Автор: Андреева Наталья Гаврииловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской обл.
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема: "Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиция"
Раздел: начальное образование
Русский язык 2 класс
ТЕМА.
ЕСТЬ
ЛИ
У
СОГЛАСНЫХ
ЗВУКОВ
СИЛЬНАЯ
И
СЛАБАЯ
ПОЗИЦИИ?
Цель: создать
ситуацию,
в
которой
учащиеся
усомнятся
в
том,
все
ли
орфограммы
слабых
позиций
нам
известны;
проверить,
существуют
ли
орфограммы слабых позиций согласных; выяснить, существуют ли сильная и
слабая позиции у согласных звуков.
Тип урока. Решение частных задач.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
УУД
Создание
ситуации успеха
Дети, запишите
предложение:
Малыши сидели
на берегу реки.
Один ребёнок
работает у доски,
остальные дети в
тетрадях. После
написания
взаимопроверка
в парах и
фронтальная
проверка работы
на доске.
Дети задают
ребёнку у доски
вопросы.
Почему
написал(а) букву
Е в слове
сидели?
Почему
пропустили
букву в слове
реки?
Личностные
Коммуникат.
Почему нельзя
записывать все
буквы?
Потому что звуки
чередуются, и
мы не знаем,
какую букву
писать.
Всегда ли
чередуются
звуки?
Нет, только в
слабой позиции.
Как вы узнаёте,
когда у звука
сильная
позиция, а когда
слабая?
Под ударением
сильная, без
ударения слабая.
Как это показать
Дети предлагают
на модели?
модель.
Почему очень
важно это знать?
Чтобы писать без
ошибок. Там, где
звуки
чередуются, на
письме надо
ставить пропуск.
Значит, зная этот
секрет, вы
сможете писать
совсем без
ошибок?
Поднимите руку
те, кому это
удаётся. Мы
можем смело
говорить, что
весь класс
поднялся на эту
ступеньку?
Да.
На доске
появляется
запись
Постановка
задачи
Буквы каких
звуков вы
пропускали,
записывая
предложение?
Буквы гласных.
А почему никто
из вас не
пропустил буквы
согласных?
Варианты ответа:
Потому что на
согласные звуки
ударение не
может падать,
поэтому у них
нет слабой и
сильной
позиции. Они не
чередуются.
Может быть они
и чередуются, но
мы с таким ещё
не встречались.
Как же
поступим? Будем
и дальше
Нет, нужно
выяснить,
потому что если
спокойно
обозначать
согласные звуки
буквами?
у них тоже есть
сильные и
слабые позиции,
а мы этого не
знаем, то мы
будем писать с
ошибками.
На какой же
вопрос мы
постараемся
сегодня
ответить?
Есть ли у
согласных звуков
сильные и
слабые позиции.
Как показать наш
вопрос с
помощью
модели?
Дети составляют
модель.
Анализ условий
решения задачи
Как же мы
узнаём о сильной
и слабой
позициях? Ведь
ударение нам не
поможет! На что
мы должны
обратить
внимание?
В сильной
позиции
встречаются
любые звуки, а в
слабой не все.
Составьте
предложение со
словом плот.
Дети в
предложении
рассказывают о
плоте.
Да вы говорите
совсем о другом
предмете! Я не с
этим словом
просила
придумать
предложение!
Дети должны
сообразить о чём
идёт речь и
составить
предложение:
«На дереве висит
сладкий плод».
Почему так
произошло?
Давайте
разберёмся.
Запишите
буквами через
строчку слова:
пл_ды
В тетрадях детей
появляется
запись
пл_ды [плады]
пл_ты
Рядом запишите
эти слова
звуками.
Измените слова
так, чтобы они
называли один
предмет, и
запишите
звуками.
д
[плот]
т
пл_ты [платы]
т
плот]
т
Давайте
выпишем
последний
согласный звук.
Одинаковы ли
позиции этих
согласных в
изменениях
плоды - плоты и
плод - плот
Почему вы так
считаете?
В словах плоды –
плоты после
согласного стоит
гласный, а в
словах плод -
плот согласный
стоит в конце
слова.
Какая из этих
позиций сильная,
а какая слабая?
В словах плод -
плот позиция
слабая, потому
что встречается
только звук т . В
словах плоды –
плоты позиция
сильная, потому
что встречается и
д , и т . Эти
звуки парные по
звонкости-
глухости.
Чем отличается
сильная позиция
этих звуков от их
слабой позиции?
Ударением?
Соседом слева?
Соседом справа?
Если согласный в
конце слова, то
это слабая
позиция. Если
есть справа
(после него)
гласный, то
позиция сильная.
Мы ответили на
Ответили.
поставленный
вопрос?
Моделирование
Поднялись на
следующую
ступеньку?
Да.
Познавательные
(общеучебные)
Как
зафиксировать в
модели то, что
мы открыли?
На ступеньке
появляется
запись
Итоговая
рефлексия
Что было новым
на уроке?
Мы узнали, что у
согласных звуков
есть сильная и
слабая позиции.
Как вы думаете,
что мы будем
делать на
следующем
уроке?
Может, будем
учиться писать
слова с
сильными и
слабыми
позициями
согласных
звуков.
Регулятивные
(оценка)