Напоминание

Методическое сообщение


Автор: Дианова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Газ-Салинская ДМШ
Населённый пункт: село Газ-Сале Тазовский район ЯНАО
Наименование материала: Работа с родителями учащихся в детской музыкальной школе
Тема: Методическое сообщение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с родителями учащихся в детской музыкальной школе

Дианова Светлана Николаевна,

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО Газ-Салинской ДМШ

Таланты создавать нельзя,

но можно и нужно создавать среду

для их проявления и роста.

Г. Г. Нейгауз

Мой

многолетний

опыт

работы

преподавателем

по

классу

фортепиано

в

музыкальной

школе

неоднократно

давал

подтверждение

тому,

что

активное

и

плодотворное взаимодействие ДМШ с семьёй учащегося, является одним из условий

полноценного,

приносящего

конкретные

результаты педагогического

воздействия.

Значимость данного направления в работе педагога – музыканта сложно переоценить,

поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь,

его ближайшее окружение – семья. Правильная организация работы с семьёй учащихся

помогает в решении многих задач, актуальных для музыкальных школ в современных

условиях.

Цель работы с родителями: создание единого воспитательного, образовательного

пространства «семья – школа».

Задачи работы с родителями:

1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения поставленных задач,

выявление и совместное решение проблем.

2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогом, а также в музыкальную

и общественную жизнь школы.

3.

Ознакомление

родителей

с

программой

обучения,

планом

мероприятий

детской

музыкальной школы.

4. Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.

4. Создание определенной системы просвещения родителей.

5. Повышение роли семьи в воспитании детей.

Формы связи семьи и школы:

1. Коллективная: родительские собрания, конференции, взаимодействие с Управляющим

советом школы, день открытых дверей, фестивали, конкурсы, выставки творческих работ.

2. Групповая: проведение классных родительских собраний, концертов, открытых уроков,

работа по оформлению класса, проведение классных мероприятий.

3. Индивидуальная: консультации, беседы, телефонный разговор, переписка.

Актуальной проблемой практической деятельности музыкальных школ становится

обучение

неоднородного

по

уровню

способностей,

мотивации,

эмоциональному

и

интеллектуальному

развитию,

социальному

статусу

контингента.

Что

касается

нашей

школы, то, как и для любой сельской школы, эта проблема, учитывая специфику социума,

проявляется наиболее остро. Администрация школы регулярно проводит анкетирование

среди родителей учащихся и проведённые опросы показывают, что совсем небольшой

процент респондентов готов вкладывать часть своих доходов в музыкальное образование

детей. На первое место выходит прагматизм родителей, которые больше всего озабочены

1

вопросом, нужны ли их ребёнку занятия в музыкальной школе, если в будущем он изберёт

другую

профессию.

Именно

поэтому,

подчёркивая

не

элитность

музыкального

образования, а его полезность для полноценного развития ребёнка и дальнейшего его

продвижения

по

жизни,

так

необходима

постоянная

работа

с

родителями.

В

своей

практике, в частных беседах, на родительских собраниях, объясняя важность и пользу

занятий в музыкальной школе, я довольно часто ссылаюсь на выдержки из статьи доктора

искусствоведения

и

психологических

наук

Д.К.

Кирнарской

«Десять

причин

отдать

ребёнка в музыкальную школу».

Правильная организация работы с семьями учащихся помогает мне в решении

многих педагогических задач. Прежде всего – это процент отчисления. Многие учащиеся

уже на начальном этапе обучения, поняв всю сложность поставленных перед ними задач,

объём затрачиваемых на обучение времени и усилий, теряют желание учиться в ДМШ. По

своему опыту знаю, что эту проблему необходимо решать в тандеме с родителями,

подчёркивая

важность

привития

трудолюбия,

усидчивости,

объясняя,

что

задача

родителей – помочь ребёнку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нём веру в

свои силы. Я объясняю родителям, что нельзя приучать детей бросать начатое на полпути,

это может стать для них привычной практикой.

Следующий аспект работы с родителями учащихся заключается в разъяснении

важности

регулярной

домашней

подготовки.

Согласно

анкетированию,

проведённому

нашей школой, немалый процент родителей учащихся записали своих детей в ДМШ

только для того, чтобы занять свободное время ребёнка. К сожалению, многие родители не

понимают специфики обучения в ДМШ, относятся к музыкальной школе как к «секции»

или

«кружку»,

занятия

в

которых

не

предполагает

домашних

заданий.

Зачастую

приходится даже объяснять необходимость приобретения для занятий дома музыкального

инструмента.

Далее

хочу

отметить

следующее:

желательно

присутствие

родственников

на

занятиях

хотя

бы

на

первоначальном

этапе

обучения

точки

зрения

повышения

эффективности домашней работы очень полезно проводить открытые уроки для родителей

учащихся). При личных встречах я объясняю родителям, что они могут помогать своим

детям в выполнении домашних заданий, в частности, следить за правильной посадкой за

инструментом, постановкой рук, исполнительскими движениями, подчеркиваю важность

соблюдения

этих

правил

при

домашней

подготовке.

