Автор: Корнеева Татьяна Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: город Ершов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие успешности обучающихся"
Раздел: начальное образование
"
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса -
необходимое условие успешности обучающихся"
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих
одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д. В
начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия особенно
заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке
оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он
слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача
для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она -
легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим
требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность
усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний,
уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от
познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими
факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной
деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым
учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных
противоречий, усилить положительные, т. е. создать такие условия, при которых стало
бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого
ребенка
Учитывая это, я строю работу на уроках следующим образом: У каждого в
классе есть учащиеся, которые практически никогда не поднимают руку на уроке в
силу разных причин ( не развита речь, излишне застенчивы и т.д), а по сути они просто
не умеют правильно поставить своё общение с другими. Эту проблему помогает
решить совместный труд детей- работа в парах, группах. Данная работа даёт свои
результаты. Дети, занятые какой - либо совместной работой расценивают друг друга
как помощников, друзей. Позитивный психологический настрой улучшает, в том
числе, и усвоение учебного материала.
В настоящее время - в век интернета и сотовой связи дети чуть ли не
младенческого возраста знакомятся с компьютером. Многие из моих учеников уже
сейчас являются активными пользователями интернета. Дети моего класса участвуют
во многих олимпиадах и конкурсах, в том числе и в дистанционных.
Принимая во внимание физиологические и психологические особенности детей
младшего школьного возраста, самым подходящим средством обучения и развития
является использование на уроках игр, стихов, скороговорок, песен, сказок. Это
позволяет не только заинтересовать детей, но и помогает им усваивать материал.
Помощниками у нас на уроках являются памятки. Большинство памяток
сделали на уроках совместно. Это тоже способствует лучшему усвоению материала.
Есть возможность вспомнить, повторить пройденный материал, а не ждать помощи,
подсказки. “Лучшие из дидактов, — писал К.Д. Ушинский, - только и делают, что
повторяют, а между тем быстро идут вперед”.
В моём классе дети на уроках помогают проводить речевые разминки, устный
счёт, другие виды работы, приветствуется на уроках дополнительный материал по
теме.
Пока урок не вызывает у ребенка потребности в овладении знаниями, пока ребе-
нок не умеет определять границы своего знания (и незнания), а значит ставить
учебные задачи, пока он не поймет, что обнаруженный способ действия дает возмож-
ность двигаться вперед, занятия не могут считаться результативными. Решением этой
проблемы является работа над ошибками. Работу над типичными ошибками учащихся
класса провожу следующим образом: Предупреждение ошибок осуществляю на
каждом уроке, давая детям короткие по времени упражнения, так называемые
упражнения пятиминутки, на которых использую стихотворные упражнения по
орфографии, загадки. Они могут быть разнообразными по форме и содержанию. При
работе над индивидуальными ошибками, предложенной П.С. Жедек, при проверке
любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, а только
указываю, т. е. ставлю на полях этой строки палочку (у более слабых учеников –
подчёркиваю волнистой линией место неправильно написанной буквы). Ребёнок
должен сам догадаться, применив правило, правильное написание . После письменно
выполненной работы над ошибками, исправить карандашом неправильно написанную
букву. Подобным образом построенная работа , я считаю, дает ученикам
возможность действовать в большей степени самостоятельно.
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма
зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях:
как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше
орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников. Такой
приём позволяет лучше детям видеть, запоминать орфограммы в словах.
Важное место занимает на моих уроках самооценка, взаимопроверка.
Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик
объективно оценивает свою работу, работу одноклассника, целой группы учеников.
Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли
обосновать свою оценку. Поэтому, прежде чем вводить взаимопроверку в план урока,
я довожу до детей алгоритмы проверки. Например, прошу детей обменяться
тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не
просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и
условия его применения. Этому дети должны научиться. Для наглядного примера
сначала необходимо провести коллективную проверку вместе с учителем. То есть
весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление
ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом, дети
запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания. Я заметила,
насколько важно мнение их сверстников!
Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся
происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной
деятельности. Еще А. Дистервег писал: "Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами собственным
напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому
самодеятельность - средство и одновременно результат образования".