Автор: Исаева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ школа № 83
Населённый пункт: г. Санкт - Петиербург
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности младших школьников
Раздел: дополнительное образование
Возрастные особенности младших школьников.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом
поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает
возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном
возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период
происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие
ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Физическое
развитие. Прежде
всего,
совершенствуется
работа
головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора
больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако
наиболее
важные,
специфически
человеческие
отделы
головного
мозга,
отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм
психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего
формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12
годам). В этом возрасте идёт активная смена молочных зубов, около двадцати
молочных
зубов
выпадают.
Развитие
и
окостенение
конечностей,
позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности.
При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими
аномалиями.
Интенсивное
развитие
нервно-психической
деятельности,
высокая
возбудимость
младших
школьников,
их
подвижность
и
острое
реагирование
на
внешние
воздействия
сопровождаются
быстрым
утомлением,
что
требует
бережного
отношения
к
их
психике,
умелого
п е р е к л ю ч е н и я
с
о д н о г о
в и д а
д е я т е л ь н о с т и
н а
д р у г о й .
Вредные
влияния,
в
частности,
могут
оказывать
физические
перегрузки
(например,
продолжительное
письмо,
утомительная
физическая
работа).
Неправильная
посадка
за
партой
во
время
занятий
может
привести
к
искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В младшем
школьном
возрасте
отмечается
неравномерность
психофизиологического
развития
у
разных
детей.
Сохраняются
и
различия
в
темпах
развития
мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая
на это, некоторые ученые приходят к выводу, что фактически в младших
классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем
мальчики
моложе
девочек
на
год-полтора,
хотя
это
различие
и
не
в
календарном возрасте». Существенной физической особенностью младших
школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц
и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и
общим
развитием
двигательного
аппарата
обусловливается
большая
подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам,
лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же
позе.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные
изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии
ребенка:
качественно
преобразуется
познавательная
сфера,
формируется
личность,
складывается
сложная
система
отношений
со
сверстниками
и
взрослыми.
Когнитивное
развитие. Переход
к
систематическому
обучению
предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей,
которая
у
младших
школьников
еще
неустойчива,
сопротивляемость
утомлению
низкая.
И
хотя
на
протяжении
возраста
эти
параметры
повышаются,
в
целом
продуктивность
и
качество
работы
младших
школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели
старшеклассников.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики
детей
на
данном
возрастном
этапе.
В
рамках
учебной
деятельности
складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее
значимые
достижения
в
развитии
младших
школьников
и
являющиеся
фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и
качественного
преобразования
познавательных
процессов:
они
начинают
приобретать
опосредствованный
характер
и
становятся
осознанными
и
произвольными.
Ребенок
постепенно
овладевает
своими
психическими
процессами,
учится
управлять
восприятием,
вниманием,
памятью.
Первоклассник
по
уровню
своего
психического
развития
остается
дошкольником.
Он
сохраняет
особенности
мышления,
присущие
дошкольному возрасту.
Доминирующей
функцией
в
младшем
школьном
во зр а с т е
становитьсямышление. Интенсивно
развиваются,
перестраиваются
сами
мыслительные
процессы. От
интеллекта
зависит
развитие
остальных
психических
функций.
Завершается
переход
от
наглядно
-
образного
к
словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные
рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно —
логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые
два
года
обучения
дети
много
работают
с
наглядными
образцами,
то
в
следующих классах объем такого рода занятий сокращается.
Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в
учебной
деятельности. В
конце
младшего
школьного
возраста
(и
позже)
проявляются
индивидуальные
различия:
среди
детей.
Психологами
выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают
учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на
наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным
мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие
между разными видами мышления.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно.
Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры
(например, 9 и 6). В процессе обучения происходит перестройка восприятия,
оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер
целенаправленной
и
управляемой
деятельности.
В
процессе
обучения
во сприятие
углубляет ся,
ст ановит ся
более
а н а л и з и р у ю щ и м ,
дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Именно
в
младшем
школьном
возрасте
развивается внимание.
