Автор: Багаева Жанна Аексеевна
Должность: МБОУ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: РСО-Алания Пригородный район с.Ногир
Наименование материала: Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе
Тема: "Безударные глассные в корне слова" Закрепление.
Раздел: начальное образование
Открытый урок по русскому языку
во 2 классе по теме :
« Безударные гласные в корне слова»
(Закрепление)
Учительница Багаева Ж.А.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова». ( Закрепление).
Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;
Задачи урока:
Предметные:
- обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;
-развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными
гласными в корнях .
Метапредметные:
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
- развивать умение анализировать, делать вводы;
- развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое
мышление;
- развивать навыки самооценки ;
- развивать умения работать в группе.
Планируемые результаты:
- различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;
- объясняют выбор орфограммы.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: традиционная,
Оборудование:
Учебник русский язык, 2 класс ,Тетради ,Музыкальное сопровождение
Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями
«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»
Ход урока.
I. Мотивационно – ориентировочный этап.
- Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с
ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.
Прозвенел сейчас звонок
В класс вошли вы на урок.
За окном сейчас прохладно,
Мы работать будем ладно..
Cамое последнее слово - ладно. Что означает это слово? Где мы можем найти ему
объяснение? Исследовала слово Ладно- Карсанты В.(Конечно, в толковом словаре Ожегова.
Это один из самых важных источников информаций и т.д.)
(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает
согласие, хорошо, да.)
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
Минутка чистописания.
Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь
- Откройте тетради, запишите число.
- Я вам сейчас загадаю загадки ,а вы постарайтесь найти к ним отгадки .
Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
Не нужна и шоколадка.
Я сушить его могу,
Получу я курагу.
Отвечай мне на вопрос.
Что же это? - …(АБРИКОС)
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК)
Наклонилась над водой, ветви опустила.
Словно девица свои волосы помыла.
Так лирична и красива!
Догадались? Это – ...(ИВА)
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ)
- Как можно назвать эти слова одним словом? (деревья)
Воспитательный момент.
- А как можно сохранить деревья? (не вырубать, не разжигать костры, участвовать в
насаждениях различных).
- Назовите первые буквы отгаданных слов. (А О Е И Я)
- Какие это буквы? (гласные)
- Как мы их ещё назывем? («опасные»)
-Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и
безударными)
- Какова тема нашего урока?
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
)
Задание: Определите порядок написания букв и запишите.
Аа Оо Ее Ии Яя
Абрикос орешник ель ива яблоня
-Звуко-буквенный анализ слова –Деревья.
III
. Постановка учебной задачи.
(вызываю к доске ученика)
– Запиши, пожалуйста, окна – окно
- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?-(а) Какой – в слове «окна»?
-(о)
- Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне слов под
ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме
он и обозначаются одной и той, же буквой)
- Каким словом является «окна»? (проверочным)
- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово»? (проверочное слово это слово с
ударным гласным в корне слова)
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать, (рассказывает ученица Хугаева М.)
Сразу надо повторять!
Вывод:
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать)
IV.Систематизация и обобщение.
Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова.
- Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную
2 «А».
- Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку)
- Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы)
Конверт1.
- Ребята, работаете в парах, (раздаю карточки)
Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
ТР..ВА, Р..КА , Д..РОГА, М..РЯ, СТР.НА, Г.РА, Н..РА, К..РАНДАШ ,
(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее)
- Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?
- Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие
звуки)
- Молодцы!
V. Физкультминутка
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
- Итак, продолжим нашу работу.
Конверт2.
- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.
Волна -..( волны), Моря -…( море), Гроза –…( грозы), Леса – …(лес,) Коза –…( козы
- Запишите слова себе в тетрадь и подберите проверочные слова к ним (работа в тетради)
- Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?
( безударную гласную надо проверить, )
- Как можно проверить безударную гласную?
-Подобрать проверочное слово.
- Какое слово выбрали?
- Почему это слово является проверочным?
- - Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень,
изменяю слово и нахожу проверочное, пишу слово)
Вывод:
- Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную
можно проверить, подобрав проверочное слово).
Конверт3.
-А в этом конверте Мудрая Сова написала , чтобы вы ответили на ее вопросы.
-Работа с пультами.
VI. Работа над развитием речи. Работа в группах.
Из слов составляют предложения и рассказ.
Ребята во дворе сделали ледяную горку. Все дети потрудились на славу. Хорошая получилась
горка.
VII. Вывод:
- Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне
слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова).
VIII. Физкультминутка .
Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово
– проверяемое, то вы подпрыгиваете.
(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом,
коса, косы, след, следы)
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова).
- Закончите предложения:
1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)
2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)
3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)
4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы
безударная гласная стала ударной).
- Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?
-Слова в которых нельзя проверить безударную гласную, называются словарными словами.
Надо запомнить их правописание.
X. Домашнее задание. Стр.113, упр. 198. Повторить правила.