Автор: Селявина Мария Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: города Заполярный Печенгского района Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: Эффективная практика интеллектуального воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Интеллектуальное воспитание младших школьников
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
И. Кант
Интелле́
кт
(от лат.
Intellectus
—
ощущение,
восприятие,
разумение,
понимание,
понятие,
рассудок)
—
качество
психики,
состоящее
из
способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на
основе
опыта,
пониманию
и
применению
абстрактных
концепций
и
использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая
способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все
познавательные
способности
человека:
ощущение,
восприятие,
память,
представление, мышление, воображение.
Под
интеллектуальным
воспитанием
учащихся
следует
понимать
целенаправленный
педагогически
обеспеченный
процесс
развития
и
обогащения
умственных
способностей
учащихся,
формирования
у
них
к у л ь т у р ы
и
п р е с т и ж а
у м с т в е н н о г о
т р у д а .
Интеллектуальное
воспитание
—
самостоятельное
направление
воспитательной деятельности педагога, реализация которого возможна как в
рамках основной образовательной программы (посредством учебного плана и
плана
внеурочной
деятельности),
так
и
в
рамках
дополнительных
общеобразовательных программ.
Оснований для повышенного внимания педагогов к интеллектуальному
воспитанию младших школьников достаточно много. Более сложным, чем до
введения федерального государственного образовательного стандарта (далее —
ФГОС) начального общего образования стал контекст развития учащихся
начальных классов, а это возраст, когда происходит становление основных
умственных операций и развиваются первичные навыки их рефлексии.
В проектировании системы интеллектуального воспитания младших
школьников можно выделить две группы трудностей.
Первая группа — это трудности понятийного плана: неоднозначность
истолкования понятий «интеллект», «умственные способности», «развитие
интеллекта»,
«интеллектуальная
одаренность»
и
др.;
весьма
сильная
зависимость
педагогики
от
сугубо
психологической
теории
в
вопросах
развития умственных способностей учащихся, развития мышления и памяти;
отсутствие
должных
понятийных
ориентиров
по
интеллектуальному
воспитанию в самом ФГОС начального общего образования.
Вторая
группа
—
это
трудности
организационного
и
программно-
методического
плана,
которые
особенно
заметны
в условиях
требований
ФГОС
начального
общего
образования
к
структуре
о сновной
образовательной программы (далее — ООП). До сих пор открыты вопрос
отнесения
интеллектуального
воспитания
к
урочной
или
внеурочной
деятельности
учащихся
и
вопрос
оценки
результатов
интеллектуального
воспитания
учащихся.
Кроме
того,
в
связи
с
процессами
модернизации
системы
дополнительного
образования
педагоги
общеобразовательных
организаций столкнулись с проблемой освоения ресурсов дополнительного
образования, их использования в образовательном процессе школ.
Учитывая
вышеизложенное,
основной
целью
образовательной
деятельности становится развитие интеллектуальных способностей каждого
ученика.
Задачи исследования:
Обосновать
возможность
интеллектуального
развития
учащихся
посредством системы заданий и упражнений.
Выявить и обосновать способы и приёмы интеллектуального развития
учащихся.
Построить систему индивидуальной работы так, чтобы учение каждого
ребёнка происходило при максимальном напряжении его сил.
2
Нормативно-правовые предпосылки
Точкой отсчёта в разработке системы интеллектуального воспитания
младших
школьников
будет
содержащаяся
в
Федеральном
законе
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее —
Федеральный
закон
№
273-ФЗ)
норма
о
том,
что
начальное
общее
образование
направлено
на
«формирование
личности
обучающегося»,
развитие его «индивидуальных способностей, положительной мотивации и
умений
в
учебной
деятельности»,
«овладение
чтением,
письмом»,
«простейшими
навыками
самоконтроля,
культурой
поведения
и
речи»,
а
также на овладение «элементами теоретического мышления».
С обозначенной законодательной нормой вполне согласуется позиция
ФГОС
начального
общего
образования,
характеризующая
«портрет
выпускника
начальной
школы».
