Автор: Васильева Елена Валерьевна
Должность: преподаватель по классу "Фортепиано"
Учебное заведение: "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: Методическая разработка (из опыта работы)
Тема: Развивающие и обучающие виды деятельности в классе Фортепиано с учащимися 1-2 года обучения
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
муниципального образования «Холмский городской округ»
«Развивающие и обучающие виды деятельности
в классе «Фортепиано» с учащимися 1-2 года обучения»
(Из опыта работы)
Выполнила: Васильева Е.В.,
преподаватель по классу «Фортепиано»
высшей квалификационной категории
Холмск, 2020г.
Решение о поступлении ребенка в музыкальную школу чаще всего
принимают
родители.
Мотивация
у
всех
приблизительно
одинакова:
для
общего развития, знакомые занимаются, нет особого выбора. Ребенок 6-ти
летнего возраста до конца не понимает, что значит учиться в музыкальной
школе. На вопрос: «Ты хочешь учиться играть на этом инструменте?» -
большинство
детей
отвечают
утвердительно.
Однако
проходит
совсем
немного времени, и меняется как настроение, так и желание, а также ответ на
тот же вопрос. Почему это происходит? На мой взгляд, оттого, что ни сам
ребёнок, ни его родители не готовы в полной мере к тому, что мы называем
обучением музыке. Вместо ожидаемого чуда, маленький ученик попадает в
ситуацию,
когда его
знакомят
с
понятиями,
которые
он
еще
не
готов
воспринять,
задают
неинтересные,
с
его
точки
зрения,
задания.
А
фортепиано,
хоть
и
красивый
инструмент,
но
при
близком
знакомстве
оказывается не очень послушным и даже коварным.
На мой взгляд, одной из главных задач начального обучения является
формирование и развитие у ребенка осознанного и стойкого интереса к
занятиям музыкой. Проходя этап приемных испытаний перед комиссией,
ребенок редко до конца раскрывает свои способности. Кто-то стесняется,
боится, кто-то не понимает, чего от него хотят. Кто-то наоборот очень бойко
поет песенки и рассказывает отрепетированное стихотворение. Ни тот, ни
другой
вариант
не
дают
возможности
до
конца
определить
потенциал
ребенка, его готовность к процессу обучения и развития. И тем более не
служат гарантией успешного обучения. Решение приёмной комиссии носит
скорее рекомендательный характер, что
не исключает возможной ошибки.
Став учеником музыкальной школы, ребёнок попадает в незнакомую для себя
обстановку,
а
преподаватель
обретает
в
его
лице
нового
подопечного,
с
которым необходимо подружиться, понять и изучить. И, что самое важное,
научить!
Преподавателю
необходимо
ответить
на
целый
ряд
вопросов,
касающихся индивидуальных особенностей ребенка.
1.Психологические особенности.
- темперамент;
- готовность к общению и сотрудничеству;
- уровень общего развития, увлечения;
- уровень развития речи;
- уровень развития внимания и памяти;
- способность анализировать (сравнение, обобщение);
- развитие воображения и так далее.
2. Наличие специальных музыкальных данных.
- слух, ритм, метр, интонирование;
- физиологические особенности игрового аппарата.
3. Внешние факторы
- здоровье;
- наличие условий для занятий (инструмент);
-заинтересованность членов семьи.
2
Знание
и
понимание
этих
особенностей
поможет
педагогу
сформировать взаимоотношения с ребёнком, продумать и создать условия для
спокойного процесса развития и обучения. Именно развитие тех качеств и
задатков, которые есть у ребёнка, и, конечно, тех, которых маловато, на мой
взгляд, и должно лечь в основу обучения. Обучающая деятельность ученика
на начальном этапе должна строиться на основе развивающей, следовать за
ней,
вытекать
из
неё.
Навыки
и
знания,
приобретенные
на
основе
собственных действий и опыта, закрепляются значительно лучше и дают
более ощутимые результаты, чем просто заложенные в голову правила и
приемы.
