Напоминание

Развитие читательского творчества школьников


Автор: Зайченко Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11-ф
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие читательского творчества школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Ю.С.Зайченко

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

«Ребенок,

испытавший

радость

творчества

даже

в

самой

минимальной

степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

Б.Асафьев

Одной

из

основных

целевых

установок

современного

российского

образования,

обеспечивающей

естественную

и

эффективную

интеграцию

ребёнка

в

общество,

является формирование

установки

на

творческую

деятельность.[1]

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка

уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем

распоряжении

такое

сильное

средство

воздействия

на

личность,

как

художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный

развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному

опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и

полнее

воспринято

читателем

то

или

иное

произведение,

тем

большее

воздействие на личность оно оказывает. Как и любое творчество, чтение –

эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и

воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.

Литературное

чтение

в

начальных

классах

преследует

следующие

основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и

его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и

зарубежной

литературы;

познакомить

с

особенностями

искусства

художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный

опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно

задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития

ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить,

что

чтение

для

ребёнка

это

труд,

и

творчество,

и

новые

открытия,

и

самовоспитание, и конечно, удовольствие.

Развитие

детского

творчества

в

первую

очередь

зависит

от

чуткого,

тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому

перед учителем стоят следующие задачи:

Замечать любые творческие проявления учеников;

Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во

внеклассной работе.[5]

Для этого в первом классе детям можно предложить различные виды

работ:

- Рассыпались буквы

- Собери слова

- Перепутались слоги в словах

- Сочини зимнюю сказку. Начни ее словами «Жил был в лесу…» или «Однажды

в зимнюю ночь…».

В учебнике «Литературное чтение» для 2 класс предлагаются задания на

развитие творческого мышления детей:

- «Какие слова и выражения ты используешь для рассказа о своей Родине».

- «Расскажи о том месте, где ты родился. Какие слова о красоте родного края, о

чувстве любви к нему ты используешь в совеем рассказе».

- «Как ты думаешь, какие звуки модно услышать в осеннем лесу? Расскажи о

них. Опиши осень в лесу».

- «Попробуй описать осенний день, используя образные выражения: «дождь

плачет», «ветер хулиганит», «цветы грустят», «осень плачет».

-

«Напиши

сказку

о

путешествии

осеннего

листочка,

используя

прием

олицетворения».

- «Придумай свою сказку, закличку, приговорку».

- «Были ли случаи в твоей жизни, когда тебе нужно было защитить животное

или растение? Расскажи».

С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения

необходимо

использовать

систему

творческих

заданий,

которая

отвечает

следующим требованиям:

1.

п о з н а ват е л ь н ы е

т в о рч е с к и е

з а д а н и я

д ол ж н ы

с т р о и т ь с я

н а

междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти,

внимания, воображения детей;

2.

творческие

задания

должны

подбираться

с

учётом

рациональной

последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на

актуализацию

имеющихся

знаний,

к

частично-

поисковым,

а

затем

и

к

собственно творческим.

3.

система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности,

умения выдвигать и проверять гипотезы.

Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания

текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём,

отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для

иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. [1]

Уроки

литературного

чтения

предоставляют

учащимся

широкое

пространство

для

творчества:

различного

рода

пересказы,

собственные

сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста

с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-

драматизации.

Ребёнку

предлагается

представить

чудесную

сказочную

ситуацию,

вообразить

действия

героев

сказки,

передать

их

характер

и

настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать,

дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они

попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки,

дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в

новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т.

е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую

ставит учитель.

Назовём возможные формы драматизаций:

Пальчиковый театр;

Кукольный театр;

Театр теней;

Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;

Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;

Спектакли по собственным сценариям;

Драматизация сказок.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и

как форма проведения уроков чтения, литературы.

Реквизит

(куклы-рукавички)

-

это

опора

для

воссоздающего

воображения,

понимания

характера

персонажа,

предпосылка

к

раскрепощению

чувств,

движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении

самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с

помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой,

ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку

и т. д. [3]

Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть

детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить

свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.

На уроках чтения и во внеурочное время ученикам следует предлагать

разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность,

-

головоломки,

каламбуры,

кроссворды,

чайнворды,

ребусы,

анаграммы,

конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертыши. [4]

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные

виды

и

формы

учебной

и

читательской

деятельности,

в

том

числе

занимательные игры на литературном материале.

Применение

творческих

заданий

на

уроках

литературного

чтения

позволили

сделать

следующие

выводы.

У

многих

детей

появляется

положительное

отношение

к

заданиям

творческого,

проблемно-поискового

характера.

Они

постепенно

начинают

проявлять

более

высокую

степень

самостоятельности;

научатся

задавать

вопросы

и

находить

на

них

ответы,

соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста;

понимать

чужие

мысли,

заключённые

в

тексте;

представлять

картины,

нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти

картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную

интонацию.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего

школьного

возраста.

Его

значение

важно

для

самого

ребёнка,

а

не

для

литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское

литературное

творчество

может

стимулироваться

и

направляться

извне.

Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая

создаёт

потребности

и

возможности

для

детского

творчества.

Этому

способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со

стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к

интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему

развитию и способностям.

[2]

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих

заданий

на

уроках

литературного

чтения

способствует

развитию

творческого потенциала младших школьников.

Иллюстрирование сказок

Руслан, 3 класс

Аркадий, 3 класс

Диана, 2 класс

Выпуск литературных газет

Список использованной литературы:

1.

Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших

школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и

ПОСЛЕ.-2004.- №11.

2.

Бунеева

Е.В.,

Чиндилова

О.В.

Немного

теории

литературного

чтения

в

вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей. //

Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. -2004.-№ 11

3.

Мали

Л.Д.

Обучение

школьников

основным

видам

творческих

работ

//

Начальная школа. -1985.- №3.

4.

Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного

чтения. // Начальная школа. -2005.- № 6.

5.

Камышева Г.Н. Развитие творческой активности младших школьников на

уроках

литературного

чтения

в

рамках

Образовательной

системы

«Школа-

2100». Электронный ресурс. Открытый урок. Первое сентября



В раздел образования