Напоминание

Развивающие и обучающие виды деятельности в классе Фортепиано с учащимися 1-2 года обучения


Автор: Васильева Елена Валерьевна
Должность: преподаватель по классу "Фортепиано"
Учебное заведение: "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: Методическая разработка (из опыта работы)
Тема: Развивающие и обучающие виды деятельности в классе Фортепиано с учащимися 1-2 года обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

муниципального образования «Холмский городской округ»

«Развивающие и обучающие виды деятельности

в классе «Фортепиано» с учащимися 1-2 года обучения»

(Из опыта работы)

Выполнила: Васильева Е.В.,

преподаватель по классу «Фортепиано»

высшей квалификационной категории

Холмск, 2020г.

Решение о поступлении ребенка в музыкальную школу чаще всего

принимают

родители.

Мотивация

у

всех

приблизительно

одинакова:

для

общего развития, знакомые занимаются, нет особого выбора. Ребенок 6-ти

летнего возраста до конца не понимает, что значит учиться в музыкальной

школе. На вопрос: «Ты хочешь учиться играть на этом инструменте?» -

большинство

детей

отвечают

утвердительно.

Однако

проходит

совсем

немного времени, и меняется как настроение, так и желание, а также ответ на

тот же вопрос. Почему это происходит? На мой взгляд, оттого, что ни сам

ребёнок, ни его родители не готовы в полной мере к тому, что мы называем

обучением музыке. Вместо ожидаемого чуда, маленький ученик попадает в

ситуацию,

когда его

знакомят

с

понятиями,

которые

он

еще

не

готов

воспринять,

задают

неинтересные,

с

его

точки

зрения,

задания.

А

фортепиано,

хоть

и

красивый

инструмент,

но

при

близком

знакомстве

оказывается не очень послушным и даже коварным.

На мой взгляд, одной из главных задач начального обучения является

формирование и развитие у ребенка осознанного и стойкого интереса к

занятиям музыкой. Проходя этап приемных испытаний перед комиссией,

ребенок редко до конца раскрывает свои способности. Кто-то стесняется,

боится, кто-то не понимает, чего от него хотят. Кто-то наоборот очень бойко

поет песенки и рассказывает отрепетированное стихотворение. Ни тот, ни

другой

вариант

не

дают

возможности

до

конца

определить

потенциал

ребенка, его готовность к процессу обучения и развития. И тем более не

служат гарантией успешного обучения. Решение приёмной комиссии носит

скорее рекомендательный характер, что

не исключает возможной ошибки.

Став учеником музыкальной школы, ребёнок попадает в незнакомую для себя

обстановку,

а

преподаватель

обретает

в

его

лице

нового

подопечного,

с

которым необходимо подружиться, понять и изучить. И, что самое важное,

научить!

Преподавателю

необходимо

ответить

на

целый

ряд

вопросов,

касающихся индивидуальных особенностей ребенка.

1.Психологические особенности.

- темперамент;

- готовность к общению и сотрудничеству;

- уровень общего развития, увлечения;

- уровень развития речи;

- уровень развития внимания и памяти;

- способность анализировать (сравнение, обобщение);

- развитие воображения и так далее.

2. Наличие специальных музыкальных данных.

- слух, ритм, метр, интонирование;

- физиологические особенности игрового аппарата.

3. Внешние факторы

- здоровье;

- наличие условий для занятий (инструмент);

-заинтересованность членов семьи.

2

Знание

и

понимание

этих

особенностей

поможет

педагогу

сформировать взаимоотношения с ребёнком, продумать и создать условия для

спокойного процесса развития и обучения. Именно развитие тех качеств и

задатков, которые есть у ребёнка, и, конечно, тех, которых маловато, на мой

взгляд, и должно лечь в основу обучения. Обучающая деятельность ученика

на начальном этапе должна строиться на основе развивающей, следовать за

ней,

вытекать

из

неё.

Навыки

и

знания,

приобретенные

на

основе

собственных действий и опыта, закрепляются значительно лучше и дают

более ощутимые результаты, чем просто заложенные в голову правила и

приемы.

