Напоминание

«Особенности работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе»


Автор: Красножон Наталья Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДМШ №6
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Особенности работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности работы концертмейстера в вокальном и хоровом классе»

В работе концертмейстера объединяются творческие, педагогические

и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных,

концертных и конкурсных ситуациях

.

Основная

задача

концертмейстера

создание

целостного

художественного образа. Работая с солистом, пианист должен мобилизовать

свои

умения

и

навыки

на

раскрытие

авторского

замысла,

суметь

найти

выразительные

исполнительские

средства,

создать

индивидуальную

исполнительскую

концепцию,

трактовку

произведения,

адекватную

намерениям композитора, установить контакт с вокалистом.

Составными

частями

рабочего

процесса

концертмейстера

над

музыкальным

произведением

являются:

определение

этапов

работы

с

исполнителем,

решение

эмоционально

выразительных

задач,

поиск

различных приемов концертмейстерской техники, подбор рабочих жестов.

Важной

частью

рабочего

процесса

является

обоснование

использования концертмейстерских приемов. Необходимо сделать акцент на

выборе

разнообразных

жестов,

способах

аккомпаниаторской

передачи

солисту

связи

между

фразами

и

частями,

а

также

показе

главной

и

второстепенных кульминаций. Процесс работы включает также выявление

наиболее

трудных

мест,

применение

целесообразных

приемов

их

преодоления.

После

определения

художественного

замысла

произведения,

поэтических и музыкальных средств, использованных авторами сочинения,

нужно

продумать

приемы,

при

помощи

которых

замысел

произведения

можно

воплотить

при

исполнении.

Наряду

с

общеизве стными

исполнительскими приемами (темп, агогика, динамика, фразировка и т.д.),

нужно определить и чисто вокальные способы, такие как вибрато, цепное

дыхание, выразительная дикция. В процессе работы с солистом или хором

необходимо

преодолеть

пианистические,

вокальные,

ритмические,

1

дикционные

и

другие

технические

трудности,

для

того

чтобы

добиться

практического воплощения замысла.

Деятельность

концертмейстера

требует

от

пианиста

применения

многосторонних

знаний

гармонии,

полифонии,

истории

музыки,

анализа

музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики,

методики, фортепиано во взаимосвязи.

Работая

с

вокалистами,

концертмейстер

обязан

подходить

индивидуально

к

каждому

исполнителю,

учитывая

степень

творческой

активности ученика, состояние его певческого аппарата.

На

первом

уроке

концертмейстер

демонстрирует

новое

произведение, исполняя его несколько раз. В этом случае пианист может

проинтонировать

голосом

вокальную

партию,

аккомпанируя

себе,

или

воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом

(при этом необязательно исполнять всю фактуру). Важно сразу объяснить

замысел

композитора,

увлечь

и

заинтересовать

певца.

Юному

вокалисту

необходимо пропеть мелодию нотами или голосом, следует выполнять эту

работу последовательно, по фразам.

Концертмейстер должен понимать специфику работы с вокалистами

и обращать внимание на следующие моменты:

точность воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического

рисунка мелодии;

целесообразная расстановка дыхания;

прочтение поэтического текста;

четкая дикция и артикуляция;

динамика и балансировка звука.

Причины

неточной

интонации

различны.

Это

может

быть

отсутствие определенных вокальных навыков, недостаточно развитый слух,

физическое

состояние

ученика

в

день

урока.

Необходимо

указать

на

интонационные ошибки в воспроизведении мелодии и помочь устранить их.

Для

этого

полезно

проследить

гармоническую

последовательность

в

аккомпанементе и соотношение ее с вокальной мелодией.

2

Юные певцы нередко небрежно относятся к ритмическому рисунку

мелодии,

что

соответственно

искажает

художественный

замысел

композитора. Полезно предложить ученику исполнить мелодию целиком или

конкретную

фразу,

одновременно

тактируя

(хлопая

в

ладоши)

или

дирижируя.

Концертмейстер

при

этом

помогает

вокалисту,

играя

партию

аккомпанемента аккордами, сохраняя пульс произведения.

С точки зрения агогики внимание концертмейстера должно быть

направлено на взятие дыхания учеником, ферматы, tenuto, паузы. Допустимо

при

исполнении

длинных

нот

вокалистом

слегка

ускорять

темп

в

сопровождении.

Целесообразно отметить в фортепианной партии цезуры (взятие

дыхания).

Основу

содержания

вокального

произведения

со ставляет

поэтический текст, поэтому необходимо обратить внимание ученика на его

вдумчивое прочтение с верными логическими, смысловыми ударениями, и

паузами. При этом не забывать, что в работе над фразировкой целесообразно

идти от музыкального содержания. Важно выявить наиболее значительные

фразы, определить кульминацию и помнить, что слово должно быть не только

хорошо

произнесено,

но

и

"окрашено"

настроением

всего

произведения.

Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции вокалиста –

произношения гласных и согласных, которая в свою очередь зависит от

подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и

твёрдое нёбо).

Необходимо помогать вокалисту правильно распределять силу звука

на протяжении всей песни или романса. Следует объяснить, как постепенно

готовить

кульминацию,

не

допуская

динамического

предела

в

низком

и

среднем регистрах. Вредны пробы высоких нот, если ученик еще не готов к

ним,

т.к.

нерациональная

певческая

нагрузка

разрушающим

образом

действует на голосовой аппарат, переутомляя его. Концертмейстер должен

3

учитывать,

что

от

точно

найденной

фортепианной

звучности

зависит

и

звучание солиста.

Выразительное,

тонкое

исполнение

фортепианной

фактуры

приучает

солиста

к

правильному

звуковедению,

оберегает

его

от

форсированного звука.

Среди

концертмейстерских

специализаций

деятельно сть

концертмейстера хора является наиболее трудоемкой.

Концертмейстер

хора

работает

с

солистами,

коллективом

и

его

группами;

он

имеет

дело

с

хоровой

партитурой;

работает

с

клавирной

версией

оркестровой

партии;

он

подчинен

не

столько

ансамблевым

установкам и своим художественным находкам, сколько воле третьего лица –

дирижера хормейстера.

Концертмейстер

хорового

коллектива

должен

уметь

слушать

и

слышать.

Важной

задачей

концертмейстера

является

нахождение

правильного

звукового

баланса

между

вокальной

и

инструментальной

партией. Он должен всегда слышать вокальную партию сквозь звучание

своего

инструмента

и

также

воспитывать

у

хористов

внимательное

отношение

к

фортепианному

сопровождению

как

важнейшему

фактору

создания художественного образа произведения.

В

процессе

работы

концертмейстеру

необходимо

овладеть

навыками

общения

с

младшими

и

старшими

детскими

хоровыми

коллективами.

В

разном

возрасте

дети

предпочитают

произведения

определенного содержания, характера, жанра.

Например,

младшие

школьники

любят

песни

колоритные,

ритмически четкие, но несложные, с лаконичным, понятным текстом. Они

тонко

чувствуют

песни

патриотического

характера,

способны

глубоко

переживать разные драматические ситуации, чутко реагировать на нежные,

ласковые образы (песни о маме, природе, животных).

В работе с младшим хором концертмейстер помогает выучить

текст, найти и объяснить непонятные для детей слова, отработать в виде

4

упражнений неудобные интервалы или скачок в мелодии (они вычленяются

со словами вместе и отрабатываются как распевка).

Одним из существенных моментов занятий в детском хоровом

коллективе

является

период,

связанный

с

мутацией

голоса

ребенка.

В

подобной

ситуации

концертмейстеру

важно

быстро

транспонировать

произведение,

изменить

громкость

и

темп

звучания,

следуя

требованиям

здоровьесберегеющих технологий.

Старшие дети тянутся к современной эстрадной музыке, но

одновременно и к классике. Репертуар старшего хора состоит из достаточно

сложных произведений, включающих двух- и трехголосие, что требует от

концертмейстера

хороших

исполнительских

навыков.

Наилучшим

будет

такой

отбор

произведений,

который

позволит

постоянно

соблюдать

гармоничность в обучении и неуклонно следовать принципу художественного

и технического единства.

Концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами

дирижера, играть по руке и поэтому он обязан знать основы дирижерской

техники. Профессия концертмейстера имеет одну характерную особенность:

рамки охвата музыкального текста должны быть шире, чем у пианиста,

играющего

лишь

сольные

произведения.

Перед

глазами

концертмейстера

находится

партитура

из

трех-четырех

нотных

станов.

Умение

скоординировать все составляющие этой партитуры, всю вертикаль очень

важно.

Только

целостный

охват

партитуры

даст

возможно сть

концертмейстеру предвидеть намерения педагога и согласовать совместные

действия.

Звуковой баланс с хором, солистом и с отдельными партиями -

это

разные

балансы.

Концертмейстер,

работающий

с

хором,

должен

учитывать, что любой хоровой коллектив обладает возможностями, намного

превосходящими

возможности

одного

певца

и

по

динамике

и

по

гармонической

насыщенности,

а

потому

и

игра

концертмейстера

должна

быть значительно более рельефной и

5

эмоционально

насыщенной.

