Напоминание

Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова «Мороз».


Автор: Моругий Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 60»
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Урок – исследование. 4 класс.
Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова «Мороз».
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Исследование слова «Мороз».

4 класс. Урок – исследование.

Цели:

1.

Организовать

учебно–поисковую

деятельность

учащихся

на

уроке

с

целью

развития

системного

мышления;

развития

творческого

мышления;

поиска

смысла через решение контекстной задачи.

2.

Создать

условия

для

формирования

таких

личностных

качеств

как

ответственность, коммуникабельность.

Задачи:

1.

Закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;

2.

Закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;

3.

Закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы

и словарей русского языка.

Тип урока:

урок – исследование

Основная деятельность на уроке:

учебно – поисковая

Оборудование:

1.

Карточки с названиями разделов русского языка;

2.

Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;

3.

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова;

4.

«Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александровой;

5.

«Словарь антонимов русского языка» М.В.Львова;

6.

«Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова;

7.

«Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова;

8.

«Толковый словарь русского языка» В.И.Даля;

9.

Схема к составлению словосочетаний;

10. Книги о Морозе (сказки).

Ход урока

I.

Вводно – мотивационный этап

Учитель:

Ребята, мы закончили изучение темы «Имя существительное». Сегодня

урок обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок

– исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет

слово, спрятанное в загадке (загадку читает заранее подготовленный ученик).

Ученик:

Невидимкою зимою

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне,

Учитель открывает на доске слово «мороз».

Учитель:

Посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

II.

Познавательный этап

Учитель:

Что изучает фонетика?

Ученики:

Это – наука о звуках, а звук – это то, что мы слышим и произносим.

Учитель:

Рассмотрим, из каких звуков состоит слово. Для этого произведем

фонетический анализ слова (один ученик работает у доски)

Мороз – 2 слога, мо-роз [марос]

м [м] – согл., звон., непарн., тверд.

о [а] – гласн., безударн.

р [р] – согл., звон., непарн., тверд.

о [о] – гласн., ударн.

з [с] – согл., глух., парн., тверд.

5 б., 5 зв.

Фонетика

Морфология

МОРОЗ

Синтаксис

Орфография

Лексика

Словообразование

Фразеология

Учитель:

Подведём итог:

Что можно сказать о количестве букв и звуков? (оно одинаково)

Сколько гласных? (2)

Сколько согласных? (3)

Какие звуки в слове не соответствуют написанию? [а], [с]

Почему? [о] в безударном положении произносится как [а], а буква «з» в конце слова

оглушается.

Какие же трудности в связи с этим появляются? (как правильно написать слово).

Поможет нам здесь следующий раздел.

Учитель:

Что изучает раздел орфография? (правописание).

а) Какие орфограммы есть в слове «мороз»? (Безударный гласный, непроверяемый

ударением, парный согласный в конце слова).

Доказать написанием (мороз – морозы)

б) Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какие задачи вы бы задали себе?

(Дети определяют задание. Задание уточняется: списать, вставить пропущенные

буквы, доказать написанное. Работают дети самостоятельно).

Сл…нце землю греет слабо,

По н…чам тр…щит мороз,

Во дв..ре у снежной бабы

П…белел м…рковный но… .

Учитель

подводит

итоги

этапа

урока.

Проверка

написанного,

дети

читают

слова,

доказывают ответ.

Учитель:

Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами науки о языке. Между

орфографией и фонетикой. А что изучает лексика?

Ученики:

Лексика изучает значение слова антонимы, синонимы, многозначность.

Учитель:

Как известно, маленькие дети задают много вопросов: почему? Как? Что?

Зачем? Как бы вы объяснили значение слова «мороз» младшему брату или сестре? (2-3

ученика отвечают на вопрос, дают объяснение слова).

Учитель:

Посмотрим, как объясняет это слово С.И.Ожегов в словаре.

Ученик зачитывает объяснение из словаря С.И.Ожегова.

Учитель:

Теперь как объясняет это слово В.И.Даль в словаре?

Ученик зачитывает объяснение из словаря В.И.Даля.

Учитель:

Где точнее определение? Как по-вашему, кто ближе всего, точнее дал свое

определение? (Рассуждения детей)

Учитель:

Как вы думаете, есть ли у слова «мороз» синоним? (ответы детей).

Уточним в словаре синонимов (работа детей со словарем. Мороз – холод, объяснение

орфограмм).

Учитель:

Если у слова «мороз» антонимы? (ответ детей).

Уточним в словаре антонимов (работа детей со словарем. Мороз – зной).

Учитель:

Посмотрите

на

ряд

слов.

