Напоминание

"Фестиваль народов, проживающих на территории Республики Коми"


Автор: Елена Васильевна Миколайчук
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Воркуты
Наименование материала: Методическая разработка "Неделя толерантности в школе"
Тема: "Фестиваль народов, проживающих на территории Республики Коми"
Раздел: начальное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2» г. Воркуты

«ВОРКУТА» КАР КЫТШЛŐН МУНИЦИПЛЬНŐЙ ЮКŐНСА АДМИНИСТРАЦИЯ

«2№-а гимназия»Воркута карса Муниципальнőй велőдан учреждение

169906, г.Воркута, ул.Ленина, 36Б

тел./факс (82151) 3-16-09 e-mail: gimnazia2.vkt@gmail.

com

Методическая разработка

Недели толерантности в начальной школе

«Фестиваль народов, проживающих на территории Республики

Коми»

Составители: Филиппова О.А. учитель начальных классов

Миколайчук Е. В. учитель начальных классов

Медведева Н.В. учитель начальных классов

Воркута -2017

Методические рекомендации для проведения классных часов с учащимися 1-4 классов по

воспитанию толерантности у школьников

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание

открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов

общества и государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с

поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных

и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры.

Идеей методических разработок является усиление роли гимназии в формировании и развитии в

Республике Коми толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества,

общероссийской

гражданской

идентичности,

уважения

к

ценностям

иных

культур,

конфессий

и

мировоззрений.

Методические

рекомендации

разработаны

для

привлечения

внимания

учащихся

и

педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической, межпоколенческой, гендерной и т.д.).

Материалы предназначены для классных руководителей, учителей начальных классов, социальных

педагогов. Проведение классных часов рекомендуется организовать в ноябре.

Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у

учащихся 1 – 4 классов. Содержание классного часа для младших школьников направлено на привлечение

внимания к своим одноклассникам, воспитание чувства уважения друг к другу, знакомство с понятием

толерантности, развитие умения общения с разными людьми. Материалом урока являются тексты из

произведений детской литературы. Учитель может выбрать наиболее близкий его классу рассказ и

обсудить его с детьми. Методика проведения классных часов в этих классах основана на тренинге, игре,

работе в группах. В конце занятия дети составляют «цветок толерантности», им предлагается нарисовать

рисунки по теме урока для классного уголка.

Введение к проведению классных часов для начальных классов

Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный,

жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером

домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и

наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к

окружающим. В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантным мир, то есть мир

без

насилия

и

жестокости;

мир,

в

котором

самой

главной

ценностью

является

неповторимая

и

неприкосновенная человеческая личность. Толерантность нужно воспитывать.

Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского "toleran") - терпение, переносимость,

снисходительность.

Словарь

иностранных

языков

трактует

ее

как

терпение

к

чужим

мнениям

и

верованиям.

На

сегодняшний

день

толерантность

рассматривается

в

контексте

таких

понятий

как

признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как

носителя

других

ценностей,

другой

логики

мышления,

других

форм

поведения.

Принятие

-

это

положительное

отношение

к

таким

отличиям.

Понимание

-

это

умение

видеть

другого

изнутри,

способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность

которого

сводится

к

таким

принципам

обучения,

которые

создают

оптимальные

условия

для

формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни

неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие

гармоничных отношений в гимназии.

Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения.

Учитывая возрастные особенности младшего школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить

коллективные

дела,

которые

помогут

каждому

ребенку

наиболее

полно

раскрыться,

рассказать

одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах,

знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7-10 лет очень

важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те,

доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к

делам класса.

В этот день классные руководители проводят классные часы, направленные на формирование

толерантных качеств личности. Классный руководитель самостоятельно подбирает тему, определяет цели

и задачи классного часа.

Особенность этого дня состоит в том, что после завершения

классных

часов

все

дети

вместе

с

классными

руководителями

объединяются в осуществлении общего дела. («выращивают» дерево

толерантности,

собирают

цветок

толерантности,

игра

в

круге

толерантности, и т.д.). Во всех этих общих делах дети

пишут

или

говорят качества личности, которых, по их мнению, больше всего не

хватает в коллективе, и, которые они хотели бы видеть друг в друге.

Данные

разработки

рекомендуется

для

проведения

классных

часов по толерантному воспитанию в игровой форме в 1-4-х классах.

Фестиваль народов, проживающих на территории Республики Коми.

Игра – путешествие «В гости к другу»

Станция «Страна Армения»

Цель: Ознакомление с символикой, культурой, традициями и обычаями армянского народа.

Задачи:

Сформировать

интерес

учащихся

к

культуре

других

национальностей,

проживающих

на

территории Республики Коми.

Формировать у детей представления об окружающем мире и о его многообразии.

Вызвать интерес, любознательность к культуре, быту, творчеству армянского народа.

Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к обычаям, культуре других народов,

проживающих на территории Республики Коми.

Продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире.

Формировать уважительное отношение к людям других национальностей

Воспитывать толерантность, дружбу между народами, уважение к народным традициям других

стран.

Обогащать словарь, закрепляя новые слова. Развивать познавательные и эмоциональные чувства.

Продолжать развивать у детей познавательные способности. Развивать эстетическое восприятие,

наблюдательность и внимательность.

Оборудование: Мультимедийная презентация, армянские национальные костюмы.

Виды

детской

деятельности:

Познавательно-исследовательская,

игровая,

двигательная,

коммуникативная.

Ход мероприятия.

Ведущие встречают детей в армянских национальных костюмах. Слайд 1

Ведущий 1: Сегодня у нас удивительное путешествие «Фестиваль народов населяющих Республику

Коми». На этой станции мы расскажем вам об удивительной солнечной стране.

О какой стране вы узнаете чуть позже. Давайте сначала поиграем в игру: "Кто, в какой стране живёт?»

Игра "Кто, в какой стране живёт" Слайд 2

Кто живёт в России? - Россияне

Кто живёт в Америке? - Американцы.

Кто живёт в Китае? - Китайцы.

Кто живёт в Грузии? - Грузины.

А кто живёт в Армении? - Армяне.

Ведущий 2: Посмотрите внимательно на наши национальные костюмы. Как вы думаете, с какой страной

мы познакомимся? (ответы детей). Раз вы догадались, тогда, я поздороваюсь с вами по – армянски:

Барев дзес! ( Добрый день!) Слайд 3

Ведущий

1:

Армения

«Солнечная

страна»,

чудное

место

на

земле,

с

уникальной

природой,

неповторимой культурой, многовековой историей, и замечательными жителями, имеющие свои традиции

и обычаи. Слайд 4

Ведущий 2 : Армения – древняя стран. По – армянски название страны звучит как «Айк». В средние века

к этому названию прибавилась часть слова «стан», таким образом, страна стала называться Айастан.

Ведущий 1: Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Не так давно

Армения стала независимой страной, но сохранила дружеские отношения с Россией.

Ведущий 2 : Лето в Армении по-настоящему жаркое, температура может достигать до 30°-40°. А вот

зимы холодные и длятся долго, температура может падать до -23° и даже -30° . Посмотрите, как тут

красиво, какая природа, какие великолепные горы! Горные вершины Армении круглый год покрыты

снегом! Слайд 5

Ведущий 1: Как у всех народов, у Армении

есть свои символы – флаг,

герб, гимн. Слайд

6 Флаг

Армении имеет три полосы - красную, синюю и оранжевую. Красный цвет символизирует постоянную

борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость. Синий цвет

символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом.

