Автор: Дианова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Газ-Салинская ДМШ
Населённый пункт: село Газ-Сале Тазовский район ЯНАО
Наименование материала: Работа с родителями учащихся в детской музыкальной школе
Тема: Методическое сообщение
Раздел: дополнительное образование
Работа с родителями учащихся в детской музыкальной школе
Дианова Светлана Николаевна,
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО Газ-Салинской ДМШ
Таланты создавать нельзя,
но можно и нужно создавать среду
для их проявления и роста.
Г. Г. Нейгауз
Мой
многолетний
опыт
работы
преподавателем
по
классу
фортепиано
в
музыкальной
школе
неоднократно
давал
подтверждение
тому,
что
активное
и
плодотворное взаимодействие ДМШ с семьёй учащегося, является одним из условий
полноценного,
приносящего
конкретные
результаты педагогического
воздействия.
Значимость данного направления в работе педагога – музыканта сложно переоценить,
поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь,
его ближайшее окружение – семья. Правильная организация работы с семьёй учащихся
помогает в решении многих задач, актуальных для музыкальных школ в современных
условиях.
Цель работы с родителями: создание единого воспитательного, образовательного
пространства «семья – школа».
Задачи работы с родителями:
1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения поставленных задач,
выявление и совместное решение проблем.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогом, а также в музыкальную
и общественную жизнь школы.
3.
Ознакомление
родителей
с
программой
обучения,
планом
мероприятий
детской
музыкальной школы.
4. Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.
4. Создание определенной системы просвещения родителей.
5. Повышение роли семьи в воспитании детей.
Формы связи семьи и школы:
1. Коллективная: родительские собрания, конференции, взаимодействие с Управляющим
советом школы, день открытых дверей, фестивали, конкурсы, выставки творческих работ.
2. Групповая: проведение классных родительских собраний, концертов, открытых уроков,
работа по оформлению класса, проведение классных мероприятий.
3. Индивидуальная: консультации, беседы, телефонный разговор, переписка.
Актуальной проблемой практической деятельности музыкальных школ становится
обучение
неоднородного
по
уровню
способностей,
мотивации,
эмоциональному
и
интеллектуальному
развитию,
социальному
статусу
контингента.
Что
касается
нашей
школы, то, как и для любой сельской школы, эта проблема, учитывая специфику социума,
проявляется наиболее остро. Администрация школы регулярно проводит анкетирование
среди родителей учащихся и проведённые опросы показывают, что совсем небольшой
процент респондентов готов вкладывать часть своих доходов в музыкальное образование
детей. На первое место выходит прагматизм родителей, которые больше всего озабочены
1
вопросом, нужны ли их ребёнку занятия в музыкальной школе, если в будущем он изберёт
другую
профессию.
Именно
поэтому,
подчёркивая
не
элитность
музыкального
образования, а его полезность для полноценного развития ребёнка и дальнейшего его
продвижения
по
жизни,
так
необходима
постоянная
работа
с
родителями.
В
своей
практике, в частных беседах, на родительских собраниях, объясняя важность и пользу
занятий в музыкальной школе, я довольно часто ссылаюсь на выдержки из статьи доктора
искусствоведения
и
психологических
наук
Д.К.
Кирнарской
«Десять
причин
отдать
ребёнка в музыкальную школу».
Правильная организация работы с семьями учащихся помогает мне в решении
многих педагогических задач. Прежде всего – это процент отчисления. Многие учащиеся
уже на начальном этапе обучения, поняв всю сложность поставленных перед ними задач,
объём затрачиваемых на обучение времени и усилий, теряют желание учиться в ДМШ. По
своему опыту знаю, что эту проблему необходимо решать в тандеме с родителями,
подчёркивая
важность
привития
трудолюбия,
усидчивости,
объясняя,
что
задача
родителей – помочь ребёнку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нём веру в
свои силы. Я объясняю родителям, что нельзя приучать детей бросать начатое на полпути,
это может стать для них привычной практикой.
Следующий аспект работы с родителями учащихся заключается в разъяснении
важности
регулярной
домашней
подготовки.
Согласно
анкетированию,
проведённому
нашей школой, немалый процент родителей учащихся записали своих детей в ДМШ
только для того, чтобы занять свободное время ребёнка. К сожалению, многие родители не
понимают специфики обучения в ДМШ, относятся к музыкальной школе как к «секции»
или
«кружку»,
занятия
в
которых
не
предполагает
домашних
заданий.
Зачастую
приходится даже объяснять необходимость приобретения для занятий дома музыкального
инструмента.
Далее
хочу
отметить
следующее:
желательно
присутствие
родственников
на
занятиях
хотя
бы
на
первоначальном
этапе
обучения
(с
точки
зрения
повышения
эффективности домашней работы очень полезно проводить открытые уроки для родителей
учащихся). При личных встречах я объясняю родителям, что они могут помогать своим
детям в выполнении домашних заданий, в частности, следить за правильной посадкой за
инструментом, постановкой рук, исполнительскими движениями, подчеркиваю важность
соблюдения
этих
правил
при
домашней
подготовке.