Развивающие и обучающие моменты в работе с начинающими
учащимися очень тесно переплетены. Порой невозможно точно определить
грань, что отделяет одно от другого. Бесспорным остается, на мой взгляд, то,
что
отталкиваться
в
процессе
работы
следует
от
задач, связанных
с
развитием ребенка. Имеющиеся задатки музыкальных способностей, как и
любых других, нуждаются в постоянном развитии.
Даже при отсутствии
ярко
выраженных
музыкальных
способностей
возможно
сформировать
у
ребенка
желание
и
предпосылки
для
занятий
музыкой.
Первое,
что
необходимо сделать, это погрузить его в мир звуков, помочь почувствовать и
понять
этот
мир,
научить
ориентироваться
в
огромном
музыкальном
многообразии.
Слушание
–
именно
этот
вид
деятельности
лежит
в
основе
музыкального воспитания и развития. Через слух младенец воспринимает
этот мир, реагируя на голос матери. Благодаря слуху человек учится говорить
на
родном
языке.
И
музыкальный
язык
он
воспринимает
через
слух,
бессознательно, на уровне рефлексов. Более осознанное восприятие музыки
начинает формироваться дома в семье, далее на музыкальных занятиях в
детском саду, если ребенок посещает его. В план таких музыкальных занятий
слушание входит как обязательный раздел и лежит в основе обучения музыке.
Как правило, музыкальный кругозор современных детей специфичен и узок,
нуждается в расширении и, если можно так выразиться, окультуривании.
Особенно это проявляется в нашей провинции, где в большинстве семьей
традиция посещения концертов отсутствует, да и сами концерты достаточно
редки. Слушание на уроке «фортепиано» лучше проводить систематически,
продуманно выбирая музыкальный материал для слушания и совместного
обсуждения. Что дает такая форма работы? Развивается навык активного
слушания
музыки,
концентрируется
внимание,
включается
воображение,
память,
продуктивное
мышление, развивается
речь.
При
условии
включения
в
процесс
слушания
оркестровых
звукозаписей,
появляется
возможность значительно расширить кругозор ребенка, познакомить его с
другими музыкальными инструментами. Чему можно научить ребенка в
результате совместного прослушивания музыкальных произведений? Такие
важные
понятия
как
регистр,
тембр,
пульс,
сильная
и
слабая
доли,
длительность звука, пауза, динамические оттенки (f
и p), темп, лад, жанр
(марш, песня, танец) - все эти новые для него термины становятся более
3
понятными
и
доступными
при
непосредственном
общении
с
музыкой.
Педагогический репертуар ученика-пианиста очень богат, и вопроса о том,
какими сборниками пользоваться, в принципе стоять не может. Классические
альбомы для детей и юношества (П. Чайковский, Р. Шуман, Г. Свиридов, А.
Гречанинов и др.) содержат россыпь прекрасных образных и характерных
пьес, понятных ребёнку. Многие современные их издания снабжены яркими
иллюстрациями, которые дают импульс
для полета
детской фантазии.
Активное слушание может способствовать возникновению желания сесть за
инструмент
и
попробовать
сделать
что-то
самому.
Можно
предложить
ребенку
в
виде
импровизации
проиллюстрировать,
например,
какой-либо
рассказ (поход в лес, дождь и т.п.), используя услышанные звуковые эффекты
и приемы. Главное, чтобы это желание закрепилось, а процесс обучения
развивался
естественным
образом
и
являлся
следствием
накопления
определенных слуховых впечатлений, а не наоборот.
Движение
в
музыке
–
самая
естественная
реакция
при
слушании
музыки, движение – как мышечный отклик на звучащую музыку. Этот вид
деятельности вытекает непосредственно из момента слушания. Движение –
это не обязательно танец. Это может быть самое простое покачивание головы
или корпуса, махи руками, притопывание ногой, хлопки – движения, которые
может выполнить любой ребенок без серьезных физических проблем. В то же
время,
такие
простейшие
движения
помогут
преподавателю
определить
наличие у ребенка чувства метра, внутреннего пульса. Метр, пульсация – все
живое вокруг пульсирует, пульс живет внутри каждого из нас, пульсирует
вселенная,
разница
лишь
в
частоте
пульса,
его
скорости,
темпе.
Но,
к
сожалению, все чаще встречаются дети с нарушением чувства метра, т. е.
