Автор: Потапова Елена Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности работы над кантиленой"
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская музыкальная школа №5 г. Южно- Сахалинска»
Тема: «Особенности работы над
кантиленой»
Автор: Потапова Е.А.- преподаватель по классу фортепиано
г. Южно- Сахалинск, 2020г.
Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном
исполнительстве является владение искусством вокального интонирования,
Поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий
отклик в душе у слушателя.
В переводе с итальянского «кантилена» (канта)- пение. «Пение - это
главный
закон
музыкального
исполнения,
жизненная
основа
музыки»
(Игумнов). Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией,
над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал
интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.
Очень важно разбираться в градации звучания:
1)опустить руки на клавишу слишком медленно и тихо - это еще не звук;
2)опустить руки на клавишу резко, слишком сильно - получится стук, это уже
не звук.
Тонкостью
в
звукоизвлечении
кантилены
является
именно
«золотая
середина».
Необходимо заострить внимание ученика на игре самостоятельными,
приготовленными пальцами, научиться диктовать ощущать в руке ту силу
звука,
которая
необходима.
Если,
например,
требуется
теплый,
проникновенный
звук,
надо
играть
близко
к
клавишам,
а
для
яркого,
открытого звука надо использовать всю амплитуду размаха пальцев. Если
кантилена звучит в октавном исполнении, пятый палец берется смелей и
активней, а первый – аккуратней.
Важно уметь слышать звук не только в момент извлечения, но и его
продолжение или переход на другую высоту. Не просто взять сексту, септиму
или
любой
другой
широкий
интервал
–
а
преодолеть
пространство,
«дотянуться до нее».
Следует уберегать учеников от «ударных приемов» и от давления на
клавишу. Основным принципом соприкосновения с клавиатурой является
«является
слияние
пальцев
с
клавиатурой».
Преподавателю
необходимо
следить, чтобы руки ученика не фиксировали жесткую форму, а стремились к
тому, чтобы движения рук были пластичными, естественными и свободными,
согласно
внутреннему
содержанию
произведения.
Все
движения
юного
пианиста должны быть подчинены слуховому контролю. Певучесть – это
главное качество звука.
Ф.Э.Бах рекомендовал « посещать концерты хороших искусных певцов»,
говорил,
что
«
полезно
для
правильного
исполнения
фразы
пропеть
ее
самому».
Известно,
что
многие
знаменитые
музыканты
(Глюк,
Моцарт,
Гайдн) в юности пели.
Как же добиться певучего звука на рояле? Игумнов пишет об одном из
способов:
«
При
использовании
кантилены
пальцы
следует
держать
как
можно ближе к клавишам и стараться
по возможности больше играть
«подушечкой»,
то
есть
стремиться
к
максимальному
слиянию
пальцев
с
клавиатурой».
Очень важно звучание сопровождения, соотношение мелодии и
аккомпанемента,
глубины
баса
и
педализации.
Педаль
имеет
большое
значение в работе над кантиленой. Умело пользуясь педалью пианист находит
тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии. Сам по себе
фортепианный звук быстро угасает. Если мы нажмем на правую педаль – мы
вдохнем в звук «жизнь». В этом основное значение запаздывающей педали.
«Подхватывающий» и «поддерживающий» прием не дает звуку угаснуть.
Поэтому важно сначала услышать звук, а затем его подхватить. На первом
этапе обучения необходима точная педализация, осмысление и ограничение
ее, умение добиваться певучести без педали.
Обобщая свой педагогический опыт, хотелось бы остановиться на самом
раннем этапе обучения интонирования legato c начинающими пианистами.
Все ученики в моем классе проходят упражнение на двухзначное legato:
1)Первый звук играется на «выдохе»- второй на «вдохе» ( ма-ма, па-па,
Да-ша). Пальцы 1-2, 2-3, 3-4, 4-5.
2)После изучении двухзвучных интонаций legato можно перейти к
трехзвучному: ( ру-че-ек- играется на «вдохе», Ан-нуш-ка – играется на
«выдохе»,
бе-рез-ка-
начинается
на
«выдохе»,
затем
«вдохе»
и
опять
на
«выдохе». Понятия «выдох» и «вдох» зависят от ударения в слове. При
освоении данных интонаций прорабатываются объединяющие движения рук.