Оранжевый цвет символизирует

созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

Слайд 7 Герб Армении имеет форму щита. В

центре – гора Арарат- символ армянской нации. Лев и орел означают мудрость, терпение и благородство

армянского

народа.

Чуть

ниже

-

разорванные

цепи

-

символ

освобождения

армян

от

чужеземцев.

Официальный язык – армянский.

Ведущий 2:

Слайд 8

Армения находится на востоке Армянского нагорья.

С севера и востока она

окружена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Азербайджаном, Ираном, Турцией, Грузией. Кто знает,

как называется столица Армении? (ответы детей).

Столица Армении чудный город Ереван. Слайд 9

Ереван - один из древнейших городов мира. Очень красивый и цветущий город.

Ведущий 1:

Армению называют «музеем под открытым небом», в этой стране много памятников

культуры и природы. Слайд 10 (показ слайдов сопровождается музыкой!) Красивы площади Еревана,

особенно центральная площадь. Здесь расположены правительственные здания, гостиница «Армения»,

здание, где находится Картинная Галерея, музеи. На стене Дома правительства находятся городские

куранты.

Колонны

и

арки

на

фасадах

сооружений

богато

украшены

тонкой

резьбой,

в

которой

использованы мотивы древнеармянского орнамента. Здесь находится фонтан с цветомузыкой.

Слайд11.

Поражают своей красотой здания Театра оперы и балета.

Ведущий 2: Ребята, а вам понравилась музыка, которую вы слышали? Кто знает на каком инструменте её

исполняют? Это армянский народный инструмент называется дудук.

Слайд 12. Давайте ещё послушаем

его звучание. Так же красиво звучит армянский язык, который является официальным языком этой

страны. Послушайте стихотворение на армянском языке. (дети слушают)

«Армения, о Родина моя!» Акопян Анаит. Слайд

12

Перевод на слайде. Слайд 13

Армения, о Родина моя!

Жемчужина долины Араратской.

Прекрасен облик твой, великая страна!

Ты словно света - лучик ясный.

Твоя столица - Ереван.

Раскинулся так живописно

На берегу реки Раздан,

Где вид чудесен и прекрасен.

Горжусь историей твоей,

Театрами, музеями, дворцами,

Но, главное богатство для меня -

Простые жители Армении - армяне.

Народ наш любит песни и гостей!

Всегда наш дом открыт любому другу!

Ведущий 1: Какой красивый язык! О чем говорится в стихотворении? (ответы детей).

Ведущий 2: Да в Армении живут гостеприимные, доброжелательные и трудолюбивые люди армяне. А

еще они очень любят играть. В Армении есть замечательная игра «Гушаки овэ?» (Отгадайте, кто?).

Давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Гушаки овэ?» Слайд 13

Правила игры: водящий должен делать разные движения руками и телом, подражая какому – либо

животному или птице. А играющие должны отгадать, кого он изображает. Давайте поиграем. (Играют

дети.)

Ведущий 1:

У армянского народа очень много пословиц и поговорок. Многие из них схожи с нашими

русскими. Послушайте и найдите сходство и различия. Слайд 14

1.

В воду не лезть и рыбки не съесть. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)

2.

Друзья познаются в несчастье (Друзья познаются в беде)

3.

Лёжа пищи, не добудешь (Хочешь есть калачи, не сиди на печи).

4.

Лицо - зеркало сердца (Лицо - зеркало души)

5.

Голова большая - ума мало (Сила есть - ума не надо).

6.

Десять раз измерь - один отрежь (Семь раз отмерь - один отрежь)

Ведущий 1: Продолжаем знакомство со страной Арменией. В Армении растут сочные и вкусные фрукты

и ягоды. И растут они практически круглый год! А какие, вы узнаете, отгадав загадки.

Загадки.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон) Слайд 15

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (Апельсин) Слайд 15

В желтоватой корочке

Розовые долечки.

Этот горько-кислый фрукт

Называется... (Грейпфрут) Слайди15

Надорвали край рубашки —

Вниз посыпались стекляшки.

Не собрать их все назад.

Что за плод такой? (Гранат) Слайд 15

Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой. ( Виноград) Слайд 15

Ведущий 2: Ребята, а кто был в этой замечательной стране? Если кто-

нибудь захочет поехать в Армению, то никогда, не пожалеет об этом.

Дети прощаются с Республикой Арменией

и получают лепесток от

цветка толерантности красного цвета с названием страны.

Станция

«Страна

Беларусь»

Цель: Ознакомление с символикой, культурой, традициями и обычаями народа Республики Беларусь

Задачи:

Сформировать интерес учащихся к культуре других национальностей.

проживающих на территории Республики Коми.

Показать различие и сходство людей разных народов.

Вызвать интерес, любознательность к культуре, быту, творчеству народа Республики Беларусь.

Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к обычаям, культуре других народов,

проживающих на территории Республики Коми.

Продолжать работу по расширению кругозора детей: а также представления о

мире.

Формировать уважительное отношение к традициям других национальностей

Воспитывать толерантность,- дружбу между народами, уважение к народным традициям других

стран.

Обогащать словарь, закрепляя новые слова. Развивать познавательные и эмоциональные чувства.

Продолжать развивать у детей познавательные способности. Развивать эстетическое восприятие,

наблюдательность и внимательность.

Оборудование: Мультимедийная презентация, национальные костюмы.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

коммуникативная.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Здравствуйте , дорогие ребята! Посмотрите друг на друга – улыбнитесь, подарите друг другу

хорошее настроение. Слайд 1

Ведущий 2: Посмотрите на слайды и скажите в какую страну мы с вами попали.

В этой стране Беларусь приветствуют

Добры дзень у хату! А кто хочет повторить это приветствие?

( повторяют) Слайд 2

Ведущий 1: Вы попали на станцию Беларусь и на этой станции мы расскажем вам об удивительной и

красивейшей стране. Беларусь – соседка России. Слайд 3,4

Ведущий 2: Сегодня я хочу познакомить вас с такой замечательной республикой, как Беларусь. Нет

ближе стран, чем наши. Нас навсегда связала общая история, культура, обычаи, традиции. В самые

тяжелые времена наши народы помогали друг другу, мы вместе победили в Великой Отечественной

войне. В Беларуси вторым государственным языком является русский язык.

Ведущий 1: Давайте подумаем ,откуда появилось такое название «Беларусь»? (высказывания детей)

Есть несколько вариантов происхождения этого названия.

Первое: белые одежды простых людей, их белые волосы, белый цвет кожи.

Второй: когда на земли наших предков ( на Русь) пришли монголо-татары, сумели отбиться от них

только белорусы. Наверное поэтому «белая», «чистая от нашествия татар» Русь.

Слайд 5

Столица Беларуси –Минск . Слайд 6

Ведущий 2: Если смотреть на Беларусь с высоты птичьего полета, то мы увидим огромный зеленый

ковер с голубыми бусинками озер, нанизанных на тонкие нити рек и ручейков, покрывающие всю

территорию Беларуси. Два цвета преобладают: зеленый и голубой. Зеленый цвет - успокаивающий.

