Автор: Носова Лилия Венеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район
Наименование материала: педагогическая разработка
Тема: "Формирование УУД как фактор сохранения качества образования "
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Максимовка
муниципального района Стерлитамакский район
Доклад на педагогическом совете
«Формирование УУД как фактор
сохранения качества образования»
Подготовила:
Носова Лилия Венеровна
учитель начальных классов
2020
«Формирование УУД как фактор сохранения качества
образования»
Цель педсовета: развитие профессиональных компетентностей педагогов в освоении
технологий деятельностного типа, направленных на формирование УУД
Задачи:
раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия»;
рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам
сформированности;
познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД;
приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с
информацией.
Притча
Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.
– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.
– Точку, – ответил один.
Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.
– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.
– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.
– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?
Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в
ожидании, что же он скажет:
– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил
чистого белого листа…
И добавил, после долгой паузы:
– Значит, мне есть еще чему вас учить.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к
ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения
учиться.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О
каких трёх “Т” идет речь?
- Требования к условиям,
- Требования к структуре образовательных программ
- Требования к результатам освоения образовательных программ
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил
задачек, сколько часов он пробыл в школе, то теперь требования предъявляются к тому,
каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились?
Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний
и т.д.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам.
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии
предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает
необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие,
вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов
деятельности.
В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и
среднего общего образования;
воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и
взрослыми в познавательной деятельности;
ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на
основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат
образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают
возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает
полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и
учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и
выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися
предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-
смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы
планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого
предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является
формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать,
воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность
в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать еще в
начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные результаты
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и
отвечать за этот выбор
Регулятивные универсальные учебные действия
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Познавательные УУД
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Коммуникативные УУД
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Личностные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию
в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной
деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что
побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него
отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого
содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
К метапредметным относят:
Регулятивные действия
обеспечивают учащимся организацию их учебной
деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование —составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его
временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия
обеспечивают:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание этапов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний,
умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.
Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.
Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.
Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.
Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или
качества выполненного действия.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но
и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности
их коммуникативной деятельности.
В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты обучения
Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются
обучающимися в процессе изучения предмета.
Требования к предметным результатам обучения отражены в документе
«Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные
элементы научного знания по каждому предмету.
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом
количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания
проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять
главное внимание.
К сожалению, большинство учителей и родителей по-прежнему оценивают работу школы
именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию
универсальных учебных навыков и личностному росту детей.
Совершенно очевидно, что
предметные, метапредметные и
личностные
результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и
представляют
собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения,
установки, квалифицируются в
новом образовательном стандарте как
личностные
универсальные учебные действия, подлежащие формированию
и
развитию у
учащихся на всех ступенях обучения -
УУД.
Практикум.
Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в парах.
УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и
в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в
рамках учебных предметов.
Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.
Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в
соответствующий столбик таблицы
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Распределяем задания в соответствии с УУД
Окружающий мир:
1.Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые
никогда не цветут и не имеют семян.
2.
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
2.
В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной
зоне.
4.
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему.
Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда
не цветут и не имеют семян.
В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной
зоне.
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны
Литературное чтение:
1.Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
2.
Как нужно было ухаживать за репкой?
3.
Почему репка выросла большая – пребольшая?
4.Сочини продолжение сказки с друзьями.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
Как нужно было ухаживать за репкой
Почему репка выросла большая – пребольшая?
Сочини продолжение сказки с друзьями
Русский язык:
1.В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной
литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
2.Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим
мнением согласен ты?
3.Соотнесите предметы и звуковые модели слов
4.Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим
мнением согласен ты?
Соотнесите предметы и звуковые модели слов
В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной
литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Немецкий язык:
1.Какие из достопримечательностей Берлина тебе понравились больше? Почему?
2.Расскажи о праздниках в Германии. Какие традиции объединяют наши страны?
3.
Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером
4.
Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года
Немецкий язык
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Какие из достопримечательностей Берлина тебе понравились больше? Почему?
Расскажи о праздниках в Германии. Какие традиции объединяют наши страны?
Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.
Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.
Биология
1.Подберите в паре пословицы о животных.
2.Назови животное, которое тебе нравится больше всего. Почему?
3.Определи, к многоклеточным или одноклеточным организмам относится курица. Какие
признаки характерны для живых организмов?
4.Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека».
Биология
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Назови животное, которое тебе нравится больше всего. Почему?
Определи, к многоклеточным или одноклеточным организмам относится курица. Какие
признаки характерны для живых организмов?
Подготовьте презентацию «Значение животных в жизни человека»
Подберите в паре пословицы о животных.
Математика
1.Напиши поздравление к празднику, используя натуральные числа
2.Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам
3.Изучив параграф, составь схему – опору по теме «Четырехугольники»
4.В паре с одноклассником вырежьте из цветной бумаги параллелограмм- стороны 5 см и 7
см, угол 60 градусов и квадрат, сторона 4 см.
Математика
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Напиши поздравление к празднику, используя натуральные числа
Решите ребус: одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам
Изучив параграф, составь схему –опору по теме «Четырехугольники»
В паре с одноклассником вырежьте из цветной бумаги параллелограмм- стороны 5 см и 7
см, угол 60 градусов и квадрат , сторона 4 см.
История
1. Посмотрите на изображение древнеегипетского города и по иллюстрации подготовьте
рассказ о занятиях горожан.
2. Подчеркните те фрагменты в документе, которые непонятны, уточните их смысл в
словаре, учебнике, сети интернет.
3. Прочитайте текст. Сравните родовую и соседскую общину у восточных славян -
земледельцев. Заполните таблицу.
4. Какова твоя личностная позиция в отношении данной исторической ситуации?
История
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Какова твоя личностная позиция в отношении данной исторической ситуации?
Прочитайте текст. Сравните родовую и соседскую общину у восточных славян -
земледельцев. Заполните таблицу.
Подчеркните те фрагменты в документе, которые непонятны, уточните их смысл в
словаре, учебнике, сети интернет.
Посмотрите на изображение древнеегипетского города и по иллюстрации подготовьте
рассказ о занятиях горожан.
Изобразительное искусство:
1.С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
2.В какой последовательности будет выполнен портрет?
3.Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
4.Какой цвет является твоим любимым и почему?
Изобразительное искусство
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Какой цвет является твоим любимым и почему?
В какой последовательности будет выполнен портрет?
С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
Физическая культура
1. Придумайте в паре физминутку для учащихся 2 класса
2. Какой вид спорта тебе нравится? Почему?
3. Подготовьте реферат от зимних видах спорта.
4. Выполните ведение мяча внешней стороной стопы в медленном темпе (шагом) с
изменением направления. Ведение мяча в обычном темпе.
Физическая культура
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Какой вид спорта тебе нравится? Почему?
Выполните ведение мяча внешней стороной стопы в медленном темпе (шагом) с
изменением направления
Ведение мяча в обычном темпе
Подготовьте реферат от зимних видах спорта.
Придумайте в паре физминутку для учащихся 2 класса
Список литературы
1.
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение,
2016. – 151 с.
2.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего
образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» /Мин. обр. МО ЦКО
АСОУ. – 2017. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
3.
Проектирование основной образовательной программы образовательного
учреждения. – М.: Академкнига, 2013.
4.
Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.:
Просвещение, 2010.
5.
Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные
занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива»,
2011. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:
Просвещение, 2010.