Наряду
с
прочими
личностными
характеристиками выпускника начальной школы в нём выделены такие, как:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации
собственной деятельности.
Следует
принять
во
внимание
и
положения
«Программы
развития
воспитательной
компоненты
в
общеобразовательных
учреждениях»,
где
декларируется, что воспитательная компонента деятельности школы «должна
являться
неотъемлемой
составляющей
общего
социокультурного
пространства Российской Федерации», поскольку формирование позитивной
модели
поведения
обучающихся
«способно
обеспечить
им
условия
для
нормальной
адаптации
и
адекватного
развития
их
личности
в
обществе,
государстве, мире».
3
Выход на образовательные результаты
Обозначенное
нормативно-правовое
поле
интеллектуального
воспитания
учащихся
начальных
классов
достаточно
для
того,
чтобы
выстроить соответствующую систему в рамках реализации ООП начального
общего
образования.
Для
этого,
в
первую
очередь,
необходимо
детализировать
требования
ФГОС
начального
общего
образования
к образовательным
результатам
учащихся
и
спланировать
эти
результаты
в соответствии с возможностями и способностями учащихся и фактическими
условиями образовательной деятельности (Приложение 1).
На
резонный
вопрос,
чем
интеллектуальное
воспитание
учащихся
отличается от процесса формирования УУД, ответить можно кратко. Тем, что
оно
направлено
исключительно
на
умственные
способности
конкретного
обучающегося.
Специфическая
цель
интеллектуального
воспитания
—
научить ребенка обращаться со своим умом, который нельзя считать чем-то
самодостаточным, не нуждающимся в инструментовке. «Оснащение» ума
учащихся необходимыми для потребления информации и контроля процессов
жизнедеятельности
техниками
и
есть
то,
в
чём
заключается
содержание
интеллектуального воспитания.
Как уже было сказано выше, система интеллектуального воспитания
младших школьников должна охватывать как урочную, так и внеурочную
деятельность. В таблице 2 (Приложение 2) приведено примерное содержание
деятельности
педагога
в
рамках
ведущих
подпрограмм
ООП
начального
общего образования.
Нельзя
не
принимать
того
факта,
что
если
ученику
не
давать
алгоритмов умственной деятельности, он начинает черпать их из бытового
опыта, характер которого, увы, весьма далёк от ценностей умственного труда.
Чем больше и настойчивее развивать умственные способности, предлагая
соответствующие алгоритмы, тем прочнее будет его умственный опыт и тем
4
вероятнее, что в дальнейшем в этом опыте учащиеся найдут опору для
самостоятельной познавательной практики.
Формы и методы работы
Внеурочная
деятельность
организуется
по
направлениям
развития
личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное)
в
таких
формах,
как
художественные, культурологические, хоровые студии, сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-
патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные
исследования,
общественно
полезные
практики
и
другие
формы
на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных
отношений.
В
зависимости
от
потребностей
и
возможностей
учащихся,
я
практикую такие формы внеурочной деятельности, внутри которых её цели и
цели интеллектуального воспитания равнозначны. Например:
научный клуб;
научное общество учащихся;
кружок «Всезнайки»;
олимпиадные группы и др.
Сложнее,
однако,
наполнить
выбранную
форму
развивающим
содержанием, получить искомые результаты интеллектуального воспитания
учащихся.
И
здесь
недостаточно
будет
просто
активной
познавательной
(в т. ч.
исследовательской)
деятельности
учащихся,
пусть
даже
очень
продуктивной.
Такая
деятельность
должна
чередоваться
с
тренингами-
упражнениями.
Назначение тренингов-упражнений — обретение учащимися того или
иного
навыка.