Смотри на природу, успокаивайся, думай, работай, учись.

Голубой

-

цвет чистоты, добра, нежности. Сохраняй чистоту в стране,

в

с в о е м

городе, совершай добрые дела.

Как и у всех народов, у Республики Беларусь есть свои

государственные символы – флаг, герб и гимн. Слайд 7

Ведущий 1: Флаг Белоруссии Слайд 8

Красный цвет на флаге Белоруссии имеет сразу несколько

значений:

символ победы в Грюнвальдской битве белорусских полков с крестоносцами, цвет знамени Красной

Армии и знамен белорусских партизан второй Мировой войны. Зеленый цвет – символ весны, надежды.

Возле древка находится полоса с национальным белорусским орнаментом. Ведущий 2: Герб Белоруссии

Слайд 9

На нем можно увидеть зеленый контур границ Белоруссии в лучах солнца, всходящего над земным

шаром. В венке из колосьев находятся: слева – цветки клевера, справа – льна. Красно-зеленая лента,

которой обвит венок, – цвета флага Белоруссии.

Президент Беларуси – Александр Григорьевич Лукашенко. Слайд 10

Ведущий 1: Самый древний лес Европы находится именно в этой стране и называется он Беловежская пуща. Здесь

растут

2000

деревьев-великанов!

Украшение

пущи

зубр

древнее

животное,

которое

считается

современником мамонта. Слайд 11

Ведущий 2: В школах Белоруссии используется 10-бальная система оценок.

Оценка 1 ставится очень-очень редко. Так же, как и оценка 10 (что значит «превосходно»). Слайд 12

Ведущий 1: Мужской костюм

В состав национальной одежды сильной половины человечества входили:- рубаха с вышивкой по низу и

вороту;- брюки;- жилет;- ноговицы (поясная одежда).

Белорусский мужской национальный костюм по своему покрою не отличается особой сложностью.

Льняная рубаха шилась в виде туники с низким стоячим воротничком и длинными рукавами. Карманы в

ней отсутствовали. Вместо них имелась небольшая кожаная сумочка, которую носили через плечо.

Рубаху, которая всегда носилась навыпуск, подпоясывал цветной пояс.

Ведущий 2: В отличие от мужской женская одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский

национальный

женский

костюм

мог

состоять

из

разных

предметов.

Выделяют

четыре

основных

комплекта такой одежды.

Среди них:

- с фартуком и юбкой;

-с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой);

- с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом;

- с фартуком, безрукавкой и паневой. Слайд 13

Физминутка

Национальный орнамент и вышивка на одежде Слайд 14

Загадки

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь правда вкусная...(Картошка)

А на белорусском языке я называюсь - БУЛЬБА

Национальный овощ республики Беларусь Слайд 15

Ведущий 1: Послушайте известное стихотворение А.С.Пушкина

«У

лукоморья дуб зелёный» на белорусском языке.

Слайд 16

Ведущий 2: Игра - прием «Аллитерация понятия».

Слайд 17

Придумать на каждую букву, составляющую слово Беларусь по 1

прилагательному, характеризующему страну. Например, буква Д:

дружный, добрый, дивный.

Б – богатая,

Е – единая,

Л – лучшая, лесная

А - активная

Р – речная,

У – успешная,

С – сильная, спокойная, солнечная

Ь

Слайд 18

Ведущий

2:

Дети

прощаются

с

Республикой

Беларусь

и

получают

лепесток

цветка

толерантности

с

названием страны.

Станция

«Страна

Кыргызстан»

Цель: Ознакомление с символикой, культурой, традициями и обычаями кыргызского

народа.

Задачи:

Сформировать интерес учащихся к культуре других национальностей.

проживающих на территории Республики Коми.

Показать различие и сходство людей разных народов.

Вызвать интерес, любознательность к культуре, быту, творчеству киргизского народа.

Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к обычаям, культуре других народов,

проживающих на территории Республики Коми.

Продолжать работу по расширению кругозора детей: а также представления о

мире.

Формировать уважительное отношение к традициям других национальностей

Воспитывать толерантность,- дружбу между народами, уважение к народным традициям других

стран.

Обогащать словарь, закрепляя новые слова. Развивать познавательные и эмоциональные чувства.

Продолжать развивать у детей познавательные способности. Развивать эстетическое восприятие,

наблюдательность и внимательность.

Оборудование: Мультимедийная презентация, киргизские

национальные костюмы,

атрибутика игры.

В и д ы

д е т с ко й

д е я т е л ь н о с т и :

П о з н а ват е л ь н о -

исследовательская, игровая, двигательная.

Коммуникативная.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Здравствуйте , дорогие ребята! Посмотрите

д р у г

н а

друга

улыбнитесь,

подарите

друг

другу

хорошее

настроение.

Слайд 1

Ведущий 2: «салам алейкум", "саламатсызбы". Это я Вас поприветствовала на кыргызском языке. А

кто хочет повторить это приветствие? ( повторяют) Слайд 2

Ведущий 1: Сегодня у нас удивительное путешествие «Фестиваль народов проживающих на территории

Республики Коми». На этой станции мы расскажем вам об удивительной и красивейшей стране –

Кыргызстан. Кыргызстан – соседка России. Слайд 3,4

Ведущий 2: Национальный язык – кыргызский, русский - официальный и основной язык общения.

Страну Кыргыстан называют – страна синих гор. Слайд 5

Столица Кыргызстана – Бишкек. Слайд 6

Как и у всех народов , у Кыргызстана есть свои государственные символы – флаг, герб и гимн. Слайд 7

Ведущий 1: Флаг Кыргызской Республики

(дата принятия: 03.03.1992) Слайд 8

Государственный флаг Республики Кыргызстан представляет собой полотнище красного цвета, в центре

которого размещен круглый солнечный диск с сорока равномерно расходящимися лучами золотистого

цвета. Внутри солнечного диска красным цветом изображен тюндюк кыргызской юрты.

Красная одноцветность флага символизирует доблесть и смелость, золотое Солнце, купающееся в своих

лучах, олицетворяет покой и богатство, а тундук - символ отчего дома, в более широком понимании и

мира как вселенной. 40 лучей, объединённых в круг, означают объединение 40 древних племён в единый

Кыргызстан.

Ведущий 2: Герб Кыргызской Республики (дата принятия: 14.01.1994) Слайд 9

На гербе изображён кречет Манаса с распрастёртыми крыльями, что символизирует свободу страны.

Также изображена жемчужина Кыргызстана - озеро Ыссык-Куль, окружённое высокими скалистыми

хребтами Ала-Тоо. Вершины гор, освещённые солнцем, похожи на белый калпак кыргызского народа.

Государственный гимн Кыргызской Республики

Слова: Ж.Садыкова, Ш.Кулуева

Музыка: Н.Давлесова, К.Молдобасанова

Перевод с кыргызского К.Акматова, и М.Рудова

Высокие горы, долины, поля -

Родная, заветная наша земля.

Отцы наши жили среди Ала-Тоо

Всегда свою родину свято храня.

Припев:

Вперед, кыргызский народ,

Путем свободы вперед!

Взрастай, народ, расцветай,

Ведущий 1:

Валюта: Кыргызский сом. Один сом включает в себя 100 тыйынов.

