Проектно-исследовательская деятельность обучающихся младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС
Автор: Бондаренко Марина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: БОУ г.Омска "СОШ №135 имени Героя Советского Союза А.П.Дмитриева" Населённый пункт: г. Омск Наименование материала: статья Тема: Проектно-исследовательская деятельность обучающихся младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС Раздел: начальное образование
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС.
(из опыта работы учителя начальной школы)
Бондаренко Марина Владимировна,
Учитель начальной школы
1 категории
Согласно социальному заказу и региональной политике в современном
образовании, педагог должен успешно решать сложные профессиональные
задачи,
уметь
работать
в
разных
типах
учреждений,
реализовывать
вариативные программы развития и обучения детей, обладать творческой
инициативой.
Исследовательская
деятельность
является
опережающим
образованием,
ориентированным
не
столько
на
выработку
конкретных
навыков и умений учебной деятельности учащихся, сколько на формирование
у
них
готовно сти
к
о своению
новых
знаний,
п р и о б р е т е н и ю
многофункциональных
умений,
обеспечивающих
мобильность,
развитие
долговременной
памяти
учащегося,
потребность
к
получению
знаний,
во спитание
у
учащихся
инициативно сти,
с а м о с тоя т е л ь н о с т и ,
предприимчивости.
В
деятельности
учителя
выше
обозначенные
способности
у
детей
развиваются
в
ходе
научно-исследовательской
деятельности
и
обучения
исследовательским навыкам учащихся.
С 2010 года в школах осуществляется постепенный переход учебно-
во спитательного
проце сса
на
Федеральный
Го суд а р с т ве н н ы й
Образовательный Стандарт. Передо мной встали задачи: «Как сформировать
у младших школьников систему интеллектуальных и практических умений?
Как подготовить школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и
умеющего
творчески
относится
к
действительности,
к
другим
людям,
способного
не
только
решить
старую,
но
и
поставить
новую
задачу,
способного
делать
осознанный
выбор
и
принимать
самостоятельные
решения? Как не просто научить, а научить учиться?»
Изучив
проблемно-диалогическое
обучение,
поняла,
что
оно
отображает исследовательскую деятельность в полной мере. Данный метод
постановки
учебной
проблемы
является
наиболее
сложным
для
учителя,
поскольку
требует
последовательного
осуществления
четырёх
педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с
которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или
затруднения.
С 2005 года
стала обогащать содержание обычных общепринятых
школьных
традиционных
предметов,
включая
в
свои
уроки
задания
по
математике Л.Г.Петерсон: более углубленные знания по темам «Проценты»,
«Сложные уравнения», «Дроби».
Содержание программы привлекло меня
своим неординарным подходом к обучению, новизной. Ведь в основе этой
программы заложено проблемное обучение. А с 2006 года стала преподавать
по программе «Школа 2100», по которой проработала 4 года. А с 2010 года
начала работать по ФГОС.
Моя задача, как педагога, не развивать школьников, а помогать им
развиваться самим.
Обучение, построенное на принципе научности, ориентировано на:
сотрудничество педагога и учащегося;
единство
педагогического
руководства
и
учебной
деятельности
и
развитие их самодеятельности;
постепенный переход от обучения к самообразованию;
превращение ученика в активного субъекта образовательного процесса,
способного
добывать
знания,
овладевать
умениями
и
творческим
применением их для решения познавательных и практических задач.
Учебно-исследовательская работа учащихся – это первый вид научно-
исследовательской
деятельности,
с
которым
они
встречаются
в
первом
классе.
Характеризуется
учебно-исследовательская
работа
как
процесс
активного усвоения необходимых знаний, умений и навыков, определённых
учебными программами дисциплин. А так же выступает и как составная
часть практических занятий: в процессе выполнения учебных исследований
дети учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания
при
решении
конкретных
научных
задач.
Таким
образом,
происходит
реализация современного образования, направленного на повышение роли
теоретического
мышления
учащихся,
через
приобщение
учащихся
к
посильной
исследовательской
деятельности.
Основной
задачей
является
построение всего учебно-воспитательного процесса и его психологического
обеспечения, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в
себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо
нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической
деятельности с этими детьми.
Выполнение реферативных работ тоже является одной из форм учебно-
исследовательской творческой деятельности учащихся. Они способствуют
организации и развитию самостоятельной деятельности, глубокому изучению
научной
литературы,
позволяют
систематизировать,
логично
излагать
и
обобщать
прочитанный
материал.
Эффективные
формы
учебно-
исследовательских работ – проведение учебных конференций, на которых
идёт изучение проблемы. На них учащиеся приобретают навыки публичных
выступлений, общения с аудиторией, умения аргументировать свою точку
зрения.
Данная деятельность является завершающей, подводящей итоги
начального
этапа
становления
исследовательской
функции
ученика
и
критерием её наличия.
Содержание
этого
этапа
строится
на
учёте
принципов:
научности,
системности,
доступности,
сознательности,
предполагающих
соответствие
образования уровню современной науки, создание у учащихся представлений
об общих методах научного познания и показ важнейших закономерностей
процесса познания.
Так с 2010 года с учениками 1 класса была начата работа по проектной
деятельности.
Учащиеся
готовили
материалы
на
заданную
тему,
либо
выбирая тему, близкую им по духу, используя разные источники информации
(энциклопедии, материал учебника, интеренет-ресурсы). Тщательно изучив,
переработав
и
отобрав
нужный
материал,
дети
серьёзно
готовятся
к
проектной деятельности.
Содержанием
модели
первого
этапа
выступают
знания,
умения
и
навыки,
обеспечивающие
развитие
способности
к
исследовательской
деятельности,
а
результатом
является
приобретение
методологических
знаний
и
формирование
на
их
основе
интереса
и
потребности
в
исследованиях.
Учебно-исследовательская
деятельность
учащихся
в
образовательном процессе выступает органической частью, направленной на
обеспечение
высокой
активности
учащихся
в
приобретении
знаний
и
развитии
творческого
отношения
к
делу,
что
предполагает
реализацию
учеником
исследовательских
функций
в
учебной
деятельно сти:
аналитических,
ориентационных,
рефлексивных,
прогностических,
информационных, инновационных, моделирующих, оптимизирующих.
У
выпускника
школы
должно
быть
сформулировано
(или,
лучше
сказать,
выращено)
естественно-научное
и
общегуманит арно е
мировоззрение.
У
школьника
должны
быть
сформированы
определённые
личностные
свойства,
обеспечивающие
его
успешную
социально-
психологическую адаптацию в обществе, успешную социальную активность
и успешное социально-личностное развитие.
Образование,
прежде
всего
формирование
готовно сти
к
самостоятельному
познанию,
становится
ключом
к
успешному
развитию
общества.