Развивающие и обучающие моменты в работе с начинающими

учащимися очень тесно переплетены. Порой невозможно точно определить

грань, что отделяет одно от другого. Бесспорным остается, на мой взгляд, то,

что

отталкиваться

в

процессе

работы

следует

от

задач, связанных

с

развитием ребенка. Имеющиеся задатки музыкальных способностей, как и

любых других, нуждаются в постоянном развитии.

Даже при отсутствии

ярко

выраженных

музыкальных

способностей

возможно

сформировать

у

ребенка

желание

и

предпосылки

для

занятий

музыкой.

Первое,

что

необходимо сделать, это погрузить его в мир звуков, помочь почувствовать и

понять

этот

мир,

научить

ориентироваться

в

огромном

музыкальном

многообразии.

Слушание

именно

этот

вид

деятельности

лежит

в

основе

музыкального воспитания и развития. Через слух младенец воспринимает

этот мир, реагируя на голос матери. Благодаря слуху человек учится говорить

на

родном

языке.

И

музыкальный

язык

он

воспринимает

через

слух,

бессознательно, на уровне рефлексов. Более осознанное восприятие музыки

начинает формироваться дома в семье, далее на музыкальных занятиях в

детском саду, если ребенок посещает его. В план таких музыкальных занятий

слушание входит как обязательный раздел и лежит в основе обучения музыке.

Как правило, музыкальный кругозор современных детей специфичен и узок,

нуждается в расширении и, если можно так выразиться, окультуривании.

Особенно это проявляется в нашей провинции, где в большинстве семьей

традиция посещения концертов отсутствует, да и сами концерты достаточно

редки. Слушание на уроке «фортепиано» лучше проводить систематически,

продуманно выбирая музыкальный материал для слушания и совместного

обсуждения. Что дает такая форма работы? Развивается навык активного

слушания

музыки,

концентрируется

внимание,

включается

воображение,

память,

продуктивное

мышление, развивается

речь.

При

условии

включения

в

процесс

слушания

оркестровых

звукозаписей,

появляется

возможность значительно расширить кругозор ребенка, познакомить его с

другими музыкальными инструментами. Чему можно научить ребенка в

результате совместного прослушивания музыкальных произведений? Такие

важные

понятия

как

регистр,

тембр,

пульс,

сильная

и

слабая

доли,

длительность звука, пауза, динамические оттенки (f

и p), темп, лад, жанр

(марш, песня, танец) - все эти новые для него термины становятся более

3

понятными

и

доступными

при

непосредственном

общении

с

музыкой.

Педагогический репертуар ученика-пианиста очень богат, и вопроса о том,

какими сборниками пользоваться, в принципе стоять не может. Классические

альбомы для детей и юношества (П. Чайковский, Р. Шуман, Г. Свиридов, А.

Гречанинов и др.) содержат россыпь прекрасных образных и характерных

пьес, понятных ребёнку. Многие современные их издания снабжены яркими

иллюстрациями, которые дают импульс

для полета

детской фантазии.

Активное слушание может способствовать возникновению желания сесть за

инструмент

и

попробовать

сделать

что-то

самому.

Можно

предложить

ребенку

в

виде

импровизации

проиллюстрировать,

например,

какой-либо

рассказ (поход в лес, дождь и т.п.), используя услышанные звуковые эффекты

и приемы. Главное, чтобы это желание закрепилось, а процесс обучения

развивался

естественным

образом

и

являлся

следствием

накопления

определенных слуховых впечатлений, а не наоборот.

Движение

в

музыке

самая

естественная

реакция

при

слушании

музыки, движение – как мышечный отклик на звучащую музыку. Этот вид

деятельности вытекает непосредственно из момента слушания. Движение –

это не обязательно танец. Это может быть самое простое покачивание головы

или корпуса, махи руками, притопывание ногой, хлопки – движения, которые

может выполнить любой ребенок без серьезных физических проблем. В то же

время,

такие

простейшие

движения

помогут

преподавателю

определить

наличие у ребенка чувства метра, внутреннего пульса. Метр, пульсация – все

живое вокруг пульсирует, пульс живет внутри каждого из нас, пульсирует

вселенная,

разница

лишь

в

частоте

пульса,

его

скорости,

темпе.

