Напоминание

Возрастные особенности младших школьников


Автор: Исаева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ школа № 83
Населённый пункт: г. Санкт - Петиербург
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возрастные особенности младших школьников.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом

поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает

возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном

возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период

происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие

ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Физическое

развитие. Прежде

всего,

совершенствуется

работа

головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора

больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако

наиболее

важные,

специфически

человеческие

отделы

головного

мозга,

отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм

психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего

формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12

годам). В этом возрасте идёт активная смена молочных зубов, около двадцати

молочных

зубов

выпадают.

Развитие

и

окостенение

конечностей,

позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности.

При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими

аномалиями.

Интенсивное

развитие

нервно-психической

деятельности,

высокая

возбудимость

младших

школьников,

их

подвижность

и

острое

реагирование

на

внешние

воздействия

сопровождаются

быстрым

утомлением,

что

требует

бережного

отношения

к

их

психике,

умелого

п е р е к л ю ч е н и я

с

о д н о г о

в и д а

д е я т е л ь н о с т и

н а

д р у г о й .

Вредные

влияния,

в

частности,

могут

оказывать

физические

перегрузки

(например,

продолжительное

письмо,

утомительная

физическая

работа).

Неправильная

посадка

за

партой

во

время

занятий

может

привести

к

искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В младшем

школьном

возрасте

отмечается

неравномерность

психофизиологического

развития

у

разных

детей.

Сохраняются

и

различия

в

темпах

развития

мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая

на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших

классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем

мальчики

моложе

девочек

на

год-полтора,

хотя

это

различие

и

не

в

календарном возрасте». Существенной физической особенностью младших

школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц

и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и

общим

развитием

двигательного

аппарата

обусловливается

большая

подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам,

лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же

позе.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные

изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии

ребенка:

качественно

преобразуется

познавательная

сфера,

формируется

личность,

складывается

сложная

система

отношений

со

сверстниками

и

взрослыми.

Когнитивное

развитие. Переход

к

систематическому

обучению

предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей,

которая

у

младших

школьников

еще

неустойчива,

сопротивляемость

утомлению

низкая.

И

хотя

на

протяжении

возраста

эти

параметры

повышаются,

в

целом

продуктивность

и

качество

работы

младших

школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели

старшеклассников.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.

Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики

детей

на

данном

возрастном

этапе.

В

рамках

учебной

деятельности

складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее

значимые

достижения

в

развитии

младших

школьников

и

являющиеся

фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и

качественного

преобразования

познавательных

процессов:

они

начинают

приобретать

опосредствованный

характер

и

становятся

осознанными

и

произвольными.

Ребенок

постепенно

овладевает

своими

психическими

процессами,

учится

управлять

восприятием,

вниманием,

памятью.

Первоклассник

по

уровню

своего

психического

развития

остается

дошкольником.

Он

сохраняет

особенности

мышления,

присущие

дошкольному возрасту.

Доминирующей

функцией

в

младшем

школьном

во зр а с т е

становитьсямышление. Интенсивно

развиваются,

перестраиваются

сами

мыслительные

процессы. От

интеллекта

зависит

развитие

остальных

психических

функций.

Завершается

переход

от

наглядно

-

образного

к

словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные

рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно —

логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые

два

года

обучения

дети

много

работают

с

наглядными

образцами,

то

в

следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в

учебной

деятельности. В

конце

младшего

школьного

возраста

позже)

проявляются

индивидуальные

различия:

среди

детей.

Психологами

выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают

учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на

наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным

мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие

между разными видами мышления.

Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно.

Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры

(например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия,

оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер

целенаправленной

и

управляемой

деятельности.

В

процессе

обучения

во сприятие

углубляет ся,

ст ановит ся

более

а н а л и з и р у ю щ и м ,

дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Именно

в

младшем

школьном

возрасте

развивается внимание.

Без

сформированности

этой

психической

функции

процесс

обучения

невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному

материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может

сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.

Некоторые

возрастные

особенности

присущи

вниманию

учащихся

начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания.

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале

младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем

школьном

возрасте

развито

непроизвольное

внимание.

Всё

новое,

неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников,

без всяких усилий с их стороны.

Сангвиник

подвижен,

непоседлив,

разговаривает,

но

его

ответы

на

уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и

меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле

они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы

на

вопросы

учителя.

Некоторые

дети

невнимательны.

Причины

этого

различны:

у

одних

-

леность

мысли,

у

других

-

отсутствие

серьёзного

отношения

к

учёбе,

у

третьих

-

повышенная

возбудимость

центральной

нервной системы и др.

Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является

наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на

них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,

неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической

памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе

механически

заучивают

учебные

тесты,

что

приводит

к

значительным

трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше

по объему.

Среди

школьников

нередко

встречаются

дети,

которым

для

запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или

внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро

запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.

Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так

же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже

плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего,

нужно

формировать

установку

на

длительное

запоминание,

приучать

контролировать себя. Наиболее трудный случай - медленное запоминание и

быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить

приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с

переутомлением,

поэтому

необходим

специальный

режим,

разумная

дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания

зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

Общение. Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто

не

воспитывался

в

детском

саду,

носят

первоначально

личную

направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих

соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о

его

озабоченности

личным

успехом

в

учении.

В

первом

классе

взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3 - 4

класс

-

формирование

детского

коллектива

(мы

и

наша

учительница).

Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным

качествам.

Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем

больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем -

четвёртом

классе

резкий

поворот

от

интересов

взрослого,

к

интересам

сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).

Эмоциональное

развитие. Неустойчивость

поведения,

зависящего

от

эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом,

так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей

этого

возраста

изменяется,

прежде

всего,

содержательная

сторона

переживаний.

Если

дошкольника

радует

то,

что

с

ним

играют,

делятся

игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что

связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители

хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство

радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это

закрепляет

положительное

отношение

учащегося

к

учению.

Наряду

с

эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего

школьника

имеют

эмоции

страха.

Нередко

из-за

боязни

наказания

дети

говорят

неправду.

Если

это

повторяется,

то

формируется

трусость

и

лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас

очень

бурно. В

младшем

школьном

возрасте

закладывается

фундамент

нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил

поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.

Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под

влиянием

непосредственных

импульсов,

побуждений,

не

подумав

и

не

взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в

активной

внешней

разрядке

при

возрастной

слабости

волевой

регуляции

поведения.

Возрастной

особенностью

является

и

общая

недостаточность

воли:

младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за

намеченную

цель,

преодоления

трудностей

и

препятствий.

Он

может

опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности.

Нередко

наблюдается

капризность,

упрямство.

Обычная

причина

их

недостатки

семейного

воспитания.

Ребёнок

привык

к

тому,

что

все

его

желания

и

требования

удовлетворялись,

он

ни

в

чём

не

видел

отказа.

Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех

твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости

жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие

школьники

очень

эмоциональны.

Эмоциональность

сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно

окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают,

вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие

школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее

проявление. В-третьих,

эмоциональность

выражается

в

их

большой

эмоциональной

неустойчивости,

частой

смене

настроений,

склонности

к

аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева,

страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои

чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни -

переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного

внимания.

Это

связано

с

тем,

что

коренным

образом

изменяет

условия

учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию

мышления,

восприятия,

памяти

и

внимания

детей,

к

их

личностному

развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний,

учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает

необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников

уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в

знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного

возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной

работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.



В раздел образования