Автор: Рукояткина Светлана Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №5
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Развитие пианистических навыков юного музыканта"
Раздел: дополнительное образование
Развитие пианистических навыков юного музыканта.
Проблема обретения исполнительского мастерства возникает с первых шагов
воспитания юного музыканта, ставшего на путь музыкального профессионализма.
На
педагога
ложится
огромная
ответственность
за
качество
этого
исполнения. Определяющее значение в повышении мастерства юного музыканта –
пианиста является развитие его технической базы.
Хо ч е т с я
в ы д е л и т ь
д в а
о с н о в н ы х
а с п е к т а
в
р а б о т е
н а д
развитием пианистических навыков юного музыканта:
1.
Организация движений пианиста
2.
Развитие технической базы пианиста
Рассмотрим каждый из этих аспектов.
1. Организация движений пианиста.
1.1 Выбор положения пальцев.
Вокальную кантилену, большие аккорды, пьесы в тональностях с большим
количеством знаков удобнее играть пологими, немного вытянутыми пальцами –
особенно это касается маленькой руки. Такие пальцы не должны терять цепкости
кончика. Быстрые пассажи на белых клавишах, наоборот лучше играть более
подобранными
закруглёнными
пальцами.
Наиболее
естественные
движения
"целых"
пальцев,
работающих
«из
ладони»
-
таким
же
образом,
как
мы
берём предметы.
В этих
движениях
активное
участие
принимают
ладонные
мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней и весь палец, который в данном
случае работает, как длинный рычаг. Развитость этих мышц по сути является
главным условием беглости.
Существует множество упражнений для развития этих мышц и независимости
пальцев. Приведу несколько примеров:
Свободно
без
усилий
«открывать»
и
«захлопывать»
все
пальцы
одновременно
Воображаемые
соринки
–
упражнение
делать
на
коленях,
как
бы
сбрасывая соринки
Рисовать в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2, 3, 4 и 5
пальцами, ощущая палец как продолжение руки
Круговые движения 1 пальца. При этом следить, чтобы палец работал
легко, а мышцы между основаниями оставались мягкими. Палец в суставе
не сгибать и не напрягать кисть.
Зацепиться за крышку, закрывающую клавиатуру, кончиками пальцев
(одной
мякотью
подушечек,
не
скрючивая
фаланги)
и
держаться
за
них, почувствовав
свободное
провисание
рук.
Раскачивать
руки
во
все
стороны.
И т.д.
Всё,
что
говорилось
выше
о
работе
пальцев
и
строении
кисти
нужно
учитывать при выборе положения ладони. Только широкая, раскрытая ладонь с
пологим сводом является условием независимости пальцев (т.е. мышц сгибателей
и разгибателей).
1.2 Координация пианистического аппарата и корпуса.
Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки, с помощью
которых
производится
смена
позиций
на
клавиатуре.
Наиболее
удобные
и
естественные движения – это «игра всей рукой от плеча».
Движения в плечевом суставе могут совершаться почти по всем направлениям,
поэтому и являются самыми точными. Наибольшая точность и управляемость
движений достигается в том случае, когда рука находится в положении, при
котором
отсутствует
напряжение.
При
этом
лучше,
если
рука
будет
слегка
отставлена от корпуса («между рукой и туловищем воздух»). Движение кисти
дополняют движение предплечья и плеча. Таким образом рука работает не от
плеча, а от корпуса.
Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы
плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе,
они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном
уровне
и
направляют
её.
Сутулая,
сгорбленная
осанка
сильно
затрудняет
их
работу. Поэтому положение корпуса – первое, на что следует обратить внимание
при организации аппарата. Главные ощущения правильности осанки: широкая,
открытая грудь, плечи опущены. Их нужно сохранять спокойными во время игры.
Центр тяжести тела проходит вертикально через туловище.
