Напоминание

"Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей."


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи

начинается

процесс

индивидуального

усвоения

ребенком

общественных

норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно воспитать ребенка, но

не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному

развитию.

Отношения

родителей

между

собой,

их

отношение

к

детям,

внутрисемейная атмосфера - все это уже само по себе воспитывает личность.

Воспитать настоящего человека - непростое дело, оно требует времени, сил,

знаний, определенных навыков, высокой требовательности отца и матери к

самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей

по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой

неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей -

это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.

1 этап: Знакомство с семьей. Изучение семьи. Социальный педагог собирает

информацию

о

семье

и

сопоставляет

сведения,

полученные

из

разных

источников.

Изучает

данные

о

составе

семьи,

о

внешних

и

внутренних

контактах семьи. Узнает о ценностях, нормах, правилах и представлениях

данной

семьи;

о

способностях

и

возможностях

членов

семьи.

Собирает

информацию о материальном обеспечении, особенностях организации быта;

о состоянии здоровья, образе жизни, привычках членов семьи.

2

этап:

первичное

обследование

жилищных

условий

неблагополучной

семьи. Составление акта обследования жилищных условий семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми,

оценка их условий жизни.

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье,

изучение их действий, вывод

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей,

ценностных ориентаций.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи

7

этап:

составление

карты

семьи,

анализируется;

выявляются

проблемы

семьи.

8

этап:

координационная

деятельность

со

всеми

заинтересованными

организациями

(образовательные,

дошкольные

учреждения,

Центр

социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты,

детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам

несовершеннолетних и т.д.)

9 этап: текущие и контрольные посещения семьи.

10 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Учитывая

сложившуюся

практику,

можно

выделить

пять

форм

неблагополучных семей:

1.

Семьи,

где

присутствует

уклонение

родителей

от

выполнения

родительских обязанностей ( не кормят, не обеспечивают необходимой

одеждой,

медицинской

помощью;

антисанитарные

условия

жизни,

периодически длительное отсутствие родителей дома без уважительной

причины, оставление малолетнего ребенка одного дома без контроля со

стороны взрослых и т.д.)

2. Бытовое пьянство родителей ( семья характеризуется систематическим

злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства

посторонних лиц для распития спиртных напитков). Бытовое пьянство

часто сопровождается аморальным поведением родителей, их скандалами

и драками.

3.

Семьи,

где

родители

страдают

хроническим

алкоголизмом

или

наркоманией ( наличие хронического алкоголизма должно подтверждаться

соответствующим

медицинским

заключением).

Нередко

родитель,

страдающий хроническим алкоголизмом, не может разумно руководить

своими

действиями,

поступками

вследствие

тяжелого

психического

заболевания, отягощенного непреодолимым влечением к алкоголю. Такое

заболевание само по себе представляет особую опасность для ребенка. В

семье, где дети голодают, не имеют самого необходимого, за ними никто

не

смотрит,

они

невольно

впитывают

в

себя

нездоровую

семейную

атмосферу,

часто

под

влиянием

родителей

сами

рано

приобщаются

к

спиртным напиткам.

4. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или

других

членов

семьи

с

детьми.

Жестокое

обращение

заключается

в

физическом и психическом насилии над детьми. В первом случае речь

идет о побоях, истязаниях: сдавливании различных участков тела или

причинении

физических

страданий

любым

другим

спо собом.

Психическое насилие может быть

выражено в угрозах ( не только в

отношении ребенка, но и в отношении других - близких ему людей),

внушении

чувства

страха,

подавлении

всякой

воли

ребенка.

Особую

опасность

для

ребенка

представляет

покушение

на

его

половую

неприкосновенность.

5.

Семьи,

в

которых

родители

злоупотребляют

своими

правами.

Злоупотребление родительскими правами может иметь различные формы

выражения:

создание

условий,

затрудняющих

или

делающих

невозможным

получение

ребенком

образования;

приучение

его

к

употреблению алкогольных напитков, наркотиков; приобщение ребенка к

попрошайничеству, вовлечение в занятие проституцией. В любом случае

злоупотребление правами есть использование беспомощного состояния

ребенка, его прямой зависимости от родителей, демонстрирующих свою

власть,

даже

если

это

происходит

в

воспитательных

целях.

Злоупотребление

родительскими

правами

не

носит

характера

разовых

поступков, а выражается в целом ряде поступков и действий родителя.



В раздел образования