Автор: Митрофанова Екатерина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание приемного ребенка в сказках и рассказах
Раздел: дополнительное образование
Воспитание приемного ребенка в сказках и рассказах
Все
мы
прекрасно
знаем,
что
дети
получают
разное
воспитание.
Для
большей части учителем является лишь
жизнь,
особенно
это
касается
детей-
сирот и дети, оставшихся без попечения
родителей, а доступ к получению гра-
мотного,
полного,
системного
и
правильного
воспитания
существенно
ограничен.
Приемные дети проходят разный путь до того, как попадут в новую семью. Они могут
быть «отказниками» с момента рождения или могут быть «подкидышами», найденными
на улице, или изъятыми из своих кровных семей. Общее для них то, что они лишились
своих
кровных
семей
–
лишились
возможности
жить
со
своими
родителями,
быть
любимыми, получать от них внимание и заботу. И эта травма для психики маленького
человека самое страшное, что могло с ним случиться в этот период жизни.
Вследствие этого воспитание приемного ребенка имеет особенности, которые надо
учитывать,
так
как
с
момента
проживания
в
приемной
семье
приемные
родители
определяют
жизненную
направленность
и
судьбу
ребенка.
На
их
плечи
ложится
ответственность о дальнейшей его судьбе, встают вопросы, как залечить те раны, которые
получены, восполнить пробелы в воспитании и развитии, как развить интерес к познанию,
стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу.
Справиться
со
всем
этим
поможет постоянный,
умелый
и
систематический,
целенаправленный и планомерный труд приемных родителей, а не спонтанно, от случая к
случаю, по своему разумению и настроению. Важно помнить, что для ребенка бесценно
время, проведенное в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью,
взаимопониманием, любовью и заботой, где его познавательно-игровая активность ничем
не сдерживается, а наоборот всячески поощряется.
Хорошо,
если
по
стечению
обстоятельств
ребенку
повезет
и
родители,
учителя,
наставники,
выводящие
его
в
жизнь,
окажутся
ответственными
воспитателями
и
культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. Которые
смогут умелым воспитанием сделать ребенка невосприимчивым к различным формам
безобразия, помочь ему восполнить нехватку необходимых общечеловеческих знаний.
В этой статье мы рассмотрим один из методов познания и воспитания – это чтение
сказок.
Так что же дает нашим детям сказки? В чем секрет их притягательности?
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством
развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть
до
подросткового
возраста.
Особенно
велика
ее
роль
в
воспитании
детей
младшего
дошкольного возраста. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаем доступным
языком знания о мире, о жизни, о предназначении человека в обществе, воспитываем их,
развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. А так же с овместное
чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет
удовольствие от общения.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет
важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка
очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее
важным
воспитательным
моментом
является
обязательная
победа
добра
над
злом. Хорошие
герои
всегда
трудолюбивы,
смелы,
красивы,
смекалисты,
честны.
Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится
находить правильные решения, думать позитивно.
Если ребенок не хочет слушать? Значит, надо не просто читать, а поиграть с малышом
в сказку. Конечно, книжка должна обязательно быть с яркими картинками, но еще лучше
будет, если ее героев удастся нарисовать и вырезать из плотной бумаги, чтобы их можно
было по ходу сказочного сюжета передвигать, трогать, подбрасывать, гладить. Пригодятся
также куклы - обычные или на руку, для кукольного театра.
Очень
хорошо
считается
в
воспитании
читать
ребенку
сказку
на
ночь.
При
приглушенном
свете,
мягком
и
мелодичном
голосе
волшебная
история
убаюкивает
малыша, подарит ему здоровые сны. А присутствие близкого человека положительно
влияет на формирование детской психики. Такая атмосфера помогает ему успокоится,
почувствовать себя в безопасности. Ребенок чувствует всю теплоту, любовь и заботу
которую в этот момент он получает от родителя.
Несколько советов родителям и начинающим педагогам читать сказку:
1.
Концентрируя на ней внимание ребенка;
2.
С выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;
3.
Четко проговаривая слова;
4.
Только одну для более глубокого осмысления;
5.
Выбранную ребенком или вами, но по его согласию;
6.
Анализируя;
7.
Попросите пересказать;
8.
Желательно перед сном.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и
интеллектуальные навыки:
образное мышление;
активную речь;
внимание;
умение связно выразить мысль;
творческие способности и фантазию;
все виды памяти;
умение правильно использовать мимику.
Хочется порекомендовать родителям книгу М.А. Андрианова «Философия для детей в
сказках и рассказах».
Пособие состоит из 104 бесед-занятий и содержит 168 сказок и
рассказов нравственно-поучительного характера, а также очень краткие произведения в
виде
сцен
и
эпизодов,
которые
даны
для
большей
наглядности
при
пояснении
и
обсуждении тем. Пособие универсально: оно может использоваться для воспитания детей
младшего школьного возраста, как в семье, так и школе. При этом многие сказки и
рассказы, а также вопросы к ним, ребенок может вполне осилить самостоятельно. Но все
же живое общение с взрослым наставником по своему воздействию на ребенка просто
незаменимо.
Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в
строго определенной последовательности. Беседы на темы: о красоте,
о Высшем, о
сердце и любви, о нравственности, о мышлении, о мудром. Каждая беседа-занятие
условно
разделена
на
две
части.
Первая
часть
–
это
некая
программа
беседы
с
заготовленным
набором
тезисов.
Вначале
кратко
раскрывается
смысл
затрагиваемых
понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания. После
этого вниманию воспитателя предлагается ряд направлений для самостоятельных бесед с
ребенком, которые сопутствуют теме и полнее ее раскрывают.
Вторая часть занятия – это одно или несколько кратких, динамичных и доходчивых
произведений-миниатюр
по
обсуждаемой
теме.
Вся
сюжетная
линия
каждого
произведения
служит
определенной
воспитательной
задаче,
а
жанр
во
многом
определяется темой: это может быть как лирическая сказка, трогающая душу, так и
правдоподобный, прагматичный рассказ для ума. Произведения хорошо запоминаются и
легки
для
последующего
анализа.
Усвоению
и
закреплению
материала
также
спо -
собствуют вопросы в конце произведений, к большинству из них прилагается в скобках
краткий вариант оптимального ответа. Часть вопросов намеренно выводит ребенка за рам-
ки сюжета произведения и таким образом помогает ему найти аналогию в реальной
жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное
решение применительно к окружающей жизни.