Такая осанка позволяет сохранять устойчивость посадки и даёт возможность
свободно поворачиваться и наклоняться в разные стороны. При этих поворотах
плечи и весь корпус ощущаются легкими и податливыми.
Высокое положение головы позволяет следить за исполнением как бы со
стороны, слышать звук не «у рояля», а «из зала», контролировать себя.
Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Она, кроме того, позволяет
привставать на кульминациях, увеличивая тем самым опору на клавиатуру.
Рука поддерживается не только мышцами спины, но и своими «нижними»
мышцами.
Поддержка
нижних
мышц
регулирует
вес
руки,
передаваемый
в
клавиши,
придаёт
руке
упругость,
лёгкость,
от
неё
зависит
рабочий
тонус.
Упругость тонуса сочетается с таким состоянием рук, при котором по ним как бы
«течёт звук» из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом
создаётся
впечатление
будто
клавиатура
«сама
играет»,
а
он
только
слышит,
чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. Такое состояние рук можно
условно назвать «проводимость звука» - это, прежде всего, отсутствие зажатия
спазмов – состояние полной свободы, полное слияние пианиста с инструментом.
Исполнитель и инструмент становятся единым организмом: пальцы ощущаются
«продолжением струны», ладонь – «продолжением пальцев», предплечье и за ним
вся рука продолжают ладонь.
Приведу несколько примеров:
Повороты вытянутых вперёд рук (ладонями вверх, ребром).
Упражнения с мячом. При их выполнении нужно обязательно следить за
осанкой. Рука работает « из корпуса», линия её слегка закруглённая. Плечо и
предплечье ощущает как бы продолжение ладони.
o
Ловить мяч одной рукой, подбрасывая его вверх.
o
Перебрасывать мяч из одной руки в другую по дуге.
o
Отпускать мяч и сразу подхватывать его той же рукой, не давая упасть
(рука обращена ладонью вниз). Руку в кистевом суставе не сгибать!
o
То же, но отпускать мяч одной рукой, ловить – другой. Упражнения с
мячом
воспитывают
ловкость
и
быстроту
реакции.
Хватательные
движения развивают сгибатели пальцев, особенно основных фаланг.
Движения,
имитирующее
ввинчивание
и
вывинчивание
лампочки,
запирание и отпирание двери ключом.
Свободно опущенные руки (ввинчивание и вывинчивание).
И т.д.
1.3 Техника педализации.
Точность и тонкость педализации во многом зависит от свободного состояния
ноги и положении стопы на педали. От давления напряжённой ногой педаль
опускается слишком глубоко и, следовательно, поздно и не до конца снимается,
педализация становится «грязной». Чтобы этого не происходило, необходимо
опираться на пятку, оставляя стопу и колено свободными. Прикасаться к педали
лучше частью стопы между серединой и основанием пальцев. Чтобы не стучать о
педаль, нога должна как бы слиться с ней и работать не отрываясь от педали.
Несколько упражнений для примера:
Свободно отклоняйте колено в стороны, опираясь на пятку.
Легко вибрируйте стопой.
Вращайте стопу вокруг педали.
Поворачивайте стопу вправо и влево.
2.Развитие технической базы пианиста.
2.1 Общие варианты технической работы.
Упражнения
за
инструментом
охватывают
различные
виды
техники
и
всевозможные приёмы звукоизвлечения. Упражнения приносят пользу лишь при
условии
точного
выполнения!
Работа
над
ними
требует
п ол н о й
сосредоточенности.
Для
проверки
отсутствия
напряжённости
во
всём
теле
полезно, не прерывая игры, время от времени поворачиваться, вставать, садиться.
Малейшее неудобство, напряжение, утомление, сразу же отражаются на звуке.
Перейти к упражнениям за инструментом лучше всего после подготовительных
гимнастических упражнений.
Приведу несколько примеров упражнений:
Игра в «позицию», т.е. подготовка пальца к атаке звука на снятии. Прицел
при снятии (быстро снимать пальцы, не задерживать на клавише). Темп более
подвижный.