Без
сформированности
этой
психической
функции
процесс
обучения
невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному
материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может
сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
Некоторые
возрастные
особенности
присущи
вниманию
учащихся
начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания.
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале
младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем
школьном
возрасте
развито
непроизвольное
внимание.
Всё
новое,
неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников,
без всяких усилий с их стороны.
Сангвиник
подвижен,
непоседлив,
разговаривает,
но
его
ответы
на
уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом. Флегматики и
меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле
они сосредоточены на изучаемом предмете, о чём свидетельствуют их ответы
на
вопросы
учителя.
Некоторые
дети
невнимательны.
Причины
этого
различны:
у
одних
-
леность
мысли,
у
других
-
отсутствие
серьёзного
отношения
к
учёбе,
у
третьих
-
повышенная
возбудимость
центральной
нервной системы и др.
Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является
наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на
них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено,
неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической
памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе
механически
заучивают
учебные
тесты,
что
приводит
к
значительным
трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше
по объему.
Среди
школьников
нередко
встречаются
дети,
которым
для
запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или
внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро
запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так
же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже
плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей, прежде всего,
нужно
формировать
установку
на
длительное
запоминание,
приучать
контролировать себя. Наиболее трудный случай - медленное запоминание и
быстрое забывание учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить
приёмам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с
переутомлением,
поэтому
необходим
специальный
режим,
разумная
дозировка учебных занятий. Очень часто плохие результаты запоминания
зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Общение. Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто
не
воспитывался
в
детском
саду,
носят
первоначально
личную
направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих
соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о
его
озабоченности
личным
успехом
в
учении.
В
первом
классе
взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3 - 4
класс
-
формирование
детского
коллектива
(мы
и
наша
учительница).
Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным
качествам.
Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем
больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники. В третьем -
четвёртом
классе
резкий
поворот
от
интересов
взрослого,
к
интересам
сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).
Эмоциональное
развитие. Неустойчивость
поведения,
зависящего
от
эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом,
так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей
этого
возраста
изменяется,
прежде
всего,
содержательная
сторона
переживаний.
Если
дошкольника
радует
то,
что
с
ним
играют,
делятся
игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что
связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители
хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство
радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это
закрепляет
положительное
отношение
учащегося
к
учению.
Наряду
с
эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего
школьника
имеют
эмоции
страха.
Нередко
из-за
боязни
наказания
дети
говорят
неправду.
Если
это
повторяется,
то
формируется
трусость
и
лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас
очень
бурно. В
младшем
школьном
возрасте
закладывается
фундамент
нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил
поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями.
Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под
влиянием
непосредственных
импульсов,
побуждений,
не
подумав
и
не
взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в
активной
внешней
разрядке
при
возрастной
слабости
волевой
регуляции
поведения.
Возрастной
особенностью
является
и
общая
недостаточность
воли:
младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за
намеченную
цель,
преодоления
трудностей
и
препятствий.
Он
может
опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности.
Нередко
наблюдается
капризность,
упрямство.
Обычная
причина
их
–
недостатки
семейного
воспитания.
Ребёнок
привык
к
тому,
что
все
его
желания
и
требования
удовлетворялись,
он
ни
в
чём
не
видел
отказа.
Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех
твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости
жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие
школьники
очень
эмоциональны.
Эмоциональность
сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно
окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают,
вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие
школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее
проявление. В-третьих,
эмоциональность
выражается
в
их
большой
эмоциональной
неустойчивости,
частой
смене
настроений,
склонности
к
аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева,
страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои
чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни -
переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного
внимания.
Это
связано
с
тем,
что
коренным
образом
изменяет
условия
учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию
мышления,
восприятия,
памяти
и
внимания
детей,
к
их
личностному
развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний,
учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает
необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников
уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в
знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного
возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной
работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.