Напоминание

Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС НОО


Автор: Баранникова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5 города Кировска"
Населённый пункт: Кировск Мурманской
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание в условиях реализации ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся в условиях

реализации ФГОС НОО

ВЫПОЛНИЛА:

Баранникова Наталья Ивановна,

МБОУ СОШ № 5 г. Кировска

РУКОВОДИТЕДЬ:

Сапачева Лиана Рудольфовна

декан факультета общего образования,

к.п.н., доцент

МУРМАНСК

2019

Содержание

Введение

3

Духовно - нравственное воспитание и развитие младших

школьников в условиях ФГОС

5

1. Особенности духовно-нравственного воспитания младших

школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

5

2. Диагностика развития и воспитания младших школьников

8

Заключение

12

Литература

14

Введение

2

В

современном

мире

особое

значение

приобретает

духовно-

нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как

толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к

диалогу

и

сотрудничеству,

что

подразумевает

овладение

знаниями

об

особенностях

национальных

культур,

культурологических

основах

социальных

явлений

и

традиций.

Духовно-нравственное

воспитание

направлено

на

усвоение

подрастающим

поколением

нравственных

ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и

поступков,

ориентацию

в

разнообразных

жизненных

ситуациях.

Учитель

начальных классов становится главным воспитателем детей, и именно он

обязан

воспитать

хорошего,

высоконравственного,

ответственного,

правильного человека, открыть его внутренний мир, сформировать его не

только духовно, а также сформировать с нравственной стороны гражданина.

Именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка,

расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной

позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями

[4, с.41].

Духовно-

нравственное

воспитание

младших

школьников

требует

взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями

предусматривает установление контакта с семьёй, выработки согласованных

действий

и

единых

требований.

Сущность

духовно-нравственного

воспитания

младшего

школьника

рассматривается

как

формирование

и

развитие

отношения

школьника

к

людям,

обществу,

природе,

Родине,

к

своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Перед учителем начальных классов стоят задачи:

- развитие представлений младших школьников о значении норм морали,

общечеловеческих ценностях в жизни людей;

-

обобщение

знаний,

представлений

о

духовной

культуре

и

морали,

полученных в начальной школе;

3

-

формирование

у

младших

школьников

ценно стно-смысловых

мировоззренческих основ;

- развитие способностей младших школьников к общению в социуме на

основе

взаимного

уважения

и

диалога

во

имя

общественного

мира

и

согласия.

Педагог

располагает

основными

средствами

воспитания

духовно-

нравственной личности младшего школьника:

- слово учителя и родителя;

- стиль взаимоотношений учителя с учеником;

- методические пособия и учебники.

4

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в

условиях реализации ФГОС нового поколения

В соответствии с ФГОС нового поколения воспитательные результаты

распределяются

по

трем

уровням:

личностные,

метапредметные

и

предметные.

К личностным результатам относятся:

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии

культур, национальностей, религий;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов;

учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-

развитие

доброжелательности

и

эмоционально

-

нравственной

отзывчивости;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности; поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение осуществлять поиск для выполнения учебных заданий;

-

овладение

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных

связей,

построения

рассуждений,

отнесения

к

известным

понятиям;

-

определение

общей

цели

и

путей

её

достижения,

адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как

5

основы

религиозно-культурных

традиций

многонационального

народа

России;

- понимание значения нравственности, веры, религии в жизни человека и

общества;

-

общие

представления

об

исторической

роли

традиционных

религий

в

становлении российской государственности;

- осознание ценности человеческой жизни.

Если в работе с младшими школьниками будут использоваться методы

и

приемы

обучения,

воздействующие

на

личность

младшего

школьника,

тогда духовно – нравственное воспитание и развитие младшего школьника

будет

успешным.

Не

только

в

семье

возникает

воспитание

и

развитие

ребенка,

а

также

и

в

школе.

Младший

школьник

живет

в

сфере,

где

множество факторов действует на него, как с позитивной стороны, так и с

негативной.

Поэтому

учитель

начальных

классов

становится

главным

воспитателем

детей,

и

именно

он

обязан

воспитать

хорошего,

высоконравственного, ответственного, правильного гражданина, открыть его

внутренний мир, сформировать его не только духовно, а также сформировать

с нравственной стороны.

Как узнать каковы педагогические условия духовно – нравственного

развития

и

воспитания

младших

школьников?

Для

этого

необходимо

исследовать объект, предмет, поставить цели и задачи.

Объект – учебно-воспитательный процесс.

Предмет – педагогические условия духовно – нравственного развития и

воспитания младших школьников.

Цель

выявить

педагогические

условия

духовно

нравственного

развития и воспитания младших школьников.

Задачи:

- изучить проблему духовно – нравственного развития и воспитания младших

школьников в учебной деятельности;

- изучить условия воспитания младших школьников в учебной деятельности;

6

- провести экспериментальное исследование и провести анализ полученных

результатов.

7

Диагностика развития и воспитания младших школьников

Ключевой проблемой на сегодняшний день стоящей перед обществом,

родителями, а также государством, стоит духовно–нравственное развитие и

воспитание младших школьников. Особенно актуальна эта проблема в наше

время,

когда

общество

становится

все

более

безнравственным,

живет,

отступая от моральных принципов. Любая деятельность человека (младшего

школьника)

имеет

нравственное

содержание,

поэтому

его

развитие

есть

развитие

нравственных

качеств

личности

и

индивидуальности.

