Напоминание

Применение инновационных методов и технологий интерактивного обучения на занятиях вокалом


Автор: Преснякова Инесса Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАУДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение инновационных методов и технологий интерактивного обучения на занятиях вокалом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение инновационных методов и технологий интерактивного

обучения на занятиях вокалом.

Преснякова Инесса Юрьевна

концертмейстер вокальной студии «Улыбка»

МАУДО ЦДТ «Радуга талантов»

г. Хабаровск

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и, может быть, я запомню,

Сделай меня соучастником - и я пойму»

Китайская мудрость

Основные

задачи н а уроках

вокала

-

привить ученикам

интерес

и

любовь

к

музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной

культуры,

научить

слушать,

слышать

и

исполнять

музыкальные

произведения

различных

жанров.

Музыкальное

воспитание

как

средство

формирования

интеллекта,

эмоциональной

культуры

чувств,

нравственности

-

такой

подход

характерен

для

современной

музыкальной

педагогики.

Поэтому

необходимо

создавать условия для повышения музыкальной культуры детей.

В

настоящее

время

способность

педагога

решать

педагогические

задачи

с

привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей

его профессионализма. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на

самостоятельной учебной деятельности самих учеников, что способствует более

полной

самореализации учеников

в

процессе

обучения,

а

значит

его

эффективности.

Как

считает

наш

Президент В.В

Путин,

с

переходом

на

новые

стандарты

образования большое внимание уделяется функциональной грамотности, которую в

нашем

современном

мире

можно

считать

фактором

успешности

и

конкурентоспособности. Основными требованиями, обеспечивающими успешность

обучения на уроках вокала с использованием интерактивной технологии, являются:

·Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами

группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому

ученику.

·Непосредственное взаимодействие, при котором, все члены группы находятся друг

с другом в тесном контакте.

·Развитие

навыков

совместной

работы,

то

есть

ученики

осваивают

навыки

межличностных

отношений,

которые

необходимы

для

успешной

работы

(планирование, распределение, расспрашивание).

·Оценка

работы,

при

которой

выделяется

специальное

время,

когда

группа

оценивает успешность своей работы.

Вот

примеры

некоторых

методов

интерактивного

обучения

используемых

на

уроках вокала по методике «Критического мышления».

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип

мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не

принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым

идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора,

качества

прогноза,

ответственности

за

собственные

решения.

Конструктивную

1

основу

«технологии

критического

мышления»

составляет

базовая

модель

трех

стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором

принимается любой ответ учеников на заданный вопрос. Важно не давать оценку

высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого

на доске или листе бумаги. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить

информированность или отношение учеников к определенному вопросу. Можно

применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:

1. Задать ученикам определенную тему или вопрос для обсуждения.

2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.

3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без

возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам

неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст

ученика).

4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано

задание, и перечислить все, что записано вами со слов учеников.

5. Завершить работу, спросив учеников, какие, по их мнению, выводы можно

сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой

тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много

времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов,

выбрать главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

– обсуждения спорных вопросов;

– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в

обсуждении;

– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;

– выяснения информированности или подготовленности аудитории;

«Синквейн»

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь

слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не

так. В переводе с французского - это слово означает стихотворение (без рифмы),

состоящее

из

пяти

строк,

написанное

по

определенным

правилам.

Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале

самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как

способ

синтеза

материала.

Лаконичность

формы

развивает

способность

резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких

и кратких выражениях.

Примеры синквейна:

Музыка.

Красивая, разная.

2

Окрыляет, возбуждает, успокаивает,

Музыка жизнь человека украшает

Язык звуков

Моцарт Вольфганг Амадей.

Гений!

Светлый, солнечный.

Радуется, страдает, творит.

Это музыкальное чудо!

О, Моцарт!

Оркестр.

Оркестр.

Симфонический, камерный.

Выступает, играет, звучит.

В нем четыре группы инструментов.

Коллектив!

Дирижер.

Внимательный, музыкальный.

Руководит, управляет, организует.

В его руках чудесная палочка.

Волшебник!

Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил

название «Знаю,

хочу

узнать,

узнал».Это

один

из

способов

графической

организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так

как предусматривает комплексный подход к содержанию темы

«ЗУХ»

Знаю

Узнал

Хочу знать

Например: тема «Интервалы» ключевое слово «Интервалы».Таблица заполняется

в течение всего урока.

Круги Эйлера

Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера, вы ошибаетесь. На

самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это

называется.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или

делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А

также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его

частью.

Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно

демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в

том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще

получить ответ.

3

Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми

понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что

способствует оптимальному изучению и запоминанию.

Прием «Кластер»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать

наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при

погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной

формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или

предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,

образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с

ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши

размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и

интуиции;

- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее

определенному плану.

4

Данный

опыт

работы

позволяет

сделать

вывод,

что

использование

приёмов

и

методов критического мышления и других технологических инноваций на занятиях

вокала делают их интереснее и продуктивнее. У учеников значительно повышается

мотивация к обучению, происходит раскрепощение застенчивых детей, быстрее

происходит

овладение

новым

понятиями,

сложный

материал

становиться

доступным.

Применяя

инновационные

технологии, у

учеников

активируется

умственная

деятельность,

но

и

развивается

самостоятельно

музыкальная

деятельность которая приобретает творческий характер. При совместной работе

детский коллектив сплачивается, формируется атмосфера успешности и умение

дружить. А развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском

возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей

духовной культуры в будущем.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения

позволяет

сделать

ученика

активным

участником

педагогического

процесса,

формировать

и

развивать

познавательную

активность ученика.

Применение

интерактивных

методов

содействует

формированию

творческой,

активной

личности, способной меняться в меняющемся мире.

5



В раздел образования