При «вдохе» запястье двигается «снизу- вверх», и наоборот при «выдохе»
запястье двигается «сверху-вниз».
После закрепления коротких интонаций переходим к фразировочным
построениям.
Говоря
о
кантилене
нельзя
не
затронуть
работу
над
фразировкой. Нужно определять и одновременно выявлять интонационные
центры
во
фразах.
Чтобы
ученику
было
легче
с
этим
справляться
придумываются подтекстовки с детскими стишками.
Пример: Репертуар
младшего
класса
А.Штейбельт
«Адажио».
Сыграть
произведение
самой,
найти
совместно
с
учеником
образ
и
характер
исполняемого, настроение, которое передает композитор. Обсудить за счет
каких выразительных средств передается это настроение. Показать на руке
ученика, что мы будем играть мягко поставленными пальцами, как будто
погружаем пальцы в поролон.
Обратим внимание на исполнение точной аппликатурой (к интонационному
центру идет сильный палец, так как у детей слабые пальцы). Написанная
аппликатура не всегда соответствует детским пальцам. Но в нашем случае все
удобно.
Обращаю
внимание
ученицы
на
мелодию
произведения,
придумываем
подтекстовку:
Уж, осень наступает,
Все листья пожелтели,
Мне жаль, что это осень
И холодно гулять.
Что листья опадают,
И птички улетают,
И птички улетают в дальние края.
Играем мелодию правой рукой, мягко подчеркивая интонационные центры и
одновременно пропеваем подтекстовку.
Когда
мелодия
хорошо
проучена,
нужно
работать
над
объединяющими
движениями кисти. Важно, чтобы ученик осмысливал эту работу, а не играл
формально. Добиваясь певучего звука на примере данного произведения, я
акцентирую
внимание
на
глубоком legato,
хорошем
и
качественном
перенесении веса руки из клавиши в клавишу и своевременном отпускании
предыдущего звука, стараясь вести звук по самому « донышку» клавиши.
Пример: Репертуар старшего класса Г.Балаев «Элегическая пьеса»- ансамбль
для
двух
фортепиано.
В
первой
партии
в
мелодии
необходимо
ощутить
пальцами гармонию, как бы «прорасти длинными пальцами внутрь ее» и
добиться продолжения звучания, почти не отрывая пальцев от клавиш.
С
учеником
поговорить
о
длинных
пологих
подушечках
пальцев,
погружающихся
во
что-то
мягкое,
глубокое,
добиваясь
более
связного
звучания
не
отрываясь
от
клавиш.
Этого
же
надо
добиваться
и
при
подключении педали. Особенно быть внимательным при смене гармонии,
чтобы
это
не
происходило
рывком,
не
изменяло
основного
штриха
исполнения. При исполнении мелодии в аккордовой средней части пьесы,
важно
слышать
мелодическую
линию
верхнего
голоса,
более
ясно
ее
выделять.
Имеет
смысл
пропеть
ее,
проучить
ее
как
самостоятельную
мелодию, учитывая все ее изгибы и повороты. При кантилене изложенной
аккордами велика роль точной педализации. Только с помощью педали мы
можем добиться певучего и выразительного звучания такой фактуры. При
этом
важно
слышать
основные
гармонические
структуры
и
находить
принадлежность проходящих звуков в мелодии к той или иной гармонии,
чтобы сделать звучание полнозвучным и осмысленным.
Часто в своей педагогической практике я отмечаю, как некоторые
ученики, играя legato, как будто подталкивают звуки музыки. Линии плавного
legato вообще нелегко достигаются детьми. Ребенок видит в тексте ноту за
нотой, берет клавишу за клавишей, и в результате исполняет звук за звуком.
Восприятие линии, а тем более ее исполнение, даже музыкальным учеником
дается
не
сразу.
Из
чего
делается
вывод
-
работа
над
кантиленой
-
кропотливый,
продолжительный,
но
и
в
то
же
время
увлекательный
и
творческий процесс в обучении юного пианиста.
Список литературы.
1.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, «Феникс»-2002г.
2.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - Москва, «Сов. Композитор»-1989г.
3.Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано.- Москва, «Музыка»
1982г.
4.Гонделвейзер А.Б. Пианисты рассказывают. - Москва, «Сов. Композитор»
1979г.