Автор: Баранникова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5 города Кировска"
Населённый пункт: Кировск Мурманской
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся в условиях
реализации ФГОС НОО
ВЫПОЛНИЛА:
Баранникова Наталья Ивановна,
МБОУ СОШ № 5 г. Кировска
РУКОВОДИТЕДЬ:
Сапачева Лиана Рудольфовна
декан факультета общего образования,
к.п.н., доцент
МУРМАНСК
2019
Содержание
Введение
3
Духовно - нравственное воспитание и развитие младших
школьников в условиях ФГОС
5
1. Особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения
5
2. Диагностика развития и воспитания младших школьников
8
Заключение
12
Литература
14
Введение
2
В
современном
мире
особое
значение
приобретает
духовно-
нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как
толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к
диалогу
и
сотрудничеству,
что
подразумевает
овладение
знаниями
об
особенностях
национальных
культур,
культурологических
основах
социальных
явлений
и
традиций.
Духовно-нравственное
воспитание
направлено
на
усвоение
подрастающим
поколением
нравственных
ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и
поступков,
ориентацию
в
разнообразных
жизненных
ситуациях.
Учитель
начальных классов становится главным воспитателем детей, и именно он
обязан
воспитать
хорошего,
высоконравственного,
ответственного,
правильного человека, открыть его внутренний мир, сформировать его не
только духовно, а также сформировать с нравственной стороны гражданина.
Именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка,
расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной
позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями
[4, с.41].
Духовно-
нравственное
воспитание
младших
школьников
требует
взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями
предусматривает установление контакта с семьёй, выработки согласованных
действий
и
единых
требований.
Сущность
духовно-нравственного
воспитания
младшего
школьника
рассматривается
как
формирование
и
развитие
отношения
школьника
к
людям,
обществу,
природе,
Родине,
к
своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Перед учителем начальных классов стоят задачи:
- развитие представлений младших школьников о значении норм морали,
общечеловеческих ценностях в жизни людей;
-
обобщение
знаний,
представлений
о
духовной
культуре
и
морали,
полученных в начальной школе;
3
-
формирование
у
младших
школьников
ценно стно-смысловых
мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в социуме на
основе
взаимного
уважения
и
диалога
во
имя
общественного
мира
и
согласия.
Педагог
располагает
основными
средствами
воспитания
духовно-
нравственной личности младшего школьника:
- слово учителя и родителя;
- стиль взаимоотношений учителя с учеником;
- методические пособия и учебники.
4
Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в
условиях реализации ФГОС нового поколения
В соответствии с ФГОС нового поколения воспитательные результаты
распределяются
по
трем
уровням:
личностные,
метапредметные
и
предметные.
К личностным результатам относятся:
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов;
учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
развитие
доброжелательности
и
эмоционально
-
нравственной
отзывчивости;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение осуществлять поиск для выполнения учебных заданий;
-
овладение
логическими
действиями
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных
связей,
построения
рассуждений,
отнесения
к
известным
понятиям;
-
определение
общей
цели
и
путей
её
достижения,
адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как
5
основы
религиозно-культурных
традиций
многонационального
народа
России;
- понимание значения нравственности, веры, религии в жизни человека и
общества;
-
общие
представления
об
исторической
роли
традиционных
религий
в
становлении российской государственности;
- осознание ценности человеческой жизни.
Если в работе с младшими школьниками будут использоваться методы
и
приемы
обучения,
воздействующие
на
личность
младшего
школьника,
тогда духовно – нравственное воспитание и развитие младшего школьника
будет
успешным.
Не
только
в
семье
возникает
воспитание
и
развитие
ребенка,
а
также
и
в
школе.
Младший
школьник
живет
в
сфере,
где
множество факторов действует на него, как с позитивной стороны, так и с
негативной.
Поэтому
учитель
начальных
классов
становится
главным
воспитателем
детей,
и
именно
он
обязан
воспитать
хорошего,
высоконравственного, ответственного, правильного гражданина, открыть его
внутренний мир, сформировать его не только духовно, а также сформировать
с нравственной стороны.
Как узнать каковы педагогические условия духовно – нравственного
развития
и
воспитания
младших
школьников?
Для
этого
необходимо
исследовать объект, предмет, поставить цели и задачи.
Объект – учебно-воспитательный процесс.
Предмет – педагогические условия духовно – нравственного развития и
воспитания младших школьников.
Цель
–
выявить
педагогические
условия
духовно
–
нравственного
развития и воспитания младших школьников.
Задачи:
- изучить проблему духовно – нравственного развития и воспитания младших
школьников в учебной деятельности;
- изучить условия воспитания младших школьников в учебной деятельности;
6
- провести экспериментальное исследование и провести анализ полученных
результатов.
7
Диагностика развития и воспитания младших школьников
Ключевой проблемой на сегодняшний день стоящей перед обществом,
родителями, а также государством, стоит духовно–нравственное развитие и
воспитание младших школьников. Особенно актуальна эта проблема в наше
время,
когда
общество
становится
все
более
безнравственным,
живет,
отступая от моральных принципов. Любая деятельность человека (младшего
школьника)
имеет
нравственное
содержание,
поэтому
его
развитие
есть
развитие
нравственных
качеств
личности
и
индивидуальности.