внутренней пульсации. Не нужно пытаться уйти от попыток решения этой
проблемы, это просто невозможно.
Вариантов движения в музыке немало. Рассмотрим, к примеру, любой
марш. Что возможно сделать, работая с таким музыкальным эпизодом:
- маршировать как по классу, так и на месте, работая при этом руками
(развиваем метр, ощущение пульсации, координацию движений);
- дирижировать, свободно размахивая руками (ощущение пульсации, понятие
сильной доли, упражнение для освобождения плечевого пояса);
-
создать
простейший
ансамбль,
например,
учитель
играет,
а
ребёнок
отмечает долю (пульс), хлопая в ладоши, или стучит деревянными ложками,
или играет на клавиатуре предложенный звук;
- записать шаги (пульсацию) при помощи черточек (графическая нотопись).
Движение
в
музыке
способствует
развитию чувства
метра
и
пульсации, а так же ведет к освоению таких понятий как сильная и слабая
доли, длительность. Помимо этого, любое движение в музыке в той или
иной степени способствует избавлению от мышечной зажатости, которая
присутствует практически у каждого современного ребенка.
Подпевание, пение – такая же естественная реакция на слушание
музыки,
как
и
движение.
Вопрос
в
том, как дети понимают пение.
С
позиции взрослого музыканта, все дети поют или подпевают, но не все умеют
4
точно воспроизводить нужную высоту звука, т.е. чисто интонировать. Для
самого ребенка важно не то, как он поет (фальшиво или чисто), а о чем поет,
важно настроение, характер и содержание песенки. Чаще дети стараются в
пении передать именно это, не задумываясь о том, искажают они мелодию
или
нет.
Это
особенно
хорошо
видно
на
утренниках
и
музыкальных
праздниках в детских садах. Умение интонировать не является определяющей
характеристикой музыкальных способностей ребенка. Этому можно и нужно
учить, тем более что интонирование поддается развитию лучше, чем метро-
ритм.
Как
можно
использовать
пение
в
обучающих
целях
на
уроках
«фортепиано»?
Пение
–
это
основа
для
формирования
многих
важных
навыков. Начиная с 2х-3х звучных попевок, необходимо добиваться не только
чистоты интонирования, но и смело переходить к подбору на клавиатуре
этих песенок, попутно объясняя, что мелодия имеет направление движения -
вверх или вниз, возможно повторение звука, перешагивание через клавишу и
т.д.
Каждому
педагогу
знакома
детская
песенка «Едет,
едет
паровоз».
Разучивая её с ребёнком, можно не только поработать над интонированием,
но и многое объяснить и многому научить. Она хорошо воспринимается
детьми, слова легко запоминаются, мелодия простая и ясно выстроенная.
Исполняя (голосом) с ребёнком эту песенку, нужно помочь ему почувствовать
направление движения мелодии:1и 2 фразы вверх , 3 и 4 фразы вниз. Можно
для начала показывать ладошкой, как паровоз поднимается в горку, а потом с
неё спускается. Этот приём способствует
формированию осознанного и
более чистого интонирования. Необходимо обратить внимание на повторение
некоторых звуков (3 и 4 фразы), чередование разных по длительности звуков,
и можно предложить хлопать ритмический рисунок (педагог играет, ребёнок
хлопает). Следующий этап – ребёнок сам играет песенку. Очень удобные
варианты подбора от нот «ДО» и «СОЛЬ». Как правило, большинство ребят
легко
справляются
с
этим
заданием.
По
мере
освоения
песенки
можно
объяснить
ребенку
принцип аккомпанемента
и
перейти
к
его
поиску
(подбору) в самом примитивном виде (басовая поддержка по одному звуку).
Этот
момент
важен,
потому
что
закладывает
основу
для
развития
гармонического слуха и чувства ладового тяготения.
Целесообразно
проводить работу в разных регистрах, и от разных клавиш, чтобы ребёнок
привыкал двигаться по всей клавиатуре. А подбор песенки от разных звуков
служит формированию такого важного навыка как транспонирование. Таких
примеров
для
работы
у
каждого
преподавателя
должно
быть
немало.
