Автор: Барсовкина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №11"
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Скорость. Единицы скорости
Раздел: начальное образование
УРОК ОУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1 КЛАСС:
ТЕМА:
«Звуки [х],[х`]Буква Х,х»
УМК «Школа России»,
«Азбука»,В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин
1 класс,2 часть,
стр.38-39
Составитель: учитель I квалификационной категории
Барсовкина Оксана Николаевна
1
Задачи:
познакомить учащихся со звуками [х][х`], и буквой Хх, которой на письме
обозначаются эти звуки;
продолжить работу над формированием умения производить звуко-буквенный
анализ слова;
развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
работать над формированием личностных качеств обучающегося;
прививать интерес к изучению русского языка.
Формирование УУД:
умение
работать
в
группах,
парах;
принимать
и
сохранять
учебную
задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; осуществлять итоговый
и
пошаговый
контроль по
результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
умение находить дополнительную информацию с помощью различных источников;
применять нужное правило для решения учебной задачи.
Пропедевтика: работа по предотвращению ошибок при написании парных и глухих
согласных в корне и на конце слова.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент :
II.
У - Какие правила нам сегодня помогут при работе в
парах?
III.
Д – внимание, уважение, терпение, не перебивать другого,
слушать и слышать друг друга…
У – девизом на уроке, если вы согласитесь, будет: «Там,
где трудно одному, справлюсь я с друзьями!»
IV.
Актуализация знаний
1.
Игра «Узнай, кто я?»
(на партах лежат карточки с описанием животного-
«хомяк» и рыбы-«хек»)
1) Я-животное, грызун. Живу в норке посреди поля. Очень
люблю колоски, вкусные корешки. Делаю запасы на зиму.
У некоторых ребят я живу и дома, в клетке.
2) Я –рыба.Обитаю в холодных водах Бегингова моря. Я
РУУД -Принимать
и сохранять
учебную задачу,
планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в том
числе во
внутреннем плане
ПУУД
-Осуществлять
анализ объектов с
выделением
2
родной брат трески. Мое мясо нежирное, богатое
белками и витамином В, поэтому меня ловят на
рыбопромысловых судах.
У- Задание: Угадать по описанию, о ком идет речь и
показать мне «Знак готовности» (поднятые вместе руки
соседей по парте). На это задание вам дается одна минута.
У- Представители двух пар, первыми выполнивших
задание выходят к доске и крепят на доске картинку, на
которой изображены те, чье описание вы прочитали.
(Ребята выходят к доске, называют слово, прикрепляют к
доске картинку с соответствующим изображением.)
У- Кто согласен? Давайте произнесем слово «хомяк»
вслух хором. Выполним звуковой анализ этого слова.
У- Посчитайте, сколько звуков в слове. Выложите на
парте столько же фишек желтого цвета. Сколько
получилось? Давайте проверим.
У- Что мы делаем дальше?
Д- Заменяем желтые фишки цветными.
У- Зачем нужно заменять желтые фишки фишками
другого цвета?
Д- Чтобы показать, какой звук находится на этом месте.
(К доске выходит один ученик и, с помощью учителя, дает
характеристику каждому звуку в слове, заменяя фишки
нужным цветом)
У- Все согласны с выполненной работой? Давайте хором
прочитаем слово по схеме.
- Кто еще хочет поучаствовать в нашей игре?
(Аналогично проводится работа со словом «хек»)
У – Какие согласные звуки различаются в этих словах?
Чем они отличаются друг от друга?
Д- Первая буква в этих слова одинаковая, но звуки мы
произносим по-разному. В слове «хомяк» этот звук
твердый, в слове «хек»-мягкий.
У – Верно! Звуки [х] и [х`] на письме обозначаются
существенных и
несущественных
признаков;
Обобщать, т.е.
осуществлять
генерализацию и
выведение
общности для
целого ряда или
класса единичных
объектов на
основе выделения
сущностной связи.
РУУД
-Осуществлять
итоговый и
пошаговый
контроль по
результату; вносить
необходимые
коррективы в
действие после
его завершения на
основе его оценки
и учёта характера
сделанных
ошибок.
КУУД
-Контролировать
действия партнёра.
РУУД -Выполнять
учебные действия
в громкоречевой и
умственной
форме.
3
буквой Хх (ха). А кто скажет, какая тема сегодняшнего
урока? (название темы учитель крепит на доску)
У - А какие цели поставим на уроке?
(Важно, чтобы дети ставили не только общие цели, но и
личные. Например, «Я вчера написал букву не очень
красиво, а сегодня я постараюсь работать лучше». «Цели»
учитель крепит на активную доску, где также находится
«Лесенка достижений»)
У- Мы сейчас находимся в самом начале нашего
знакомства с новой буквой. Что нам поможет достичь
целей?
Д- Учитель, учебник…(предлагаются все возможно
правильные варианты ответов)
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
V.
Введение новой темы
У- Работаем с учебником, с. 38. На что похоже буква Х?