Рекомендую
для
ознакомления
психолого-педагогическую литературу, интересные публикации.
В беседах с родителями
выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья
ребенка;
его
увлечения,
интересы;
поведенческие
реакции;
особенности
характера;
мотивации
учения
и
т.
д.).
Помощь
родителей
важна
и
в
организации
домашней
музыкальной среды, создании правильного информационного окружения. Необходимо
обратить
внимание
родителей
на
важность
составления
распорядка
дня,
поддержку
первых
успехов,
наблюдения
за
эмоциональным
и
физическим
состоянием
ребёнка,
предупреждения ситуаций психологического дискомфорта.
Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. Это
могут
быть
инструментальные
ансамбли,
исполнение
вокальных
произведений.
Преподаватель помогает в выборе репертуара и его разучивании. Наша школа ежегодно
принимает участие в районном Рождественском фестивале. Одна из номинаций данного
фестиваля называется «Семейный ансамбль» и наши учащиеся, демонстрируя совместное
творчество со своими родителями, членами семьи, неоднократно становились призёрами
2
этой
номинации.
В
процессе
подготовки
всегда
тщательно
продумываем
репертуар,
костюмы, много репетируем. Такая форма работы повышает работоспособность учащихся,
делает их более уверенными в себе, повышает мотивацию обучения. Как правило, семьи,
проявляющие
интерес
к
совместному
творчеству,
практикуют
проведение
домашних
концертов к различным праздничным датам и, надо отметить, что были случаи, когда
после
выступления
моих
учащихся
на
своём
дне
рождения
перед
сверстниками,
находились желающие из присутствующих на торжестве начать обучение в ДМШ. Такой
пример проведения домашних вечеров оказался заразительным, дети загораются желанием
научиться играть на фортепиано, им также хочется попробовать раскрыть свои таланты
перед
сверстниками
и
окружающими.
Для
результативности
образовательного
и
воспитательного процессов очень важно вкладывать в учениках чувства и мысли о том,
что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим, что окружение и
особенно близкие люди радуются их успехам.
Необходимо
напоминать
родителям
о
важности
приобщения
к
концертной
деятельности,
разнообразии
семейных
форм
музыкального
образования
(посещение
музыкальных театров, концертных программ и т.д.). В современных условиях добавилось
активное
использование
интернет
-
ресурсов
(видео
и
аудиозаписи
музыкальных
произведений
как
их
числа
изучаемых
учащимся
в
классе
инструментального
исполнительства,
так
и
изучаемых
на
уроках
музыкально-теоретического
цикла,
и,
конечно, обширной фонотеки лучших образцов классической и современной музыки).
Помимо прослушивания, изучения аудио и видеоматериала, это может быть и совместное
посещение различных общеразвивающих сайтов. Ещё я рекомендую создание домашней
фонотеки,
видеоархива
выступлений
ребёнка,
обязательный
сбор
нотного
архива
изучаемых им произведений.
Хочется отметить важность присутствия родителей на любом выступлении их
ребёнка. В нашей школе традиционно проводятся концерты к различным юбилейным,
праздничным датам, есть районные конкурсы и фестивали. И не важно, оцениваются эти
выступления по балльной системе или нет, помимо моральной поддержки со стороны
родителей,
дети
получают
удовлетворение
от
значимости
своей
ежедневной
и
кропотливой работы, у них появляется стимул, стремление выступить как можно лучше,
ярче, эмоциональнее.
Инновационной
формой
в
работе
с
семьей
стали
социально-педагогические
проекты.
В
своей
практической
деятельности
я
использую
совместное
участие
с
родителями
и
их
детьми
в
различных
творческих
конкурсах:
литературной
направленности,
декоративно-прикладного
творчества,
фотоконкурсах.
Мы
делаем
презентации,
пишем
статьи,
проводим
различные
развлекательные
и
познавательные
программы с участием детей и родителей. Совместная деятельность взрослых (педагогов,
родителей),
основанная
на
заинтересованности,
взаимопонимании,
любви
к
детям,
помогает сделать учебный процесс увлекательным, результативным и успешным для
каждого ребенка.
Тщательно выстроенная, продуманная работа с родителями, безусловно, приносит
положительный результат. Педагогу нужно не жалеть времени на работу с семьей, на
разъяснение
той
роли,
которую
оказывает
семейная
атмосфера
на
закрепление
появившегося интереса к обучению. Он должен хорошо представлять особенности каждой
семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не
3
только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями. Деятельность
педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если
семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но
и в роли субъекта педагогического процесса. Только при единстве и согласованности
действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного, культурного
развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не
только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.
4