Процесс

духовно-нравственного развития младшего школьника должен иметь цель и

задачи. Тогда главной задачей нравственного развития ребенка можно считать

приобретение

и

развитие

духовных

и

нравственных

качеств,

привычек

ведущих к формированию духовно – нравственной личности. Чтобы узнать,

как

развиты

дети,

как

они

воспитываются

необходимо

провести

исследование:

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список

10 желаний, выбрать из которых можно только 5". Список учитель заранее

выписывает на доске.

Список желаний:

Иметь самый современный компьютер

Иметь верного друга

Мне важно здоровье родителей

Иметь возможность многими командовать

Иметь много слуг и ими распоряжаться

Быть человеком, которого любят

Иметь много денег

Иметь доброе сердце

8

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

5 положительных ответов - высокий уровень.

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

3-4 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

"прочитайте

вопрос,

вам

нужно

выбрать

из

четырех

данных на них ответов один".

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

- Пытаюсь ему помочь.

- Думаю о том, что могло произойти.

- Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и

говорит, что у него нет такой игры.

- Я скажу ему, чтобы он не приставал.

- Отвечу, что не могу ему помочь.

- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

- Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

- Я не обращу внимания.

- Скажу, что он размазня.

- Объясню, что нет ничего страшного.

- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4.Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

- Обижусь в ответ.

9

- Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее

учитель

подсчитывает

сумму

положительных

ответов,

данных

учеником.

4 балла - высокий уровень

2- 3 балла - средний уровень

0- 1 балл - низкий уровень

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших

школьников

Цель: изучить уровень нравственной самооценки учащихся.

Инструкция: Учитель зачитывает ученикам следующие высказывания:

"Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое

из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас).

Если вы полностью согласны с высказыванием, поставьте +; если вы больше

согласны, чем не согласны – поставьте +-;

если вы немножко согласны – поставьте - -;

если вы совсем не согласны – поставьте -.

Напротив

номера

вопроса

поставьте

тот

бал,

на

который

вы

оценили

прочитанное мной высказывание".

Текст вопросов:

1. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди

людей;

2. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми;

3. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне

человеку;

4.

Я

думаю,

что

можно

позволить

себе

выругаться

на

несправедливое

замечание в мой адрес;

5. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню;

6. Мне приятно делать людям радость;

10

7.

Мне

кажется,

что

нужно

уметь

прощать

людям

их

отрицательные

поступки;

8. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы;

9. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми;

10. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду;

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим

образом:

• Ответу, оцененному в + балла, приписывается 1 единица,

• +- 2 единицы,

• - - 3 единицы,

• - 4 единицы.

В

остальных

ответах

количество

единиц

устанавливается

таким

образом. Например, + это 4 единицы, +- 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

11

Заключение

Нравственное

и

духовное

воспитание

ребенка

это

одно

из

важных

видов в воспитательной работе. Решающее значении имеет для духовного и

нравственного

воспитания

опыт

учителя

духовный

и

нравственный.

Младший школьник может развиваться в доброй среде: в семье, школе,

классе.

Учителю

не

стоит

забывать,

что

формирование

нравственного

и

духовного понятия у младшего школьника, так как

это сложный процесс.

Чтобы

воспитать

личность

развитую

духовно

и

нравственно,

учителю

необходимо приложить много усилий. Учитель должен воспитать в детях

толерантное

поведение,

у

ученика

должно

быть

развито

сочувствие,

сопереживание, не быть агрессивным, относится к другим людям терпимо,

уважать

национальности,

народности,

культуру

и

религию.

Основой

воспитания является школьная жизнь ребенка. Жизнь ребенка должна быть

объектом внимания педагогов [5, с.16].

Процесс

нравственного

воспитания

организуется

и

направляется

воспитателем,

который

содействует

созданию

необходимых

условий,

побуждающих нравственное поведение, создает в ней специальные ситуации

общения для

проявления нравственных отношений между участниками

труда, игры, учения, отбирает необходимое содержание деятельности. Итак,

нравственное

воспитание,

проникая

в

любую

деятельность

школьника

насыщает ее особым характером отношений к миру и людям, под влиянием

которых формируется нравственные черты, составляющие главный стержень

личности [1, с.12].

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать

учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую,

учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей

и охраны природы, общение с другими людьми и т.д.

Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого

педагогического

стимулирования

нельзя

эффективно

формировать

нравственные

отношения.

Не

менее

существенным

является

и

другое

12

положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и

поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её

поведения

в

любых

изменяющихся

условиях,

они

превращаются

в

личностные качества [1, с.14].

13

Список литературы

Книги под заголовком автора:

1. Алексеева Л. Л. , Биболетова М. З. и др. под ред. Ковалёвой Г. С.,

Логиновой О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. –

М.: Просвещение, 2009. – С 12-16.

2. Лобстейн Ф. Уроки раздумья: педагогика нравственного развития 2-е

изд. М. : Библейско-Богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. – С 81-88.

Статья из периодического издания

(журнала или газеты)

3.

Бунеев

Р.

Н.

Системный

подход

к

формированию

нравственной

культуры

личности

школьника

в

свете

стандартов

нового

поколения.//

Начальная школа плюс До и После – 2012 - № 1. – С 1-4.

4.

Данилов

А.

Я.

Концепция

духовно

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России:

извлечения

(А.Я.

Данилов,

А.М. Кондаков, В.А. Тишков)// Народное образование – 2010. - №1. – С. 39

-46.

5. Метлик И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в

школе:

особенности

и

соотношение

в

учебно-воспитательном

процессе//

Воспитание школьников – 2012. - № 2. - С. 9-18.

14



В раздел образования