Напоминание

"Охрана животных"


Автор: Дубикова Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Комаричская СОШ№1
Населённый пункт: п.Комаричи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Охрана животных"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Охрана животных

Цель: систематизировать знания об охране животных.

Задачи:

-

систематизировать

знания

учащихся

о

причинах

исчезновения

редких

видов

животных

в

результате деятельности человека;

- познакомить учащихся с некоторыми видами животных, нуждающихся в охране;

- формировать чувство ответственности за состояние природы, знание мер по охране животных,

правил поведения в природе

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

- знать животных, нуждающихся в охране;

- понимать меры по охране животных и правила поведения в природе

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

- оценивать достижения на уроке;

- получать информацию из текста учебника, дополнительной научно-популярной литературы

(«Зелёные страницы», «Красная книга России»);

- формулировать выводы

Личностные:

- иметь представление о целостности окружающего мира;

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- принимать социальную роль обучающегося.

Ресурсы урока: учебник, часть 1; рабочая тетрадь, часть 1; презентация, мультимедийный

проектор, экран, дополнительный материал из энциклопедий и других источников.

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный

дан

звонок

Начинается

урок

.

Каждый

день

всегда

,

везде

,

На

занятиях

,

в

игре

,

Смело

,

чётко

говорим

И

тихонечко

сидим

.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) — Дополни таблицу.

Взаимопроверка

Сравнивание с таблицей Слайд 2

Посмотрите

на

слайд

3.

Скажите,

какие

животные откладывают икру?

- Какие животные откладывают яйца?

- Какие рождают живых детенышей?

Группа

животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Мечут икру

Икра – малёк - рыба

Земноводные

Икра

головастик

-

лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Откладывают яйца

Млекопитающие

Яйцо – личинка –

куколка – взрослое

насекомое;

яйцо-личинка-насекомое

Рыбы

Мечут икру

Яйцо – детёныш –

взрослое животное

Птицы

Яйцо – птенец –

взрослая птица

Рождают детёнышей

Детёныш – взрослое

животное

- Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены?

Слайд 4,5,6,7

III. Самоопределение к деятельности

- Ребята, помогите мне разгадать главное слово в этом кроссворде. Слайд 8

Нежнейший мех одет на нем,

Блестящий, шелковистый,

Лентяй и соня кроха днем,

А ночью ловкий, быстрый.(соболь)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти.(журавли)

В зоопарке, в тиши вод,

Птица белая плывёт.

Взгляд её, изгиб спины –

Всё в ней дивной красоты.(лебедь)

Родственник домашней киске,

Этот зверь не робкий.

Бродит хищник уссурийский

По таежной тропке. (Тигр)

Д о

ч е г о

и з я щ н ы й

в и д ,

э т а

п т и ц а

в с е х

с р а з и т !

А х ,

т ы

м е ч т а ,

п р о с т о

с к а з к а ,

к р а с о т а !

Я р к о

р о з о в ы й

н а р я д ,

г л а з к и

с о л н ы ш к о м

г о р я т

Так стройна, нежна, прелестна длинноногая принцесса(Фламинго)

- Какое слово получилось?

- Послушайте стихотворение

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока «Охрана животных». Слайд 9

- Да, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить об охране животных.

IV. Работа по теме урока Беседа

- Скажите, пожалуйста, почему я составила кроссворд именно про этих животных? (они занесены

в Красную книгу, нуждаются в охране)

С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных,

а некоторые из них

исчезают навсегда.

- Ребята, предположите, почему этих животных называют исчезающим видом?

- Трудно сразу сказать, давайте разбираться.

Охрана животных

Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы

расселяться и размножаться.)

— Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой,

дарят нам радость открытий, учат нас доброте.) Слайд 10

- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных. Скажите, всегда ли мы,

люди, выполняем это правило?

- Ребята, подумайте, а как человек может навредить природе?

- Давайте, посмотрим на доску (Слайд 21) и узнаем причины исчезновения животных

Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность

животных влияют вырубка лесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей океанов.

Человек создаёт все новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух и

почву.