Тренинги-упражнения
могут
быть
групповыми
и
индивидуальными,
но
обязательное
условие
—
практический
навык
по
окончании работы. В отличие от обычных практических работ, тренинги-
5
упражнения
рассчитаны
на
получение
навыка,
применение
которого
возможно для учащегося сразу же. Для младших школьников я использую
следующие тренинги-упражнения:
буриме (возможны тематические заданные рифмы);
загадки (загадывание, т. е. придумывание загадок);
установление аналогий (лучше между разнородными предметами и
явлениями);
«вопрос на в и к т о р и н у »
( в о п р о с ,
р а с с ч и т а н н ы й
б о л ь ш е
на сообразительность, нежели на информированность);
новое
понятие
(учащимся
предлагается
дать
определение
нестандартному слову, например «мышебег»).
В рамках учебного плана ООП начального общего образования считаю
целесообразным и провожу специальные установочные уроки внутри каждой
учебной дисциплины. На таких уроках я демонстрирую наиболее вероятные,
с
точки
зрения
востребованности
в
ходе
учебных
занятий,
алгоритмы
оперирования предметной информацией (позволительно прибегнуть здесь к
речевым
оборотам
со
сниженной
стилистической
окраской,
чтобы
эмпирическое и теоретическое мышление учащихся одинаково работало на
результат).
Хороший эффект для овладения учащимися своим интеллектом дают
рефлексивные задания.
Учащимся предлагалось подумать и ответить на такие вопросы:
1.
Как я заучиваю необходимую информацию?
2.
Что мне помогает в запоминании?
3.
Что мешает мне запоминать учебный материал?
4.
Всегда ли одинаково мне удаётся справляться с запоминанием
материала?
5.
Пробую ли я какие-то специальные приёмы запоминания?
Затем учащиеся пробовали сочинить небольшой текст на тему «Что я
знаю о своём уме?» или «Загадки моего ума».
6
Организуемое
в
таком
ключе
самопознание
младших
школьников
невозможно без провокаций со стороны педагога. Чтобы развивать мышление
учащихся,
их
наблюдательность,
нужно
стараться
использовать
любую
возможность. Например, одним из домашних заданий по окружающему миру
было
задание
понаблюдать
после
дождя
те
участки
земли,
на
которых
подолгу
застаивается
вода.
Можно
взять
небольшие
пробы
земли
и
определить её состав, используя увеличительное стекло. Перед учащимися
ставится как общая задача наблюдения, так и более конкретные частные
задачи.
Но
главное,
то,
что
в
ходе
проверки
выполнения
задания
мы
заставили учащихся воспроизвести как ход своих действий, так и ход своих
мыслей.
Младший школьный возраст является наиболее важным и, с точки
зрения
ряда
качеств
личности,
единственно
возможным
периодом
эффективного
развития
интеллекта.
Также
важно
отметить,
что
многие
компоненты
интеллекта
индивида
(память,
внимание,
воображение,
способность к логическому мышлению, речь, эрудиция и др.) взаимосвязаны
и
взаимообусловлены.
Это,
в
свою
очередь,
означает,
что
нормальное
интеллектуальное
развитие
личности
предполагает
одновременное
комплексное развитие нескольких качеств интеллекта.
Широкое
включение
устной
речи
в
учебную
деятельность
также
стимулирует внимание, память и мышление ученика, существенно влияет на
процесс овладения понятиями, масштабы обобщения и абстрагирования. Как
было сказано выше, хорошо развитая устная речь благотворно влияет на
повышение качества письменной речи. Наиболее результативными оказались
следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная
работа с текстом; лингво-стилистический анализ текста; «самодиктанты»;
сочинение-рассуждение; редактирование текста; различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические
упражнения;
работа
с
текстами-
миниатюрами;
со ст авление
синквейнов,
кластеров
к
т е кс т у ;
коммуникативные и игровые ситуации. (Приложение 3)
7
Я
говорю
детям:
«Вы
сможете
определить
новое
слово,
если
расположите
прямоугольники
по
степени
увеличения
количества
точек
в
каждом из них» (искомое слово медведь):
Постепенно количество конкретных указаний, помогающих учащимся
определить
искомое
слово,
уменьшается.
Так,
я
сообщаю:
«Вы
сможете
назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте
прямоугольник
с
его
первой
буквой
и
самостоятельно
установите
последовательность соединения остальных букв искомого слова:
Какое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?»
Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника,
который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали
прямоугольники
более
высокие
и
соединяли
буквы,
которые
в
них
написаны».
По
мере
выработки
умения
выполнять
задания
с
ограниченным
количеством указаний я ввожу в учебный процесс упражнения, предусма-
тривающие
полное
их
отсутствие.
Например,
предлагаю
учащимся:
«Внимательно
посмотрите
на
данную
запись
и
назовите
два
слова,
с
которыми мы познакомимся на уроке:
ОЗАБВТЕРАДК
Какие это слова? Как вы их нашли?»
С
помощью
двух
последних
заданий
продолжается
дальнейшее
совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых
8
обеспечивалось
использованием
предыдущего
приёма.
Вместе
с
тем
уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет
детей
более
напряженно
и
сосредоточенно
мыслить,
мобилизовывать
интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает чёткую,
обоснованную речь. Подобный результат обеспечивается необходимостью
для
школьников
во
время
ответа
характеризовать
действия,
связанные
с
определением
слова,
так
как
на
поставленный
учителем
вопрос
(или
вопросы)
дети
должны
ответить
небольшим,
логически
построенным
рассуждением или умозаключением.
Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он
даётся детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если
нужные познавательные действия не сформированы у учащихся, то задания
предлагаются
в
игровой
форме,
в
виде
дидактической
мини-игры.
Специально планирую на уроке задания для учащихся, в которых они на
новой
информационной
основе
снова
и
снова
выполняют
аналогичные
интеллектуальные
действия.
Выполнение
заданий
постоянно
расширяет
информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы
интеллектуальных
действий
приобретаются
в
процессе
выполнения
множества разнообразных заданий.
В
рамках
плана
внеурочной
деятельно сти
п р о с т р а н с т в о
интеллектуального
воспитания
ещё
шире,
поскольку
здесь
педагог
не ограничен необходимостью выполнить учебную программу. Среди прочих
направлений
внеурочной
деятельности
ФГОС
начального
общего
образования выделяет общеинтеллектуальное направление. Характерно, что
изменения
во
ФГОС
не
коснулись
состава
направлений
внеурочной
деятельности,
а
лишь
усилили
акценты
на
необходимости
учёта
индивидуальных
особенностей
и
потребностей
обучающихся
через
организацию внеурочной деятельности.
9
Вывод, дальнейшие перспективы
Развитие
мышления
–
важнейшая
задача
современной
школы.
Сформированность умственных действий является необходимым условием
сознательного
и
прочного
усвоения
материала
учебных
дисциплин,
средством
систематизации
и
выведения
новых
знаний.
От
особенностей
развития мышления во многом зависит успешность учебной деятельности.
Совершенно
очевидно,
что
поступательное
обращение
сознания
младших
школьников
на
собственные
мыслительные
проце ссы
незамедлительно даёт результат. Хотя бы в том плане, что учащиеся с низкой
мотивацией учения, но хорошими интеллектуальными задатками признают
меру своей «вины» в плохих оценках. Те же, кто имеет высокий уровень
мотивации
учения,
открывают
для
себя
отдельные
способы
управления
процессами
мысли.
В
четвёртом
классе
методы
самонаблюдения
и
взаимонаблюдения уже привычны для учащихся. Обязательными становятся
эссе по результатам самонаблюдения: «Оценим свои привычки», «Что и когда
я делаю лучше всего», «Мой самый счастливый день» и др.
Если перенести на результаты тренингов-упражнений подход ФГОС
к планированию образовательных результатов, то мы получим, что в ходе
тренингов-упражнений:
ученик научится:
принимать и сохранять предмет мысли;
учитывать выделенные педагогом ориентиры мыследействия;
планировать процесс мысли в соответствии с поставленной целью;
анализировать ход мысли, разбираться в причинах затруднений;
извлекать уроки из допущенных ошибок;
ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с педагогом устанавливать новые предметы мысли;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
10
проявлять
познавательную
инициативу
в
интеллектуальном
сотрудничестве;
самостоятельно
и
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Отмеченная
выше
связь
задач
интеллектуального
воспитания
и
отдельных видов УУД неслучайна. Говоря об интеллектуальном воспитании,
нельзя
не
говорить
о
метапредметном
подходе
в
организации
образовательного процесса, суть которого — в выходе за рамки предмета
(«мета» в переводе с латыни означает «за», «перенос»). Всяческий, однако,
перенос (знаний, опыта и др.) возможен лишь в случае его осознанности
учащимся.