Играть в «элементе», т.е. на счёт «раз» состояние покоя, отпущенных и
опущенных пальцев, на «и» - подъём и замах пальца (вместе с остальными, как
бы из ладони). Темп медленный (не дёргать запястьем и не поднимать его).
«Молоточковая» игра. 1-ый палец «зацепом» кончика. Постоянно проверять
степень
свободы
корпуса,
плечевого
пояса,
шеи.
Хорошенько
поднимать
пальцы.
Упражнения Ганона – двигающаяся рука с гибкой кистью рисует мелодию.
При
исполнении
ощущать,
осязать.
Аккуратность,
отточенность
кончиков,
открытых и работающих пальцев. Не толкать, не давить!
Поиграть «стаккато» (курочка клюёт).
Проверять свободу 1-ых пальцев делая остановки на различных пальцах.
Ганоны:
o
комбинированной ритмикой;
o
комбинация шрихов
md легато! стаккато
ms стаккато! Легато
И т.д.
2.2 Варианты работы над короткими арпеджио:
Сверху
с
удержанием
1-ых
пальцев
или
5-ых
пальцев
на
покое
и
весе, отдыхе в нижнем положении кисти и плеча, и предплечья – полный
покой – ten, с остановкой для проверки свободы руки и цепкость кончиков,
пальцев.
Максимально открывать ладонь и пальцы, активнее забирать (захлопывать)
с
прицелом.
Отдельно
каждой
рукой
с
движением.
Обеими
руками
на p медленно.
Использовать
рационально
движения
кисти,
но больше следить
за
открыванием
ладони
пальцами.
Следить
за
1-ым
пальцем.
Чтобы
играл
зацепом.
Следить за положением ладони (широкая, растянутая) при взятии звука 5-
ым пальцем.
2.3 Работа над этюдами:
Игра в одной позиции (типа Ганона).
Упражнение на подкладывание и ловкость 1-ых пальцев (1-2, 1-3, 1-4)
триолями, квартолями.
Укрепление пальцев скольжением (терции, затем отдельные звуки), игрой
портаменто сверху.
Затем гаммобразный пассаж со скольжением и опорой на каждый звук.
При игре «по слогам» контролировать качество свободы незанятых пальцев
и хорошей замены пальца из ладони и энергичное захлопывание целого пальца.
Внимательно слушать качество звука. Сочно, глубоко, сильно.
Учить
шт рихами:
ст аккато,
нон
легато,
леджиеро
( л е г ко ) ,
импровизированной ритмикой.
Наизусть поиграть без остановки, весьма подвижно. Затем проанализировав
ошибки, причины, выучив эти места, вмонтировать их в целое. Затем опять всё
подряд с замедлением в этих местах и без замедления.
Разделить
на
крупные
части,
сделать
каждую,
затем
целиком
в
более
медленном темпе.
Формировать скорость по кусочкам, блокам, затем соединить в целое.
И т.д.
Существует огромное количество упражнений на контроль освобождения.
Это и пятипальцевые последования на чёрных и белых клавишах, упражнения с
задержанными звуками, упражнения развивающие подвижность 1-го пальца и т.д.
Все приёмы и упражнения следует проходить постепенно от простого к
сложному, умело дозируя ежедневные нормы работы. И как упоминалось выше,
пользу они могут принести только при условии точного выполнения!
Основное назначение данной работы – поделиться с коллегами некоторыми
выводами и наработками в классе специального фортепиано детской музыкальной
школы.
При
написании
этого
материала
использовались
методические
мысли А.А.Шмидт - Шкловской.
В
заключении
хотелось
бы
процитировать
слова
одного
из
выдающихся
музыкантов русской фортепианной школы Рахманинова С.В.: «В конечном счёте,
никто не в состоянии высказать в печати всё то, что может сообщить учитель в
живом общении».