребованность

пианиста

в

разных сферах музыкальной деятельности.

© Полякова А.В., 2020



В раздел образования