Процесс
духовно-нравственного развития младшего школьника должен иметь цель и
задачи. Тогда главной задачей нравственного развития ребенка можно считать
приобретение
и
развитие
духовных
и
нравственных
качеств,
привычек
ведущих к формированию духовно – нравственной личности. Чтобы узнать,
как
развиты
дети,
как
они
воспитываются
необходимо
провести
исследование:
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список
10 желаний, выбрать из которых можно только 5". Список учитель заранее
выписывает на доске.
Список желаний:
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь доброе сердце
8
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
5 положительных ответов - высокий уровень.
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
3-4 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"прочитайте
вопрос,
вам
нужно
выбрать
из
четырех
данных на них ответов один".
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
- Пытаюсь ему помочь.
- Думаю о том, что могло произойти.
- Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и
говорит, что у него нет такой игры.
- Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
- Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
- Я не обращу внимания.
- Скажу, что он размазня.
- Объясню, что нет ничего страшного.
- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4.Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
- Обижусь в ответ.
9
- Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее
учитель
подсчитывает
сумму
положительных
ответов,
данных
учеником.
4 балла - высокий уровень
2- 3 балла - средний уровень
0- 1 балл - низкий уровень
Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших
школьников
Цель: изучить уровень нравственной самооценки учащихся.
Инструкция: Учитель зачитывает ученикам следующие высказывания:
"Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое
из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас).
Если вы полностью согласны с высказыванием, поставьте +; если вы больше
согласны, чем не согласны – поставьте +-;
если вы немножко согласны – поставьте - -;
если вы совсем не согласны – поставьте -.
Напротив
номера
вопроса
поставьте
тот
бал,
на
который
вы
оценили
прочитанное мной высказывание".
Текст вопросов:
1. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди
людей;
2. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми;
3. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне
человеку;
4.
Я
думаю,
что
можно
позволить
себе
выругаться
на
несправедливое
замечание в мой адрес;
5. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню;
6. Мне приятно делать людям радость;
10
7.
Мне
кажется,
что
нужно
уметь
прощать
людям
их
отрицательные
поступки;
8. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы;
9. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми;
10. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду;
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим
образом:
• Ответу, оцененному в + балла, приписывается 1 единица,
• +- 2 единицы,
• - - 3 единицы,
• - 4 единицы.
В
остальных
ответах
количество
единиц
устанавливается
таким
образом. Например, + это 4 единицы, +- 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
11
Заключение
Нравственное
и
духовное
воспитание
ребенка
это
одно
из
важных
видов в воспитательной работе. Решающее значении имеет для духовного и
нравственного
воспитания
опыт
учителя
духовный
и
нравственный.
Младший школьник может развиваться в доброй среде: в семье, школе,
классе.
Учителю
не
стоит
забывать,
что
формирование
нравственного
и
духовного понятия у младшего школьника, так как
это сложный процесс.
Чтобы
воспитать
личность
развитую
духовно
и
нравственно,
учителю
необходимо приложить много усилий. Учитель должен воспитать в детях
толерантное
поведение,
у
ученика
должно
быть
развито
сочувствие,
сопереживание, не быть агрессивным, относится к другим людям терпимо,
уважать
национальности,
народности,
культуру
и
религию.
Основой
воспитания является школьная жизнь ребенка. Жизнь ребенка должна быть
объектом внимания педагогов [5, с.16].
Процесс
нравственного
воспитания
организуется
и
направляется
воспитателем,
который
содействует
созданию
необходимых
условий,
побуждающих нравственное поведение, создает в ней специальные ситуации
общения для
проявления нравственных отношений между участниками
труда, игры, учения, отбирает необходимое содержание деятельности. Итак,
нравственное
воспитание,
проникая
в
любую
деятельность
школьника
насыщает ее особым характером отношений к миру и людям, под влиянием
которых формируется нравственные черты, составляющие главный стержень
личности [1, с.12].
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать
учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую,
учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей
и охраны природы, общение с другими людьми и т.д.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого
педагогического
стимулирования
нельзя
эффективно
формировать
нравственные
отношения.
Не
менее
существенным
является
и
другое
12
положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и
поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её
поведения
в
любых
изменяющихся
условиях,
они
превращаются
в
личностные качества [1, с.14].
13
Список литературы
Книги под заголовком автора:
1. Алексеева Л. Л. , Биболетова М. З. и др. под ред. Ковалёвой Г. С.,
Логиновой О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. –
М.: Просвещение, 2009. – С 12-16.
2. Лобстейн Ф. Уроки раздумья: педагогика нравственного развития 2-е
изд. М. : Библейско-Богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. – С 81-88.
Статья из периодического издания
(журнала или газеты)
3.
Бунеев
Р.
Н.
Системный
подход
к
формированию
нравственной
культуры
личности
школьника
в
свете
стандартов
нового
поколения.//
Начальная школа плюс До и После – 2012 - № 1. – С 1-4.
4.
Данилов
А.
Я.
Концепция
духовно
–
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России:
извлечения
(А.Я.
Данилов,
А.М. Кондаков, В.А. Тишков)// Народное образование – 2010. - №1. – С. 39
-46.
5. Метлик И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в
школе:
особенности
и
соотношение
в
учебно-воспитательном
процессе//
Воспитание школьников – 2012. - № 2. - С. 9-18.
14