Киргизия является первой страной СНГ, утвердившей собственную валюту. Слайд 10

Ведущий 2: Кыргызстан - одно из самых живописных мест в Центральной Азии, более две трети его

территории

занято

горами,

что

проявляется

в

разнообразии

климата,

природных

ландшафтов,

растительного и животного мира. Побывав здесь, Вы откроете для себя страну заснеженных гор,

насладитесь видом суровых вершин Тянь-Шаня, залитых солнцем.

Слайд 11

Ведущий 2:

Дикая природа с величественными водопадами и бурными горными реками, впадающими в

озера с кристально чистой водой, поразит Вас своей красотой.

Жемчужина Кыргызстана - озеро Иссык-Куль, незамерзающее круглый год, потрясет ваше воображение.

Слайд 12

Киргизская национальная одежда, которая отличается простотой и рациональностью.

Зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Из мехов и шкур шили шубы, тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную

верхнюю одежду. Основной вид верхней одежды изготавливался из шерсти домашних животных,

преимущественно из овечьей.

Опоясывались они красными шелковыми кушаками, носили обувь из красной кожи. Обувь в старину

была разнообразная: отук, кепич, чарык, маасы - разновидности сапог, калош, шлепанцев из кожи.

Так же женщины носили тюбетейки и меховые шапки, которые назывались «топу» и «тебетей»

соответственно.

Поверх

платья-рубахи

женщины

надевали

короткую

или

длинную

безрукавку

-

«чыптама», камзол с короткими рукавами - «кемсел», халат - «чапан», стеганый халат - «чепкен». Слайд

13

Физминутка

Игра народов кыргызии . Слайд 14

Перетягивание «аркана» (веревки) (Аркан тартыш)

Игра проводится на праздниках. В ней участвуют только по 2 человека. Во время праздников на

площадку поочередно выходит не менее 8-10 пар.

Для

игры

берут

«аркан»,

веревку

или

расшитую

национальным

орнаментом

декоративную

кайму

(служащую

для украшения юрты) длиной 7-8 м.

Описание. Чертят линию. Два участника становятся

спиной друг к

другу (линия - между ними), протягивая «аркан» под

ногами

.

По

сигналу судьи каждый начинает тянуть верёвку в свою

сторону.

Тот,

кто окажется перетянутым за линию, проигрывает. Если в игре участвует несколько пар, то затем

устраивают состязания между победителями.

Загадки

1.На реке удачный лов

И на "Пэ" в кастрюле - ...ПЛОВ

А в кыргызии это блюдо называют ПАЛО Слайд 15

Пало- это блюдо из риса, с кусочками обжаренного мяса, моркови, чеснока и лука, приправленное

травами и перцем чили.

2.Как из теста тюлень,

Мяса полный живот,

В кипяточке плывёт-

Вкусный, сочный…. ПЕЛЬМЕНЬ Слайд 16

А в кыргызии они крупные и называются Манты - это пельмени. Как правило, по размеру они чуть

меньше ладони. Манты начиняют мясом (обычно бараниной), луком и картофелем. Это жирное блюдо

(жирное блюдо вкуснее, не так ли?). Если вы пробуете их в первый раз - будьте осторожны! Жир и сок

внутри мантов может быть горячим и брызгаться.

Лагман – в переводе с кыргызского значит лапша. Для приготовления Лагмана используют домашнюю

лапшу, а бульон в Лагмане придает ему некую пикантность. Очень трудно есть толстую лапшу, так как

падая, она брызгается бульоном. Так что будьте осторожны. Лучше не одевать белую рубашку, если

хотите заказать Лагман. Слайд 17

Бешбармак в переводе означает

пятерня или 5 пальцев. Готовят его из конины или баранины, которая

варится в собственном бульоне и жире. Затем этот бульон подают к лапше. Это блюдо едят руками.

Слайд 18

Ведущий 1: На прощание посмотрим национальный кыргызский мультфильм «Старик перекати -

поле».

Слайд 19

Ведущий 2: Дети прощаются с Республикой Кыргызстан и получают лепесток цветка толерантности с

названием страны.

Станция «Российская Федерация»

Цель:

Закрепить знания символов, культурных ценностей, традиций

и обычаев Российской Федерации.

Задачи:

Развивать у детей чувство уважения к культуре и обычаям

своей страны

Развитие познавательного интереса, творческих способностей, расширение кругозора

Воспитание толерантности

Оборудование:

мультимедийный

проектор,

компьютер,

экран,

музыкальное

сопровождение,

раздаточный

материал, атрибуты к инсценированию сказки «Репка»

На этой станции ведущий опирается на знания детей.

Детей встречают с хлебом- солью представители России

(переодетые старшеклассники)

-

Здравствуйте,

гости

дорогие.

Хлеб

да

соль

кушайте,

да

правду

слушайте. Слайд1

- Узнали страну?

- Конечно, это Россия (Российская Федерация)

Местоположение на карте Слайд 2

Площадь 171 млн кв.км. Население на 1 января 2017 года составляет 146 838 993 человека. Столица – ?

(Москва). Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 190

народов.

Россия граничит с 18 странами -

как Грузия, Азербайджан, Япония, Литва и др. Россия

расположена в двух частях света в Европе и в Азии. Омывается водами трёх океанов.(Атлантического,

Тихого, Северного Ледовитого)

У каждой страны есть свои государственные символы. Есть они и у России.

Флаг представляет собой трёхцветное полотнище. Слайд 3

Полосы голубого, красного и зелёного расположены горизонтально.

Белый цвет говорит о непорочной чистоте и совершенстве. Синий цвет обозначает чистое небо и

постоянную веру. Красный цвет говорит об отваге и силе российской нации, её неутомимой энергии.

Герб. Слайд 4

Герб

состоит

из

нескольких

элементов.

Грозного

двуглавого

орла,

на

груди

которого

изображён

четырёхугольный щит алого цвета с закруглёнными углами в нижней его части. У орла широко раскрыты

крылья, а в каждой лапе он держит символы власти, скипетр и державу. На гербе изображено три короны,

которыми увенчан орёл. Они соединены между собой лентой и символизируют единство. На щите

изображён всадник в голубом плаще, который пробивает копьём чёрного опрокинутого на пол дракона.

Всадник олицетворяет собой борьбу со злом и защиту народа.

Гимн. Слайд 5

Дети поют гимн Российской Федерации. Затем рассказывают в чём заключается смысл слов гимна.

Национальные костюмы. Слайд 6

Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского

костюма. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и

жемчугом. В каждой местности был свой фасон сарафана. Самым

распространённым женским головным убором был кокошник –

плотная шапочка разнообразных форм и пышно декорированная

вышивкой и камнями.

Основой мужской одежды являлась сорочка или нижняя рубаха.

Поверх

рубахи

надевали

зипун

распашную

одежду

полуприлегающего силуэта. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. В деревнях носили лапти, в

городах сапоги.

Достопримечательности России

Дети смотрят слайды и называют знакомые достопримечательности. Ведущий комментирует ответы

детей, сообщая интересные исторические факты.

Московский Кремль Слайд 7

Московский Кремль – главная достопримечательность Москвы. Его мощные стены и башни образуют

неповторимы по красоте архитектурно – художественный ансамбль.

