Автор: Кобзева Людмила Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Как хорошо мы знаем сказки!"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПАШИНСКИЙ»
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«Как хорошо мы знаем сказки!»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Кобзева Людмила Александровна
Новосибирск 2020
Образовательная область: развитие речи
Тема: «Как хорошо мы знаем сказки!»
Используемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы)
Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках,
активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на
мнемотаблицы) и сказочных героев.
Задачи:
«Познавательное развитие»
- закреплять представления детей о книгах;
- систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов.
- развивать память, мышление, наблюдательность, внимание.
«Речевое развитие»
-активизация словаря через новые слова, пословицы и поговорки.
-развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы.
-развивать умение давать описательную характеристику героям.
-активизировать словарь прилагательных слов.
«Социально-коммуникативное развитие»
-стимулировать интерес к образовательной деятельности;
-развивать умение слушать друг друга;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку
заниматься сообща.
-развивать умение выполнять различные игровые задания
-развивать коммуникативные навыки
«Художественно-эстетическое развитие»
-способствовать развитию образного мышления, художественных образов.
- воспитывать аккуратность в работе
-воспитывать интерес к художественной литературе
Методические приемы: вопросы, загадки, упражнения, игры, задания
Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного
содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-
атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона,
мнемотаблица).
Раздаточный материал: картинки с изображением сказок, сказочных
персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник,
цветные карандаши, восковые мелки.
Организационный момент:
Педагог: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.(книга)
Ребята, а почему говорят: "Книга – источник знаний". (Дети отвечают)
Педагог: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и
прекрасный мир - рассказывают об интересном. О чем
может рассказывать книга? (Дети отвечают)
Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей:толстые, тонкие, большие
маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)
Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)
Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя
художника)
А кто запомнил как называются картины в книжке? (иллюстрации)
С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги
мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним
пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:
Будешь книжки читать – будешь все знать.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Золото добывает из земли, а знания - из книги.
Книга твой друг, без неё как без рук.
Хорошая книга – лучший друг.
Сюрпризный момент: под музыку выходит баба яга. Говорит: «Сидите тут,
умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно
не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И
книжечек у вас тут много. Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз!
(забирает книги, оставляет цветик- семицветик).
Педагог: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем,
книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за
цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем
бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных
героев, а цветик семицветик нам поможет!
Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с первым заданием!
Физ. минутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились со вторым заданием!
Педагог:
Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки.
Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.
Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на
мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).
Педагог: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А
третье?
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с третьим заданием!
Педагог: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так
про себя говорить?
1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)
2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)
3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С.
Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)
4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш.
Перро «Золушка».)
5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)
6. Не люблю грязь, немытых детей, сразу высылаю армию моющих и
чистящих средств (Мойдодыр)
7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь,
приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)
8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)
9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и
помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)
Педагог: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!
Педагог:
А какие герои бывают? (добрые и злые)
Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича
какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)
Девочки, а вы опишите мне Золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая,
красивая, трудолюбивая)
Педагог: А в пятом задании нам придется подвигаться.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с пятым заданием!
Физ. минутка:
На лужайке поутру Дети становятся в круг
Мы затеяли игру берутся за руки.
Я подснежник, ты вьюнок Правая рука вперёд
Становитесь в наш венок Левая рука вперёд. Взяться за руки.
Раз, два, три, четыре – 4 шага назад, расширяя круг
Раздвигайте круг по шире
А теперь мы - ручейки Бег по кругу, взявшись за руки.
Побежим вперегонки
Прямо к озеру спешим Делают круг максимально большим
Станет озеро большим
Становитесь в круг опять Идут по кругу
Будем в солнышко играть
Мы весёлые лучи Тянуться на носочках, поднимая руки вверх
Мы резвы и горячи. Прыжки на носочках.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с шестым заданием!
Педагог: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным
героям, давайте определим,что это за вещи, какому герою принадлежат и из
какой сказки!
Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд-
подскачил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы,
хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею
бессмертному, стрела Царевны лягушки,пенек на котором сидел медведь и
отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста,
градусник).
Педагог: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и
последнее задание.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!
Педагог: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые
художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на
картине не хватает!
Дети дорисовывают.
Стук в дверь. Дети с педагогом идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с
книгами и письмо от Бабы Яги!
Садимся на коврик читаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы школы раннего развития «Пчёлка», я
была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки,
героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг вашей школы и
подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не
воровать, особенно книжки!
Я к вам обращусь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ваша любимая бабушка Яга!
И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»
Итог занятия
Ребята что мы сегодня вспоминали?
А какие задания вам понравились больше всего?
А для чего все-таки нужны книжки?
А что больше всего любят читать дети?
А из какой сказки приходила Баба Яга?
Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки
Бабушки –Яги!