Почему в учебнике две буквы Хх?
Д- Прописная буква Х нужна нам, чтобы начинать с нее
имена собственные и писать начало предложения.
У- Выложите на парте с помощью веревочки букву Х.
Кому нравится ваша буква?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Паучок ползет по ветке,
А за ним ползут все детки.
(движения по рукам(левая по правой и наоборот),, перебирая
пальцами)
Дождик с неба вдруг пролил-
Паучков на землю смыл.
(встряхиваем руки)
Солнце вышло погулять-
(
соединяем ладошки, изображая солнце)
паучок ползет опять.
А за ним ползут и детки
чтобы погулять по ветке.
(повторяем движения по рукам (левая по правой и наоборот),
перебирая пальцами)
У - Читаем слоги с буквой Х в учебнике. Прочитаем
ЛУУД -
Установка на
здоровый образ
жизни,развитие
координации
движений.
4
слова, выделенные жирным шрифтом. Ребята 1ой группы
(читающие) читают, ребята 2 ой группы (нечитающие)
повторяют.
У- Каких целей мы уже достигли? Каких еще нет? Что
нам для этого нужно? Сейчас вы читали слоги с буквой Х,
а теперь АВМ самим предстоит составить слова из слогов.
Работа в группах
У- Давайте вспомним, какие правила работы в группах мы
знаем?
(Правила
сформировали
сами
ребята
на
предыдущих
уроках:
1. Умей выслушать другого.
2. Умей договариваться с товарищем.
3. Умей обсуждать дружно.
4. Не согласен-предлагай!)
У-
Задание
для
каждой
группы:
сложить
слова
из
карточек,
прочитать,
определить
местоположение
звука
[х][х`] в слове.
(Для работы группе предлагается 3 минуты, для защиты
работы- каждой группе по 3 минуты)
V. Работа с учебником.
У- Рассмотрите иллюстрацию на с.38. Что изображено?
Кого принято встречать с хлебом-солью. Почему именно
так? Как изображено Солнышко? Как ты думаешь, почему
Солнышко
улыбается?
Какую
роль
в
жизни
человека
играет хлеб?
У-
Ребята
1
ой
группы,
прочитайте
пословицы
внизу
страницы. Чему они нас учат?
ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА
У- Всех ли целей урока мы достигли? Что нам нужно,
чтобы достичь всех целей урока?
У- Ребята 1 ой группы прочитают текст на с.39.
-
О
чем
узнали?
Выделите
главную
мысль
каждого
предложения. Почему дрожат осины? Что появилось в
мелких озерах? Почему до холодов нужно успеть убрать
хлеб?- Какая техника выходит на уборку пшеницы?
КУУД –
Учитывать разные
мнения и
стремиться к
координации
различных
позиций в
сотрудничестве;
формулировать
собственное
мнение и
позицию;
договариваться и
приходить к
общему решению
в совместной
деятельности, в
том числе в
ситуации
столкновения
интересов;
допускать
возможность
существования у
людей различных
точек зрения, в
том числе не
совпадающих с
его собственной, и
ориентироваться
на позицию
партнёра в
общении и
взаимодействии.
ЛУУД -
Учебно –
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу и
способам решения
новой задачи.
5
У- С какого звука начинается слово «хлеб»? Что ты о нем
запомнил? Какие слова встретились на уроке с новыми
звуками?
У- Определи местоположение звука в слове:
хитрая
махровый
рога
шепот
хижина
малахит
ехать
шерсть
хорь
запах
худой
машина
хилый
шляпа
хор
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
У - Что нового вы сегодня узнали? Всех ли целей мы
достигли?
Д- Нет, нам нужно
У - О чем расскажите дома?
У - Кому понравилась исследовательская работа?
Спасибо за вашу работу!
ПУУД
-Осуществлять
синтез как
составление
целого из частей.
ЛУУД (Учебно –
познавательный
6
интерес к новому
учебному
материалу и
способам решения
новой задачи.
ЛУУД
(Способность к
самооценке на
основе критериев
успешности
учебной
деятельности.)
ПУУД (Владеть
рядом общих
приёмов решения
задач.)
ЛУУД (Широкая
мотивационная
основа учебной
деятельности,
включающая
социальные,
учебно –
познавательные и
внешние мотивы.)
Приложение.
7
№1
Последний снег сходит с полей. Звенят по оврагам ручейки. Ломают зимний лёд
реки. На деревьях набухли клейкие почки.
Появились первые цветы.
Ходят по полям и дорожкам грачи. Все рады солнцу!
№2
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Вышла группа ребят
на улицу. Деревья одеты в белые шубки. Стали они
лепить снеговика. Хорош снеговик!
Пруд спит под ледяной корой.
№3
В воскресенье я ходил в поход. Мама вязала Маше носки. Мы собираемся в
гости. Папа взял билеты на поезд.
Лето будет холодное.
Сейчас я читаю интересную книгу.
8