Существующие стены и башни Кремля были построены в 1485 – 95 годах. Общая протяжённость стен –

2235 м, высота от 5 до 19 м.

Озеро Байкал Слайд 8

Это древнее озеро – наиболее чистый и глубокий пресный водоём планеты. В нём содержится 20% от

мировых запасов пресной воды, а глубина достигает 1642 метров. Байкал сформировался около 25 млн

лет назад. Озеро очень большое, поэтому многие жители называют его морем, а другое распространённое

прозвище – Жемчужина Сибири.

«Малая гора идолов» или окаменевшие великаны Слайд 9

На Северном Урале есть удивительное по своей красоте место. Оно заслужено стало в 2008 году седьмым

чудом света – столбы выветривания Мань -Пупу -Нер. Переводится как «малая гора идолов». Это семь

останцев на горном плато, шесть выстроились в ряд, а седьмой стоит поодоль в стороне. Существует

легенда, что это семь великанов, которые шли в это место, чтобы напасть на поселение в этих краях. Но,

взобравшись на плато, вожак-шаман увидел священную гору Ялпинг – нер и в ужасе бросил свой барабан

на вершину, она после этого получила название «барабан», все семь великанов в тот же миг окаменели. В

течение многих млн лет за счёт воздействия ветра и воды образовалось это чудо природы. Плато, где

находятся столбы выветривания, находится в труднодоступной зоне. Благодаря этому, природа предстает

во всей красе нетронутая цивилизацией.

Физминутка Слайд 10 (дети выполняют танцевальные движения, показанные в презентации под песню

«Дорогою добра»

Россия – страна, которая бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями вглубь веков.

Хлебосольство Слайд 11

Русское качества. Слово произошло от сочетания слов «хлеб» и «соль» - основы каждодневной жизни.

Хлебосольный

хозяин

любит

угощать

своих

гостей,

искренне

радуясь,

что

они

едят

много

и

с

удовольствием.

Масленица. Слайд 12

В старину масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это её

похороны, а блины – это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд превратил грустный

праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины – круглые, жёлтые и горячие, как

солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, посиделки.

Пасха. Слайд 13

Это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришёл на Русь из Византии вместе с

крещением в конце Х века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот

христианский праздник. Это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день

выставляют самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья –

пасхи, куличи и крашеные яйца.

Бани. Слайд 14

Русские люди ходили в баню очень часто – это считалось первой потребностью русской домашней жизни.

Обычай мыться доставлял удовольствие и наслаждение. И в современное время россияне не отказались от

этой традиции.

Инсценирование русской народной сказки «Репка» Слайд 15 (детям получают атрибуты, необходимые

для инсценирования сказки)

Детям вручается лепесток цветка толерантности белого цвета с название страны – Российская Федерация.

Слайд 16

Методические рекомендации для проведения классных часов с учащимися 1-4 классов по

воспитанию толерантности у школьников

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание

открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов

общества и государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с

поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных

и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры.

Идеей методических разработок является усиление роли гимназии в формировании и развитии в

Республике Коми толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества,

общероссийской

гражданской

идентичности,

уважения

к

ценностям

иных

культур,

конфессий

и

мировоззрений.

Методические

рекомендации

разработаны

для

привлечения

внимания

учащихся

и

педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической, межпоколенческой, гендерной и т.д.).

Материалы предназначены для классных руководителей, учителей начальных классов, социальных

педагогов. Проведение классных часов рекомендуется организовать в ноябре.

Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у

учащихся 1 – 4 классов. Содержание классного часа для младших школьников направлено на привлечение

внимания к своим одноклассникам, воспитание чувства уважения друг к другу, знакомство с понятием

толерантности, развитие умения общения с разными людьми. Материалом урока являются тексты из

произведений детской литературы. Учитель может выбрать наиболее близкий его классу рассказ и

обсудить его с детьми. Методика проведения классных часов в этих классах основана на тренинге, игре,

работе в группах. В конце занятия дети составляют «цветок толерантности», им предлагается нарисовать

рисунки по теме урока для классного уголка.

Введение к проведению классных часов для начальных классов

Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный,

жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером

домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и

наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к

окружающим. В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантным мир, то есть мир

без

насилия

и

жестокости;

мир,

в

котором

самой

главной

ценностью

является

неповторимая

и

неприкосновенная человеческая личность. Толерантность нужно воспитывать.

Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского "toleran") - терпение, переносимость,

снисходительность.

Словарь

иностранных

языков

трактует

ее

как

терпение

к

чужим

мнениям

и

верованиям.

На

сегодняшний

день

толерантность

рассматривается

в

контексте

таких

понятий

как

признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как

носителя

других

ценностей,

другой

логики

мышления,

других

форм

поведения.

Принятие

-

это

положительное

отношение

к

таким

отличиям.

Понимание

-

это

умение

видеть

другого

изнутри,

способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность

которого

сводится

к

таким

принципам

обучения,

которые

создают

оптимальные

условия

для

формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни

неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие

гармоничных отношений в гимназии.

Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения.

Учитывая возрастные особенности младшего школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить

коллективные

дела,

которые

помогут

каждому

ребенку

наиболее

полно

раскрыться,

рассказать

одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах,

знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7-10 лет очень

важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те,

доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к

делам класса.

В этот день классные руководители проводят классные часы, направленные на формирование

толерантных качеств личности. Классный руководитель самостоятельно подбирает тему, определяет цели

и задачи классного часа.

Особенность этого дня состоит в том, что после завершения классных часов все дети вместе с

классными

руководителями

объединяются

в

осуществлении

общего

дела.

(«выращивают»

дерево

толерантности, собирают цветок толерантности, игра в круге толерантности, и т.д.). Во всех этих общих

делах дети пишут или говорят качества личности, которых, по их мнению, больше всего не хватает в

коллективе, и, которые они хотели бы видеть друг в друге.

Данные разработки рекомендуется для проведения классных часов по толерантному воспитанию в

игровой форме в 1-4-х классах.

Презентация к классному часу

«Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе

толерантным наш мир»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Методический комментарий

к сценарию праздничного концерта, посвящённого Неделе толерантности

«Народы в творчестве едины»

Педагогическое значение праздника "Фестиваль народов, проживающих на территории

Республики

Коми"

трудно

переоценить.

Он

способствует

воспитанию

любви

к

Родине,

к

республике, к лучшему знанию и пониманию детьми понятию толерантности, уважительному отношению

к национальным традициям и культуре народов, ближайших соседей, России. Учащиеся познакомимся с

песнями и танцами народов, населяющих нашу замечательную республику Коми.

Актуальность проблемы толерантности связанна с тем, что сегодня на первый план выдвигают

ценности

и

принципы,

необходимые

для

общего

выживания

и

собственного

развития.

Воспитание

толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время проблемой, решаемой на

мировом уровне. В условиях роста населения во всем мире увеличивается миграция (перемещение).

Поэтому необходимо больше знать друг о друге, выявлять лучшее в традициях и обычаях друг друга.

