Напоминание

"Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество."


Автор: Чуйкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район
Наименование материала: педагогическая разработка
Тема: "Семья и школа: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество."
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Максимовка

муниципального района Стерлитамакский район

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Семья и школа: взаимодействие,

взаимопонимание, сотрудничество»

Подготовила

учитель начальных классов

Чуйкова Н.А.

2018-2019 уч. год

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах

ребёнка.

Семьи, из которых дети приходят в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье

нормальные, там царит доброжелательная атмосфера. А если нет?! Тогда школа должна

постараться компенсировать всё то, что ребёнок не может получить в семье, чтобы он

вырос хорошим человеком, здоровой во всех смыслах этого слова личностью.

Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят,

стремятся помочь своему ребёнку, насколько поддерживают его.

Мы же, в свою очередь, должны принимать наших учеников такими, какие они есть

на данный момент, и работать над тем, чтобы каждому в классе было комфортно, чтобы в

школе каждому было интересно, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным в

каком-то деле.

Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:

психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей;

вовлечение

родителей

в

совместную

деятельность

с

детьми

для

повышения

воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей,

родителей и детей;

корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:

оказание психолого-педагогической помощи в воспитании талантливых, одарённых

учащихся;

оказание

родителям

психолого-педагогической

помощи

в

решении

трудных

вопросов воспитания;

индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

познавательная сфера жизни школьников;

поддержка физического здоровья учащихся;

развитие их творческого потенциала;

поддержка одарённых детей;

социальная поддержка учащихся;

профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение

ребёнка,

поощряя

или

осуждая

определённые

стереотипы,

поддерживая

ребёнка

или

применяя к нему наказания.

Семья помогает ребёнку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей

жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились

справляться

с

проблемами

общения,

научились

находить

компромиссы,

прощать,

радоваться, лучше других детей адаптируются к новой обстановке и адекватно реагируют

на происходящие вокруг перемены.

Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как

отношение к себе;

стиль отношений с другими людьми;

нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое

плохо»;

представления о себе как о мужчине или о женщине;

стремления и идеалы;

смысл жизни;

чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к

своему народу, к своей стране.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребёнка,

его будущее духовное и душевное благополучие.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и

родителей

является

изучение

воспитательного

потенциала

семьи,

той

семейной

атмосферы,

в

которой

ученик

растёт

и

развивается.

Классными

руководителями

составляются социальные паспорта классов, на основе которых составляется социальный

паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией,

которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. Важную

роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и

классные дела (традиционные праздники, концерты, конкурсные программы, спортивные

мероприятия и т.д.); информационная среда школы (школьные стенды, классные уголки,

сайт школы).

В основу взаимодействия между семьёй и школой положены ценности здоровья,

творчества, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества.

У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя

комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог

самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.

У нас с родителями общая цель – воспитать достойного человека, который будет себя

комфортно чувствовать в окружающем его мире; чтобы он нашёл себя в жизни, смог

самоопределиться и использовать весь свой потенциал, чтобы стать успешным.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником,

единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать

большим терпением и тактом. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг

помочь им своими профессиональными знаниями.

“Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё:

люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте -

родители и педагоги» Антон Семёнович Макаренко.

Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются

разнообразные

определения

воспитательной

концепции,

у

каждого

автора

есть

своё

видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был

связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и

развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её

ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы

особую

важность

и

значимость

приобретает

работа

образовательного

учреждения

с

семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Содержание

сотрудничества

классного

руководителя

с

родителями

включает

три

основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс нам, учителям начальных

классов, помогают дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-

технической базы школы и класса.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из

главных задач начальной школы. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы

становится

все

более

актуальным

и

востребованным.

Строить

систему

отношений

с

родителями необходимо с изучения запросов родителей. Для этого используют следующие

технологии:

анкетирование (анкета-желание, анкета-оценка);

беседа;

деловые игры;

опросные листы для пожеланий родителей;

материалы детского творчества;

психологическое тестирование и его анализ.

Такую работу можно проводить в течение всего учебного года. В результате

изучения родительских запросов определяются направления совместной работы школы,

родителей и их детей.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной

школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

«Счастлив тот, кто счастлив в семье» - говорил великий русский писатель Лев Николаевич

Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего родители,

помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Очень

важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.

Семья и школа – это посредники, которые передают новым поколениям

нравственные ценности культурное наследие, накопленное прежними поколениями.

Проведение совместных мероприятий делают школу и семью союзниками в воспитании

детей, воспитывают у учащихся чувство любви и уважения к родителям, развивают

интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Родители младших школьников

всегда вместе со своими детьми: на классных праздниках, развлекательных мероприятиях,

на учебных экскурсиях. Родители – первые помощники учителя. Классный руководитель

направляет и организует работу родителей, но делает все это ненавязчиво, тактично.

«Союз

трех

сердец»

учитель

ученик

родители

взаимодействует

в

атмосфере

сотрудничества.

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с первого

класса, когда учитель знакомит учащихся с традициями школы, событиями и праздниками,

связанными с освоением культурного наследия города. В начальной школе родители с

энтузиазмом

принимают

участие

в

жизни

детского

коллектива,

способствуя

его

сплочению.

Огромную роль в сотрудничестве учеников и классного руководителя играет

родительский комитет класса. От того, как слаженно и ответственно подходит к своей

деятельности

родительский

комитет,

зависит

атмосфера

в

классном

коллективе,

взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Четкая и хорошо

отлаженная совместная работа родителей и учителя класса всегда приносит свои плоды.

Активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса становится

хорошей традицией. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на

внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках.

Р. Киплинг говорил: «Воспитание – это высшее из благ, но только тогда, когда оно

высшего сорта, иначе оно ни на что не годно».

Список литературы

1.

Байдельдинова Г.К. Семья и школа формируют человека. – Алма-Ата: «Мектеп», 2014.

2.

Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М.: Просвещение, 2016.

3.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 2016

4.

5.

Игошев К.Е. и др. Семья, дети, школа. – М., 2017.

6.

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.: Просвещение, 2015.

7.

Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 2014



В раздел образования