Вряд
ли
будет
метапредметным
образовательный
результат,
который
получен
учащимся
случайно,
без
предварительной
мотивации
и
осмысленной
познавательной
цели.
Даже
эвристическое
обучение
предполагает ту или иную познавательную цель. И всякий раз, когда целью
мыследеятельности
избирается
не
конкретная
учебная
информация,
а
надпредметное знание или понятие, этот подход имеет место быть. Но ученик
должен
быть
готов
к
такому
подходу,
т. е.
должен
владеть
элементами
теоретического
мышления
и
уметь
рефлексировать
свои
умственные
процессы.
В
рамках
какой
бы
подпрограммы
ООП
начального
общего
образования
ни
планировалась
система
интеллектуального
воспитания
младших
школьников,
она
будет
весьма
действенным
механизмом
достижения младшими школьниками её планируемых результатов.
Подведя итоги и проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что
система комплексного подхода к интеллектуальному воспитанию младших
школьников позволяет повысить эффективность развития учащихся:
способствует расширению кругозора,
углубляет знания об окружающем мире,
благоприятствует развитию ребёнка как личности,
активизирует умственную деятельность детей,
11
даёт
возможность
плодотворно
использовать
особенности
младшего
школьного возраста для полноценного развития речевых способностей
учащихся.
Параллельно
и
во
взаимосвязи
с
интеллектуальным
воспитанием
школьника идёт и другой не менее важный процесс формирования приёмов
учебного
труда,
определённых
умений,
дающих
возможность
учащимся
усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.
В дальнейшем я собираюсь продолжить работу в данном направлении.
Подробно,
глубже
изучить
методическую
литературу,
разнообразить
и
индивидуализировать
методы
и
формы
обучения,
создать
комплекс
развивающих заданий и упражнений (1-4 класс), направленный на развитие
интеллектуальных
способностей
учащихся,
обеспечивающий
высокий
уровень обученности.
Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз
и
навсегда
данными,
а
подвержены
прогрессивным
изменениям
при
определённых условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в
обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю.
12
Приложение 1
Образовательные
результаты
младших
школьников
применительно
к целям интеллектуального воспитания
Цели интеллектуального
воспитания
Планируемые результаты освоения
учащимися ООП НОО
Р а з в и т и е
н а в ы к о в
концентрации
внимания
на
ко н к р е т н ом
во п р о с е
и л и
объекте
Предметные образовательные результаты.
Рефлексивные
универсальные
учебные
действия
(далее
—
УУД)
учащихся:
• самоорганизация;
• самоконтроль.
Познавательные УУД:
логические операции
Развитие способности к широте
восприятия окружающего мира
Личностные УУД:
• смыслообразование;
• нравственно-этическая
ориентация.
Познавательные УУД:
• работа с информацией;
• проведение исследования
Формирование
способности
подчинять
мысль
генеральной
идее
(связывать
п р е д м е т
п о з н а н и я
с жизненными
ц е л я м и ,
н р а в с т в е н н ы м и
установками)
Познавательные УУД:
логические операции.
Усвоение метапредметных понятий
Формирование
первичных
навыков контроля мышления
Рефлексивные УУД:
• самоорганизация;
• самоконтроль
13
Приложение 2
Деятельность
педагога
по интеллектуальному
воспитанию
младших
школьников
Область
деятельност
и
Программа формирования
УУД учащихся
Программа духовно-
нравственного развития,
воспитания обучающихся
Учебный
план
Организует учебное занятие
так, чтобы работа учащегося
с учебным материалом была
не с а м о ц е л ь ю ,
а поводом
и с п о с о б ом
л и ч н о с т н о -
значимой
д е я т е л ь н о с т и
(проектной,
исследовательской).