Нужно

уважать

друг

друга,

видеть

в

каждом

личность,

самостоятельно

определяющую

свою

самобытность, культурную принадлежность. Необходимо четко осознавать, что мы можем ценить свои

особенности, не ненавидя и не непринимая особенности других. Так как основы нравственного развития

личности закладываются ещё в младшем школьном возрасте, то уже сегодня необходимо поднимать и

затрагивать эту тему, пытаясь решить её через совместную игровую деятельность. Данный сценарий

праздника рассчитан на учащихся начальной школы.

После вступительных слов праздник открывается чтением стихотворения И.С.Никитина "Родина",

которое

сопровождается

показом

слайдов

с

пейзажами

России

в

соответствии

с

образным

строем

стихотворения. Такой методический прием помогает формированию в сознании детей образа Родины

через образы пространства Отечества.

Затем следует исторический экскурс, повествующий о том, как происходило сплочение народа перед

лицом внешней угрозы. От исторического образа единства народа мы переходим к пространственному

образу

единства народов, населяющих и населявших Россию, республику Коми. Представление о

многообразии народов России дается через образы национальных костюмов и национального фольклора.

Далее логика праздника развивается от исторического свидетельства необходимости

единства народа к мысли о культурно-пространственном единстве народов Республики и ее соседей. В

многообразии образов пространства и образов времени видно непрерывное единство России. Так,

через многообразие образов исторического времени и культурного пространства Отечества мы подводим

детей к пониманию Родины и объединяющего значения таких государственных символов, как герб и гимн

России.

Основная идея праздника заключается в формировании у детей младшего школьного возраста чувства

толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

При подготовке сценария использованы материалы: Е.А. Дьякова "Перед праздником". – М., ЦГО, 1996.

(Гуманитарное

образование

в

России);

А.Ананичев

"Казанская

икона

Божией

Матери"

(М.:

ООО

"Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2004); хрестоматия "Наша Родина" (М.: Просвещение, 1984).

Сценарий разработан с учетом возрастных особенностей детей начальной школы, но он будут

интересен и полезен педагогам дошкольных учреждений, как источник материалов при подготовке к

праздникам и составлению собственных сценариев и постановок.

Рефлексивный

момент:

в

конце

праздника

проводится

церемония

награждения.

Все

классные

коллективы получают дипломы за призовые места в конкурсе рисунков «Толерантность – это…»

и

грамоты за активное участие в Неделе толерантности.

Сценарий

праздничного концерта,

посвящённого Дню толерантности

«Народы в творчестве едины»

Цель: воспитание у учащихся толерантности, терпимости и милосердия и способность к установлению

и поддержанию общения с людьми разных национальностей.

Ведущий

1: Добрый

день,

дорогие

друзья!

Уважаемые

гости! 16 ноября во всём мире отмечается

Международный день толерантности или День терпимости. Это решение было принято Государствами -

членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16

ноября 1996 года. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно

непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого

общества.

Современный

культурный

человек

-

это

не

только

образованный

человек,

но

человек,

обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком

высокого

духовного

и

интеллектуального

развития

индивидуума,

группы,

общества

в

целом.

Цель

праздника заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете

случаи проявления насилия и экстремизма.

Ведущий 2: Этот день занимает особое место среди праздников современной России.

История России учит

нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у

тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы - дружба. Вместе они живут

счастливо.

Мы не должны забывать: сильна Россия только тогда, когда она едина, когда все народы,

страны живут в мире и согласии.

Все мы с вами живем в Российской Федерации, в единой многонациональной семье. Многие родились

на этой земле, и для нас Россия – это наша Родина.

Как повезло тебе и мне, живём мы в замечательной

стране и имя её Россия! Велика наша Россия, широки ее просторы…

(чтение стихотворения И.С. Никитина "Родина" на экран проецируются слайды с красивыми

пейзажами России)

1 ученик:

Под большим шатром голубых небес –

Вижу – даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше тёмных туч

Цепи гор стоят великанами.

2 ученик:

По степям в моря реки катятся,

И лежат пути во все стороны.

Посмотрю на юг: нивы зрелые,

Что камыш густой, тихо движутся;

Мурава лугов ковром стелется,

Виноград в садах наливается.

1 ученик:

Гляну к северу: Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух, быстро кружится;

Подымает грудь море синее,

И горами лед ходит по морю;

И пожар небес ярким заревом,

Освещает мглу непроглядную…

2 ученик:

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина православная!

Широко ты, Русь, по лицу земли,

В красе царственной развернулася!

Песня «У моей России длинные

реснички»

Исполняют учащиеся 4 – х класса

Ведущий 2: Нет человека, который не

л ю б и л

б ы

праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию.

Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас

появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.

Ведущий 1: Наш сегодняшний праздник называется «Национальное изобилие». Учащиеся подготовили

номера

художественной

самодеятельности

и

национальные

угощения

для

всех.

На

празднике

присутствуют гости:

_____________________________________________________________________________

Слово для открытия праздника предоставляется директору Гимназии №2 Русаковой Надежде Андреевне.

На празднике

проводится церемония награждения. Все классные коллективы получают дипломы за

призовые места в конкурсе рисунков «Толерантность – это…» и грамоты за активное участие в Неделе

толерантности

Ведущий 2:

Межнациональное согласие, стабильность и спокойствие – это самое дорогое, что мы сегодня имеем в

Республике Коми. Дружба и согласие между народами у нас складывались в течение многих лет.

За эти годы

создался уникальный межнациональный микроклимат, который заключается во взаимном уважении и культурно-

духовном обмене людей разных национальностей. Народами Республики Коми за его долгую историю создано

богатейшее культурное наследие. В общую духовную сокровищницу внесли неоценимый вклад представители всех

национальностей,

проживающие

в

Республике

Коми.

В

нашем

республике

Коми

проживает

много

национальностей и малых народностей..

1 ученик. Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети.

Есть на свете много республик разных,

Но такой как у нас республики Коми не найти!

Ведущий 1:

Коми край наш уникален во многих отношениях. Он большой и богатый, сильный и дружный.

Единой семьей здесь живут и трудятся башкиры и русские, татары и украинцы, марийцы и мордва, удмурты и

киргизы – представители более 30 национальностей. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи.

Но,

несмотря на то, что проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире,

дружбе

и

согласии

. Мы

одна дружная

семья

.

И

в

нашей

гимназии

учатся

дети

более

8

разных

национальностей!

Ведущий

2:

Н а ш город

Воркута

удивительный!

Здесь

проживают

славные,

трудолюбивые

и

дружелюбные люди. На улицах нашего города можно встретить и русских, и казахов, и татар, и армян, и

украинцев, и азербайджанцев, и белорусов. Всем рад наш гостеприимный город!

2 ученик. Славен город, что объединяет

Народы в большую семью.

В трудные годы всем, кто нуждался,

Руку подал свою.

Воркута – многоязычный город

Хранит все судьбы, как бесценный клад.

Ведущий 1: Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость

должна уступить место более высоким ценностям - умению находить взаимоприемлемые решения,

предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

До чего же прекрасна наша

Земля!

И богата… Людьми богата и талантами.

И в нашей гимназии

учатся талантливые ребята,

представители разных национальностей.

Они говорят на разных языках, у них разные обычаи… и все-таки мы одна дружная семья, дети Гимназии №2

Ведущий

2: Встречаем ребят. На сцену выходят дети в национальных костюмах: армяне, чуваши,

русские, азербайджанцы, украинцы, татары, молдаване, киргизы, коми, белорусы. Дети представляются

залу и называют свои имена и национальность.