- Получается, что отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого,

многие

животные,

лишившиеся

привычного

места

обитания,

либо

уходят

вглубь

леса,

либо

погибают.

- Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: орёл,жук, фламинго?

Слайд 12

- Эти животные внесены в Красную книгу России. Их надо спасти!

Для чего нужна Красная книга? (Она рассказывает о растениях и животных, которые

находятся в опасности, призывает изучать природу, охранять ее.)

- А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? Слайд 13

(

Красный

цвет-

это

значит

внимание,

стоп,

не

убивайте

животных,

не

губите

растения)

Красная

книга-

это

сигнал

опасности.

Это

не

закон

об

охране

природы,

это

лишь

факты,

собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Слайд 24.

Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока

сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется

список исчезнувших животных.

Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби.) (Слайд 15)

К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.

— Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные

парки.) (Слайд 16, 17,18)

— Давайте познакомимся с некоторыми из них .

(Ученики подготовили сообщения и выступают.)

Воронежский заповедник. Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, куниц, хорьков,

горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране

почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом. Ради этого меха на бобров

безжалостно охотились. В дальнейшем охота на этих зверей была запрещена полностью. Их стали

разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут быть

спокойны за судьбу замечательного зверя.

В Приокско-террасном заповеднике, кроме бобров, живут еще лоси, зубры. Когда-то зубр не

был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на них самих постоянно

охотились. И вот зубры стали редкими, а потом... Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как

исчезли дикие быки и странствующие голуби. Но люди сумели спасти их. Много лет ученые нашей

страны и других стран разводили их. Это было очень трудно, но труд не пропал даром. Сейчас

зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в заповедниках и зоопарках.

Астраханский заповедник создан в 1919 г. В нем обитают пеликаны и цапли. Примерно 100 лет

назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с

птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц

погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось... Только благодаря полному

запрету на охоту на них птиц удалось спасти.

Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие другие птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но

люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели

сил, чтобы их спасти.

Заповедник «Брянский лес»

На территории заповедника «Брянский лес» обитает 58 видов млекопитающих, 160 — птиц, 6

— пресмыкающихся, 12 — земноводных, 30 — рыб и 1 вид миног. В Красную книгу России занесены

русская выхухоль (Desmana moschata) и гигантская вечерница (Nyctalus lasiopterus). В их

числе:глухарь, мохноногий сыч, заяц-беляк, рысь, бурый медведь и др.

Брянский лес — единственное место в Европе, где встречаются все 10 видов европейских

дятлов: большой пёстрый дятел, средний пёстрый, малый пёстрый

дятел, сирийский, белоспинный, желна, седой, зелёный, трёхпалый

В октябре 2011 года в заповедник были завезены 7зубров. Всего планируется завезти около 20

животных

[2]

.

V. Физкультминутка

Скачут белочки и зайки —

Раз, два, три, раз, два, три!

Скачут, скачут на лужайке — ( Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.)

Посмотри, посмотри! (Шесть прыжков на двух ногах.)

Встали — сели, встали — сели,

Вправо-влево поглядели. (Повороты головы вправо-влево.) (Слайд

VI. Закрепление изученного материала

Экологические правила

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам

известные животные: белка, синица, дятел, лягушки, жабы и др. Их жизнь часто зависит от вас, от

вашего поведения в природе.

- Давайте вспомним экологические правила.(Слайд 20)

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.

Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-

родители могут насовсем покинуть гнездо.

3. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она

легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся

взрослые животные.

5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

8. Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность которых в последнее время резко

сократилась.

Причина

этого

широкое,

неумеренное

использование

в

сельском

хозяйстве

ядохимикатов,

к

которым

шмели

очень

чувствительны;

уничтожение

шмелиных

гнезд

при

сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение

их гнезд ради меда, который невкусен, или просто ради забавы.

9. Не разоряй муравейники.

10. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 51).

— Прочитайте задание. Докажите, что животных нужно охранять.

— Расскажите, что значат для вас животные.

— Назовите своих любимых животных. Напишите.

№2 (с. 51).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— Какое воздействие человека на природу изображено на рисунках? (Отрицательное.)