О р г а н и з у е т
о в л а д е н и е
учащимися
мыслительными
техниками
А к ц е н т и р у е т
у ч е б н ы й
м ат е р и а л ,
о т р а ж а ю щ и й
ценности
интеллектуального
р а з в и т и я
ч е л о в е к а .
Дифференцированно
подходит
к подаче
учебного
м а т е р и а л а ;
к текущему
формирующему
оцениванию
учащихся
План
внеурочной
деятельности
Анализирует
индивидуальные
п от р е б н о с т и
у ч а щ и х с я
в интеллектуальном
развитии.
Разрабатывает
специальные
программы, в ходе освоения
которых учащиеся осваивают
т е х н и к и
о б р а щ е н и я
с
собственным
интеллектом,
отрабатывает
алгоритмы
мышления
Кул ь т и в и р у е т
п р е с т и ж
интеллектуального творчества
по средством
с п е ц и а л ь н о
разрабатываемых
мероприятий
Приложение 3
14
Упражнения по развитию речи
Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.
ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА)
Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.
СЕНЬ БЕДА КОРЬ
Ребусы.
1очка (одиночка) 1бор (разбор)
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)
Развивающие каноны.
7
с
8
в
9
.
(семь)
(восемь
)
(девять)
корова
т
курица
ц
лошадь
.
(телёнок)
(цыплёнок)
(жеребёнок)
собака
л
лошадь
р
корова
.
(лает)
(ржёт)
(мычит)
Языковые пропорции.
Чёрное – белое =
огонь – … (вода).
Рысь – кошка =
волк – … (собака).
Лампа – … =
радио – звук (свет).
Фрагмент урока русского языка во 2 классе
Тема: Разделительные Ъ и Ь знаки.
На доске помещены карточки со словами: отъезд, съел, оладьи, вьюга,
веселье
Учитель
Дети
– Что видите на доске?
– Слова, имена существительные.
– В чём их особенность?
– Имеют Ъ и Ь знаки.
– Какую работу можем с ними
выполнить?
– Разделить на две группы: с Ъ и с Ь
знаками.
– В какой части слова пишется
разделительные Ъ и Ь знаки.
– В корне слова – Ь, после приставок
– Ъ.
– После каких букв и перед какими
пишутся эти знаки?
– После согласных, перед гласными.
15
Приложение 4
Логические упражнения
Интеллектуальная разминка
Сколько пальцев на 2 руках?
Сколько недель в месяце?
Порядковый номер пятницы в неделе?
Наименьшее двузначное число?
Какого числа последний день года?
Сколько штук в дюжине?
За сколькими зайцами нельзя гнаться?
То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.
Что находилось у Красной Шапочки в корзинке?
Что потеряла Золушка на балу?
Что мы слышим в начале урока? Букву У.
Провоцирующие задачи
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них
отпилить? 5.
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.
Задачи частично – поискового характера
Фрагмент урока математики во 2
классе. Тема: Конкретный смысл
умножения. На доске помещены
карточки с суммами:
5+4
13+13
53 + 35
16
4
8
6
6
2
4
8
6
.
9
4
1
6
6
2
1
9
.
12+12+15
4+4+4
11+6+11
33+33
7+7+7
– Что записано на доске?
– Суммы.
– Что вы можете сказать про них?
– Есть суммы, у которых все слагаемые одинаковые.
– Какую работу можно выполнить с этими суммами?
– Сгруппировать. В1 группу – с одинаковыми слагаемыми, А в другую все
остальные.
– Может быть кто-нибудь знает, как короче записать эти суммы?
…
– Может быть, вы от взрослых слышали о других действиях, кроме сложения и
вычитания?
– Я слышал от старшего брата про умножение, но как оно обозначается, не знаю.
– Где мы можем найти ответ?
– В учебнике математики.
Чтение правила в учебнике(умение найти ответ)
17