Рекомендую

для

ознакомления

психолого-педагогическую литературу, интересные публикации.

В беседах с родителями

выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья

ребенка;

его

увлечения,

интересы;

поведенческие

реакции;

особенности

характера;

мотивации

учения

и

т.

д.).

Помощь

родителей

важна

и

в

организации

домашней

музыкальной среды, создании правильного информационного окружения. Необходимо

обратить

внимание

родителей

на

важность

составления

распорядка

дня,

поддержку

первых

успехов,

наблюдения

за

эмоциональным

и

физическим

состоянием

ребёнка,

предупреждения ситуаций психологического дискомфорта.

Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. Это

могут

быть

инструментальные

ансамбли,

исполнение

вокальных

произведений.

Преподаватель помогает в выборе репертуара и его разучивании. Наша школа ежегодно

принимает участие в районном Рождественском фестивале. Одна из номинаций данного

фестиваля называется «Семейный ансамбль» и наши учащиеся, демонстрируя совместное

творчество со своими родителями, членами семьи, неоднократно становились призёрами

2

этой

номинации.

В

процессе

подготовки

всегда

тщательно

продумываем

репертуар,

костюмы, много репетируем. Такая форма работы повышает работоспособность учащихся,

делает их более уверенными в себе, повышает мотивацию обучения. Как правило, семьи,

проявляющие

интерес

к

совместному

творчеству,

практикуют

проведение

домашних

концертов к различным праздничным датам и, надо отметить, что были случаи, когда

после

выступления

моих

учащихся

на

своём

дне

рождения

перед

сверстниками,

находились желающие из присутствующих на торжестве начать обучение в ДМШ. Такой

пример проведения домашних вечеров оказался заразительным, дети загораются желанием

научиться играть на фортепиано, им также хочется попробовать раскрыть свои таланты

перед

сверстниками

и

окружающими.

Для

результативности

образовательного

и

воспитательного процессов очень важно вкладывать в учениках чувства и мысли о том,

что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим, что окружение и

особенно близкие люди радуются их успехам.

Необходимо

напоминать

родителям

о

важности

приобщения

к

концертной

деятельности,

разнообразии

семейных

форм

музыкального

образования

(посещение

музыкальных театров, концертных программ и т.д.). В современных условиях добавилось

активное

использование

интернет

-

ресурсов

(видео

и

аудиозаписи

музыкальных

произведений

как

их

числа

изучаемых

учащимся

в

классе

инструментального

исполнительства,

так

и

изучаемых

на

уроках

музыкально-теоретического

цикла,

и,

конечно, обширной фонотеки лучших образцов классической и современной музыки).

Помимо прослушивания, изучения аудио и видеоматериала, это может быть и совместное

посещение различных общеразвивающих сайтов. Ещё я рекомендую создание домашней

фонотеки,

видеоархива

выступлений

ребёнка,

обязательный

сбор

нотного

архива

изучаемых им произведений.

Хочется отметить важность присутствия родителей на любом выступлении их

ребёнка. В нашей школе традиционно проводятся концерты к различным юбилейным,

праздничным датам, есть районные конкурсы и фестивали. И не важно, оцениваются эти

выступления по балльной системе или нет, помимо моральной поддержки со стороны

родителей,

дети

получают

удовлетворение

от

значимости

своей

ежедневной

и

кропотливой работы, у них появляется стимул, стремление выступить как можно лучше,

ярче, эмоциональнее.

Инновационной

формой

в

работе

с

семьей

стали

социально-педагогические

проекты.

В

своей

практической

деятельности

я

использую

совместное

участие

с

родителями

и

их

детьми

в

различных

творческих

конкурсах:

литературной

направленности,

декоративно-прикладного

творчества,

фотоконкурсах.

Мы

делаем

презентации,

пишем

статьи,

проводим

различные

развлекательные

и

познавательные

программы с участием детей и родителей. Совместная деятельность взрослых (педагогов,

родителей),

основанная

на

заинтересованности,

взаимопонимании,

любви

к

детям,

помогает сделать учебный процесс увлекательным, результативным и успешным для

каждого ребенка.

Тщательно выстроенная, продуманная работа с родителями, безусловно, приносит

положительный результат. Педагогу нужно не жалеть времени на работу с семьей, на

разъяснение

той

роли,

которую

оказывает

семейная

атмосфера

на

закрепление

появившегося интереса к обучению. Он должен хорошо представлять особенности каждой

семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не

3

только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями. Деятельность

педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если

семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но

и в роли субъекта педагогического процесса. Только при единстве и согласованности

действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного, культурного

развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не

только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

4



В раздел образования