Мороз,

морозом,

морозы,

морозец

(слова

выписываются на доске). Какое слово лишнее? (дети отвечают).

Учитель:

Почему?

Ученики:

Слово морозец – это не форма слова мороз, а новое слово.

Учитель:

Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

Ученики:

Приставки, суффиксы.

Учитель:

Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление?

Ученики:

Словообразование.

Учитель:

Самостоятельно в тетради образуйте новые слова от слова «мороз».

(работа в группах по 4 человека, образовать 3-4 слова, затем зачитать варианты).

Учитель:

Посмотрим

в

словообразовательный

словарь.

Какие

слова

еще

могут

образованы? (зачитать в словообразовательном словаре).

Учитель:

Что исследует морфология?

Ученики:

Слово как часть речи.

Учитель:

Какой частью речи является слово «мороз»?

Ученик:

Существительное.

Учитель:

Докажите, что это – существительное.

Ученик:

Отвечает на вопрос «что?», явление природы.

Учитель:

Что

мы

знаем

об

этом

имени

существительном?

Произведем

морфологический разбор – исследование.

Ученики производят разбор по памятке у доски.

Учитель:

Какой

раздел

науки

о

русском

языке

изучает

словосочетание

и

предложение?

Ученики:

Синтаксис.

Учитель:

Придумайте словосочетание со словом «мороз» по схеме.

Ученики работают по группам.

х

Учитель:

Выберите самое красивое, самое удачное словосочетание. Проверка.

Имя существительное

Имя прилагательное

Придумайте предложение со своими словосочетаниями.

Ребята, я тоже придумала предложение. Но вот незадача: все слова рассыпались.

Помогите составить предложение.

Сковал, льдом, быструю, трескучий, реку, мороз. (Запись на доске).

Ученики составляют предложение.

Трескучий мороз сковал льдом быструю реку.

Затем проводится запись, разбор по членам предложения и частям речи.

Учитель:

Назовите словосочетания (ученики называют: трескучий мороз, сковал

льдом, быструю реку, сковал реку). Ребята, посмотрите на доску. С позиции какого

раздела науки о языке мы еще не исследовали слово «мороз»?

Ученики:

Фразеология.

Учитель:

Что изучает фразеология?

Ученики:

Устойчивые словосочетания, «крылатые» слова.

Учитель:

Какие вы знаете устойчивые сочетания со словом «мороз»?

Ученики:

Мороз по коже.

Учитель:

Что оно означает? Как вы думаете, почему появилось это выражение?

Ученики

отвечают

исходя

из

своего

опыта.

Если

у

детей

возникли

затруднения,

рекомендуется воспользоваться словарем.

Учитель:

Пословицы

и

поговорки

это

тоже

крылатые

слова.

А

какие

вы

подготовили пословиц и поговорки, где звучит слово «мороз»? (ответы детей).

1.

Береги нос в большой мороз.

2.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

3.

Мороз невелик, да стоять не велит.

4.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

5.

Мороз разбирает да расшевеливает.

6.

Стужа да мороз; на печи мужик замерз.

7.

Был бы покос, да пришел мороз.

8.

День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.

9.

Если б не мороз, то овес бы до неба дорос.

10. Зима не без морозов.

11. Мороз да нужда – нет их хуже.

12. Солнце на лето, зима на мороз.

13. И март морозом на нос садится.

Учитель:

Русский народ всегда любил зиму и мороз. Мороз представляли живым

человеком и сказки о нем слагали:

«Мороз Иванович» (показать книгу, зачитать отрывок: Была зима морозная, была зима

серьезная. Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил, а на избы белые шапки

нахлобучил»).

«Старый Мороз и молодой Морозец» (Жил старый Мороз, и был у него сынок –

молодой Морозец).

Поэты тоже посвящали стихи морозу и зиме. (отрывки стихотворений читают дети).

Александр Сергеевич Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись….

Афанасий Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она

Яков Полонский

Вот на каретных стеклах в блеске

Огней и в зареве костров,

Из бледных линий и цветов

Мороз рисует арабески.

С.Я.Маршак

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз…

Нина Погодина

От зари ли, от мороза

Зарумянилась береза?

Небо синь над головой

Снег, как небо, голубой.

Николай Александрович Некрасов

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

III.

Итоговый этап урока

Учитель:

Сегодня мы исследовали слово «мороз». Мы изучили это слово с точки

зрения разных разделов, каких? (Ученики называют разделы).

Что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали

нового?

IV.

Итоговый этап урока.

1.

Найти и выписать в литературном произведении строки о морозе.

2.

Мини – сочинение «Морозный день».



В раздел образования