Но,

к

сожалению, все чаще встречаются дети с нарушением чувства метра, т. е.

внутренней пульсации. Не нужно пытаться уйти от попыток решения этой

проблемы, это просто невозможно.

Вариантов движения в музыке немало. Рассмотрим, к примеру, любой

марш. Что возможно сделать, работая с таким музыкальным эпизодом:

- маршировать как по классу, так и на месте, работая при этом руками

(развиваем метр, ощущение пульсации, координацию движений);

- дирижировать, свободно размахивая руками (ощущение пульсации, понятие

сильной доли, упражнение для освобождения плечевого пояса);

-

создать

простейший

ансамбль,

например,

учитель

играет,

а

ребёнок

отмечает долю (пульс), хлопая в ладоши, или стучит деревянными ложками,

или играет на клавиатуре предложенный звук;

- записать шаги (пульсацию) при помощи черточек (графическая нотопись).

Движение

в

музыке

способствует

развитию чувства

метра

и

пульсации, а так же ведет к освоению таких понятий как сильная и слабая

доли, длительность. Помимо этого, любое движение в музыке в той или

иной степени способствует избавлению от мышечной зажатости, которая

присутствует практически у каждого современного ребенка.

Подпевание, пение – такая же естественная реакция на слушание

музыки,

как

и

движение.

Вопрос

в

том, как дети понимают пение.

С

позиции взрослого музыканта, все дети поют или подпевают, но не все умеют

4

точно воспроизводить нужную высоту звука, т.е. чисто интонировать. Для

самого ребенка важно не то, как он поет (фальшиво или чисто), а о чем поет,

важно настроение, характер и содержание песенки. Чаще дети стараются в

пении передать именно это, не задумываясь о том, искажают они мелодию

или

нет.

Это

особенно

хорошо

видно

на

утренниках

и

музыкальных

праздниках в детских садах. Умение интонировать не является определяющей

характеристикой музыкальных способностей ребенка. Этому можно и нужно

учить, тем более что интонирование поддается развитию лучше, чем метро-

ритм.

Как

можно

использовать

пение

в

обучающих

целях

на

уроках

«фортепиано»?

Пение

это

основа

для

формирования

многих

важных

навыков. Начиная с 2х-3х звучных попевок, необходимо добиваться не только

чистоты интонирования, но и смело переходить к подбору на клавиатуре

этих песенок, попутно объясняя, что мелодия имеет направление движения -

вверх или вниз, возможно повторение звука, перешагивание через клавишу и

т.д.

Каждому

педагогу

знакома

детская

песенка «Едет,

едет

паровоз».

Разучивая её с ребёнком, можно не только поработать над интонированием,

но и многое объяснить и многому научить. Она хорошо воспринимается

детьми, слова легко запоминаются, мелодия простая и ясно выстроенная.

Исполняя (голосом) с ребёнком эту песенку, нужно помочь ему почувствовать

направление движения мелодии:1и 2 фразы вверх , 3 и 4 фразы вниз. Можно

для начала показывать ладошкой, как паровоз поднимается в горку, а потом с

неё спускается. Этот приём способствует

формированию осознанного и

более чистого интонирования. Необходимо обратить внимание на повторение

некоторых звуков (3 и 4 фразы), чередование разных по длительности звуков,

и можно предложить хлопать ритмический рисунок (педагог играет, ребёнок

хлопает). Следующий этап – ребёнок сам играет песенку. Очень удобные

варианты подбора от нот «ДО» и «СОЛЬ». Как правило, большинство ребят

легко

справляются

с

этим

заданием.

По

мере

освоения

песенки

можно

объяснить

ребенку

принцип аккомпанемента

и

перейти

к

его

поиску

(подбору) в самом примитивном виде (басовая поддержка по одному звуку).

Этот

момент

важен,

потому

что

закладывает

основу

для

развития

гармонического слуха и чувства ладового тяготения.

Целесообразно

проводить работу в разных регистрах, и от разных клавиш, чтобы ребёнок

привыкал двигаться по всей клавиатуре. А подбор песенки от разных звуков

служит формированию такого важного навыка как транспонирование. Таких

примеров

для

работы

у

каждого

преподавателя

должно

быть

немало.

