Напоминание

Роль вокала в театральной студии


Автор: Павлюкова Ольга Валерьевна
Должность: педагог по вокалу
Учебное заведение: МАУДО ДТДиМ
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Роль вокала в театральной студии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль вокала в театральной студии

В преддверии празднования Дня театра хотелось бы рассказать о театральной студии

«Непоседы», которая в следующем году будет праздновать своё 15 летие. Составителем

программ «Веселое путешествие в мир творчества» и «Веселая страна детства» является

руководитель театра педагог высшей категории Шафик Елена Николаевна. Одним из курсов

программ является «Вокал», который веду я, Павлюкова Ольга Валерьевна. В студии я работаю

всего лишь три года, ежегодно принимаю с коллективом участие в различных конкурсах.

Целью работы с учащимися театральной студии «Непоседы» служит формирование духовной

культуры средствами синтеза искусств в интеграции с театром и искусства в целом, развитие

художественных способностей детей в конкретных направлениях:

– художественно-речевая и театрализованная деятельность;

– основы вокального искусства;

– основы сценического движения.

Действительно, вокал оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на

умственное

развитие,

а

также

совершенствует

основные

психические

функции

растущего

организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно

увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус,

улучшает работоспособность организма. На занятиях по вокалу большое внимание мы уделяем

развитию речи: читаем скороговорки, используем их в распевании. Используя на своих занятиях

методику Д.Е Огороднова главной задачей которой является бережное отношение к голосу,

обогащение естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных

способностей. Песенный репертуар обеспечивает обучение правильному произношению. В

процессе

работы

над

песенным

репертуаром

обогащается

словарный

запас

ребёнка,

совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается речь, так как пение требует более

чёткой артикуляции со стороны как педагога, так и учащегося. Развитый на вокальных занятиях

навык

грамотной,

четкой,

красивой

речи,

позволяет

детям

в

дальнейшем

продолжать

реализовывать себя: публично выступать в качестве ведущих игровых и концертных программ.

Вокальная деятельность в театральной студии очень важна в формировании личности ребенка,

так как концентрирует в себе эстетическое воспитание, несет творческий потенциал, служит

«полем» творческого самовыражения ребенка, средой в которой он не только творит новую

деятельность, но и преобразует сам себя, представляет многоуровневый акт художественной

коммуникации, предполагающей межличностное взаимодействие субъектов художественной

деятельности в процессе творчества. Занятия вокалом помогают учащимся поставить голос,

научиться

владеть

интонацией,

расширить

возможности

в

создании

театрального

образа.

Общение

на

занятиях по

вокалу

проходит

в

игровой,

театрализованной,

художественной,

музыкальной, активно двигательной форме. Это особый язык общения. Курс «Вокал» лишь

часть программы, но именно занятия по этому предмету могут стать основой формирования

речевого, голосового аппарата ребенка, развития памяти, воображения школьников. Занятия

вокалом активизируют культуротворческую деятельность детей и помогают готовить ребенка к

дальнейшему участию в театральной деятельности. Программа по вокалу помогает расширить

знания детей о различных вокальных стилях, жанрах и видах музыкального театра. На занятиях

в театральной студии создается благоприятный климат для творчества, помогает раскрыть

потенциал детей. В области музыкальной психологии вокал рассматривают как одну из форм

музыкотерапии,

воздействующей

на

возникновение

различных

эмоциональных

состояний.

Кроме того, пение помогает расслабиться и преодолеть стрессовое состояние, делает детей

более дружелюбными, что позволяет им легче налаживать контакты с другими детьми.

Когда

песня

прошла

стадию

разучивания,

мы

подключаем

к

пению

песен

жесты

и

несложные

движения,

что

способствует

ни

только

физическому

раскрепощению,

но

и

прочному

запоминанию

текста,

а

также

развивает

координацию

движений

ребенка.

Невозможно

переоценить значение занятий вокалом на развитие памяти, кругозора, образного мышления, на

развитие

у

детей

способности

последовательного

изложения

фактов,

событий

и

явлений.

Диагностические

данные

помогают

сделать

правильный

отбор

и

выделение

творчески

активных и способных детей для сольных номеров (вокальные данные, музыкальный слух,

чувство

ритма,

пластические

способности,

актерские

данные,

способность

творческого

самовыражения. В ходе работы по вокальным методикам наблюдается рост детей. Так при

поступлении в театральную студию «Непоседы» при первичной диагностике наблюдается

очень низкий процент детей с музыкальным слухом 10%, а к концу 1 года обучения количество

чисто поющих детей составляет 35%. Чтобы улучшить мотивацию детей посещать наши

занятия

проводятся

игры

на

сплочение,

выступления

перед

родителями,

внутристудийные

праздники, совместные экскурсии.

Хорошим показателем наших достижений является

участие во всевозможных заочных и очных конкурсах, выступление по заявкам сторонних

организаций. В феврале учащиеся нашей студии приняли участие в трех городских конкурсах

«Музыкальный калейдоскоп» принёс нам награды:

Даньшина Дарья-Лауреат 3 ст.

Дуэт Малышев Савелий и Белова Евангелина –Лауреаты 3 ст.

Гр. «Волшебники» Диплом 1 ст.

Гр. «Лайм» Диплом 2ст.

Калинина Полина Диплом 2 ст

Принимая участие в различных номинациях Фольклорного фестиваля «Ты свети, свети ярило!»

гр. «Волшебники» получили

Диплом лауреатов 1 ст., Диплом 3 степени.

Традиционно

приняли участие в конкурсе «Театральная маска» где были награждены за лучшую роль

Малышев

Савелий,

Белова

Евангелина

и

Баландина

Мария.

В

номинации

«Музыкальный

театр» гр. «Волшебники» диплом 1 ст. В номинации «Малые формы» группа «Кристалл»

получила Диплом 2 ст. Планируется принять участие в международных конкурсах. Хочется

пожелать ребятам удачи, новых открытий и впечатлений! А педагогам вдохновения!

Педагог дополнительного образования Павлюкова Ольга Валерьевна.



В раздел образования