1 ученик. Армения – ты родина моя!

Нигде нет ветра вот такого,

Чуть-чуть прохладного, ночного,

И тёплого, совсем дневного.

2 ученик. Сказать Армения – то горы!

Высокие, далёкие, такие грустные и гордые

Как наш народ!

1 ученик. У нас говорят: « Гостеприимство понимают даже камни»!

Добро пожаловать, гости дорогие!

Ведущий 1: Украина! Это - белые хаты с подсолнухами у забора, вишневых садочках, девчат и хлопцев,

танцующих гопак. Украина – страна задушевных лирических песен, родина Николая Гоголя и Тараса

Шевченко. Культура Украины имеет древнейшие корни, свою историю, обычаи и традиции. Украина это

национальная кухня, национальный костюм.

Ведущий 2: Женский народный костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки),

юбки и безрукавки. А на голове у девушек красовался украинский веночек. Это не просто украшение.

Это – оберег. В народе считается, что в веночке спрятана такая сила, что и боль снимает, и волосы

бережёт. Ромашка – дарит людям здоровье, добро, нежность.

Калина – красота. Барвинок – символ жизни. Мак – добрый сон. Но кроме цветов, в венок сплетают ещё и

разноцветные ленты:

Светло-коричневая лента – земля-кормилица.

Жёлтая лента – это солнце.

Зелёная лента – красота и молодость.

Голубая и синяя лента – вода и небо.

Оранжевая лента – хлеб.

Фиолетовая лента – людская мудрость.

2 ученик Украина и Россия словно две сестры,

Раскрасавицы – подруги, ярки, как костры.

Там и там народ – славяне, непростой судьбы.

И живут они со всеми в мире и любви.

Хороши у нас цветочки, мы сплели из них веночки,

Стали ленты наряжать, будем весело плясать!

Ведущий 2

: Украинские плясовые мелодии веселы и задорны. Они никого не оставят равнодушными,

ноги так и сами рвутся в пляс.

Танец «Разноцветные веночки»

Ведущий 1

: Культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. Она неразрывно связана с

историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками. Удивительно многообразна

украинская культура своими песнями: лирическими и веселыми, грустными и обрядовыми, которые

являются

частью

украинского

народного

творчества.

Музыкальность

одна

из

характерных

черт

украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью.

Песня «Черевички».

Ведущий 1

: «Кутты болсын! Кутты болсын»! С этим традиционным пожеланием достатка,

благополучия, добрых чувств, встречают гостей жители Азербайджана.

1 ученик. Азербайджан! Страна огней,

Страна идигов и друзей,

Страна Бабека, Когорлы,

Страна Новруза и весны.

2 ученик. Где звон ручьёв ласкает слух,

Озёр твоих бездонный звук.

Где с гор твоих поёт мугам

От сердца молодой чабан.

1 ученик. Наш народ тоже славится гостеприимством. Сперва гостя напои,

накорми, а потом спрашивай, зачем пришёл.

2 ученик. Если в азербайджанский дом приходили дети, то их развлекали игрой. Давайте и мы поиграем в

национальную азербайджанскую игру «Гара паша».

Ведущий 2

: Ребята нашего класса не делят друг друга по национальностям. Вот что они пишут в своих

сочинениях: « В нашем городе много людей разных национальностей. Я татарин, и у меня много друзей.

Среди них есть армяне, украинцы, русские, татары, и мы все дружим. Ходим в одну гимназию, учимся

вместе. На улице играем в разные игры. Нам интересно и

весело».

Ведущий 1

: Все люди должны дружить. И тогда всё будет

хорошо. Не главное, какой ты национальности, а главное,

чтобы человек был хороший.

1 ученик. Россия – ты великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути.

2 ученик. Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет.

А степь родная хлебушек родит.

1 ученик. У нас в России говорят: «Гость на порог – счастье в дом».

2 ученик. Много у нас сегодня гостей, значит много и счастья.

Счастливы мы, что наш город собрал таких замечательных

соседей в дружную семью.

1 ученик. Дружат в море корабли.

Дружите дети всей земли!

Мы живём не для войны –

Люди дружбою сильны!

2 ученик. Так давайте устроим большой хоровод!

Дети встают и поют песню «Большой хоровод»

Ведущий 2: Наша Родина - Россия - большая страна, огромная. Конца и края не видно! Много людей

живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Давайте все

возьмёмся за руки.

Ведущий 1:Татары мы и русские, грузины и чуваши,

Мы чёрные и русые, мы смуглые и белые,

Мы школьники ровесники, хорошие друзья,

Живём в России вместе мы, у нас одна семья!

Ведущий

1

:

Ребята! Вот и подошёл к концу наш праздник, целью которого было показать, что все народы

должны жить в мире и дружбе. И я предлагаю ещё раз поприветствовать участников нашего фестиваля.

Наш фестиваль, это шаг навстречу искренней дружбе и пониманию между Россией и живущими на её

территории народами.

Ведущий 2:

Есть праздник, который для всех

Людей, всех народов, традиций и тех,

Кто мыслит иначе, живет по-другому.

Ведущий 1:

Но дверь в его дом открыта любому,

Любому, готовому быть толерантным!

(все участники выходят на сцену)

Ведущий 2: На нашем празднике сложилась добрая и тёплая атмосфера. Спасибо всем за музыкальные

номера, за предоставленное удовольствие. И, наверное, не ошибусь, если скажу, что теперь, выбирая себе

друзей, вы будете стараться понять чем живет твой друг, какие традиции он чтит.

Давайте составим цветок толерантности из лепестков, которые вы получили на станциях.

Ведущий 1: Говорят, что когда дружат дети – дружбе жить. Дружите,

несмотря

ни на что. Мир – это все мы вместе!

Теперь у нас друзья на всей планете,

За мир и жизнь мы все в ответе!

Мир – это я, мир – это ты!

Ведущий 2: Так давайте возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть

поодиночке!

Участники: (говорят вместе)

Если каждый

друг к другу будет терпим,

То вместе мы

сделаем толерантным наш мир.

Ведущий 1:

Спасибо всем

за внимание! Счастья Вам всем, мира, добра и

радости!

Родительское

собрание

«Толерантность - часть нравственной культуры человека».

Методические рекомендации:

Предлагаемое

родительское

собрание

составлено

для

ознакомления

родителей

с

понятиями:

толерантность, Возможные способы проведения собрания: игра-тренинг, собрание-лекторий, круглый

стол.

Собрание включает в себя: упражнение-игра, подвижные игры как метод нравственного воспитания,

беседа, подведение итогов родительского собрания.

Подготовительная работа:

составление приглашения на родительское собрание;

памятка для родителей «Основы нравственного отношения в семье»;

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Памятка родителям от ребенка.

Направление:

духовно – нравственное

Цель:

показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании,

во взаимоотношениях родителей и детей, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

создать

условия

для

активного

и

сознательного

участия

родителей

в

обсуждении

проблемы

собрания;

познакомить родителей с понятием толерантность, подвести к изучению и раскрытию качеств

толерантного человека;

побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к

людям и к себе.