А

пополнять

репертуар

можно

из

современных

хрестоматий

и

пособий,

например Королькова И. «Крохе-музыканту».

Пение невозможно без взятия дыхания, вся музыкальная ткань любого

произведения пронизана живым дыханием, без него она мертва. Дыхание в

музыке должно быть осознанным и по смыслу целесообразным. Именно на

простых

песенках

легко

научить

ребенка

таким

понятиям

как фраза,

предложение,

цезура

и,

отталкиваясь

от

естественной

необходимости

5

«дышать рукой», начать формирование крайне важного игрового движения, а

именно,

естественной организации работы кисти. Использование таких

простых песенок в работе развивает ребёнка и создаёт предпосылки для

перехода

к

работе

на

клавиатуре

и

формированию

основных

игровых

приёмов.

Работа на клавиатуре – как вид обучающей деятельности – вытекает

из всех выше перечисленных действий и неразрывно с ними связана. Ребенок

пришел учиться играть на фортепиано. С первого урока мы знакомим его с

инструментом,

помогаем

удобно

сесть

на

специальном

стуле,

правильно

поставить ноги, т.е. принять удобное для работы положение. Необходимо

дать

ученику

возможность

присмотреться

к

клавиатуре,

обнять

её,

почувствовать

её

размер.

Желательно,

чтобы

ребенок

сам

увидел

закономерность

в

расположении

белых

и

черных

клавиш.

Процесс

запоминания расположения регистров, клавиш и их названий должен идти

параллельно всем другим действиям. Существуют различные методики по

изучению с ребенком клавиатуры и запоминания расположения клавиш, все

они

имеют

право

на

использование.

Главная

цель,

чтобы

ребенок

почувствовал себя удобно и уверенно на новой для него территории.

Кажется совершенно естественным - садись и будем играть! И сразу

возникает противоречие между ожиданием ребенка и тем, что он на самом

деле может. Уровень природной приспособляемости у всех разный, кроме

того, встречаются явно выраженные дефекты - короткий 5 палец, слабые

выгибающиеся

фаланги,

общий

низкий

мышечный

тонус

и

т.д.

Нет

необходимости доказывать, что без упражнений не обойтись. Необходимо,

чтобы

ребёнок

почувствовал

своё

тело,

руки

и

начал

осмысленно

ими

управлять.

Хочется

отметить,

что

упражнения

более

продуктивны,

если

выполнять их, сопровождая движение словами или стишками. В этом случаи

лучше развивается координация, а произнесение текста способствует снятию

лишнего напряжения в области шеи и нижней челюсти. Дети с интересом

занимаются гимнастикой и упражнениями, особенно если они проводятся на

знакомом

для

них

стихотворном

материале.

Каждый

педагог

имеет

свой

набор упражнений, проверенных временем и собственным опытом. Полезные

советы

можно

найти

в

работах

отечественных

и

зарубежных

педагогов,

которые

издаются

достаточно

регулярно.

Упражнения

помогают

ребенку

почувствовать

свои

руки,

узнать

их

строение,

осознать

возможность

управления

ими.

В

конечном

итоге

их

целью

является

естественная

организация первичных игровых движений.

Гимнастика и упражнения:

- крупные движения (махи и т.п.) в положении стоя;

- с предметами (мячик, карандаш) в положении стоя и сидя;

- пальчиковые игры;

- на крышке фортепиано;

- на клавиатуре.

Обширный

практический

материал

по

этой

теме

можно

найти

в

педагогических пособиях:

6

- Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова «Путь к музицированию»

- О. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь»

- Поддубная Е. «Музыкальные пальчиковые игры» и других.

В среде музыкальных педагогов не угасает интерес к развивающей

системе

Карла

Орфа,

пользуется

популярностью

направление

- Орф-

педагогика, стали

переиздаваться

книги,

посвященные

его

детищу

«Шульверку». Особенно активно элементами и приемами

этой системы

пользуются педагоги музыки дошкольных образовательных учреждений, т.е.

детских садов. В условиях музыкальных школ с большой пользой можно

использовать

такой

элемент

системы

как

игра

на

детских

шумовых

инструментах.

Эта

работа

дает

большие

и

достаточно

быстрые

положительные результаты.