— Что изображено на первом рисунке? (Шум и другое 6еспокойство.)

— Поставьте цифру 6 рядом с первым рисунком.

— Выполните остальные задания самостоятельно. Пронумеруйте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

№ 3 (с. 52).

— Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?

— Что такое Красная книга?

— Сведения о ком туда заносят?

Найдите

рисунки

в

приложении

к

данному

заданию.

Вырежьте

их

и

наклейте

в

соответствующие прямоугольник

(После выполнения задания проводится проверка по учебнику, с. 107.)

№ 5(с.53).

- Откройте учебник на с. 109 и выполните задании 5 в рабочей тетради. Самостоятельно найдите

зашифрованные правила условным знакам. Запишите самостоятельно.

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— Какие правила зашифрованы этими условными знаками?

— Запишите эти правила. (После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия Слайд 21

Игра «Отгадай животное»

1.

Меня

называют

«полицейский

лесов»,

так

как

я

всегда

настороже

и

даю

знак

лесным

обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит

меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле на

лиственном или хвойном дереве. Гнездо очень маленькое и кажется всем ненадежным.

Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полевками и маленькими

птичками. Я одна из самых опасных врагов маленьких птичек. Я разоряю гнезда, выпиваю и краду

яйца, уношу птенцов. Но и от растительной пищи не отказываюсь. Я очень люблю желуди. Я их не

только ем, но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в щелку под

корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто

забываю, куда спрятала. А зимой моими запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, и

другие птицы. Но и я не остаюсь в долгу — разоряю белкины кладовые.

- Кто я? (Сойка.)

2. Мы — хищные собаки. Живем мы группами, которые по своему устройству очень похожи на

человеческое общество. Специалист, долго наблюдавший за нами, назвал нашу главную черту —

дружелюбие. Мы горячо привязаны к другим членам группы, постоянно выражаем свою любовь. Мы

очень сплоченный и дисциплинированный коллектив.

У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны

пробежать за день 65—80 км, а в случае необходимости можем развить скорость до 55—60 км/ч.

Летом мы охотимся по ночам, а днем в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и

днем, и ночью. После удачной охоты мы можем съесть по 6 кг мяса. Правда, большую часть мы

спрячем про запас. Наевшись, ложимся отдыхать, а иногда поем.

Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя

опомнились,

так

как

стали

происходить

странные

вещи.

Они

стали

подвергаться

набегам

расплодившихся зайцев, оленей, лосей.

- Кто мы? (Волки.)

3. Увидеть меня очень трудно, потому что я любит поспать. Летом сплю весь день, зимой — день

и ночь. Лишь изредка просыпаюсь и брожу по лесу.

Весной далеко от норы не ухожу: остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи не располагают

меня, аккуратного зверька, к прогулке.

Ранней весной я ем разные корни, которые легко вытаскиваю сильными лапами. Отыскиваю в

земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю все,

что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но

характер у меня мирный, в драку вступаю лишь в самом крайнем случае.

Длина моя — около метра, ноги короткие и сильные, с острыми когтями. Голова маленькая, а шея

длинная. Я — могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше

метра в минуту.

Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасности я рою в норе новые ходы,

одновременно забивая землей ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.

— Кто я? ( Барсук.)

Итог.

Все

эти

животные,

даже

те,

которые

нам

кажутся

безобразными,

ужасными,

злыми,

приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они — живые существа. Вспомните об этом,

когда просто так, ради забавы у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить

камень в беззащитного котенка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети.

Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

Все животные - и травоядные, и хищники — нуждаются в нашей защите. Все в природе

находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. По вине человека за последние

300 лет исчезли 63

вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих

животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: «Люди, пожалуйста, помните, что вы

— люди! Не убивайте зверей и птиц!»

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

- Все молодцы, хорошо поработали.

- А закончить наш урок хочется словами известного

писателя Михаила Пришвина Слайд 22

Домашнее задание Слайд 23

1. Учебник: прочитать текст на с. 106—111

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7 (с. 52—54).

3. Сообщение (по желанию)



В раздел образования