Автор: Волкова Людмила Ивановна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ школы - интерната №22 Невского района
Населённый пункт: Санкт -Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель - Волкова Людмила Ивановна
2018-2019 учебный год
Методы обучения математики детей с ОВЗ в
условиях реализации ФГОС в начальной школе
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в
развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим
обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья
на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения
лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного
обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного
подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-
развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными
детьми возможности для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение,
коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного
прогресса в социальном развитии.
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль
организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в
последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:
- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;
- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную
информацию.
При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее
осознать, исправить или даже избежать ее.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы
напомнить и общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения
является одним из необходимых средств повышения эффективности
коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
«Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается
усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция
их познавательных способностей.
В педагогике существует достаточно большое количество классификаций
методов обучения, в своей работе я опираюсь на классификацию
К.Ю.Бабанского:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и
проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы
самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь
арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью
психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и
мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного
контроля и самоконтроля.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае,
если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются
объективно и позитивно.
В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных
ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов
в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить
постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его
индивидуальных особенностей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
• Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
• Доступное объяснение учебного материала
• Обязательное использование занимательной наглядности
• Дидактические игры
• Парные и групповые творческие задания
• Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный
подход)
• Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
• Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
• Словесная поддержка педагога.
• Установка на позитивное решение проблемы
Создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования
положительного отношения к процессу учения.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие
активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны
на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки
с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки
могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце
занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное
состояние ученика в процессе занятия.
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам
игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
Дифференцированные индивидуальные задания:
- Индивидуальные карточки ( «Раскрась цифру», «Допиши цифру», «Закрась части
мозаики», «Найди картинку с геометрическими фигурами», «Составляем цифры из
палочек», «Число-цифра» и т.д)
- математические раскраски.
4.Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй фигуру»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (магнитные цифры)
6. Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий.
Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски,
презентации и фрагментов презентации по ходу урока. Она позволяет сделать
работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить
необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно
добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации
материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-
аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что разнообразные
методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение
образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и
определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
-развитие универсальных навыков.
Методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики
Нет ничего удивительного в том, что дети с ОВЗ сейчас есть если не в каждом
классе, то в каждой образовательной школе - это точно. Вот только с ростом
количества таких учеников у педагога остается неизменным вопрос: а как их
учить? Ведь с обычной программой они не справляются.
Остается реально оценивать свои силы, способности, изучать диагнозы детей и
самое главное- психику ребенка, чтобы не нанести вред ребенку с ОВЗ.
Приходиться изучать и использовать на своем уроке методы и приемы, чтобы
каждого ребенка вовлечь в учебный процесс.
Я хочу поделиться своими методами и приемами с детьми с ОВЗ.
На уроках математики, где детям с ОВЗ содержание учебного материала, темп
обучения, требования к результатам обучения оказываются непосильными,
обучение должно осуществляться на доступном уровне.
Таким образом, коррекционную работу вести нужно в следующих направлениях:
–
индивидуальный подход к ребенку;
–
предотвращение утомляемости;
–
использование методов, с помощью которых можно максимально
активизировать познавательную деятельность ребенка;
–
педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей,
помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и
возможности;
–
обеспечить обогащения детей математическими знаниями.
Урок должен предполагать большое количество использования наглядности для
упрощения восприятия материала.
Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический
настрой обучающихся на уроке, способствует формированию исходной мотивации,
вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.
С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему...(Дети хором) ПРИВЕТ!!!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой...(Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям...Привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго.... Привет!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ...Привет!
Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон,
настроиться и включиться в работу.
Широко используется прием с различными цветовыми изображениями. У
учащихся карточки разного цвета или с изображением лиц (смайлики). Они
показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.
В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние
ученика в процессе урока. Учитель должен обязательно уточнить изменения
настроения ребенка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и
корректировки своей работы.
Способствует концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие
упражнения как «Установка»:
Привели голову в порядок: (Погладили , причесали себя пальчиками).
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё
получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи, Спасибо.
Эффективными являются минутки создания хорошего настроения, проводимые в
парах.
Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:
-Желаю(большой)
-Успеха(указательный)
-Большого (среднего)
-Во всем(безымянный)
-И везде (мизинец)
–
Здравствуй! (вся ладошка)
Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных
карточек при выполнении заданий. На уроке математики используются цифровые
веера. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки
могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключается в том, что сразу видна работа каждого ребенка.
Например, задание «Найди ошибку». Среди геометрических фигур лежит
линейка, карандаш, резинка, в зависимости от темы урока, учащиеся должны
найти только геометрические фигуры и объяснить правильность ответа.
Задания такого рода позволяют у учащихся развить зрительную память, внимание
и логическое мышление.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи. На уроках математики широко
применяют иллюстрированные задачи и примеры.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь
иногда достаточно несколько минут, чтобы встряхнуться, весело и активно
расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят
сделать это, не выходя из класса.
Например: «Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку,
которую я сейчас включу. Сейчас мы не просто будем слушать музыку - каждый из
вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром.
Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы
управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и все рукой целиком...
Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему
оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Таким образом, применение разнообразных методов и приемов обучения
повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие
способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере
относится и к детям с ОВЗ.
Мир активных методов и приемов обучения яркий, удивительный,
многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в
этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и
возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою
работу намного интересней и эффективнее, а своих учеников благодарными,
успешными и счастливыми.