Автор: Зайченко Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11-ф
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие читательского творчества школьников
Раздел: начальное образование
Ю.С.Зайченко
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ
«Ребенок,
испытавший
радость
творчества
даже
в
самой
минимальной
степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
Б.Асафьев
Одной
из
основных
целевых
установок
современного
российского
образования,
обеспечивающей
естественную
и
эффективную
интеграцию
ребёнка
в
общество,
является формирование
установки
на
творческую
деятельность.[1]
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка
уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем
распоряжении
такое
сильное
средство
воздействия
на
личность,
как
художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный
развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному
опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и
полнее
воспринято
читателем
то
или
иное
произведение,
тем
большее
воздействие на личность оно оказывает. Как и любое творчество, чтение –
эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и
воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
Литературное
чтение
в
начальных
классах
преследует
следующие
основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и
его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и
зарубежной
литературы;
познакомить
с
особенностями
искусства
художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный
опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно
задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития
ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить,
что
чтение
для
ребёнка
–
это
труд,
и
творчество,
и
новые
открытия,
и
самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Развитие
детского
творчества
в
первую
очередь
зависит
от
чуткого,
тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому
перед учителем стоят следующие задачи:
Замечать любые творческие проявления учеников;
Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во
внеклассной работе.[5]
Для этого в первом классе детям можно предложить различные виды
работ:
- Рассыпались буквы
- Собери слова
- Перепутались слоги в словах
- Сочини зимнюю сказку. Начни ее словами «Жил был в лесу…» или «Однажды
в зимнюю ночь…».
В учебнике «Литературное чтение» для 2 класс предлагаются задания на
развитие творческого мышления детей:
- «Какие слова и выражения ты используешь для рассказа о своей Родине».
- «Расскажи о том месте, где ты родился. Какие слова о красоте родного края, о
чувстве любви к нему ты используешь в совеем рассказе».
- «Как ты думаешь, какие звуки модно услышать в осеннем лесу? Расскажи о
них. Опиши осень в лесу».
- «Попробуй описать осенний день, используя образные выражения: «дождь
плачет», «ветер хулиганит», «цветы грустят», «осень плачет».
-
«Напиши
сказку
о
путешествии
осеннего
листочка,
используя
прием
олицетворения».
- «Придумай свою сказку, закличку, приговорку».
- «Были ли случаи в твоей жизни, когда тебе нужно было защитить животное
или растение? Расскажи».
С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения
необходимо
использовать
систему
творческих
заданий,
которая
отвечает
следующим требованиям:
1.
п о з н а ват е л ь н ы е
т в о рч е с к и е
з а д а н и я
д ол ж н ы
с т р о и т ь с я
н а
междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти,
внимания, воображения детей;
2.
творческие
задания
должны
подбираться
с
учётом
рациональной
последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на
актуализацию
имеющихся
знаний,
к
частично-
поисковым,
а
затем
и
к
собственно творческим.
3.
система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности,
умения выдвигать и проверять гипотезы.
Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания
текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём,
отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для
иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. [1]
Уроки
литературного
чтения
предоставляют
учащимся
широкое
пространство
для
творчества:
различного
рода
пересказы,
собственные
сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста
с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д.
Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-
драматизации.
Ребёнку
предлагается
представить
чудесную
сказочную
ситуацию,
вообразить
действия
героев
сказки,
передать
их
характер
и
настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать,
дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они
попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки,
дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в
новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т.
е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую
ставит учитель.
Назовём возможные формы драматизаций:
Пальчиковый театр;
Кукольный театр;
Театр теней;
Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
Спектакли по собственным сценариям;
Драматизация сказок.
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и
как форма проведения уроков чтения, литературы.
Реквизит
(куклы-рукавички)
-
это
опора
для
воссоздающего
воображения,
понимания
характера
персонажа,
предпосылка
к
раскрепощению
чувств,
движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении
самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с
помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой,
ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку
и т. д. [3]
Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть
детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить
свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.
На уроках чтения и во внеурочное время ученикам следует предлагать
разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность,
-
головоломки,
каламбуры,
кроссворды,
чайнворды,
ребусы,
анаграммы,
конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертыши. [4]
Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные
виды
и
формы
учебной
и
читательской
деятельности,
в
том
числе
занимательные игры на литературном материале.
Применение
творческих
заданий
на
уроках
литературного
чтения
позволили
сделать
следующие
выводы.
У
многих
детей
появляется
положительное
отношение
к
заданиям
творческого,
проблемно-поискового
характера.
Они
постепенно
начинают
проявлять
более
высокую
степень
самостоятельности;
научатся
задавать
вопросы
и
находить
на
них
ответы,
соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста;
понимать
чужие
мысли,
заключённые
в
тексте;
представлять
картины,
нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти
картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную
интонацию.
Литературное, словесное творчество является характерным для младшего
школьного
возраста.
Его
значение
важно
для
самого
ребёнка,
а
не
для
литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское
литературное
творчество
может
стимулироваться
и
направляться
извне.
Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая
создаёт
потребности
и
возможности
для
детского
творчества.
Этому
способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со
стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к
интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему
развитию и способностям.
[2]
Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих
заданий
на
уроках
литературного
чтения
способствует
развитию
творческого потенциала младших школьников.
Иллюстрирование сказок
Руслан, 3 класс
Аркадий, 3 класс
Диана, 2 класс
Выпуск литературных газет
Список использованной литературы:
1.
Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и
ПОСЛЕ.-2004.- №11.
2.
Бунеева
Е.В.,
Чиндилова
О.В.
Немного
теории
литературного
чтения
в
вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей. //
Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. -2004.-№ 11
3.
Мали
Л.Д.
Обучение
школьников
основным
видам
творческих
работ
//
Начальная школа. -1985.- №3.
4.
Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного
чтения. // Начальная школа. -2005.- № 6.
5.
Камышева Г.Н. Развитие творческой активности младших школьников на
уроках
литературного
чтения
в
рамках
Образовательной
системы
«Школа-
2100». Электронный ресурс. Открытый урок. Первое сентября