Напоминание

«Наглядные материалы своими руками как средство повышения интереса к учебе в начальных классах»


Автор: Степанова Мария Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Намский улус, с. Столбы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Наглядные материалы своими руками как средство повышения интереса к учебе в начальных классах»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хатырыкская средняя

общеобрзовательная школа им. М.К.Аммосова»

«Наглядные материалы своими руками

как средство повышения интереса к учебе в начальных классах»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ “Хатырыкская СОШ им.

М.К.Аммосова”

Степанова М.В.

2020 г.

2

Содержание

Введение __________________________________________________1-4 стр.

Разработка и внедрение в учебный процесс дидактического материала

___________________________________________________________5-7 стр.

Мои наглядные материалы_____________________________________6-7 стр.

Заключение _________________________________________________8 стр.

Использованная литература____________________________________9 стр.

Приложения_________________________________________________10 – 15 стр.

3

Введение

Как известно, большинству детей присуще образное мышление. Именно поэтому

воспитательный и учебный процесс в юном возрасте происходит более успешно, если

учитель использует в работе различные демонстрационные материалы. Что же это такое, и

почему так важно применять разнообразные формы наглядности?

Наглядный метод обучения поддерживали и развивали все крупные педагоги. К.Д.

Ушинский писал: «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и,

так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в

понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.».

Проблема

Мы учителя знаем силу наглядных материалов: благодаря им ученики намного

быстрее и лучше схватывают материал урока. Они рождают в детях ассоциации, благодаря

им ученики впитывают большие куски важной информации

Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование

наглядного материала помогает учителю моментально изобразить вещи и предметы, которые

сложно выразить словами, доступными для понимания маленьким ребенком. Ученик

начальных классов, по сути, еще маленький ребенок, он только обретает навык

концентрации, поэтому быстро устает и легко отвлекается на сторонние предметы и занятия.

А применение наглядного пособия при изучении материала не только экономит время

учителя, но и рождает живой интерес у ребенка, привносит разнообразие в иногда скучный

учебный процесс.

Проблема, не в том, что использование наглядного материала отсутствует в

педагогическом процессе, а в том что, он не работает в полную силу. Так как средства

наглядности в школе, это чаще всего плакаты, таблицы, презентации что является просто

визуальным средством активации познавательной деятельности учеников.

Тема.

Так как все наглядные материалы которые я делаю сама для повышения интереса к

учебе у младших школьников моя тема звучит следующим образом: «Наглядные материалы

своими руками как средства повышения интереса к учебе в начальных классах»

4

Актуальность

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и

иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный

каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;

развитию абстрактного и логического мышления;

совершенствованию речи и образного мышления;

Поэтому актуальность данной темы заключается во внедрении в образовательный

процесс интересных наглядных материалов. Что обеспечивает восприятие учеником

информации одновременно несколькими органами чувств. Многие виды знаний, которые

ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью

усваивает, если информация подаётся в виде модели.

Цель исследования

Цель данной работы заключается в разработке новых, более интересных и более

действенных, методов передачи знаний, а именно разработать и апробировать новые

дидактические материалы и средства наглядности.

- Изучить, проанализировать и охарактеризовать современное состояние мотивации учения в

начальных классах.

- разработать дидактический материал, сделать его более живым, интересным, действенным.

- апробировать данные разработки на практике.

Новизна и практическое значение.

Применение на уроках в начальных классах новых современных наглядных пособий

раскрывает разнообразные возможности работы учителя и ученика.

Они позволяет более эффективно повысить интерес к учебе у детей младшего школьного

возраста, для этого предлагается:

- дидактические игры, наглядные материалы, направленные на формирование

познавательного интереса к учебе в начальных классах;

5

- разработанные материалы, позволяющие контролировать уровень познавательного

интереса.

Разработка и внедрение в учебный процесс дидактического материала

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Где

найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

Моей задачей была –сделать и применить разнообразные виды наглядных пособий с

целью активизации учащихся, развития внимания, способствовать более прочному усвоению

материала.Наглядные материалы для обучающихся начальных классов вполне можно

изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели.

Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь

пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.

Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический

материал.

Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания

дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы

создаём: макеты, стенд или, возможно, целую игру.

Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного

пособия. Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было

изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Все наши дети

испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения

они познают мир. Материал должен быть максимально безопасен для школьников.

Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного

пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна

характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно,

чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это

формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности

Заключительным шагом является своевременное планирование использования

созданного дидактического материала.

