Автор: Дубикова Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Комаричская СОШ№1
Населённый пункт: п.Комаричи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Охрана животных"
Раздел: начальное образование
Тема: Охрана животных
Цель: систематизировать знания об охране животных.
Задачи:
-
систематизировать
знания
учащихся
о
причинах
исчезновения
редких
видов
животных
в
результате деятельности человека;
- познакомить учащихся с некоторыми видами животных, нуждающихся в охране;
- формировать чувство ответственности за состояние природы, знание мер по охране животных,
правил поведения в природе
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;
- знать животных, нуждающихся в охране;
- понимать меры по охране животных и правила поведения в природе
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
- оценивать достижения на уроке;
- получать информацию из текста учебника, дополнительной научно-популярной литературы
(«Зелёные страницы», «Красная книга России»);
- формулировать выводы
Личностные:
- иметь представление о целостности окружающего мира;
- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- принимать социальную роль обучающегося.
Ресурсы урока: учебник, часть 1; рабочая тетрадь, часть 1; презентация, мультимедийный
проектор, экран, дополнительный материал из энциклопедий и других источников.
Ход урока
1.Организационный момент
Долгожданный
дан
звонок
–
Начинается
урок
.
Каждый
день
–
всегда
,
везде
,
На
занятиях
,
в
игре
,
Смело
,
чётко
говорим
И
тихонечко
сидим
.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) — Дополни таблицу.
Взаимопроверка
Сравнивание с таблицей Слайд 2
—
Посмотрите
на
слайд
3.
Скажите,
какие
животные откладывают икру?
- Какие животные откладывают яйца?
- Какие рождают живых детенышей?
Группа
животных
Размножение
Развитие
Насекомые
Откладывают яйца
Мечут икру
Икра – малёк - рыба
Земноводные
Икра
–
головастик
-
лягушка
Пресмыкающиеся
Откладывают яйца
Откладывают яйца
Млекопитающие
Яйцо – личинка –
куколка – взрослое
насекомое;
яйцо-личинка-насекомое
Рыбы
Мечут икру
Яйцо – детёныш –
взрослое животное
Птицы
Яйцо – птенец –
взрослая птица
Рождают детёнышей
Детёныш – взрослое
животное
- Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены?
Слайд 4,5,6,7
III. Самоопределение к деятельности
- Ребята, помогите мне разгадать главное слово в этом кроссворде. Слайд 8
Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.(соболь)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.(журавли)
В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты.(лебедь)
Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)
Д о
ч е г о
и з я щ н ы й
в и д ,
э т а
п т и ц а
в с е х
с р а з и т !
А х ,
т ы
–
м е ч т а ,
п р о с т о
с к а з к а ,
к р а с о т а !
Я р к о
–
р о з о в ы й
н а р я д ,
г л а з к и
с о л н ы ш к о м
г о р я т
–
Так стройна, нежна, прелестна длинноногая принцесса(Фламинго)
- Какое слово получилось?
- Послушайте стихотворение
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока «Охрана животных». Слайд 9
- Да, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных.
IV. Работа по теме урока Беседа
- Скажите, пожалуйста, почему я составила кроссворд именно про этих животных? (они занесены
в Красную книгу, нуждаются в охране)
С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных,
а некоторые из них
исчезают навсегда.
- Ребята, предположите, почему этих животных называют исчезающим видом?
- Трудно сразу сказать, давайте разбираться.
Охрана животных
—
Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы
расселяться и размножаться.)
— Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой,
дарят нам радость открытий, учат нас доброте.) Слайд 10
- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных. Скажите, всегда ли мы,
люди, выполняем это правило?
- Ребята, подумайте, а как человек может навредить природе?
- Давайте, посмотрим на доску (Слайд 21) и узнаем причины исчезновения животных
Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность
животных влияют вырубка лесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей океанов.
Человек создаёт все новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух и
почву.
- Получается, что отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого,
многие
животные,
лишившиеся
привычного
места
обитания,
либо
уходят
вглубь
леса,
либо
погибают.
- Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: орёл,жук, фламинго?
Слайд 12
- Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!
—
Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о растениях и животных, которые
находятся в опасности, призывает изучать природу, охранять ее.)
- А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? Слайд 13
(
Красный
цвет-
это
значит
внимание,
стоп,
не
убивайте
животных,
не
губите
растения)
Красная
книга-
это
сигнал
опасности.
Это
не
закон
об
охране
природы,
это
лишь
факты,
собранные учеными о животных и растениях.
Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.
В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Слайд 24.
Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока
сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется
список исчезнувших животных.
Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.) (Слайд 15)
К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.
— Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные
парки.) (Слайд 16, 17,18)
— Давайте познакомимся с некоторыми из них .
(Ученики подготовили сообщения и выступают.)
Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков,
горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране
почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров
безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали
разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть
спокойны за судьбу замечательного зверя.
В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не
был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно
охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как
исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей
страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас
зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.
Астраханский заповедник создан в 1919 г. В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет
назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с
птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц
погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному
запрету на охоту на них птиц удалось спасти.
Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но
люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели
сил, чтобы их спасти.
Заповедник «Брянский лес»
На территории заповедника «Брянский лес» обитает 58 видов млекопитающих, 160 — птиц, 6
— пресмыкающихся, 12 — земноводных, 30 — рыб и 1 вид миног. В Красную книгу России занесены
русская выхухоль (Desmana moschata) и гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus). В их
числе:глухарь, мохноногий сыч, заяц-беляк, рысь, бурый медведь и др.