А
пополнять
репертуар
можно
из
современных
хрестоматий
и
пособий,
например Королькова И. «Крохе-музыканту».
Пение невозможно без взятия дыхания, вся музыкальная ткань любого
произведения пронизана живым дыханием, без него она мертва. Дыхание в
музыке должно быть осознанным и по смыслу целесообразным. Именно на
простых
песенках
легко
научить
ребенка
таким
понятиям
как фраза,
предложение,
цезура
и,
отталкиваясь
от
естественной
необходимости
5
«дышать рукой», начать формирование крайне важного игрового движения, а
именно,
естественной организации работы кисти. Использование таких
простых песенок в работе развивает ребёнка и создаёт предпосылки для
перехода
к
работе
на
клавиатуре
и
формированию
основных
игровых
приёмов.
Работа на клавиатуре – как вид обучающей деятельности – вытекает
из всех выше перечисленных действий и неразрывно с ними связана. Ребенок
пришел учиться играть на фортепиано. С первого урока мы знакомим его с
инструментом,
помогаем
удобно
сесть
на
специальном
стуле,
правильно
поставить ноги, т.е. принять удобное для работы положение. Необходимо
дать
ученику
возможность
присмотреться
к
клавиатуре,
обнять
её,
почувствовать
её
размер.
Желательно,
чтобы
ребенок
сам
увидел
закономерность
в
расположении
белых
и
черных
клавиш.
Процесс
запоминания расположения регистров, клавиш и их названий должен идти
параллельно всем другим действиям. Существуют различные методики по
изучению с ребенком клавиатуры и запоминания расположения клавиш, все
они
имеют
право
на
использование.
Главная
цель,
чтобы
ребенок
почувствовал себя удобно и уверенно на новой для него территории.
Кажется совершенно естественным - садись и будем играть! И сразу
возникает противоречие между ожиданием ребенка и тем, что он на самом
деле может. Уровень природной приспособляемости у всех разный, кроме
того, встречаются явно выраженные дефекты - короткий 5 палец, слабые
выгибающиеся
фаланги,
общий
низкий
мышечный
тонус
и
т.д.
Нет
необходимости доказывать, что без упражнений не обойтись. Необходимо,
чтобы
ребёнок
почувствовал
своё
тело,
руки
и
начал
осмысленно
ими
управлять.
Хочется
отметить,
что
упражнения
более
продуктивны,
если
выполнять их, сопровождая движение словами или стишками. В этом случаи
лучше развивается координация, а произнесение текста способствует снятию
лишнего напряжения в области шеи и нижней челюсти. Дети с интересом
занимаются гимнастикой и упражнениями, особенно если они проводятся на
знакомом
для
них
стихотворном
материале.
Каждый
педагог
имеет
свой
набор упражнений, проверенных временем и собственным опытом. Полезные
советы
можно
найти
в
работах
отечественных
и
зарубежных
педагогов,
которые
издаются
достаточно
регулярно.
Упражнения
помогают
ребенку
почувствовать
свои
руки,
узнать
их
строение,
осознать
возможность
управления
ими.
В
конечном
итоге
их
целью
является
естественная
организация первичных игровых движений.
Гимнастика и упражнения:
- крупные движения (махи и т.п.) в положении стоя;
- с предметами (мячик, карандаш) в положении стоя и сидя;
- пальчиковые игры;
- на крышке фортепиано;
- на клавиатуре.
Обширный
практический
материал
по
этой
теме
можно
найти
в
педагогических пособиях:
6
- Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова «Путь к музицированию»
- О. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь»
- Поддубная Е. «Музыкальные пальчиковые игры» и других.
В среде музыкальных педагогов не угасает интерес к развивающей
системе
Карла
Орфа,
пользуется
популярностью
направление
- Орф-
педагогика, стали
переиздаваться
книги,
посвященные
его
детищу
–
«Шульверку». Особенно активно элементами и приемами
этой системы
пользуются педагоги музыки дошкольных образовательных учреждений, т.е.
детских садов. В условиях музыкальных школ с большой пользой можно
использовать
такой
элемент
системы
как
игра
на
детских
шумовых
инструментах.
Эта
работа
дает
большие
и
достаточно
быстрые
положительные результаты.