В процессе обучения я использую наглядные пособия с различными целями:

6

- для ознакомления с новыми материалами;

- для закрепления знаний, умений, навыков;

-для формирования четких пространственных представлений, содержательных понятий;

Наглядность помогает мне объяснить новый материал, создать на уроке определенное

эмоциональное настроение.

В процессе работы я пришла к выводу, что одно и тоже пособие можно использовать в

различных играх на разных уроках.

Мои наглядные материалы

Первый наглядный материал, который хочу вам представить это бизикейс по мотивам

якутской сказки «Таал – Таал эмээхсин». Бизикейс это своего рода чемоданчик, внешняя

сторона бизикейса - большое поле для игр. С одной стороны, шахматное поле, с другой поле

для игры «Сонор» внутри которого закреплены различные игрушки и мелкие детали,

созданные по методике Монтессори (Приложение 1). Этот бизикейс я использовала на уроке

якутского языка, когда мы проходили тему «Даҕааһын аат» (Имя прилагательное). С

помощью наводящих вопросов мы учились различать прилагательные, узнавать их в речи.

-

Балаган какой?

-

Бабушка какая?

-

Горы какие?

-

Солнце какое? и так далее.

Второй наглядный материал подходит для наших самых маленьких, для наших

первокласников. Я назвала эту игру “Күөлүм собочооно”(Приложение 2).

Этот наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности,

которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

Для формирования понятия единичности и множественности здесь можно использовать,

картинку-пазл имитацию озера, есть рыбы с цифрами которые нужно соотнести с цифрой,

правильно расствавить по фигуре.

Другим наглядным пособием, используемым на уроке, является модель скелета

человека с органами жизнедеятельности. Он был сделан для прохождения новой темы на

уроке окружающего мира. (Приложение 3). Эту модель ученики должны были собрать сами,

7

правильно расставить органы. Он очень понравился детишкам, в последствии они его

назвали Жорик.

Так же еще один наглядный материал по окружающему миру это Календарь природы,

помните в детстве у нас в школе были подобие таких плакатов. (Приложение 4) А теперь они

в основном в рабочих тетрадях. На Календаре природы мы обозначаем дату, день недели,

какая погода у нас, время года.

Если на уроках мы проходим известных людей или какое –то важное событие с

датами, то я делаю такие макеты (Приложение 5) Здесь под определенной датой или именем,

которые уже вписаны на поверхности вставляются последовательно фигуры.

Ну и напоследок хочу представить наглядный материал, это игра «Төрөөбүт дойду

устун айан». (Приложение 6 ) Она дает формировать представления (об окружающем мире,

об истории нашего края, краеведении). Многофункциональность данного наглядного

материала предполагает возможность использования его практически на любом уроке.

Например на уроке Литературного чтения на родном языке (узнать какие писатели, поэты

жили в тем или ином улусе), урок Окружающего мира (общие представления о нашей

родине, сколько городов, улусов есть) и так далее.

Интересные наглядные материалы помогает учителю найти общий язык с детьми, а

детям постичь знания без стрессов и с интересом.

Результаты работы

Моя работа по теме «Наглядные материалы своими руками как средство повышения

интереса к учебе в начальных классах» позволила мне сделать вывод, что учебные средства

наглядности обеспечивают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому

его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более

прочному, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Повысилось количество знаний по некоторым предметам.

8

Заключение

Подготовив материал и проведя апробацию в школе, можно с уверенностью сказать,

что принцип наглядности является одним из важнейших принципов дидактики. Благодаря

использованию наглядного материалов на уроках удалось заинтересовать учеников,

привлечь их к педагогическому процессу, сделать урок более ярким, интересным,

насыщенным. Используя в педагогической деятельности различные виды наглядности, в

сочетании с другими дидактическими принципами, до учеников можно донести любой

объем информации.

Использования новейших наглядных пособии и технических средств обучения на уроках, это

большой прорыв в области образования. Только разнообразие форм преподавания

способствует развитию всесторонне развитой личности.

9

Список литературы:

1.

Куликовская Т. «Дидактический материал "Мир вокруг нас

2.

Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза,

2002.

3.

Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 184-185.

4.

Роль дидактических материалов в процессе обучения

5.

Виман С. Я. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2006.

6.

Шпунтов А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках

обучения грамоте / Начальная школа. 1993

Приложение 1

10

Приложение 2

11

Приложение 3

12

Приложение 4

13

Приложение 5

14

Приложение 6

15



В раздел образования