Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей."
Раздел: дополнительное образование
Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей.
Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи
начинается
процесс
индивидуального
усвоения
ребенком
общественных
норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно воспитать ребенка, но
не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному
развитию.
Отношения
родителей
между
собой,
их
отношение
к
детям,
внутрисемейная атмосфера - все это уже само по себе воспитывает личность.
Воспитать настоящего человека - непростое дело, оно требует времени, сил,
знаний, определенных навыков, высокой требовательности отца и матери к
самим себе. Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей
по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой
неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей -
это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.
1 этап: Знакомство с семьей. Изучение семьи. Социальный педагог собирает
информацию
о
семье
и
сопоставляет
сведения,
полученные
из
разных
источников.
Изучает
данные
о
составе
семьи,
о
внешних
и
внутренних
контактах семьи. Узнает о ценностях, нормах, правилах и представлениях
данной
семьи;
о
способностях
и
возможностях
членов
семьи.
Собирает
информацию о материальном обеспечении, особенностях организации быта;
о состоянии здоровья, образе жизни, привычках членов семьи.
2
этап:
первичное
обследование
жилищных
условий
неблагополучной
семьи. Составление акта обследования жилищных условий семьи.
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми,
оценка их условий жизни.
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье,
изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей,
ценностных ориентаций.
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи
7
этап:
составление
карты
семьи,
анализируется;
выявляются
проблемы
семьи.
8
этап:
координационная
деятельность
со
всеми
заинтересованными
организациями
(образовательные,
дошкольные
учреждения,
Центр
социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты,
детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам
несовершеннолетних и т.д.)
9 этап: текущие и контрольные посещения семьи.
10 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Учитывая
сложившуюся
практику,
можно
выделить
пять
форм
неблагополучных семей:
1.
Семьи,
где
присутствует
уклонение
родителей
от
выполнения
родительских обязанностей ( не кормят, не обеспечивают необходимой
одеждой,
медицинской
помощью;
антисанитарные
условия
жизни,
периодически длительное отсутствие родителей дома без уважительной
причины, оставление малолетнего ребенка одного дома без контроля со
стороны взрослых и т.д.)
2. Бытовое пьянство родителей ( семья характеризуется систематическим
злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства
посторонних лиц для распития спиртных напитков). Бытовое пьянство
часто сопровождается аморальным поведением родителей, их скандалами
и драками.
3.
Семьи,
где
родители
страдают
хроническим
алкоголизмом
или
наркоманией ( наличие хронического алкоголизма должно подтверждаться
соответствующим
медицинским
заключением).
Нередко
родитель,
страдающий хроническим алкоголизмом, не может разумно руководить
своими
действиями,
поступками
вследствие
тяжелого
психического
заболевания, отягощенного непреодолимым влечением к алкоголю. Такое
заболевание само по себе представляет особую опасность для ребенка. В
семье, где дети голодают, не имеют самого необходимого, за ними никто
не
смотрит,
они
невольно
впитывают
в
себя
нездоровую
семейную
атмосферу,
часто
под
влиянием
родителей
сами
рано
приобщаются
к
спиртным напиткам.
4. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или
других
членов
семьи
с
детьми.
Жестокое
обращение
заключается
в
физическом и психическом насилии над детьми. В первом случае речь
идет о побоях, истязаниях: сдавливании различных участков тела или
причинении
физических
страданий
любым
другим
спо собом.
Психическое насилие может быть
выражено в угрозах ( не только в
отношении ребенка, но и в отношении других - близких ему людей),
внушении
чувства
страха,
подавлении
всякой
воли
ребенка.
Особую
опасность
для
ребенка
представляет
покушение
на
его
половую
неприкосновенность.
5.
Семьи,
в
которых
родители
злоупотребляют
своими
правами.
Злоупотребление родительскими правами может иметь различные формы
выражения:
создание
условий,
затрудняющих
или
делающих
невозможным
получение
ребенком
образования;
приучение
его
к
употреблению алкогольных напитков, наркотиков; приобщение ребенка к
попрошайничеству, вовлечение в занятие проституцией. В любом случае
злоупотребление правами есть использование беспомощного состояния
ребенка, его прямой зависимости от родителей, демонстрирующих свою
власть,
даже
если
это
происходит
в
воспитательных
целях.
Злоупотребление
родительскими
правами
не
носит
характера
разовых
поступков, а выражается в целом ряде поступков и действий родителя.