Актуальные вопросы дошкольного и начального образования
Автор: Власенко Оксана Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №30 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Актуальные вопросы дошкольного и начального образования Раздел: начальное образование
к о н ф е р е н ц и я
Власенко О.А.
Актуальные вопросы дошкольного, начального и общего среднего образования
Власенко Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ г.Иркутска СОШ №30
Необходимость
реальной
преемственности
отдельных
ступеней
системы
отечественного образования – проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на
современном этапе совершенствования образования.
Обращаясь
к
проблеме
преемственности
различных
этапов
образования
в
рамках
общеобразовательной школы, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух
ключевых точках: момент поступления детей в школу и в период перехода учащихся
начальной школы в основную.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как
одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Тем не менее, в решении данного вопроса существует ряд проблем.
Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов
различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому так остро стоит вопрос
преемственности в системе образования. И, прежде всего, необходимо согласовать цели на
дошкольном и начальном школьном уровнях.
Такая
согласованность
обеспечит
общую
и
специальную
готовность
к
переходу
к
школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является
всестороннее
общее
развитие
детей
с
учётом
возросших
возможностей,
специфики
школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме,
математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в
школе
образовательно-воспитательный
процесс
должен
быть
подчинён
становлению
личности ребёнка.
Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной
системы
обучения
в
начальной
школе
новым
требованиям
социума
(исключение
–
системы развивающего обучения).
Следовательно,
следующее
направление
в
установлении
преемственности
–
обогащение образовательного содержания в начальной школе. Общая цель – обогатить
общекультурное
развитие
ребёнка
(расширить
его
информационное
пространство,
воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и
предпочтений), а не только и не столько его конкретные знания, которые он должен
воспроизводить по требованию учителя.
С
моей
точки
зрения,
существует
необходимость
усовершенствования
форм
организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной
школе.
Проблемой
является
и
отсутствие
механизма
более
активного
включения
родительской общественности в управление образованием, как в ДОУ, так и в начальной
школе. Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его
ближайшим
окружением,
«эмоциональным
тылом»
является
семья,
с
которой
образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие.
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно
произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в
решении
проблем
преемственности.
Взаимодействие
должно
осуществляться
на
различных
этапах
жизни
ребёнка:
внутри
образовательного
учреждения;
между
образовательными учреждениями; между
образовательными учреждениями и другими
институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными
и практиками и т.д.
Осуществление
преемственности
между
ДОУ
и
начальной
школой
во
многом
определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве
школы.
В
результате
формируется
личность,
адаптированная
к
обучению
в
школе
и
дальнейшей жизни.
На протяжении 15 лет наше образовательное учреждение сотрудничает с близлежащим
детским садом.
Мероприятия, проводимые на базе школы в рамках преемственности:
совместные
заседания
МО
учителей
начальных
классов
и
воспитателей
по
проблеме социализации детей;
предшкольная подготовка;
«Дни
открытых
дверей»:
для
детских
садов,
для
родителей
будущих
первоклассников и их детей. Дети знакомятся со школой (экскурсия по школе),
участвуют
в
уроке
(групповая
работа
в
разновозрастных
группах
«ученик-
дошкольник»).
В
«Дни
открытых
дверей»
для
родителей
будущих
первоклассников
и
их
детей
:
знакомство с администрацией школы и учителями, набирающими 1 класс, проводится
запись
на
консультацию
к
школьному
логопеду
и
психологу,
концерт
(выступления
учащихся
школы),
мастер-классы
для
малышей:
тестопластика,
конструирование,
аппликация из различного материала, весёлые групповые игры.
Мероприятия, проводимые на базе детского сада в рамках преемственности:
участие учителей в педагогических советах,
проведение лекториев, родительских собраний для родителей,
предшкольная
подготовка
по
программе
разработанной
совместно
учителями
школы и воспитателями;
совместные
интеллектуальные
игры
«дошкольник-школьник».
Например,
«Мой
город», «В гостях у дедушки «Байкала» и др.
Совместная
работа
со
школой
способствует:
снятию
стресса
у
будущих
первоклассников; сокращается адаптационный период ребенка в школе; у воспитателей
есть
возможность
следить
за
учёбой
своих
детей
и
вносить
коррективы
в
свою
деятельность
по
подготовке
воспитанников
к
школе;
учителя
ближе
знакомятся
с
будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Результатом
осуществления
воспитательно-образовательного
процесса
является
качественная подготовка детей к обучению в школе.
Список литературы:
1.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя [текст] /А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская. И.А.Володарская; Под
ред. А.Г.Асмолова 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
2.
Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [текст]/ Абашина В.В., Шайбакова
С.Г. // Детский сад от А до Я.- М.:Просвещение, 2008.- №5.-с.139-141.
3.
Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое
пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 170 с.