Автор: Фролова Надежда Валерьевна
Должность: Преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы концертмейстера в хоровом классе.
Раздел: дополнительное образование
Фролова Н.В.,преподаватель, концертмейстер
МБУДО «Зареченская детская школа искусств» г. Тула
Особенности работы концертмейстера в хоровом классе.
Ко н ц е рт м е й с т е р
–
« п и а н и с т,
п ом о г а ю щ и й
в о к а л и с т а м ,
инструменталистам разучивать партии, а так же аккомпанирующий им на
репетициях и в концертах».
Такое
определение
понятия
«концертмейстер»
дает
«Музыкальная
э н ц и к л о п ед и я » .
Н е с м от р я
н а
т а ко е
с к р ом н о е
о п р е д е л е н и е ,
концертмейстерство
–
это
широчайшая
сфера
деятельности
музыканта-
пианиста
и
одна
из
самых
востребованных
профессий.
Деятельность
концертмейстера-пианиста предполагает необходимость решения различных
задач.
Для
эффективной
реализации
творческого
замысла
хормейстера
концертмейстеру необходимо обладать различными профессиональными и
личностными качествами, а так же понимать язык жестов дирижера. В таком
случае концертмейстер является «одушевленным» инструментом, становясь
для дирижера своеобразным аналогом «клавиатуры».
Дирижерский
язык
жестов
можно
разделить
на
безусловный
и
условный
(в
терминологии
Соколова).
Безусловные
жесты
делятся
на
выразительные (эмоции) и изобразительные (игровые движения, способы
звукоизвлечения). Условные жесты – это собственно техника дирижера –
совокупность приемов, основанных на общепринятых правилах. Функции
правой
и
левой
руки
в
дирижировании
разграничиваются.
Правая
рука
отмечает
размер
произведения,
устанавливает
темп,
дирижирует
аккомпанементом, т. е. концертмейстером. Она же показывает вступление,
нюансы, помогает отдельным партиям хора выполнять наиболее трудные для
интонирования места мелодии. Это разграничение весьма условно, так как
для усиления значения важного в данный момент элемента и для большей
доходчивости применяются обе руки в параллельном движении.
Функции дирижерского жеста в значении «ненотной составляющей»
концертмейстерского текста, следующие: показ размера, в котором написано
произведение; показ начала пения или вступление концертмейстера; показ
окончания пения, снятие; управление темпом исполнения, показ нюансов и
характера
звуковедения;
указание
по
строю.
В
дирижерском
жесте
существуют
четыре
момента:
замах,
падение,
точка,
отражение.
Совокупность
и
взаимосвязь
предупредительных
и
основных
жестов
выражается
еще
и
в
том,
что
отражение
от
предыдущей
точки
плавно
переходит в замах к последующей.
Показ начала пения. В жесте дирижера, указывающего начало пения,
следует различать три элемента:
1-й
элемент
-
когда
поднятая
рука
«собирает»
внимание
певцов
и
концертмейстера.
Это
очень
важный
момент,
так
как
концертмейстер
не
видит всех певцов и только глядя на дирижера может понять, что хор уже
сосредоточен на исполнение.
2-й элемент – показ момента вдоха. Это организует певцов сделать
единовременный вдох, от которого зависит точное одновременное вступление
хора. Концертмейстер делает свой «замах», как и дирижер, для достижения
полного ансамбля с первой же ноты и для того, чтобы понять, каков будет
темп, ибо по протяженности жест дыхания должен быть равен одной доли
такта.
3-й
элемент
–
вступление.
Оно
отражает
в
себе
темп
и
характер
произведения. Этот жест энергичный и точный, и концертмейстеру важно
столь
же
четко
организовать
свое
«туше»,
ведь
от
этого
будет
зависеть
одновременность вступления.
4-я
функция
дирижерского
жеста
–
это
«снятие».
Данный
жест
показывает окончание пения и также содержит три момента: «внимание»,
«приготовление» и «снятие». В комбинации движения он соответствует жесту
«вступления», но он должен быть более резким и акцентированным (с учетом
динамики данного места) и с обязательным отскоком кисти, фиксирующим
момент снятия.
Приемы
и
характер
звуковедения
не
приведены
в
какую-нибудь
определенную систему, но общие закономерности можно проследить. Показу
forte
соответствует
напряженный
корпус
и
кисти
рук,
а
показ
piano
сопровождается мягкостью движения рук и спокойной постановкой корпуса.
Crescendo сопровождается постепенным напряжением всего дирижерского
аппарата, а diminuendo – постепенным смягчением. Резкий быстрый взмах
руки на дыхание требует от хора и концертмейстера forte и пения/игры в
быстром темпе, широкий и мягкий взмах - piano в медленном темпе. Штрих
legato
виден
хору
и
концертмейстеру
по
мягкой,
слегка
отстающей
от
движения
запястья
кисти,
а
staccato
узнается
по
пружинистым,
острым
взмахам кисти.
Специфичны
жесты
дирижера-хормейстера,
способствующие
улучшению строя, коррекции трудных в интонационном отношении мест,
требующих необходимого повышения либо понижения интонации. Во время
разучивании партии с отдельной группой хора концертмейстер должен уметь
все остальное сыграть.
Таким
образом,
в
деятельности
концертмейстера
объединяются
педагогические, психологические и творческие функции. Несомненно, что в
хоре основная часть этой работы ложится на плечи хормейстера, но и от
пианиста требуется не менее внимательное участие.
Для
руководителя
хора
концертмейстер
–
правая
рука
и
первый
помощник,
музыкальный
единомышленник.
Для
участников
хора
концертмейстер – помощник, и друг, и наставник, и педагог. Право на такую
роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается
авторитетом
солидных
знаний,
постоянной
творческой
собранностью,
настойчивостью.
© Фролова Н.В., 2020