Целесообразно

найти

такое

звучание

фортепианной партии, при котором пианист не будет ни «под» хором, ни

«над» ним. О достижении звукового баланса Дж. Мур пишет,что “... до тех

пор, пока аккомпаниатор не наберется опыта, он будет стараться играть как

можно

тише,

чтобы

слышать

голос

яснее,

чем

звук

собственного

инструмента. При этом ему будет казаться, что он достиг звукового баланса,

но

подобное

исполнение

не

доставит

удовольствия

ни

искушенному

слушателю, ни певцу, лишенному столь нужной ему поддержки.”

Активное участие концертмейстера в повседневной работе

хорового коллектива является необходимым условием повышения качества

образования, решения задачи воспитания участников хора, развития у детей

творческих музыкальных способностей, выполнения общей художественной

задачи коллектива.

Организация вокально-хоровой деятельности и успешный

результат в работе с обучающимися дополнительного образования во многом

зависит

от

совместной

профессиональной

деятельности

хормейстера

и

концертмейстера. Огромное значение при организации хорового коллектива

имеет не только хормейстер, но и концертмейстер. Любой исполнительский

коллектив,

только

вместе

с

аккомпаниатором

считаются

одним

целым

музыкальным

организмом.

Их

основная

художественная

цель

это

достижение звучания единого ансамбля. Слаженный ансамбль основывается

на единстве художественных целей двух партнеров – хоровика и пианиста.

Кроме этого должно быть понимание каждой из сторон своих обязанностей в

воплощении передачи содержания музыкального произведения. Хормейстер

и концертмейстер должны внести свой вклад в образовательный процесс,

который позволяет трактовать взаимодействие как организацию совместной

деятельности. Важно четко спланировать совместную деятельность, чтобы

была

возможность

скоординировать

план

действий.

Ре зул ьт ат

взаимодействия в организации вокально-хоровой деятельности зависит от

6

того, каким образом концертмейстер и хормейстер реализуют свою работу с

учащимися.

Отталкиваясь от особенностей совместной деятельности, можно

выявить

основные

требования

к

хормейстеру

и

концертмейстеру,

что

необходимо

для

усиления

взаимодействия

в

работе

с

вокально-хоровым

коллективом. К таким требованиям относят:

личностные – педагоги должны быть готовы проявить

способность к совместной музыкальной деятельности; необходимость

формирования

мотиваций

к

коллективной

деятельности;

изучение

специфики музыкального искусства хормейстера и концертмейстера;

стремление

пианиста

и

дирижера

к

взаимодействию,

учитывая

их

индивидуальные особенности и музыкальные предпочтения;

предметные – хормейстер и концертмейстер обязаны освоить

основные

понятия

о

взаимодействии

этих

двух

профессий,

возникающие в процессе вокально-хоровой деятельности.

Совместное творчество концертмейстера и хормейстера,

обуславливается

психологическим

фактором,

в

котором

и

исполнительский процесс прекращает быть под руководством только

лишь

дирижера.

Творческий

процесс

в

работе

с

детским

хором

приобретает

творческую

свободность,

предполагает

коллективную

функцию,

раскрывая

насыщенность

музыкальной

партитуры

и

проникновение в создание музыкального образа.

Значительным фактором в процессе взаимодействия

хормейстера

и

концертмейстера

считается

знание

принципов,

критериев, уровней, этапов и проблем в организации вокально-хоровой

работы. Педагогам в совместной деятельности можно использовать

методы

психолого-педагогического

влияния

на

участников

детского

хорового

коллектива.

Это

будет

способствовать

развитию

главных

качеств

голоса

вокалистов,

стимулировать

активность

и

слуховое

внимание,

увеличит

самостоятельность,

сознательность,

будет

повышать интерес к музыкальному творчеству.

7

Таким образом, совместная творческая деятельность влияет

не

только

на

всестороннее

развитие

личности

учащихся,

но

и

на

духовное развитие. А с точки зрения педагогической направленности,

процесс становления умений и навыков пения, чувства ансамбля влияет

на развитие музыкального голоса и слуха. В свою очередь, момент

взаимодействия

хормейстера

и

концертмейстера

в

организации

вокально-хоровой деятельности еще не нашел своего общего описания

в научных статьях, поэтому значимость этой проблемы также актуальна

в современное время.

Концертмейстер должен наладить особую духовную связь с

хормейстером и всецело разделить с ним ответственность за те или

иные аспекты интерпретации. Стремление объединиться в творческих

устремлениях с партнером, будь то вокалист, дирижер или хоровой

ансамбль - одно из главных условий успешного ансамбля. По мнению

Е.

Шендеровича,

«удобство,

которое

обеспечивает

солисту

чуткий

партнер-аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом,

-это основное условие для работы ... главное из всех составляющих

качеств профессии концертмейстера»

8



В раздел образования