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые папы и мамы! Мы должны уважать индивидуальность каждого человека,

должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово толерантность. Именно об этом я

хочу поговорить на нашем собрании.

Тема собрания очень актуальна и важна в воспитании нравственной культуры подрастающего

поколения. Вопросы формирования нравственной культуры дошкольников нельзя отдавать только на

откуп детскому саду, эту проблему надо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут

говорить, что люди должны жить в мире и дружбе. Но реальная действительность диктует совсем другое.

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до

сих пор. Для начала мне хотелось бы услышать ваше определение слова

«толерантность».

Скажите,

пожалуйста,

какими

качествами,

по

вашему

мнению,

должен

обладать толерантный человек.

Слово «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:

На

французском – отношение, при котором допускается, что другие могут

действовать иначе, нежели ты сам.

На китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

На арабском – прощение, снисхождение, мягкость.

На русском – способность терпеть что-то или кого-то.

То есть толерантность – это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не

похожего на вас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому- либо.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого

человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь,

понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. В

этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения

других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Черты толерантной личности

терпение

умение владеть собой

доверие

чуткость

способность к сопереживанию

снисходительность

расположение к другим

чувство юмора

терпимость к различиям

Доброжелательность

Гуманизм

Любознательность

умение слушать

несклонность осуждать других

альтруизм

(На доске показаны лепестки ромашки с чертами толерантной личности)

Наша с вами задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на

принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная

толерантность, формула которой:

понимание + сотрудничество + дух партнерства.

Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем,

долгожданного наследника, на свет появляется дочь.

В литературе есть понятие «кубик толерантности».

Как

у

всех

кубиков

у

него

6

граней:

ПОГОВОРИ,

ПРЕДЛОЖИ,

ПРИМИ,

ОБЪЯСНИ,

ПРОСТИ,

УЛЫБНИСЬ.

Повертите его в руках, бросьте, посмотрите, что выпало, задумайтесь. На гранях кубика простые и

доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными,

стали нормой его жизни.

Сегодня для всех наступило время выбора, особенно для наших детей: поддаться на провокацию или

сохранить

твердую

гражданскую

позицию

мира,

согласия,

толерантности.

Наши

дети

становятся

мишенью манипуляции и психологического воздействия тех, кто делит мир на своих и чужих. Поддадутся

ли они на эту провокацию или нет, зависит от нас. Не дадим им совершить непоправимую глупость.

Поможем им не быть вовлеченными в бессмысленные агрессивные действия провокаторов и сохранить

свои хрупкие жизни.

А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало

отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку

толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в

то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.

Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит

«противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно

избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный,

вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных

решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его

увлечениям и т. п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Для того чтобы вы, родители, могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть

соответствующими знаниями, а именно вам необходимо формировать у ребёнка систему ценностей, в

основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость,

прощение, сочувствия, понимание, сопереживание. От того, какой тип воспитания преобладает в семье,

зависит, какой здесь вырастет человек.

Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка

ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне

нее.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все.

Вопрос

лишь

в

том,

отложится

это

в

сознании

или

в

подсознании.

Воспитывать

ребенка

личным

примером сложнее всего.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример –

великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и

себя в нем.

Игра – это один из обязательных компонентов воспитания и развития детей. Не случайно каждый народ

без исключения всячески поощряет детские игры; старики любят смотреть, кто и как проявил себя в них,

справедливо полагая игру репетицией взрослой жизни.

Предлагается поиграть в подвижные игры, чтобы родители самостоятельно убедились, что даже через

подвижные игры можно воспитывать в ребенке нравственность. «Скакалка», «Лошадки».

Уважаемые родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы

он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что

все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим?

Чувствует

ли

ребёнок,

что

вы

его

любите

не

только

тогда,

когда

он

этого

заслуживает,

а

всегда,

независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше

поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог

сказать:

В моей семье все

• терпимые и терпеливые

• здоровые и добрые

• уважающие и понимающие

поддерживающие друг друга

окружающие друг друга заботой

• внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,

• успешные, независимые, счастливые

Итог собрания

Подводя итоги нашего собрания, мне хотелось бы задать ещё три вопроса и выслушать ваши мнения.

Предлагаю три группы. (Можно поднять карточку с вопросом)

Вопрос к первой группе ПОЧЕМУ?

(ПОЧЕМУ мы должны воспитывать толерантного человека)

Вопрос ко второй группе ЗАЧЕМ?

(ЗАЧЕМ мы должны воспитывать толерантного человека)

Вопрос к третьей группе КАК?

(КАК мы должны воспитывать толерантного человека)

Вы можете себе выбрать ту группу, на вопрос которой вы хотели бы ответить.

Рефлексия

- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?

Решение родительского собрания:

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.

2. Пресекать некорректное поведение по отношению к другим детям, разъяснять детям недопустимость

подобного поведения.

3. Продолжить сотрудничество с детским садом, активно участвовать в жизни ребенка.

До новых встреч.

Памятка родителям от ребенка

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3. Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько

внимания.

11. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду

искать информацию на стороне.

12. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…

Анкета для родителей

«Духовно-нравственное воспитание»

1. Как Вы считаете, существует ли в современном обществе острая проблема нравственного воспитания

детей?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

2. Считаете ли Вы возможным проводить работу по духовно – нравственному воспитанию в начальной

школе?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

3. Готовы ли Вы сотрудничать с учителем в решении данного вопроса?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

4.

Какие

качества,

Вы

считаете,

особенно

необходимы

педагогу

для

осуществления

духовно

нравственного развития детей?

А) доброта отзывчивость любовь, понимание

Б) доброта, трудолюбие, душевная чуткость

5. По вашему мнению, показателем духовно – нравственного развития человека является?

А) Доброта, отзывчивость, любовь, понимание, стремление прийти на помощь

Б) Любовь, отзывчивость, понимание

6. Обучаете ли Вы детей правильному поведению в общественном транспорте, обществе и т. д?

А) Да

Б) Нет

7. Внесите Ваши предложения в работу по духовно – нравственному воспитанию.

________________________________________________________________________________

Памятка для родителей

«Основы нравственных отношений в семье»

Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая,

малыш очень скоро вернет это вам.

Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учиться

лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливы к чужим недостаткам – это будет

уроком для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Не говори о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

ПОВЕДЕНИЕ

это

нравственное

мерило

человека.

Проявляйте

благородство

при

любых

обстоятельствах.

Станьте примером для своего ребенка.

Литература:

1.

Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997

г.

2.

Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов – Ростов/ и Д:

издательство «Деникс», 2002 г.

3.

Богданова

О.С.,

О.Д.

Калинина.

Содержание

и

методика

этических

бесед

с

младшими

школьниками. М. «Просвещение», 1985.

4.

Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005.

5.

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание этических бесед с младшими школьниками. И., 1985

6.

Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.

7.

Декларация прав ребенка. 1959 г.

8.

Дик Н.Ф.. Начальная школа от А дл Я. Ростов –на-Дону. «Феникс». 2006.

9.

Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6,

2003 №3, 2002.№6, 2005 №3.

10. Закон РФ «Об образовании». М., 1992.

11. Зинченко В. Культура и духовность// Вопросы философии. 1996. №2.

12. Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение».



В раздел образования