Автор: Габачиева Зарема Мурадиновна
Должность: преподаватель по классу хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Возрастные и физиологические особенности детского голоса"
Раздел: дополнительное образование
«Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто
не отрешает его от земли и уз телесных, как пение…»
Святитель Иоанн Златоуст
Возрастные и физиологические особенности детского голоса
Пение
сопровождает
жизнь
ребенка
с
самого
раннего
детства.
Закладывает основы его дальнейшего музыкального развития.
На
первом
году
жизни
ребенок
способен
воспринимать
различные
звуки. Вследствие постоянного общения взрослого с ребенком, у малыша
появляются голосовые реакции. В 3-4 месяца он издает гортанные звуки, а в 5
– певчие гласные, так называемое «гуление», в 6 – произносит слоги «ба»,
«ма», «на», «да».
У малыша от 2,5 месяцев до 6 наблюдается способность внимательно
слушать
и
различать
звуки:
знакомый
голос
сразу
же
привлекает
его
внимание, радует, успокаивает. После 6-ти месяцев ребенок прислушивается
к своему голосу, повторяет звуки, подражая взрослому, различает интонации.
В это время пением следует воспитывать слуховое сосредоточение малыша:
длительные и голосовые реакции, создавать у него радостное настроение. В
2-3 летнем возрасте дети начинают говорить и многие из них начинают
посещать детский сад, где воспитатель проводит музыкальные занятия с
малышами.
У
ребенка
в
это
время
появляются
простейшие
певческие
интонации, он может пропевать отдельные слоги. К тому же дыхание у
малыша короткое и большинство слов он произносит нараспев. Дети 4-х лет
более работоспособны в вокальном плане. Запас слов у них увеличивается,
но
еще
не
все
звуки
произносятся
чисто.
Слуховое
внимание
ребенка
неустойчиво,
певческий
голос
не
сформирован,
дыхание
поверхностное,
прерывистое.
Начиная
с
5-ти
лет,
внимание
детей
становится
более
устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения.
Развиваются
процессы
запоминания
и
припоминания,
совершенствуется
зрительное и слуховое восприятие. Повышается способность откликаться на
содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок
мелодии, тембр голоса, силу звучания, передают выразительные интонации
песни. Дыхание становится глубоким и продолжительным. С 6-ти лет у детей
совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Ребенок идет в
школу.
В
этот
период
он
овладевает
простейшими
формами
учебной
деятельности:
приобретает
способность
понимать
задачу,
поставленную
учителем,
самостоятельно
выполнять
указания.
Восприятие
приобретает
более целенаправленный характер, чем у ребят более младшего возраста.
Возникает
способность
произвольного
запоминания.
На
музыкальных
занятиях дети начинают отличать на слух интонационно точное и фальшивое
пение. Появляется представление о высоте, тембре, силе музыкального звука.
В пении они сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов.
Дети этого возраста очень подвижны, внимание их сильно рассредоточено.
Поэтому
преподаватель
во
время
обучения
пению
обязан
следить
за
правильной позой детей. Они должны сидеть прямо и непринужденно. Со
свободным положением головы и корпуса.
Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих
исследованиях
отмечал,
что
общее
развитие
детей
5-7
л е т,
совершенствование
процессов
высшей
нервной
деятельности
оказывают
положительное
влияние
на
формирование
их
голосового
аппарата
и
на
развитие
слуховой
активности.
Однако
голосовой
аппарат
по-прежнему
отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще
недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается
резонаторами.
Грудной
(низкий)
резонатор
развит
слабее,
чем
головной
(верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует
избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития
мелодического
слуха,
музыкальной
памяти,
певческих
навыков
у
детей
младшего школьного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут
правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто
поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у
ребенка
еще
не
сформирована
координация
слуха
и
голоса,
т. е .
взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными.
Тот же доктор Е.И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха
для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество
детского
пения,
он
называет
причины
плохого
интонирования
(дефекты
слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о
необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных
заболеваний.
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и
колебания
только
их
краев,
характеризуется
легкостью,
недостаточной
звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и
изучения певческого диапазона звучания детского голоса.
Певческий
диапазон
–
это
объем
звуков,
который
определяется
интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого
хорошо звучит голос.
Во
время
обучения
учеников
пению
следует
вначале
определить
диапазон
голоса
каждого
ребенка
и
стремиться
систематически
его
укреплять.
Наряду
с
этим
важно
создавать
благоприятную
«звуковую
атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация
слуха и голоса – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Таким образом, детский голос проходит несколько этапов развития.
Хорошо поставленный детский голос-основа красивого качественного пения.