Автор: Чуйкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район
Наименование материала: педагогическая разработка
Тема: "Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество."
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Максимовка
муниципального района Стерлитамакский район
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Семья и школа: взаимодействие,
взаимопонимание, сотрудничество»
Подготовила
учитель начальных классов
Чуйкова Н.А.
2018-2019 уч. год
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах
ребёнка.
Семьи, из которых дети приходят в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье
нормальные, там царит доброжелательная атмосфера. А если нет?! Тогда школа должна
постараться компенсировать всё то, что ребёнок не может получить в семье, чтобы он
вырос хорошим человеком, здоровой во всех смыслах этого слова личностью.
Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят,
стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его.
Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они есть
на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было комфортно, чтобы в
школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным в
каком-то деле.
Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:
психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей;
вовлечение
родителей
в
совместную
деятельность
с
детьми
для
повышения
воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей,
родителей и детей;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одарённых
учащихся;
оказание
родителям
психолого-педагогической
помощи
в
решении
трудных
вопросов воспитания;
индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
познавательная сфера жизни школьников;
поддержка физического здоровья учащихся;
развитие их творческого потенциала;
поддержка одарённых детей;
социальная поддержка учащихся;
профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение
ребёнка,
поощряя
или
осуждая
определённые
стереотипы,
поддерживая
ребёнка
или
применяя к нему наказания.
Семья помогает ребёнку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей
жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились
справляться
с
проблемами
общения,
научились
находить
компромиссы,
прощать,
радоваться, лучше других детей адаптируются к новой обстановке и адекватно реагируют
на происходящие вокруг перемены.
Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как
отношение к себе;
стиль отношений с другими людьми;
нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое
плохо»;
представления о себе как о мужчине или о женщине;
стремления и идеалы;
смысл жизни;
чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к
своему народу, к своей стране.
Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребёнка,
его будущее духовное и душевное благополучие.
Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и
родителей
является
изучение
воспитательного
потенциала
семьи,
той
семейной
атмосферы,
в
которой
ученик
растёт
и
развивается.
Классными
руководителями
составляются социальные паспорта классов, на основе которых составляется социальный
паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией,
которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. Важную
роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и
классные дела (традиционные праздники, концерты, конкурсные программы, спортивные
мероприятия и т.д.); информационная среда школы (школьные стенды, классные уголки,
сайт школы).
В основу взаимодействия между семьёй и школой положены ценности здоровья,
творчества, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества.
У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя
комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог
самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя
комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог
самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.
Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником,
единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать
большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг
помочь им своими профессиональными знаниями.
“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё:
люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте -
родители и педагоги» Антон Семёнович Макаренко.
Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются
разнообразные
определения
воспитательной
концепции,
у
каждого
автора
есть
своё
видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был
связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и
развитием личности.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её
ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы
особую
важность
и
значимость
приобретает
работа
образовательного
учреждения
с
семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
Содержание
сотрудничества
классного
руководителя
с
родителями
включает
три
основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс нам, учителям начальных
классов, помогают дни творчества детей и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-
технической базы школы и класса.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из
главных задач начальной школы. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы
становится
все
более
актуальным
и
востребованным.
Строить
систему
отношений
с
родителями необходимо с изучения запросов родителей. Для этого используют следующие
технологии:
анкетирование (анкета-желание, анкета-оценка);
беседа;
деловые игры;
опросные листы для пожеланий родителей;
материалы детского творчества;
психологическое тестирование и его анализ.
Такую работу можно проводить в течение всего учебного года. В результате
изучения родительских запросов определяются направления совместной работы школы,
родителей и их детей.
Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной
школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
«Счастлив тот, кто счастлив в семье» - говорил великий русский писатель Лев Николаевич
Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего родители,
помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Очень
важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.
Семья и школа – это посредники, которые передают новым поколениям
нравственные ценности культурное наследие, накопленное прежними поколениями.
Проведение совместных мероприятий делают школу и семью союзниками в воспитании
детей, воспитывают у учащихся чувство любви и уважения к родителям, развивают
интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Родители младших школьников
всегда вместе со своими детьми: на классных праздниках, развлекательных мероприятиях,
на учебных экскурсиях. Родители – первые помощники учителя. Классный руководитель
направляет и организует работу родителей, но делает все это ненавязчиво, тактично.
«Союз
трех
сердец»
учитель
–
ученик
–
родители
взаимодействует
в
атмосфере
сотрудничества.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с первого
класса, когда учитель знакомит учащихся с традициями школы, событиями и праздниками,
связанными с освоением культурного наследия города. В начальной школе родители с
энтузиазмом
принимают
участие
в
жизни
детского
коллектива,
способствуя
его
сплочению.
Огромную роль в сотрудничестве учеников и классного руководителя играет
родительский комитет класса. От того, как слаженно и ответственно подходит к своей
деятельности
родительский
комитет,
зависит
атмосфера
в
классном
коллективе,
взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Четкая и хорошо
отлаженная совместная работа родителей и учителя класса всегда приносит свои плоды.
Активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса становится
хорошей традицией. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на
внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках.
Р. Киплинг говорил: «Воспитание – это высшее из благ, но только тогда, когда оно
высшего сорта, иначе оно ни на что не годно».
Список литературы
1.
Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 2014.
2.
Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 2016.
3.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 2016
4.
5.
Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. – М., 2017.
6.
Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 2015.
7.
Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 2014