Брянский лес — единственное место в Европе, где встречаются все 10 видов европейских
дятлов: большой пёстрый дятел, средний пёстрый, малый пёстрый
дятел, сирийский, белоспинный, желна, седой, зелёный, трёхпалый
В октябре 2011 года в заповедник были завезены 7зубров. Всего планируется завезти около 20
животных
[2]
.
V. Физкультминутка
Скачут белочки и зайки —
Раз, два, три, раз, два, три!
Скачут, скачут на лужайке — ( Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)
Посмотри, посмотри! (Шесть прыжков на двух ногах.)
Встали — сели, встали — сели,
Вправо-влево поглядели. (Повороты головы вправо-влево.) (Слайд
VI. Закрепление изученного материала
Экологические правила
Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам
известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от
вашего поведения в природе.
- Давайте вспомним экологические правила.(Слайд 20)
1. Не разоряй птичьи гнезда.
2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-
родители могут насовсем покинуть гнездо.
3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она
легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся
взрослые животные.
5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность которых в последнее время резко
сократилась.
Причина
этого
—
широкое,
неумеренное
использование
в
сельском
хозяйстве
ядохимикатов,
к
которым
шмели
очень
чувствительны;
уничтожение
шмелиных
гнезд
при
сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение
их гнезд ради меда, который невкусен, или просто ради забавы.
9. Не разоряй муравейники.
10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 51).
— Прочитайте задание. Докажите, что животных нужно охранять.
— Расскажите, что значат для вас животные.
— Назовите своих любимых животных. Напишите.
№2 (с. 51).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Какое воздействие человека на природу изображено на рисунках? (Отрицательное.)
— Что изображено на первом рисунке? (Шум и другое 6еспокойство.)
— Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком.
— Выполните остальные задания самостоятельно. Пронумеруйте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№ 3 (с. 52).
— Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?
— Что такое Красная книга?
— Сведения о ком туда заносят?
—
Найдите
рисунки
в
приложении
к
данному
заданию.
Вырежьте
их
и
наклейте
в
соответствующие прямоугольник
(После выполнения задания проводится проверка по учебнику, с. 107.)
№ 5(с.53).
- Откройте учебник на с. 109 и выполните задании 5 в рабочей тетради. Самостоятельно найдите
зашифрованные правила условным знакам. Запишите самостоятельно.
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
— Какие правила зашифрованы этими условными знаками?
— Запишите эти правила. (После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия Слайд 21
Игра «Отгадай животное»
1.
Меня
называют
«полицейский
лесов»,
так
как
я
всегда
настороже
и
даю
знак
лесным
обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит
меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле на
лиственном или хвойном дереве. Гнездо очень маленькое и кажется всем ненадежным.
Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полевками и маленькими
птичками. Я одна из самых опасных врагов маленьких птичек. Я разоряю гнезда, выпиваю и краду
яйца, уношу птенцов. Но и от растительной пищи не отказываюсь. Я очень люблю желуди. Я их не
только ем, но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в щелку под
корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто
забываю, куда спрятала. А зимой моими запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, и
другие птицы. Но и я не остаюсь в долгу — разоряю белкины кладовые.
- Кто я? (Сойка.)
2. Мы — хищные собаки. Живем мы группами, которые по своему устройству очень похожи на
человеческое общество. Специалист, долго наблюдавший за нами, назвал нашу главную черту —
дружелюбие. Мы горячо привязаны к другим членам группы, постоянно выражаем свою любовь. Мы
очень сплоченный и дисциплинированный коллектив.
У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны
пробежать за день 65—80 км, а в случае необходимости можем развить скорость до 55—60 км/ч.
Летом мы охотимся по ночам, а днем в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и
днем, и ночью. После удачной охоты мы можем съесть по 6 кг мяса. Правда, большую часть мы
спрячем про запас. Наевшись, ложимся отдыхать, а иногда поем.
Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя
опомнились,
так
как
стали
происходить
странные
вещи.
Они
стали
подвергаться
набегам
расплодившихся зайцев, оленей, лосей.
- Кто мы? (Волки.)
3. Увидеть меня очень трудно, потому что я любит поспать. Летом сплю весь день, зимой — день
и ночь. Лишь изредка просыпаюсь и брожу по лесу.
Весной далеко от норы не ухожу: остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи не располагают
меня, аккуратного зверька, к прогулке.
Ранней весной я ем разные корни, которые легко вытаскиваю сильными лапами. Отыскиваю в
земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю все,
что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но
характер у меня мирный, в драку вступаю лишь в самом крайнем случае.
Длина моя — около метра, ноги короткие и сильные, с острыми когтями. Голова маленькая, а шея
длинная. Я — могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше
метра в минуту.
Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасности я рою в норе новые ходы,
одновременно забивая землей ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.
— Кто я? ( Барсук.)
Итог.
Все
эти
животные,
даже
те,
которые
нам
кажутся
безобразными,
ужасными,
злыми,
приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они — живые существа. Вспомните об этом,
когда просто так, ради забавы у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить
камень в беззащитного котенка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети.
Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.
Все животные - и травоядные, и хищники — нуждаются в нашей защите. Все в природе
находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. По вине человека за последние
300 лет исчезли 63
вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих
животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы
— люди! Не убивайте зверей и птиц!»
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
- Все молодцы, хорошо поработали.
- А закончить наш урок хочется словами известного
писателя Михаила Пришвина Слайд 22
Домашнее задание Слайд 23
1. Учебник: прочитать текст на с. 106—111
2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 52—54).
3. Сообщение (по желанию)