Напоминание

"Формирование УУД как фактор сохранения качества образования "


Автор: Носова Лилия Венеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район
Наименование материала: педагогическая разработка
Тема: "Формирование УУД как фактор сохранения качества образования "
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Максимовка

муниципального района Стерлитамакский район

Доклад на педагогическом совете

«Формирование УУД как фактор

сохранения качества образования»

Подготовила:

Носова Лилия Венеровна

учитель начальных классов

2020

«Формирование УУД как фактор сохранения качества

образования»

Цель педсовета: развитие профессиональных компетентностей педагогов в освоении

технологий деятельностного типа, направленных на формирование УУД

Задачи:

раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»;

рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам

сформированности;

познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;

приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с

информацией.

Притча

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.

– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

– Точку, – ответил один.

Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.

– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.

– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?

Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в

ожидании, что же он скажет:

– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил

чистого белого листа…

И добавил, после долгой паузы:

Значит, мне есть еще чему вас учить.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к

ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности

ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,

контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения

учиться.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.

Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О

каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам освоения образовательных программ

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил

задачек, сколько часов он пробыл в школе, то теперь требования предъявляются к тому,

каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились?

Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний

и т.д.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии

предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает

необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,

вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов

деятельности.

В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и

среднего общего образования;

воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к

саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических

особенностей обучающихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и

взрослыми в познавательной деятельности;

ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на

основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат

образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают

возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения,

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их

достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает

полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и

учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и

выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися

предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-

смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы

планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого

предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является

формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать,

воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность

в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать еще в

начальной школе на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные результаты

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и

отвечать за этот выбор

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Личностные действия

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

(знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию

в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной

деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что

побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться

вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него

отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого

содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее

личностный моральный выбор.

К метапредметным относят:

Регулятивные действия

обеспечивают учащимся организацию их учебной

деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование —составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с

целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно

усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к

выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия

обеспечивают:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного

поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной

форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных

условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов

деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от

цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание этапов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия

обеспечивают социальную компетентность и учет

позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и

вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в

группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение

цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного

языка.

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний,

умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.

Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.

Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.

Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или

качества выполненного действия.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но

и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности

их коммуникативной деятельности.

В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут

сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные результаты обучения

Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются

обучающимися в процессе изучения предмета.

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе

«Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные

элементы научного знания по каждому предмету.

Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом

количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания

проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять

главное внимание.

К сожалению, большинство учителей и родителей по-прежнему оценивают работу школы

именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию

универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

Совершенно очевидно, что

предметные, метапредметные и

личностные

результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и

представляют

собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения,

установки, квалифицируются в

новом образовательном стандарте как

личностные

универсальные учебные действия, подлежащие формированию

и

развитию у

учащихся на всех ступенях обучения -

УУД.

Практикум.

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в парах.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и

в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в

рамках учебных предметов.

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в

соответствующий столбик таблицы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Распределяем задания в соответствии с УУД

Окружающий мир:

1.Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые

никогда не цветут и не имеют семян.

2.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

2.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной

зоне.

4.

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему.

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда

не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной

зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

Литературное чтение:

1.Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

2.

Как нужно было ухаживать за репкой?

3.

Почему репка выросла большая – пребольшая?

4.Сочини продолжение сказки с друзьями.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями

Русский язык:

1.В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной

литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

2.Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим

мнением согласен ты?

3.Соотнесите предметы и звуковые модели слов

4.Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим

мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной

литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Немецкий язык:

1.Какие из достопримечательностей Берлина тебе понравились больше? Почему?

2.Расскажи о праздниках в Германии. Какие традиции объединяют наши страны?

3.

Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером

4.

Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года

Немецкий язык

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Какие из достопримечательностей Берлина тебе понравились больше? Почему?

Расскажи о праздниках в Германии. Какие традиции объединяют наши страны?

Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.

Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.

Биология

1.Подберите в паре пословицы о животных.

2.Назови животное, которое тебе нравится больше всего. Почему?

3.Определи, к многоклеточным или одноклеточным организмам относится курица. Какие

признаки характерны для живых организмов?

4.Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека».

Биология

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Назови животное, которое тебе нравится больше всего. Почему?

Определи, к многоклеточным или одноклеточным организмам относится курица. Какие

признаки характерны для живых организмов?

Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека»

Подберите в паре пословицы о животных.

Математика

1.Напиши поздравление к празднику, используя натуральные числа

2.Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам

3.Изучив параграф, составь схему – опору по теме «Четырехугольники»

4.В паре с одноклассником вырежьте из цветной бумаги параллелограмм- стороны 5 см и 7

см, угол 60 градусов и квадрат, сторона 4 см.

Математика

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Напиши поздравление к празднику, используя натуральные числа

Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам

Изучив параграф, составь схему –опору по теме «Четырехугольники»

В паре с одноклассником вырежьте из цветной бумаги параллелограмм- стороны 5 см и 7

см, угол 60 градусов и квадрат , сторона 4 см.

История

1. Посмотрите на изображение древнеегипетского города и по иллюстрации подготовьте

рассказ о занятиях горожан.

2. Подчеркните те фрагменты в документе, которые непонятны, уточните их смысл в

словаре, учебнике, сети интернет.

3. Прочитайте текст. Сравните родовую и соседскую общину у восточных славян -

земледельцев. Заполните таблицу.

4. Какова твоя личностная позиция в отношении данной исторической ситуации?

История

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Какова твоя личностная позиция в отношении данной исторической ситуации?

Прочитайте текст. Сравните родовую и соседскую общину у восточных славян -

земледельцев. Заполните таблицу.

Подчеркните те фрагменты в документе, которые непонятны, уточните их смысл в

словаре, учебнике, сети интернет.

Посмотрите на изображение древнеегипетского города и по иллюстрации подготовьте

рассказ о занятиях горожан.

Изобразительное искусство:

1.С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

2.В какой последовательности будет выполнен портрет?

3.Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

4.Какой цвет является твоим любимым и почему?

Изобразительное искусство

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Какой цвет является твоим любимым и почему?

В какой последовательности будет выполнен портрет?

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Физическая культура

1. Придумайте в паре физминутку для учащихся 2 класса

2. Какой вид спорта тебе нравится? Почему?

3. Подготовьте реферат от зимних видах спорта.

4. Выполните ведение мяча внешней стороной стопы в медленном темпе (шагом) с

изменением направления. Ведение мяча в обычном темпе.

Физическая культура

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Какой вид спорта тебе нравится? Почему?

Выполните ведение мяча внешней стороной стопы в медленном темпе (шагом) с

изменением направления

Ведение мяча в обычном темпе

Подготовьте реферат от зимних видах спорта.

Придумайте в паре физминутку для учащихся 2 класса

Список литературы

1.

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,

2016. – 151 с.

2.

Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего

образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» /Мин. обр. МО ЦКО

АСОУ. – 2017. – Вып. 1(3). – С. 46-54.

3.

Проектирование основной образовательной программы образовательного

учреждения. – М.: Академкнига, 2013.

4.

Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.:

Просвещение, 2010.

5.

Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные

занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива»,

2011. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:

Просвещение, 2010.



В раздел образования