1. Простейшие шумовые инструменты не требуют особых навыков игры.

Детям легко, и они полностью могут сосредоточиться на тех музыкальных

исполнительских задачах, которые ставит преподаватель.

2. Работа проходит в группе, в ансамбле, что очень нравится детям.

3.

При

условии

систематической

работы

возможно

довольно

быстрое

разучивание и подготовка концертных номеров, которые нравятся как самим

исполнителям, так и слушателям.

Каждый педагог легко может создать с учениками класса маленький

ансамбль.

Состав

может

быть

любой,

например:

металлофон,

шумовой

инструмент,

бубен,

фортепиано.

Распределение

задач:

металлофон

играет

мелодию, бубен даёт метр, шумовой создаёт фон, фортепиано выполняет

гармоническую

поддержку

и

обрамляет,

обогащает

исполнение.

Партия

фортепиано

- это педагог, остальное – ученики 1-2 классов. В качестве

репертуара для таких составов лучше использовать простые детские польки,

танцы, марши. В процессе такой работы решается много педагогических и

образовательных задач:

- закрепляется интерес к музыкальным занятиям;

- воспитывается чувство коллективной ответственности за исполнение;

- формируются навыки игры в ансамбле;

- развивается концентрация внимания, умение слушать партнеров;

- развивается ощущение пульсации, сильных и слабых долей, соотношение

длительностей;

- идет активное развитие метро-ритма;

- происходит закрепление понятий размер, цезура, вступление, проигрыш;

- возможно быстрое решение возникающих ритмических трудностей и т.п.

Этот

вид

работы

несет

в

себе

большой

как

развивающий,

так

и

обучающий

потенциал,

может

превратить

любое

рядовое

занятие

в

увлекательную игру.

Разрабатывая учебные программы, мы

обозначаем знания, умения и

навыки, которыми должен овладеть ученик за тот или иной период обучения.

Программа 1 года обучения тоже содержит эти указания. И каждый педагог

планирует

этапы обучения

ребенка

в

соответствии

с

программными

требованиями. Именно этот момент содержит в себе главное противоречие

7

начального периода обучения. Каждый ребенок индивидуален, у каждого

момент

перехода

от

игры,

от

развивающих

видов

деятельности

непосредственно к обучению наступает в разное время. Многие просто не

укладываются

в

отведенные

программой

временные

параметры,

и

мы

начинаем говорить, что ребенок не справляется, отстает, бесперспективен.

Таких

детей,

к

сожалению,

немало.

Однако,

если

посмотреть

с

другой

стороны,

происходит

то,

для

чего

и

была

принята

за

основу

форма

индивидуального обучения - каждый ученик в своем развитии идет по своему

пути. Педагогу необходимо обладать чуткостью, чтобы понять и помочь

ребенку пройти этот путь, не форсируя естественный ход развития, и великим

терпением, чтобы увидеть результаты совместной с учеником работы.

Список рекомендуемой литературы

1.

Брянская Ф. Д. «Фортепианная школа Фаины Брянской». - СПб, 2013г.

2.

Баренбойм

Л.

«Элементарное

музыкальное

воспитание

по

системе

Карла Орфа». - М., 2001г.

3.

«Как научить играть на рояле» / сост. Грохотов С.В. - М., 2006г.

4.

Королькова И. «Крохе – музыканту». – Ростов н/Дону: Феникс, 2007г.

5.

Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

6.

инструментах». - М., 2000г.

7.

Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!». - СПб,

2013г.

8.

«Оркестр в классе» / сост. Лаптев И. Г. - М., 2001г.

9.

Пилипенко Л. «Начнем с ритма». - М.: изд. Катанский, 2012г.

10.Поддубная

Е.

«Музыкальные

пальчиковые

игры».

-

Ростов

н/Дону,

2014г.

11.Радынова О. П. «Методика музыкального воспитания и развития детей

дошкольного возраста». - М., 2008г.

12.Тютюнникова Т. Э. «Видеть музыку и танцевать стихи». - М., 2003г.

13.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». - М., 2012г.

14.

Шмидт-Шкловская А. А. «О воспитании пианистических навыков».

-М., 2014г.

8



В раздел образования