Автор: Ведмеденко Таисия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа № 8"
Населённый пункт: город Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по математике "Какая бывает форма" 1 класс
Раздел: начальное образование
УРОК 1
Тема «Какая бывает форма»
Планируемые результаты (целевые установки)
Предметные
—
о с м ы с л и в а т ь
п о н я т и е форма
геометрических
фигур
(круглая,
пря моугольная ,
квадратная,
треугольная,
овальная);
сравнивать
(одинаковые, разные) предметы по указанным признакам
и определять их форму.
Метапредметные:
регулятивные (Р) — осознавать, что такое учебная зада-
ча урока, находить её в учебнике и принимать; оценивать
результаты деятельности по заданному критерию: умение
определять форму предметов;
познавательные
(П)
—
сопоставлять
и
сравнивать
предметы по форме, осуществлять анализ изображённых
объектов,
делать
выводы;
понимать
и
правильно
использовать условные обозначения учебника;
коммуникативные (К) — включаться в диалог с учителем
и со сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать
на вопросы, использовать простые речевые средства.
Личностные: осознавать суть социальной роли ученика,
принимать
нормы
и
правила
школьной
жизни,
положительно относиться к учёбе в школе, к предмету
«Математика»;
ответственно
относиться
к
урокам
математики, уметь работать в сотрудничестве, бережно
относиться к учебнику и «Рабочей тетради».
ХОД УРОКА
Мотивация и самоопределение к учебной деятельности
(1—3 мин).
Чтение учителем стихотворения о первых днях обучения в
школе
с
положительной
установкой
на
учебную
деятельность.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо. Всем удачи
пожелаем,
Урок математики начинаем.
Проверка
готовности
к
уроку.
Наличие
учебника,
«Рабочей
тет ради»,
индивидуа льных
н а б о р о в
ге ом е т р и ч е с к и х
ф и г у р ,
ц в е т н ы х
к а р а н д а ш е й
(фломастеров).
Ученики
соотносят
наличие
школьных
принадлежностей с требованиями.
Актуализация знаний (5—7 мин).
Задание на сравнение предметов с целью определения их
признаков,
различий
и
сходства.
Учитель
предлагает
сравнить
пары
предметов
и
выделить
у
них
сначала
отличительные,
затем
одинаковые
признаки,
подводя
к
высказываниям
«одинаковые
(разные)
по
форме».
Это
могут быть предметы:
• разные по цвету, но одинаковые по форме гладиолусы,
георгины, груши;
• разные по размеру (цвету), но одинаковые по форме
портфели,
карандаши,
ручки;
листья
клёна,
берёзы,
дуба.
Подводящий к теме диалог по вопросам:
— По каким признакам мы сравнивали предметы?
— Что было общего у большинства пар предметов? Какие
формы вы знаете?
— Всё ли мы знаем о формах предметов, фигур?
Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока
(1—2 мин).
Совместно
с
учителем
дети
формулируют
учебную
задачу
урока: «Больше
узнать
о
формах
предметов.
Узнать, какие ещё бывают формы у предметов».
Реализация учебной задачи урока (10 мин).
Задание
на
выявление
в
окружении
(в
классе)
одинаковых
по
форме
предметов.
Учитель
предлагает
посовещаться в парах и назвать:
• два одинаковых по форме предмета (это могут быть
учебник и тетрадь, доска и дверь, рама окна и дверь и
др.);
• предмет,
одинаковый
по
форме
с
корпусом
часов
(блюдце под цветком).
CD. Задание из электронного приложения (ч. 1) «Какая
бывает форма». а) Новый материал. б) Решение задачи
«Предмет
и
его
тень».
Задача
решается
фронтально.
Вначале учитель предлагает детям самим определить на
изображении
одинаковые
по
форме
предметы,
затем
прослушать звуковое сопровождение.
Предполагаемый вывод.Разные предметы могут быть
похожи
по
форме.
Форма
может
быть
похожа
на
треугольник, на квадрат, на прямоугольник, на круг. Тень
предмета имеет такую же форму, как и предмет.
Знакомство
с
учебником
и
«Рабочей
тетрадью».
Под
руководством
педагога
дети
рассматривают
обложки,
первые
страницы.
Знакомятся
с
обращением
к
первокласснику,
условными
обозначениями
учебника.
Проговаривают
правила
обращения
с
учебником
и
«Рабочей тетрадью».
Физкультминутка.
Работа по учебнику (ч. 1, с. 4—5).
а)
В
диалоге
дети
выясняют
значение
словосочетания
форма
одежды.
Приводят
свои
примеры
(форма
пожарных, охранников, поваров и др.).
Предполагаемый вывод.Люди одеты в разную форму в
зависимости от того, чем они занимаются.
б)
Определение
формы
предметов
по
рисунку.
Можно
предложить
закрыть
фишками-фигурами
(треугольник,
квадрат,
прямоугольник,
круг)
предметы,
а
те,
что
останутся
незакрытыми,
назвать.
Учить
школьников,
отвечая
на
вопрос
учебника,
проговаривать:
«в
форме
ёлочки, в форме звёздочки, круглой формы, квадратной
формы».
Предполагаемый вывод.Форма может определяться по
названию схожей геометрической фигуры, по названию
предмета.
Физкультминутка.
C D . Закрепление
понятия виды
геометрической
формы можно организовать по электронному приложению
(задания-тренажёры) или по заданиям 4 и 5 учебника (ч. 1,
с. 5).
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин).
Вариант 1. В задании 1 из «Рабочей тетради» (ч. 1, с. 4)
учащимся
предлагается
раскрасить
в
соответствующие
цвета
столы
(в
зависимости
от
формы
крышки)
и
соотнести их количество с нарисованными фишками. Для
самопроверки учитель предлагает образец, вынесенный
на
до ску.
Самооценка
выполняется
по
ш ка л е
«правильности» или знаками
« », «?», « ».
Перед
выполнением
задания
необходимо
повторить
правила
посадки
при
письме,
ориентировку
в
тетради
(верх, низ, поля, край, середина, клетка).
Вариант
2. При наличии ноутбуков детям предлагаются
задания из электронного приложения. Проверочная работа
по теме «Какая бывает форма».
Включение в систему знаний и повторение (5 мин).
Можно
предложить
выполнить
задания
2—5
(на
выбор) из «Рабочей тетради» (ч. 1, с. 4—5).
Задание
6
из
«Рабочей
тетради»
(ч.
1,
с.
5)
на
ориентацию в клеточке тетради, рисование вертикальных
линий по точкам.
Итог урока. Рефлексия понимания и самооценка (2—3
мин).
—
Что
нового
о
форме
предметов
вы
узнали?
Какая
бывает
форма?
Кто
сможет
рассказать
о
сегодняшнем
уроке дома? (Для примера можно предложить показать
любой предмет прямоугольной формы.) Что поможет вам
рассказать обо всём, что поняли на уроке?
— Кто хочет потренироваться, попробуйте в предметах
домашней
обст ановки
найти
« с п р я т а в ш и е с я »
геометрические фигуры. Поиграйте в эту игру с родными
и расскажите нам завтра об этом.