1. Простейшие шумовые инструменты не требуют особых навыков игры.
Детям легко, и они полностью могут сосредоточиться на тех музыкальных
исполнительских задачах, которые ставит преподаватель.
2. Работа проходит в группе, в ансамбле, что очень нравится детям.
3.
При
условии
систематической
работы
возможно
довольно
быстрое
разучивание и подготовка концертных номеров, которые нравятся как самим
исполнителям, так и слушателям.
Каждый педагог легко может создать с учениками класса маленький
ансамбль.
Состав
может
быть
любой,
например:
металлофон,
шумовой
инструмент,
бубен,
фортепиано.
Распределение
задач:
металлофон
играет
мелодию, бубен даёт метр, шумовой создаёт фон, фортепиано выполняет
гармоническую
поддержку
и
обрамляет,
обогащает
исполнение.
Партия
фортепиано
- это педагог, остальное – ученики 1-2 классов. В качестве
репертуара для таких составов лучше использовать простые детские польки,
танцы, марши. В процессе такой работы решается много педагогических и
образовательных задач:
- закрепляется интерес к музыкальным занятиям;
- воспитывается чувство коллективной ответственности за исполнение;
- формируются навыки игры в ансамбле;
- развивается концентрация внимания, умение слушать партнеров;
- развивается ощущение пульсации, сильных и слабых долей, соотношение
длительностей;
- идет активное развитие метро-ритма;
- происходит закрепление понятий размер, цезура, вступление, проигрыш;
- возможно быстрое решение возникающих ритмических трудностей и т.п.
Этот
вид
работы
несет
в
себе
большой
как
развивающий,
так
и
обучающий
потенциал,
может
превратить
любое
рядовое
занятие
в
увлекательную игру.
Разрабатывая учебные программы, мы
обозначаем знания, умения и
навыки, которыми должен овладеть ученик за тот или иной период обучения.
Программа 1 года обучения тоже содержит эти указания. И каждый педагог
планирует
этапы обучения
ребенка
в
соответствии
с
программными
требованиями. Именно этот момент содержит в себе главное противоречие
7
начального периода обучения. Каждый ребенок индивидуален, у каждого
момент
перехода
от
игры,
от
развивающих
видов
деятельности
непосредственно к обучению наступает в разное время. Многие просто не
укладываются
в
отведенные
программой
временные
параметры,
и
мы
начинаем говорить, что ребенок не справляется, отстает, бесперспективен.
Таких
детей,
к
сожалению,
немало.
Однако,
если
посмотреть
с
другой
стороны,
происходит
то,
для
чего
и
была
принята
за
основу
форма
индивидуального обучения - каждый ученик в своем развитии идет по своему
пути. Педагогу необходимо обладать чуткостью, чтобы понять и помочь
ребенку пройти этот путь, не форсируя естественный ход развития, и великим
терпением, чтобы увидеть результаты совместной с учеником работы.
Список рекомендуемой литературы
1.
Брянская Ф. Д. «Фортепианная школа Фаины Брянской». - СПб, 2013г.
2.
Баренбойм
Л.
«Элементарное
музыкальное
воспитание
по
системе
Карла Орфа». - М., 2001г.
3.
«Как научить играть на рояле» / сост. Грохотов С.В. - М., 2006г.
4.
Королькова И. «Крохе – музыканту». – Ростов н/Дону: Феникс, 2007г.
5.
Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
6.
инструментах». - М., 2000г.
7.
Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!». - СПб,
2013г.
8.
«Оркестр в классе» / сост. Лаптев И. Г. - М., 2001г.
9.
Пилипенко Л. «Начнем с ритма». - М.: изд. Катанский, 2012г.
10.Поддубная
Е.
«Музыкальные
пальчиковые
игры».
-
Ростов
н/Дону,
2014г.
11.Радынова О. П. «Методика музыкального воспитания и развития детей
дошкольного возраста». - М., 2008г.
12.Тютюнникова Т. Э. «Видеть музыку и танцевать стихи». - М., 2003г.
13.Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». - М., 2012г.
14.
Шмидт-Шкловская А. А. «О воспитании пианистических навыков».
-М., 2014г.
8